Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 2024

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

 

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – 

ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

 

 
 
 
 
 
 
 

И С Т О Р И Я  

 
 

Методические указания 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Абакан 

2013


background image

УДК 94(470)(072) 

И90 
 

И90    

История : метод. указания / сост. С. А. Угдыжеков ; Сиб. федер. 

ун-т, ХТИ – филиал СФУ. – Абакан : Ред.-изд. сектор ХТИ – филиала 
СФУ, 2013. – 40 с. 

 

Содержат пояснительную записку, содержание курса истории, 

планы семинарских занятий по истории. К каждой теме прилагается 
список основной и дополнительной литературы. Составлены в соот-
ветствии с  ФГОС ВПО, подготовлены на основе  соответствующих 
курсов в Томском государственном университете и СФУ

Предназначено  для  студентов,  обучающихся  по  направлениям  

13.03.02  «Электроэнергетика  и  электротехника»,  08.03.01  «Строи-
тельство»,  23.03.03
  «Эксплуатация  транспортно-технологических 
машин  и  комплексов»,  15.03.05
  «Конструкторско-технологическое 
обеспечение машиностроительных производств»,
 09.03.03 «Приклад-
ная  информатика»,  38.03.01
  «Экономика»,  38.03.02  «Менеджмент» 
очной и заочной форм обучения. 

 

УДК 94(470)(072) 

 
 
 

Рекомендовано к изданию 

научно-методическим советом ХТИ – филиала СФУ 

 
 
 

 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

© ХТИ – филиал СФУ, 2013 


background image

3

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Курс «История» предназначен для студентов Хакасского техническо-

го  института,  обучающихся  на  отделениях  естественно-научногои  эконо-
мического профиля. 

 
Цель курса – формирование у студентов системы устойчивых знаний 

по отечественной  истории  и целостного  представления о характере  и осо-
бенностях исторического развития России, определение места и роли стра-
ны  в  истории  мировых  цивилизаций,  подготовка  к  использованию  накоп-
ленных  исторических  знаний  при  формировании  гражданской  позиции  и 
ориентации  в  современных  проблемах  общественно-политической  жизни 
России и тенденциях мирового развития. 

 
Задачи курса: 
–  раскрыть  содержание  основных  этапов  социально-экономического 

и государственно-политического развития России;  

– определить факторы самобытности российской истории; 
– проследить роль России во всемирной истории; 
– выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечествен-

ной истории; 

–  рассмотреть  современное  политико-государственное  устройство 

России и основные тенденции её социально-экономического развития. 

Процесс  изучения  дисциплины  направлен  на  формирование  следую-

щих компетенций: 

1) общекультурные компетенции: 
–  способность  владеть  культурой  мышления,  способность  к  обобще-

нию, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её 
достижения; 

–  способность  уважительно  и  бережно  относиться  к  историческому 

наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные 
и культурные различия; 

– способность понимать движущие силы и закономерности историче-

ского процесса, события и процессы экономической истории, роль насилия 
и ненасилия в истории, место и роль своей страны в истории человечества 
и в современном мире; 

–  способность  анализировать  социально-значимые  проблемы  и  про-

цессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие 
в будущем; 

–  способность  владеть  культурой  мышления,  логически  верно,  аргу-

ментированно и ясно строить устную и письменную речь; 


background image

4

 

 

2) профессиональные компетенции: 
–  способность,  используя  отечественные  и  зарубежные  источники 

информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подго-
товить информационный обзор и / или аналитический отчёт; 

– способность в составе научно-исследовательского и производствен-

ного  коллектива  решать  задачи  профессиональной  деятельности  (в  соот-
ветствии с профилем подготовки); 

– способность формировать суждения о значении и последствиях сво-

ей  профессиональной  деятельности  с  учётом  социальных,  профессиональ-
ных и этических позиций. 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 
Знать: 
– базовые термины и понятия исторической науки; 
–  основные  закономерности  и  этапы  исторического  развития  обще-

ства, место и роль России в истории человечества и на современном этапе. 

Уметь: 
– ориентироваться в современных вопросах социально-экономической 

и государственно-политической жизни страны; 

–  анализировать  и  оценивать  социально-экономическую  и  политиче-

скую информацию. 

Владеть: 
– конкретными научными знаниями по отечественной  истории; 
– навыками работы с основной учебной и справочной литературой по 

отечественной  истории  и  наиболее  значимыми  группами  опубликованных 
исторических источников. 

Основные формы занятий по курсу «История»: лекции и семинары. 
Конкретная  трудоёмкость  определяется  отделениями  в  соответствии 

с ФГОС. 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 

 

Тема I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ 

 
История  как  бытие  прошлого  и  её  роль  в  жизни  общества.  Функции 

истории.  Методология  истории.  Методы  изучения  истории.  Исторические 
источники. Историография истории. 

Концепции исторического развития: мифологический подход; христи-

анская  концепция;  марксистское  материалистическое  понимание  истории 
и теория  формаций;  цивилизационный  (культурно-исторический)  подход 
к истории. 

Отечественная  история  –  составная  часть  мировой  истории.  Россия 

в отечественной исторической науке. 


background image

5

 

 

Тема II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ 

 ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII – СЕР. XV В. 

 
Этнокультурные  истоки  древнерусской  цивилизации.  Формирование 

и развитие  Древнерусского  государства  –  Киевской  Руси.  Предпосылки 
и этапы  становления  государственности.  Основные  версии  образования 
Древнерусского государства. Особенности социально-экономического раз-
вития  и  политического  строя  Киевской  Руси.  Принятие  христианства  как 
выбор  цивилизационной  альтернативы.  Предпосылки  и  последствия  хри-
стианизации Древней Руси. 

Политическая  раздробленность  русских  земель.  Социальные,  эконо-

мические и политические факторы раздробленности. Формирование регио-
нально-цивилизационной  специфики  русских  земель:  Новгородская  рес-
публика,  Галицко-Волынское  княжество,  Владимиро-Суздальское  княже-
ство, Южная Русь. 

Борьба с иноземными захватчиками с Запада и Востока. «Вызов» Во-

стока и «вызов» Запада. Русь и Орда. Дискуссии о роли монгольского фак-
тора в русской истории. 

Объединительные процессы в русских землях (XIV–сер. XV вв.). Воз-

вышение Москвы. Ликвидация Ордынского господства. 

 

Тема III. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ  

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА 

 

Образование Московского государства (вторая пол. XV–первая треть 

XVI вв.). Политика Ивана III и Василия III. Деспотический характер власти 
московских князей. 

Московское  государство  в  середине–второй  пол.  XVI  в.  Реформы 

Ивана  IV  Грозного  и  Избранной  рады.  Начало  формирования  сословной 
системы организации общества. Опричнина: сущность и последствия. Кри-
зис Московского государства. 

«Смутное  время».  Россия  в  XVII  веке.  Воцарение  династии  Романо-

вых.  Предпосылки  и  особенности  складывания  российского  абсолютизма. 
Соборное  Уложение  1649  г.  Окончательное  закрепощение  крестьянства. 
«Бунташный век»: специфика  социально-политических конфликтов в Рос-
сии в XVII в. Церковный раскол. Воссоединение Украины с Россией. 

 

Тема IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛ. XIX В. 

 
Россия  в  эпоху  петровских  преобразований:  сущность,  методы  и  по-

следствия. Особенности модернизации Петра I. 

Дворцовые перевороты: их причины и сущность.