Файл: Особенности Российского государства как субъекта гражданских прав и обязанностей.pdf
Добавлен: 12.07.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 3
Перемены, которые происходят в нашей стране последние четверть века, затронули все стороны общественной жизни, в том числе и правовой. Если говорить о праве конкретно, то переход к рыночной экономике и демократии как к политическому устройству общества, выдвинул на первый план гражданские правоотношения и гражданское право как их основной регулятор. Государство у нас часто подчеркивает, что при демократии и цивилизованном рынке на первом месте должен стоять человек и его права. Но такая позиция заставляет по-новому видеть и роль государства в отношениях с людьми, и в частности государство по-новому предстаёт как участник гражданских правоотношений. Это хорошо видно, в том числе из современного Российского Законодательства. Если раньше государство выступало у нас как единственный собственник (за исключением личной собственности граждан), то теперь по нынешнему законодательству государство гарантирует у нас многообразие форм собственности. Это можно проследить на примере Конституции РФ, где в статьях 8 ч.2 , 9 ч.2 прямо говорится о том, что государство признает многообразие форм собственности в виде государственной муниципальной, частной, личной и других.* Кроме того целым рядом статей Конституции государства дает гарантии своим гражданам на владение имуществом (ст.35ч.2) и использование его для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34ч.1). При этом государство устанавливает, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст.35ч.3).* Эти факты указывают и ещё на одно интересное положение. С одной стороны в последние десятилетия государство ограничивало своё вмешательство в экономику, провозглашая свободу рынка. Но с другой, оно полностью не ушло с экономического пространства, по-прежнему стремясь регулировать разгул рыночной стихии.
*Гражданский Кодекс Глава 5 ст. 126
*Гражданский Кодекс Глава 59 ст. 1069
И сфера гражданских правоотношений это подтверждает, указывая, что государство может быть участником достаточно многочисленной группы правоотношений, таких как вещные, обязательственные, договорные, исключительные и ещё целого ряда других. Причем законодательство России устанавливает, что российское государство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.* Причем само государство в этом случае действует через органы государственной власти, которые от его имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности и выступать в суде.* Всё это (имеется в виду равенство с иными участниками гражданских правоотношений, а так же представительство государства через органы власти) можно рассматривать как две самые главные особенности российского государства как участника гражданских правоотношений. Это также подтверждается и другими примерами из того же Гражданского Кодекса РФ. Так, согласно ст.817, Российская Федерация выступает в качестве заёмщика по договору государственного займа; а согласно ст.1151 при отсутствии наследников по завещанию или закону имущество является выморочным и переходит в пользу государства.** Не меньший интерес представляет и ответственность государства по своим обязательствам в гражданских правоотношениях.
*Гражданский Кодекс РФ Глава 5 ст. 124 ч.1
*Гражданский Кодекс РФ Глава 5 ст. 125 ч.1
*Гражданский Кодекс РФ Глава 42 §1 ст. 817
*Гражданский Кодекс РФ Глава 63 ст. 1151
Оно отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданным им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а так же имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 п.1 ГК РФ).* А в том случае если вред причинён гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (или бездействия) государственных органов или их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту нормативного документа государственного органа, то он подлежит возмещению за счёт соответственно казны Российской Федерации (ст. 1069 ГК РФ).* При этом от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Все вышеизложенные факты и соображения не показывают, что государство выступает в нашей стране не как серьёзный субъект в сфере гражданских прав и обязанностей, оставаясь главным регулятором существующих в этой сфере правоотношений.
*Гражданский Кодекс Глава 5 ст. 126
*Гражданский Кодекс Глава 59 ст. 1069