Добавлен: 12.07.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 3
Налоговый кодекс РФ в статьях 21 и 23 закрепляет закрытый перечень прав и обязанностей налогоплательщиков. Однако для простоты восприятия информации на сайте налоговой создана краткая сводка основных положений из этих норм.
Основные права налогоплательщиков:
- Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
- Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
- Использовать налоговые льготы, если они предусмотрены законодательством.
- Проводить зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, страховых взносов, пеней, штрафов.
- Представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, страховых взносов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
- Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах.
- Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
- Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
- На соблюдение и сохранение налоговой тайны.
Основных обязанности налогоплательщиков:
- Уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Вести в установленном порядке учет доходов и расходов.
- Представлять налоговые декларации (расчеты).
- Исполнять обязанности налогового агента.
- Применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности).
- Сообщать в свой налоговый орган обо всех подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (кроме филиалов и представительств) в течение 1 месяца со дня создания. Об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение 3 дней со дня изменения.
- Сообщать по утвержденной форме в свой налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, которые закрываются, в течение 3 дней со дня принятия решения о закрытии.
- Сообщать по утвержденной форме в налоговую инспекцию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в течение 1 календарного месяца.
- Не менее 4 лет обеспечивать сохранность налоговой и в течение 5 лет бухгалтерской отчетности.
Таким образом, подытоживая все вышеуказанное, можно сказать, что, являясь субъектом налоговых отношений налогоплательщик вступает в связь с государством, обретая не только обязанности по регулярному взносу налогов, но и всех вытекающих из статуса налогоплательщика прав. Такие права позволяют существенно облегчить бытовую жизнь, давая возможность получить своего рода «компенсацию» за уплаченные в бюджет налоги.
Стоит отменить, что физическим лицам, даже не причастным к какой-либо финансовой или предпринимательской деятельности, все равно необходимо уплачивать большое количество налогов на такие, казалось бы, бытовые вещи. Так, только среди доходов физических лиц, подлежащим налогообложению, существуют налоги на:
1) дивиденды и проценты;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая;
3) доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;
5) доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, прав требования к организации, иного имущества;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия;
7) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, и др.
Соответственно, обязанности физических лиц при налогообложении не ограничиваются одними только налогами на недвижимое и движимое имущество, их перечень куда более обширный.
Также немаловажно, что за неисполнение обязанностей по уплате налогов, для субъектов налоговых отношений предусмотрены санкции, в Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные меры административной ответственности налогоплательщиков, совершающих отдельные налоговые правонарушения. Так, обязанности налогоплательщиков всегда необходимы к исполнению, они не является абстрактными вещами, которыми можно пренебрегать, а наоборот, одними из главнейших инструментов формирования бюджетов различных уровней в государстве.