Файл: Pravila_po_sportivnomu_orientirovaniyu_2017_goda.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 2764

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

241 

 

 

В эстафетах – место передачи эстафеты и место размещения спортивных 

карт последующих этапов. 

В соревнованиях, где предусматривается смен а спортивных карт – место 

ПВК, где будет проводиться смена. 

5.3.10. В  соревнованиях  на  МТ  со  штрафными  кругами  расположение 

ПО, оценочных и штрафных кругов, информационного табло. 

5.3.11. Места расположения щитов информации и удобство пользования 

ими. 

5.3.12.  Места  размещения  участников  и  зрителей,  парковки  транспорта, 

расположения туалетов, пути от парковки к арене и другие зоны, проверяются в 
целях изоляции их от планируемых трасс. 

5.4.  При  наличии  замечаний  по  результатам  всей  этой  работы  следует 

совместно  с  техническим  делегатом  согласовать  внесение  изменений  с  ОПС  и 
службой СТО. 

5.4.1.  Следует  внести  согласованные  изменения  в  имеющуюся  или 

создать новую схему арены соревнований.  

5.4.2.  Если  по  итогам  обследования  арены  соревнований  возникнет 

необходимость исправления (или перепланирования) трасс, то это надо сделать 
сразу, не выходя на местность, и внести все соответствующие изменения во всю 
документацию.  

5.5. Работа на местности. Инспектирование трасс может проводиться как 

совместно  с  представителем  службы  СТО,  так  и    инспектором  трасс 
самостоятельно. 

5.6.  Во  время  инспектирования  соревнований  по  ЛД  (при  отсутствии 

снежного  покрова)  инспектору  должны  быть  предъявлены  прочищенные  и 
обозначенные на карте  предполагаемые лыжные ходы. 

5.7. План обхода района соревнований рекомендуется строить по трассам 

МЭ,  ЖЭ  или  по  трассам  иных  самых  старших  возрастных  категорий, 
придерживаясь  предполагаемых  (наиболее  вероятных)  путей  движения 
спортсменов  на  этапах  между  КП,  попутно  посещая  все  близлежащие  КП 
других возрастных категорий.  

При  необходимости  следует  неоднократно  возвращаться  в  уже 

пройденные  участки,  чтобы  проверить  правильность  и  этичность  спортивной 
карты на этапах с решающим выбором пути других возрастных категорий.  

5.8. При инспектировании трасс  ЛД в ЗН следует обратить внимание на 

недопустимость  противохода  движения  спортсменов  разных  возрастных 
категорий,  особенно  на  склонах  и  в  районах  КП,  в  таких  местах  трассы  для 
разных  возрастных  категорий  должны  быть  спланированы  с  движением 
спортсменов в одном направлении. 

5.9.  ТНО  должна  быть  расположена  так,  чтобы  не  стартовавшие 

спортсмены  не  видели  направления  ухода  с  нее  на  трассу.  Если  ТНО  не 


background image

 

242 

 

 

совмещена  с  ПВК,  то  расстояние  до  ТНО  должно  позволить,  движущемуся 
спортсмену  выбрать  путь  на  первый  КП  до  прихода  не  нее.  Целесообразно 
обратить внимание на приемлемые условия движения на этом отрезке (твердый 
грунт, отсутствие препятствий). Этот размеченный участок трассы должен быть 
спланирован так, чтобы не провоцировать преждевременный выход спортсмена 
на трассу, минуя ТНО. 

5.10. Работа на точке КП. Прежде всего, следует определить этичность и 

пригодность  точки  для  постановки  КП.В  процессе  «взятия»  КП  спортсмен 
должен сначала видеть объект КП, описанный легендой, а потом призму, но не 
в коем случае КП не должен быть спрятан. 

5.10.1. Точки,  которые  невозможно  однозначно  описать  символами 

легенд КП не следует использовать для постановки КП. 

5.10.2. Необходимо 

определить 

правильность 

геометрического 

расположения  точки  КП  относительно  всех  визуально  и  азимутально 
сопряженных с нею соседних точек (объектов местности). 

Проверка  визуально  сопряженных  точек  проводится  способами  прямых 

и обратных засечек. 

Проверка  азимутально  сопряженных  точек,  прокладкой  контрольных 

ходов  с  использованием  компаса.  В  случаях  проверки  плана  с  использованием 
навигационных  устройств,  следует  учитывать  не  стабильность  магнитного 
склонения  на  ряде  участков  местности,  поэтому  начальные  измерения 
проводятся компасом, затем фактическое магнитное склонение  корректируется 
в  навигационном  устройстве,  относительно  загруженной  в  него  спортивной 
карты. Количественные критерии точности приведены в Таблице № 1. 

