Файл: Бизнес модели Остервальдера для проекта социального предпринимательства кафе «Время перемен» в г. Махачкала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каналы связи, распространения и продаж составляют систему взаимодействия компании с клиентом.


Эти каналы выполняют ряд функций, в частности:

  • повышают степень осведомленности потребителя о товарах и услугах организации;
  • помогают оценить ценностные предложения организации;
  • позволяют потребителю приобретать товары и услуги;
  • обеспечивают постпродажное обслуживание.


Каналы сбыта представляют собой пять этапов продвижения товара к потребителю:

  1. Информационный: как мы повышаем осведомленность потребителя о товарах и услугах нашей компании?
  2. Оценочный: как мы помогаем клиентам оценивать ценностные предложения нашей компании?
  3. Продажный: каким образом мы предоставляем клиентам возможность приобретения определенных товаров и услуг?
  4. Доставка: как мы доставляем клиентам наши ценностные предложения?
  5. Постпродажный: как мы обеспечиваем клиентам постпродажное обслуживание?


Каждый канал может включать все этапы или лишь часть из них, можно выделить прямые и непрямые каналы сбыта, а также собственные и партнерские.

Для кафе «время перемен» мы выделяем следующие каналы:

  1. Благотворительные билборды в городе
  2. Информация о кафе в СМИ, распространяемая бесплатно через новостные ленты и благотворительную помощь
  3. Сотрудничество с службами доставки
  4. Участие в фестивалях и на массовых мероприятиях
  5. Специальные предложения для корпоративных клиентов

Четвертый блок — взаимоотношения с потребителями. Блок описывает типы отношений, которые устанавливаются у компании с отдельными потребительскими сегментами.

Компания должна четко определить, какой тип взаимоотношений она хочет установить с каждым из потребительских сегментов, они могут варьироваться от персональных до автоматизированных.


Можно выделить несколько типов взаимоотношений с клиентами, существующих в рамках отношений организации с каждым потребительским сегментом:

  • Персональная поддержка: клиент может общаться напрямую с представителем компании, получая от него помощь в процессе покупки и после нее;
  • Особая персональная поддержка: в данном случае представитель компании прикреплен к конкретному клиенту, с которым у него складываются свои взаимоотношения;
  • Самообслуживание: при таком типе взаимоотношений компания не поддерживает непосредственных отношений с клиентами, но обеспечивает их всем необходимым, чтобы они могли обслуживать себя самостоятельно;
  • Автоматизированное обслуживание: этот тип взаимоотношений представляет сочетание более сложной формы самообслуживания с автоматизацией процессов;
  • Сообщества: многие компании поддерживают онлайн-сообщества, предоставляя пользователям возможность обмениваться знаниями. Сообщества помогают компаниям лучше понимать нужды своих клиентов;
  • Совместное создание: многие компании сегодня выходят за рамки традиционных отношений продавец — покупатель и создают ценность совместно с потребителем, например привлекая клиентов к созданию дизайна продуктов или производству контента.

Для кафе «Время перемен» задействованы следующие каналы взаимоотношений с потребителями:

    1. Прямые продажи в кафе
    2. Работа с корпоративными клиентами по доставке обедов в офисы
    3. Работа с службами доставки

Пятый блок — финансовая устойчивость. Блок включает материальную прибыль, которую компания получает от каждого потребительского сегмента или от партнеров.

Компания должна спросить себя: за что готовы платить клиенты? Правильный ответ на этот вопрос позволит создать один или несколько потоков поступления доходов.


Существует ряд способов создания потоков доходов:

  • Продажа активов: самый очевидный поток поступления дохода — доходы от продажи прав собственности на материальный продукт;
  • Плата за использование: этот поток возникает из оплаты пользования определенной услугой. Чем больше клиент пользуется сервисом, тем больше он за него платит;
  • Оплата подписки: это поток дохода от продажи продолжительности доступа к услуге;
  • Аренда/рента/лизинг: этот поток создается путем передачи клиенту временных прав на пользование определенным активом в течение определенного периода времени за фиксированную плату;
  • Лицензии: в этом случае поток дохода создается за счет передачи прав на пользование защищенной интеллектуальной собственностью;
  • Брокерские проценты: поток доходов поступает и от посреднических услуг, которые предоставляются двум или более сторонам в ходе сделки;
  • Реклама: данный поток доходов создает оплата рекламы товара, услуги или торговой марки.

Для кафе «Время перемен»:

  1. Прибыль от прямых продаж в кафе
  2. Прибыль от оптовых поставок корпоративным клиентам
  3. Прибыль от поставок через службы доставки

Шестой блок — ключевые ресурсы. В этом блоке описываются наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес-модели.

Эти активы позволяют организации создавать и доносить до потребителя ценностные предложения, выходить на рынок, поддерживать связи с потребительскими сегментами и получать прибыль.

Ключевые ресурсы можно классифицировать следующим образом:

  • Материальные ресурсы: к этой категории относятся физические объекты, такие как производственные мощности, здания, оборудование, транспортные средства, точки продаж и сети дистрибуции;
  • Интеллектуальные ресурсы: интеллектуальная собственность, например торговые марки, закрытая информация, защищенная правами собственности, патенты и авторские права, партнерские и клиентские базы данных;
  • Персонал: подбор персонала — важная задача для любого предприятия, но есть бизнес-модели, требующие особенно внимательного отношения к этому ресурсу, например в наукоемких производствах или творческих коллективах;
  • Финансы: ряд бизнес-моделей требует наличия определенных финансовых ресурсов и/или финансовых гарантий, таких как денежные средства, кредитные линии или фондовый резерв.

Для кафе «Время перемен» это:

  1. Материальные ресурсы: производственное оборудование, рецептуры, программное обеспечение, сети дистрибуции, транспорт
  2. Интеллектуальные ресурсы: торговая марка, концепция, партнерские и клиентские базы данных
  3. Персонал
  4. Финансы: инвестиционные средства, помощь благотворительных фондов, дотации, гранды

Седьмой блок — ключевые виды деятельности. Блок описывает действия компании, которые необходимы для реализации ее бизнес-модели.

Каждая бизнес-модель включает определённое число ключевых видов деятельности. Это самые важные действия организации, без которых ее успешная работа невозможна.


Ключевые виды деятельности можно классифицировать следующим образом:

  • Производство: эта деятельность включает разработку, создание и вывод на рынок продукта в требуемом объеме и/или наилучшем качестве. Производственная деятельность — главная для бизнес-моделей компаний-производителей;
  • Разрешение проблем: эта деятельность заключается в поиске оптимального решения проблем конкретного клиента. Ключевая активность этого типа преобладает в работе организаций, оказывающих услуги;
  • Платформы/сети: в бизнес-моделях, основанных на платформе как ключевом ресурсе, главными видами деятельности являются те, что связаны с этой платформой или сетью. В качестве платформы могут выступать компьютерные сети, коммерческие платформы, программное обеспечение и даже торговые марки.

Для кафе «Время перемен»:

  1. Производство: разработка новых блюд, их производство
  2. Работа с базой данных клиентов, стимуляция спроса через спецпредложения, диеты, акции.
  3. Обслуживание создающее настроение клиентам
  4. Обучение персонала, адаптацию инвалидов для работы в пищевом производстве

Восьмой блок — ключевые партнеры. Блок описывает сеть поставщиков и партнеров, благодаря которым функционирует бизнес-модель.

Организации строят партнерские отношения, чтобы оптимизировать свои бизнес-модели, снизить риски или получить ресурсы, и подобные отношения становятся основой многих бизнес-моделей.


Можно выделить четыре типа партнерских отношений:

  1. Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими организациями;
  2. Соконкуренция: стратегическое партнерство между конкурентами;
  3. Совместные предприятия для запуска новых бизнес проектов;
  4. Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих.

Для кафе «Время перемен» наиболее характерны отношения стратегического сотрудничества между неконкурирующими организациями и производителя с поставщиками.

Можно выделить три основных мотива создания партнерских отношений:

  1. Оптимизация и экономия в сфере производства: эта основная форма партнерства или отношений между заказчиком и поставщиком с целью оптимизации распределения ресурсов и ведения деятельности;
  2. Снижение риска и неопределенности: партнерские отношения могут помочь снизить риск в конкурентной среде, для которой характерна неопределенность. Нередко компании формируют стратегический союз в одной области, в других оставаясь конкурентами;
  3. Поставки ресурсов и совместная деятельность: лишь некоторые компании владеют всеми ресурсами или выполняют все виды деятельности, которые включает в себя их бизнес-модель. Обычно они передают функции добычи и поставки некоторых ресурсов и выполнение определенных действий своим партнерам.

Для кафе «Время перемен» важны партнёрские отношения со следующими организациями:

  1. Поставщики продуктов питания
  2. Проект "Единая страна - доступная среда" Партии "Единая Россия"
  3. Служба подбора персонала
  4. ДРОО "Жизнь без слез"

Девятый блок — структура затрат. Блок описывает наиболее существенные расходы, необходимые для работы в рамках конкретной бизнес-модели.

Расходы достаточно легко подсчитать, если вы точно определили ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности и ключевых партнеров.

По структуре издержек имеет смысл разделить бизнес-модели на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности (большинство бизнес-моделей находятся где-то между этими двумя крайностями).


По структуре издержки можно разделить на следующие категории:

  • Фиксированные издержки: издержки, которые остаются неизменными вне зависимости от объема товаров или услуг;
  • Переменные издержки: издержки, которые меняются в зависимости от объема товаров или услуг;
  • Экономия на масштабе: снижение издержек, происходящее в результате увеличения выпуска продукции;
  • Эффект диверсификации: это преимущество компания получает в результате большего спектра операций.

Для кафе «Время перемен» были произведены следующие затраты:


  1. Стартовые вложения: разработка концепции, фирменного стиля, меню, инженерии оборудования, оборудование кухни и зала – 8 млн рублей
  2. Ежемесячные вложения: платежи за аренду помещения, комунальные платежи, ФОТ покрываются текущими продажами

ИТОГО: вложения в размере 8 млн рублей, из нах 2 млн из Президентского гранда, 6 млн от благотворителей ДРОО "Жизнь без слез" и других благотворительных организаций.

Десятый блок – социальное воздействие. Блок описывает социальную функцию бизнеса.

Бизнес-деятельность компании и ее социальная ответственность тесно связаны. Едва ли не все сферы бизнес-активности в большей или меньшей степени включают социально-значимые компоненты.

Ниже приведен список основных функций кафе «Время перемен», имеющих отношение к социальному воздействию:

    1. Трудоустройство 15 инвалидов и людей с ограниченными возможностями
    2. Обеспечение пункта общественного питания адаптированного для питания и обслуживания инвалидов
    3. Обучение инвалидов профессиям повара, помощника повара, бариста, официанта, менеджера ресторана