Файл: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАЗАХСТАНА И КНР.doc

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 521

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 382(574+951)


ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАЗАХСТАНА И КНР


Жантаева А.М., Абилдаев С.Т.

Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати, г.Тараз

Китай и Казахстан входят в Шанхайскую организацию сотрудничества, активно проводят обмен и контакты в рамках данной организации, постоянно расширяя сферы сотрудничества. Две стороны на основе равенства и взаимовыгоды стараются достигнуть компромисса и поддерживают дружеские отношения. В последние годы Китай и Казахстан активно развивают приграничную торговлю, в рамках ШОС улучшают работу КПП, активизируя контакты и обмены во многих областях [1].

В странах, входящих в состав Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), на территории площадью 30,17 млн. кв. км. проживает 1,5 млрд. чел. Совокупный объем ВВП стран-членов ШОС составляет 1,57 трлн. долл., объем внешней торговли – 813,1 млрд. долл. В долгосрочной перспективе потенциал экономического сотрудничества непосредственно в рамках ШОС представляется значительным, однако на данном этапе он невелик.

В качестве благоприятных условий для развития экономической составляющей отношений в рамках ШОС можно выделить: прочные гарантии в виде механизмов взаимодействия в политической, оборонной областях, а также в области обеспечения безопасности; взаимодополняемость экономик и разделение труда между странами, что обусловлено особенностями каждой из них; наличие богатых запасов энергоресурсов [2].

Неблагоприятными факторами являются: общий уровень развития экономик государств-участников ШОС невысок, а разница в экономической мощи стран велика; страны не уделяют должного внимания торговле в рамках организации, поэтому ее масштабы низкие; в странах-участницах по-разному регулируется процесс либерализации торговли и инвестиций; в регионе действуют и др. экономические форумы (ЕврАзЭС или поддерживаемые Азиатским банком развития структуры), что во многом ослабляет притягательность ШОС в качестве основы регионального экономического сотрудничества [3].

В соответствии с мировым опытом складывающуюся в рамках ШОС ситуацию необходимо оценивать по следующим 7 критериям: портовые и таможенные формальности, регулирование защиты окружающей среды, единообразие стандартов, мобильность бизнеса, развитие электронной торговли, прозрачность системы управления и борьба с коррупцией. За основу анализа можно взять 4 комплексных показателя: таможенные процедуры (Custom Procedure, CP), регулирование защиты окружающей среды (Regulatory Environment, RE), единообразие стандартов (Standard Conformity, SC), мобильность бизнеса (Business Mobility, BM) [4].

По всем 4 показателям у стран-участниц просматриваются серьезные препятствия. Потребуется много усилий для их устранения, без которого продвижение вперед осложнится. Однако эта работа должна принести значимые результаты. Если расходы на улучшение системы таможенного оформления (показатель CP) возрастут на 10%, то объем торговли увеличится на 10 млрд. 71 млн.долл.; если показатель SC прибавит 10%, то объем торговли вырастет на 10 млрд. 211 млн.долл.; BM + 10%, то объем + 898 млн.долл. Одновременное улучшение показателей CP, SC и BM способно стимулировать быстрое развитие региональной торговли [5].


Развитие электронной торговли в рамках ШОС столкнулось с серьезными трудностями технического и организационного характера. Анализ китайских специалистов также показал, что не для всех участников очевидна необходимость развития такого вида сотрудничества. Для того чтобы электронная торговля могла способствовать региональному сотрудничеству, каждой стране необходимо вложить большие средства и технические ресурсы.

Основные препятствия инвестициям лежат в трех областях: общественно-политическая обстановка, нормативное регулирование и распределение инвестиций [6].

Центральная Азия (ЦА) с внешней точки зрения является регионом, где сталкиваются интересы разных стран и где свирепствует терроризм. После событий 11 сент. и антиталибской операции обстановка стабилизировалась, однако проявления терроризма до конца не пресечены. Поэтому развивать инвестиционную деятельность в данном регионе представляется рискованным.

В ближайшие год-два Россия, Киргизстан, Узбекистан и Таджикистан вступят в период выборов президентов. Сейчас сложно сказать, смогут ли эти страны сохранить стабильную общественно-политическую обстановку в случае смены руководства. Входящие в ШОС страны на данном этапе находятся в состоянии переходной экономики, при котором неизбежны определенные потрясения и осложняющие факторы [7].

Во всех странах приняты нормативные акты, имеющие целью реализацию политики привлечения зарубежных инвестиций. Несмотря на то, что они постоянно корректируются, в своем нынешнем состоянии не могут качественно регулировать инвестиционный процесс. Совершенствование соответствующей нормативной базы будет продолжаться долго.

Особенностью стран ШОС является то, что инвестиции в основном направляются на небольшие проекты с низкой степенью риска и быстрой окупаемостью (переработка с/х продукции, пошив одежды и обуви; сборка бытовой техники) Такие инвестиции не способствуют значительному увеличению объемов сотрудничества. Следует последовательно повышать удельную долю больших проектов (энергоресурсы, капстроительство и т.д.).