Таблица № 1. 

Средние величины допустимых погрешностей  

взаимного планового и высотного расположения точек  

на спортивной карте М 1:7500 

 

Точки 

Средние погрешности расположения точек  

на спортивной карте 

планового расположения 

(мм) 

высотного расположения 

(h – высота сечения ре-

льефа) 

Визуально-
сопряжённые 

0,4 

0,5 h 

Азимутально-
сопряжённые 

0,8 

1,0 h 

Несопряжённые 

2,0 на расстояниях до 
300 метров 
10% - на больших рас-
стояниях 

2,0 h – до разницы в 10 h  
10% при большей разни-
це 


background image

 

243 

 

 

5.10.3. Оцениваются  условия  видимости  знака  КП  и  отмечающихся  на 

КП  спортсменов  этой  и  других  возрастных  категорий.  Рекомендуется  иметь  с 
собой  знак  КП,  повесить  его  в  предполагаемой  точке  и  посмотреть  на  него  с 
разных сторон (вероятных направлений подходов спортсменов к КП).  

5.10.4. Оцениваются  локальные  возможности  возникновения  у  КП 

«встречного  бега»,  не  определяемые  рисунком  трассы,  например  уход  с  КП  в 
обход завала, заболоченного участка, крутого склона, вдоль линейного объекта 
в направлении подхода с предыдущего этапа.  

5.10.5. При необходимости точка КП смещается относительно указанного 

в спортивной карте и легенде места, например, за бугор, камень, корч по  ходу 
этапа,  либо  переносится  на  другой  объект  для  соблюдения  оптимальных 
условий видимости. 

5.10.6. Находясь  в  точках  КП  надо  спрогнозировать  возможность  и 

последствия возникновения троп и выработать соответствующие рекомендации, 
например, перенести точку, выкосить траву, натоптать специальные тропы. 

5.10.7. В  ЛД  к  точке  КП  следует  предъявить  особые  требования  –  место 

КП  должно  строго  соответствовать  Правилам:  снег  должен  быть  уплотнён, 
чтобы  позволить  отмечаться  нескольким  спортсменам  и  при  необходимости 
разворачиваться.  Профиль  лыжного  хода  в  этом  месте  должен  позволять 
спортсмену остановиться и уверенно стоять на КП. 

5.10.8. В  ВД  для  оборудования  КП  должна  предусматриваться  ровная 

расчищенная от растительности и завалов площадка. 

5.10.9. В  ЛД  и  ВД  установка  КП  на  спуске  или  подъёме  запрещены. 

Планировка трассы не должна провоцировать спортсменов на выбор вариантов 
со встречным движением в районе КП. 

5.10.9. Во  всех  случаях,  когда  точка  забракована,  необходимо  наметить 

один - два резервных варианта пригодных для переноса точки КП, осмотреть и 
проверить  их  на  местности,  повесить  свои  временные  обозначения,  и 
предложить вариант постановки КП службе СТО. 

Это  ускорит  принятие  согласованного  решения  и  избавит  инспектора 

трассы от необходимости повторного выхода на местность. 

5.11.  Всю  информацию,  полученную  в  процессе  инспектирования, 

следует, находясь на местности фиксировать. 

5.11.1.  Небольшие  неточности  и  пропуски  карты  надо  исправлять 

замерами  и  построениями  на  планшете  или  комментариями. 

Например,  «дать 

знак  №  401  вместо  №  403»,  «убрать  знак  №  406»,  «заменить  знак  №  505 
знаком № 506».

 

5.11.2.  Каждое  замечание  должно  иметь  свой  порядковый  номер, 

проставляемый  на  выноске  от  места  его  нахождения.  Эти  же  номера 
записываются    столбиком  по  порядку  и  сопровождаются  описанием  дефекта 
и/или способом его устранения.  


background image

 

244 

 

 

5.11.3.  В  случае  больших  ошибок  или  изменений  на  местности,  на 

больших  площадях  –  эти  участки  помечаются  (обводятся)  с  пояснением  типа: 
«отснять  заново»,  «уточнить  проходимость»,  «отснять  вырубку  и  дороги»,  «не 
использовать». 

Инспектор  трассы  не  должен  заниматься  существенными  по  времени 

доработками спортивной карты, а должен потребовать этого от службы СТО. 

Именно  с  этой  точки  зрения  очень  полезна  совместная  работа 

инспектора  и  специалиста  службы  СТО,  который  может  тут  же  оперативно 
исправить спортивную карту, а инспектор трасс его на месте проверить.  

5.11.4.  Исправления  и  дополнения  списка  легенд  КП  делаются  и 

фиксируются параллельно с иными замечаниями.  

