Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 2203
Скачиваний: 6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –
ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
И С Т О Р И Я
Методические указания
Абакан
2013
УДК 94(470)(072)
И90
И90
История : метод. указания / сост. С. А. Угдыжеков ; Сиб. федер.
ун-т, ХТИ – филиал СФУ. – Абакан : Ред.-изд. сектор ХТИ – филиала
СФУ, 2013. – 40 с.
Содержат пояснительную записку, содержание курса истории,
планы семинарских занятий по истории. К каждой теме прилагается
список основной и дополнительной литературы. Составлены в соот-
ветствии с ФГОС ВПО, подготовлены на основе соответствующих
курсов в Томском государственном университете и СФУ.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям
13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», 08.03.01 «Строи-
тельство», 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических
машин и комплексов», 15.03.05 «Конструкторско-технологическое
обеспечение машиностроительных производств», 09.03.03 «Приклад-
ная информатика», 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент»
очной и заочной форм обучения.
УДК 94(470)(072)
Рекомендовано к изданию
научно-методическим советом ХТИ – филиала СФУ
© ХТИ – филиал СФУ, 2013
3
ВВЕДЕНИЕ
Курс «История» предназначен для студентов Хакасского техническо-
го института, обучающихся на отделениях естественно-научногои эконо-
мического профиля.
Цель курса – формирование у студентов системы устойчивых знаний
по отечественной истории и целостного представления о характере и осо-
бенностях исторического развития России, определение места и роли стра-
ны в истории мировых цивилизаций, подготовка к использованию накоп-
ленных исторических знаний при формировании гражданской позиции и
ориентации в современных проблемах общественно-политической жизни
России и тенденциях мирового развития.
Задачи курса:
– раскрыть содержание основных этапов социально-экономического
и государственно-политического развития России;
– определить факторы самобытности российской истории;
– проследить роль России во всемирной истории;
– выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечествен-
ной истории;
– рассмотреть современное политико-государственное устройство
России и основные тенденции её социально-экономического развития.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следую-
щих компетенций:
1) общекультурные компетенции:
– способность владеть культурой мышления, способность к обобще-
нию, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её
достижения;
– способность уважительно и бережно относиться к историческому
наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные
и культурные различия;
– способность понимать движущие силы и закономерности историче-
ского процесса, события и процессы экономической истории, роль насилия
и ненасилия в истории, место и роль своей страны в истории человечества
и в современном мире;
– способность анализировать социально-значимые проблемы и про-
цессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие
в будущем;
– способность владеть культурой мышления, логически верно, аргу-
ментированно и ясно строить устную и письменную речь;
4
2) профессиональные компетенции:
– способность, используя отечественные и зарубежные источники
информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подго-
товить информационный обзор и / или аналитический отчёт;
– способность в составе научно-исследовательского и производствен-
ного коллектива решать задачи профессиональной деятельности (в соот-
ветствии с профилем подготовки);
– способность формировать суждения о значении и последствиях сво-
ей профессиональной деятельности с учётом социальных, профессиональ-
ных и этических позиций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– базовые термины и понятия исторической науки;
– основные закономерности и этапы исторического развития обще-
ства, место и роль России в истории человечества и на современном этапе.
Уметь:
– ориентироваться в современных вопросах социально-экономической
и государственно-политической жизни страны;
– анализировать и оценивать социально-экономическую и политиче-
скую информацию.
Владеть:
– конкретными научными знаниями по отечественной истории;
– навыками работы с основной учебной и справочной литературой по
отечественной истории и наиболее значимыми группами опубликованных
исторических источников.
Основные формы занятий по курсу «История»: лекции и семинары.
Конкретная трудоёмкость определяется отделениями в соответствии
с ФГОС.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
История как бытие прошлого и её роль в жизни общества. Функции
истории. Методология истории. Методы изучения истории. Исторические
источники. Историография истории.
Концепции исторического развития: мифологический подход; христи-
анская концепция; марксистское материалистическое понимание истории
и теория формаций; цивилизационный (культурно-исторический) подход
к истории.
Отечественная история – составная часть мировой истории. Россия
в отечественной исторической науке.
5
Тема II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII – СЕР. XV В.
Этнокультурные истоки древнерусской цивилизации. Формирование
и развитие Древнерусского государства – Киевской Руси. Предпосылки
и этапы становления государственности. Основные версии образования
Древнерусского государства. Особенности социально-экономического раз-
вития и политического строя Киевской Руси. Принятие христианства как
выбор цивилизационной альтернативы. Предпосылки и последствия хри-
стианизации Древней Руси.
Политическая раздробленность русских земель. Социальные, эконо-
мические и политические факторы раздробленности. Формирование регио-
нально-цивилизационной специфики русских земель: Новгородская рес-
публика, Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княже-
ство, Южная Русь.
Борьба с иноземными захватчиками с Запада и Востока. «Вызов» Во-
стока и «вызов» Запада. Русь и Орда. Дискуссии о роли монгольского фак-
тора в русской истории.
Объединительные процессы в русских землях (XIV–сер. XV вв.). Воз-
вышение Москвы. Ликвидация Ордынского господства.
Тема III. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
Образование Московского государства (вторая пол. XV–первая треть
XVI вв.). Политика Ивана III и Василия III. Деспотический характер власти
московских князей.
Московское государство в середине–второй пол. XVI в. Реформы
Ивана IV Грозного и Избранной рады. Начало формирования сословной
системы организации общества. Опричнина: сущность и последствия. Кри-
зис Московского государства.
«Смутное время». Россия в XVII веке. Воцарение династии Романо-
вых. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
Соборное Уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьянства.
«Бунташный век»: специфика социально-политических конфликтов в Рос-
сии в XVII в. Церковный раскол. Воссоединение Украины с Россией.
Тема IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛ. XIX В.
Россия в эпоху петровских преобразований: сущность, методы и по-
следствия. Особенности модернизации Петра I.
Дворцовые перевороты: их причины и сущность.