Торгово-экономическое сотрудничество в рамках ШОС следует развивать на основе принципов рынка. Оно должно быть тщательно структурировано. Необходимо шаг за шагом двигаться от простого к сложному, уделять внимание эффективности, тесно увязывать двусторонние и многосторонние отношения.

В этих целях необходимо устранять излишние тарифные, нетарифные и технические барьеры, усилить обмен информацией, развивать электронную торговлю, упрощать контакты коммерсантов, снижать количество товаров, попадающих под действие квот или лицензий [8].

Китайская сторона предлагает на данном этапе принять конкретные меры в четырех областях: таможенное регулирование, унификация стандартов, транспортное сообщение и электронная торговля. При этом надо учитывать разницу в развитии экономик стран и все шаги предпринимать постепенно и взвешенно.


Следует также выделить приоритетные и важные области в деле развития и стимулирования торгово-экономического сотрудничества. Создать соответствующие рабочие группы, которые помогут выработке конкретных мер и планированию. К важным областям можно отнести энергоресурсы, транспорт, связь, сельское хозяйство и охрану окружающей среды, а среди них в качестве приоритетных направлений выделить освоение нефтегазовых ресурсов, электроэнергию, средства сообщения и связи, леспром [9].

Сотрудничество в рамках ШОС постепенно и закономерно развивалось от политического, дипломатического, военного, антитеррористического к экономическому. Именно экономическая составляющая отношений позволит сбалансировать всю структуры ШОС и усилить ее консолидирующую силу.

Поэтому КНР должна придерживаться следующих положений [10].

ШОС является первой региональной структурой, инициатором создания которой был Китай. Структуры сотрудничества в политической и военной областях в основном уже выработаны. Китаю необходимо продолжать проявлять свою лидирующую роль и в сфере экономического сотрудничества.

ШОС – это важный выбор и шаг в участии КНР в процессе глобализации мировой экономики. Стимулирование всеми силами регионального экономического сотрудничества позволит Китаю поддерживать поступательное развитие экономики и усиливать свою конкурентоспособность.

Главными интересами КНР в ШОС являются энергоресурсы и обеспечение связи между Европой и Азией. Поэтому расширение инвестиций в страны ЦА нужно рассматривать как способ обеспечения Китая необходимыми ресурсами. Это будет также способствовать развитию региональной торговли и защите интересов всех стран.

Для того, чтобы Китай занимал лидирующую роль в процессе развития экономического сотрудничества в рамках ШОС, необходимо прикладывать большие усилия и проявлять политическую решимость. Наряду с принятием мер по развитию регионального сотрудничества и либерализации торговли, необходимо ускорять ход переговоров по вступлению стран-участниц ШОС в ВТО, что позволит придать новый импульс торговым отношениям и вывести их на более высокий уровень.

Развитие регионального экономического сотрудничества является новым делом для КНР. С учетом сложностей, возникавших в отношениях со странами АСЕАН, необходимо тщательно согласовывать действия различных министерств и ведомств, следует создать специальный координирующий орган. Обязательными являются анализ хода сотрудничества и работа с общественным мнением.

Необходимо обратить особое внимание на повышение роли Азиатского банка развития в Центральной Азии (ЦА), использовать его возможности в интересах обеспечения политико-экономических интересов КНР в этом регионе, – одновременно противодействовать вмешательству США и Японии в дела ЦА, тщательно координировать все шаги в рамках ШОС.




Литература


  1. К вопросу о подходах Казахстана к деятельности “Шанхайского форума” // База данных 3ДСНГ МИД России // Сообщение ИТАР-ТАСС.-2000. 25 декабря

  2. Договор об укреплении мер доверия в пограничной зоне между Казахстаном, Китаем, Киргизией, Россией и Таджикистаном об укреплении мер доверия в пограничной зоне, 1996 г. // База данных 1 ДСНГ МИД России.

  3. Китай: Факты и цифры: (1991 - 1998). Изд-во “Синьсин”.- Пекин, 1998. 430 с.

  4. Казахстан – Китай - нефтепровод//База данных 3ДСНГ МИД России // Сообщение ИНТЕРФАКС.-2001.29 марта

  5. Китай-Казахстан // База данных 3ДСНГ МИД России // Сообщение ИНТЕР-ФАКС.-2001.-16 февраля

  6. Китай – Казахстан – оборона // База данных 1 ДА МИД России // Сообщение ИТАР-ТАСС.-2000.27 апреля

  7. К предстоящему саммиту “Шанхайской пятерки” //База данных 3ДСНГ МИД России //Сообщение ИНФО-ТАСС.-2001.7 февраля

  8. Краткий статистический ежегодник Казахстана. Алматы, 1992 - 1999. С. 149, 157

  9. Лидеры “Шанхайской пятерки намерены взаимодействовать в освоении западных районов Китая //База данных 1ДСНГ МИД России // Сообщение ИТАР-ТАСС.-2001.15 марта

  10. Токаева К. в Китай. Отчет посольства России в Казахстане // 3ДСНГ МИД России (23 июля). – 1999.