5.11.5.  При  переносе  точки  КП  новое  его  местоположение  точно 

строится на спортивной карте.  

5.11.6.  Во  избежание  во  время  работы  на  местности  пропуска  точек 

отдельных  КП  обозначение  каждого  проинспектированного  КП  фиксируется  в 
списке легенд или зачёркивается на сводной спортивной карте. 

5.12.  Описанной  процедуре  контроля  должны  подвергнуться  районы 

официальных  тренировок.  Оборудование  трасс,  средства  отметки,  спортивные 
карты  должны  соответствовать  принятым  для  соответствующих  спортивных 
соревнований.  Лыжные  ходы  должны  быть  подготовлены  единообразно  с 
аналогичными ходами в районах соответствующих спортивных соревнований. 

5.13.  При  проведений  накануне  соревнований  открытой  тренировки, 

инспектором  совместно  с  представителем  службы  СТО  разрабатывается 
оперативный план контроля правильности оборудования трасс. 

6.Итоги предварительного инспектирования. 
По  окончании  полевых  работ  первого  (предварительного)  этапа 

инспектирования производятся следующие действия. 

6.1. Составляется дефектная ведомость.  
6.1.1.  Замечания  и  комментарии  к  ним  излагаются  в  порядке  номеров, 

присвоенных им во время полевых работ.  

6.1.2.  Карта  с  обозначенными  на  ней  неточностями  и  необходимыми 

исправлениями прилагается к дефектной ведомости. Номера замечаний  в карте 
и дефектной ведомости должны совпадать. 

6.1.3.  Список  легенд  с  правками  прилагается  к  дефектной  ведомости  и 

должен отражать все исправления сделанные инспектором трасс. 

6.2.  Производится  согласование  замечаний  и  предложений  инспектора 

трасс с представителем СТО и внесение всех исправлений в электронные версии 
спортивных карт, трасс и легенд. 

6.3.  Инспектор  должен  убедиться,  что  его  замечания  внесены  в 

электронные версии документов. 


background image

 

245 

 

 

6.4.  При  подготовке  электронных  версий  спортивных  карт  с  трассами  

необходимо проконтролировать наличие необходимых разрывов в окружностях 
КП,  линиях  этапов,  правильность  нумерации  КП,  и  расположения  цифр 
порядковых  номеров  КП.  Цифры  и  другие  элементы  трассы,  нанесенной  на 
спортивную  карту  не  должны  закрывать  на  спортивной  карте  объекты, 
необходимые для ориентирования. 

6.5. Обратить внимание на то, чтобы таблица легенд КП была напечатана 

на  белом  фоне  (допускается  вырезка  содержания  рабочего  поля  или  за 
рамочного оформления).  

Если  при    использовании  электронной  системы  отметки  ОПС  преду-

сматривает  резервную  отметку  компостером,  в  этом  случае  на  поле  карты 
должны  быть  предусмотрены  три  резервные  клетки,  пригодные  для 
компостерной отметки.

 

7.Окончательное 

инспектирование. 

Работа 

на 

втором 

этапе 

инспектирования  при  окончательном  оборудовании  трасс  и  проведении 
соревнований. 

7.1.Подготовка  к  инспектированию.  До  выхода  на  местность  судье 

инспектору трасс следует выполнить следующее: 

7.1.1.  Проверить,  внесены  ли  в  спортивные  карты,  подготовленные  для 

спортсменов  трассы,  легенды  и    те  изменения,  которые  отсутствовали  в 
процессе предварительной инспекции. 

7.1.2.  Проверить  однородность  тиража  спортивных  карт  с  нанесенными 

на них трассами, легендами, аварийным азимутом, другими информационными 
записями  и качество их герметизации.  

7.1.3.  Испытать  тиражные  отпечатки  (1-2  штуки)  на  влагоустойчивость. 

Например, погрузить в воду на 15–20 секунд и высушить, после этого краски не 
должны изменять цвет и расплываться.  

7.1.4.Проверить 

правильность  технической  информации  и  всей 

информации,  касающейся  СТО.  Особое  внимание  обратить  на  легенды, 
параметры трасс. 

7.1.5. Проверить оборудование трасс:  
знаки КП; 
таблички обозначения КП в соревнованиях на МТ; 
номера КП в соревнованиях по ЛД в ЗН; 
7.1.6.  Проверить  подготовку  станции  электронной  системы  отметки, 

правильность  программирования  таймера  активации  -  дезактивации, 
компостеры,  планки  (или  другие  приспособления  для  крепления  станций  и 
компостеров, например перемёты).  

7.1.7.  Активация  станций  электронной  системы  отметки  должна 

произойти  до  начала  установки  их  на  местности.  Работоспособность  каждой