Файл: Понятие и виды административно-правовых отношений (Кафедра «Административного и финансового права»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Административная правоспособность и административная дееспо­собность юридического лица либо другой организации совпадают.

Что касается административной дееспособности гражданина, то ее развитие и полное осуществление закон связывает с достижением опре­деленного возраста, а в ряде случаев — с состоянием здоровья человека. Конституция РФ предоставляет гражданам РФ возможность осу­ществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18-летнего возраста. Однако это не исключает права законодателя устанавливать частичную административную дееспособность гражданина до дости­жения им возраста совершеннолетия, и том числе путем установления обязанности отвечать за определенные Противоправные деяния.

Имеются категории граждан, такие как недееспособные или не полностью дееспособные, которые не могут в полной степени обладать возможностью самостоятельно реализовывать свой административно-правовой статус. Законодательство Российской Федерации и, в частности, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (вступил в силу с 1 сентября 2008 г.) регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над этой категорией граждан. В нем на государство возлагаются следующие организационные и правоприменительные задачи (ст. 4 Закона):

  • обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройство;
  • защита прав и законных интересов подопечных;
  • обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
  • обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
  • обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются (ст. 7 Закона):

  • защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  • надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  • контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опекой является «форма устройства малолетних граждан, которые не достигли возраста 14 лет и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (п. 1 ст. 2 Закона).

Попечительством является «форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации»[1]1 (п. 2 ст. 2 Закона).

Также законодательством предусматривается возможность установления органом опеки и попечительства (посредством принятия акта) временного назначения опекуна или попечителя (акт о предварительной опеке или попечительстве) в следующих случаях: если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя; при отобрании ребенка у родителей или лиц, их замещающих, на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность применения мер ад­министративного наказания к гражданам, достигшим 16 лет.

Административно-правовое отношение, как и любое другое правоотношение, имеет определенную структуру, элементам» которой явля­ются:

- субъект правоотношения,

- объект правоотношения

- юридический факт.

Эта структура, по сути дела, предопределена правовой нормой, которая предусматривает в абстрактном виде права и обязанности конкретных субъектов административного права, вид общественных отношений, в рамках которых могут возникнуть административные права и обязанности, и условия юридические факты, порождающие возникновение, изменение или прекращение конкретных Правоотно­шений.


Субъекты административно-правовых отношений

Субъект административно-правовых отношений - тот, кто наделен го­сударственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществ­лению управленческих функций.

Субъекты административно-правовых отношений:

- государственные органы и их структурные подразделения;

- предприятия, учреждения, организации;

- общественные (негосударственные) объединения;

- служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;

- представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанностями;

- граждане Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъектами административно-правовых от­ношений могут быть физические лица, а также коллективные субъек­ты — органы, организации юридические лица.

В качестве объектов административно-правовых отношений можно рассматривать тот конкретный круг общественных отношений, по поводу которых возникает соответствующая правовая связь субъ­ектов правоотношений. Например, в сфере образования администра­тивно-правовое отношение возникает между администрацией (ректо­ратом) государственного высшего учебного заведения и студентом по поводу выполнения учебного плана, соблюдения-дисциплины, предо­ставления учебной и методической литературы, пользования библио­течным фондом и т.п.

Юридические факты - факты, с наличием которых законодатель связы­вает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических актов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.

События - явления, независимые от воли людей (стихийное бедствие техногенного или природного характера, рождение, смерть человека).

Действия — правомерные (ликвидация юридического лица, регистрация прав на недвижимость, зачисление в учебное заведение) и неправомерные (совершение административно­го правонарушения, незаконное административное задержание, возло­жение на лицо не предусмотренной законом обязанности и т.п.),

Административно-правовое отношение возникает только при на­личии определенного юридического факта.

По своему содержанию административно-правовые отношения, как и правовые нормы, подразделяются на:

- материальные

- процессу­альные.

Административно-правовые нормы могут классифицироваться по различным критериям.


1) Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии с которым нормы делятся на:

  • административно-обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме;
  • административно-запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме;
  • административно-уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы.
  • административно-декларирующие, т.е.устанавливающие наиболее общие правовые начала (принципы) организации и осуществления административно-публичной деятельности.

2) По субъектам, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:

  • нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы и методы их деятельности, организацию работы;
  • нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;
  • нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;
  • нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

3) По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).

4) По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Бессрочных – абсолютное большинство, и они действуют до их отмены. Некоторые авторы выделяют временные административно-правовые нормы.

5) По кругу лиц, на которых распространяется их действие, административно-правовые нормы делятся на: общие, которые относятся ко всем лицам на данной территории; специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов (военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).


6) По пределу действия в пространстве (классификация проф. Коренева А.П.) административно-правовые нормы делятся на:

  • общероссийские (федеральные);
  • действующие в пределах субъектов РФ;
  • ограниченно-территориальные. распространяющие свое действие в пределах части территориальной единицы (
  • межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.);
  • локальные;
  • действующие в пределах федеральных округов.

7) По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:

- общими, действующие в пределах всей административно-публичной сферы

- отраслевыми, действующие в пределах определенной части административно-публичной сферы — отрасли публичного управления;

- межотраслевыми действующие в рамках нескольких частей административно-публичной сферы.

8)  По своей внутренней структуры административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее.

Гипотезу административно-правовой нормы можно разделить на абсолютно определенную, и относительно определенную,.

Диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащий дозволение, предписание или правового поведения, предписываемое нормой права.

Санкцияэто часть административно-правовой нормы, указывающая на правовые последствия и предусматривающая меру государственного воздействия принудительного характера к лицам, нарушающим установленные в диспозиции правой нормы поведения.

Существуют следующие санкции административных норм:

1) Меры дисциплинарной ответственности, к которым относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и др.

2) Меры финансового воздействия: различные финансовые (в т.ч. кредитные) и налоговые санкции – прекращение кредитования (полностью или частично).

3) Меры административного наказания. Согласно ст. 3.2 КоАП РФ к ним относятся:

  • предупреждение (ст. 3.4 КоАП);
  • административный штраф (ст. 3.5 КоАП);
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП);
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП);
  • лишение специального права (ст. 3.8 КоАП);
  • административный арест (ст. 3.9 КоАП);
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП);
  • дисквалификация (ст. 3.11 КоАП);
  • административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП).