Файл: Бизнес модели Остервальдера для проекта социального предпринимательства кафе «Время перемен» в г. Махачкала.pdf
Добавлен: 10.07.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 7
В Махачкале открылось социальное кафе "Время перемен", в котором будут работать люди с ограниченными возможностями.
Открытие уникального для Дагестана социального кафе состоялось 1 апреля 2019 года в Махачкале. Особенность этого заведения в том, что в нем смогут работать люди с ограниченными возможностями. Инициатором открытия кафе стала руководитель дагестанской региональной общественной организации "Жизнь без слез" Айшат Гамзаева.
Организация "Жизнь без слез" более десяти лет помогает детям с ограниченными возможностями. Она была создана в 2001 году родителями детей-инвалидов, в 2009 году при организации был открыт дом дневного пребывания для детей-инвалидов, также организован и образовательный центр. В доме дневного пребывания педагоги занимаются с детьми с особенностями развития, учат навыкам, необходимым человеку для ведения самостоятельной жизни.
В образовательном центре «Жизнь без слез» детей обучают по специальным адаптированным программам. Дети элементарно обучаются жить самостоятельно: делать покупки, ухаживать за собой, готовить еду. Им как бы помогают выйти в мир. В центре дети получают разные специальности и в кафе «Время перемен» будут работать, в том числе, и ученики центра «Жизнь без слез». Они будут работать бариста, официантами, будут готовить. Всего в кафе приняли 15 человек с особенностями развития. В основном это люди с ментальными и психофизическими нарушениями. Для них это шанс реализовать себя, почти для всех это единственная возможность трудоустроиться и заработать.
Прежде всего, для инвалидов устройство на работу - это возможность общаться с людьми, почувствовать себя полноценными членами общества, стать увереннее в себе, быть равными в правах со здоровыми людьми.
Кафе "Время перемен" находится на первом этаже, оно оборудовано пандусом, все в этом заведении адаптировано для людей с ограниченными возможностями, они сами могут заехать в кафе и выехать. Столы расположены так, чтобы человек на инвалидной коляске мог самостоятельно и беспрепятственно передвигаться по кафе, санузел также специально оборудован.
Отсутствие пандусов и других, необходимых для инвалидов, условий в кафе и других общественных заведениях, делает невозможным их посещение людьми с ограниченными возможностями.
"Мы очень долго ждали открытия такого заведения. Во-первых, это шанс для инвалидов устроиться на работу, в нашем городе практически невозможно устроиться на работу человеку с ограниченными возможностями. Работа в этом кафе - своего рода большой шанс для инвалидов. Во-вторых, люди с ограниченными возможностями могут спокойно посетить это кафе, потому что тут все оборудовано под нас, нет никаких ограничений. К сожалению, в нашем городе больше нет таких мест, чтобы для нас были созданы такие условия. Здесь для нас все доступно, инвалиды редко где могут собираться, общаться, мы даже не можем элементарно встречу в кафе назначить, теперь будем тут собираться. Я считаю, что это очень важный проект и надеюсь, что таких заведений будет больше", - сказал капитан дагестанской регбийной команды инвалидов-колясочников Магомед Дибиров.
С Дибировым согласна и дизайнер Асият Абдусаламова, на ее взгляд, из-за отсутствия возможности самостоятельно передвигаться по городу, инвалиды чувствуют себя еще более ограниченными.
"Самая большая проблема для нас - это отсутствие пандусов, то, что нет возможности без посторонней помощи передвигаться по городу. Очень надеюсь, что кафе "Время перемен" станет примером, и что в других социально важных местах будут созданы условия для людей с ограниченными возможностями. Я считаю, что открытие этого кафе, то, что сюда смогли устроиться на работу инвалиды, дает инвалиду возможностью реализовать себя, почувствовать себя нужным, полезным для общества, не замыкаться дома со своими проблемами", - рассказала Асият Абдусаламова.
"Я по специальности дизайнер интерьера. Училась я очно и каждый день мои родственники привозили меня в институт и увозили домой, самостоятельно добраться до учебного заведения и дома у меня нет шансов, потому что в городе нет условий для передвижения инвалидов. Из-за этого я не могу нормально делать свою работу, у меня не получается встречаться с клиентами, не все вопросы можно обсудить дистанционно, клиенты же не будут приезжать ко мне домой. Это все еще больше ограничивает нас", - считает Асият Абдусаламова.
"Я буду работать официантом, но я умею еще и готовить. Этому нас научили в центре "Жизнь без слез". Это моя первая работа, и я очень хочу приступить к ней. Я очень люблю общение и очень рад, что меня взяли на эту работу", - сказал Ахмед Магомедов.
"Я буду работать в кафе бариста , навыков у меня пока не много, но я буду учиться по ходу дела. Мне это все очень интересно, сегодня угощал наших гостей чаем, я его сам приготовил. Думаю, что начну придумывать свои авторские напитки", - рассказал сотрудник кафе Чупалав Сагитов.
Сотрудники с особенностями развития будут работать в кафе под присмотром опытных специалистов, сообщила Айшат Гамзаева. Инвалиды будут работать посменно, чтобы их сильно не нагружать. Набор сотрудников кафе велся именно среди людей с ограниченными возможностями, желающих трудоустроиться было очень много. Как рассказала Гамзаева, они не преследуют коммерческих целей, доходы кафе намерены использовать для расширения, чтобы подобных заведений в городе стало больше, также эти деньги будут направлены для лечения инвалидов.
Кафе было организовано при поддержке президентского гранта (2 миллиона рублей), остальная сумма - это пожертвования. Всего понадобилось порядка 8 миллионов рублей. Помощь в сборе средств оказывали благотворительные организации.
Анализ бизнес-модели кафе «Время перемен»
Существует множество подходов к определению понятия бизнес-модель, делающих акцент на разных составных элементах. Приведу некоторые примеры:
Бизнес-модель — это метод ведения бизнеса, с помощью которого организация обеспечивает принесение прибыли. Бизнес-модель разъясняет, как организация зарабатывает деньги.
Бизнес-модель — это структура бизнес процессов и связей между ними, которые используются для планирования, контроля и коррекции деятельности организации.
Бизнес-модель — это логическое схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха организации.
Бизнес-модель — это способ, которым организация создаёт ценность для потребителей и получает от этого прибыль.
Все вместе эти определения составляют комплексное видение понятия бизнес-модель.
Бизнес-модель Остервальдера
Наиболее популярным и актуальным инструментом бизнес-моделирования на сегодняшний день является Шаблон бизнес-модели, разработанный Александром Остервальдером и Ивом Пинье.
Данный шаблон был представлен в их работе «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора» и сейчас используется компаниями различного уровня, от стартапов до транснациональных корпораций.
Шаблон (или как иногда его переводят: канва, макет) — это универсальный язык описания, представления, анализа и преобразования бизнес-моделей. Он состоит из 9 блоков, позволяющих просто и наглядно описать и представить деятельность организации на одном листе.
Применим Шаблон бизнес-модели Остервальдера к проекту социального кафе «Время перемен» из города Махачкала.
Первый блок — потребительские сегменты. В данном блоке определяется, какие группы потребителей компания рассчитывает привлекать и обслуживать.
Чтобы лучше удовлетворять нужды клиентов, желательно разбить их на группы по потребностям, особенностям поведения и иным признакам, то есть выделить целевые аудитории или потребительские сегменты.
Группы клиентов представляют различные сегменты, если:
- различия в их запросах обуславливают различия в предложениях;
- взаимодействие осуществляется по разным каналам сбыта;
- взаимоотношения с ними нужно строить по-разному;
- их выгодность существенно различается;
- их привлекают разные аспекты предложения.
Для кафе «Время перемен» характерны те же потребители, что и для формата кафе в целом.
Исследования рынка кафе выявили, что люди начинают чаще посещать заведения типа кафе по мере роста их доходов. Однако если уровень дохода превышает 300 тысяч рублей в месяц, посещение кафе значительно сокращается и люди начинают ходить в другие, более дорогие заведения.
Основываясь на данных многочисленных исследований, ученые выявили типичную группу людей, которые чаще всего питаются в кафе. Ими оказались люди среднего класса более низкой ступени, главы семейств, кто уже мог позволить себе ходить по ресторанам, а цены в кафе их вполне устраивали. Более бедные люди обычно вообще не питались в таких заведениях, так как не могли себе этого позволить.
В разных бизнес-моделях выделение потребительских сегментов может осуществляться по-разному, например:
- Бизнес-модели, относящиеся к предложению товаров широкого потребления, не проводят различий между потребительскими сегментами и ориентированы на большую группу потребителей, объединенных сходными потребностями и нуждами;
- бизнес-модели нишевых рынков ориентированы на особые потребительские сегменты;
- некоторые бизнес-модели выделяют сегменты рынка, незначительно отличающиеся по потребностям и запросам, т.н. дробное сегментирование;
- организации с многопрофильной бизнес-моделью обслуживают несколько совершенно разных потребительских сегментов с различными потребностями и запросами;
- некоторые организации обслуживают два или больше взаимосвязанных потребительских сегмента, для того чтобы такая бизнес-модель работала, необходимы оба сегмента.
С одной стороны, ввиду того, что кафе можно отнести к предложению товаров широкого потребления мы можем не проводить различия между потребительскими сегментами и ориентироваться на большую группу потребителей, объединённых сходными потребностями и нуждами. Отнесём к потребителям кафе «Время перемен» все категории и классы людей, включая, но не ограничиваясь средним классом, наёмными работниками и даже лицами не имеющими постоянного источника заработка. С другой стороны, нишевое сегментирование, ориентированное на инвалидов обеспечит дополнительный приток клиентов инвалидов со всего города. Также клиентами являются малые и средние предприятия города, заказывающие питание для своих сотрудников у внешних производителей.
Второй блок — ценностные предложения. Блок включает описание товаров и услуг, которые представляют ценность для определенного потребительского сегмента.
Ценностное предложение — это совокупность преимуществ, которые компания готова предложить потребителю.
Преимущества могут быть количественными или качественными:
- Новизна: некоторые ценностные предложения ориентированы на удовлетворение совершенно новых потребностей, которых на рынке раньше просто не существовало;
- Производительность: повышение эффективности или производительности продукции традиционно используется для создания ценностного предложения;
- Дизайн: очень важный элемент, с большим трудом поддающийся оценке, но который может стать наиболее важным элементом ценностного предложения;
- Цена: предложение тех же преимуществ по более низкой цене - стандартный путь удовлетворения запросов чувствительных к ценам потребительских сегментов;
- Уменьшение расходов: помощь потребителям в снижении их расходов - отличный способ создания ценности;
- Снижение риска: существенной ценностью для потребителя может стать снижение уровня риска, с которым он сталкивается при покупке товаров и услуг;
- Доступность: еще один путь создания ценности — сделать товары и услуги доступными для тех групп граждан, которые ранее не имели к ним доступа;
- Удобство/применимость: ценностью может стать и удобство использования товара.
При этом мы можем конкретизировать, что кафе «Время перемен»:
- Предлагается вкусная и доступная пища, приготовленная людьми с инвалидностью, которым работа в этом кафе дала перспективы в жизни
- Потребитель получит домашнюю кухню и атмосферу
- Потребитель сможет сделать доброе дело не дела ничего нового для себя и не тратясь на благотворительность
- Потребитель сможет поддержать обучение молодежи, особенно категорий, у которых затруднен доступ к обучению, не неся при этом дополнительных затрат
- Потребители с инвалидностью и ограниченными возможностями будут чувствовать себя в этом кафе не как люди второго сорта, а как самые желанные гости для которых все подготовлено и приспособлено и не из жалости и сострадания, а такими же людьми как и они сами
- Потребитель сможет экономить. Цены в этом кафе ниже чем в престижных места, а пристиж помогать тем кто в этом действительно нуждается выше любого другого престижа
Третий блок — каналы взаимодействия. Блок описывает, как компания взаимодействует с потребительскими сегментами и доносит до них свои ценностные предложения.