Файл: pravo_intellektualnoy_sobstvennosti_seminar_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2020

Просмотров: 736

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.

  1. Понятие интеллектуальной собственности

Под интеллектуальной собственностью (ИС) в российском законодательстве понимается не что иное, как совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, такие как средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). 

Объектами интеллектуальной собственности являются творения человеческого разума, его интеллекта. 
На протяжении многих лет в СССР права на результаты изобретательской деятельности, а в большинстве случаев – и любой творческой деятельности – принадлежали государству. Государство распоряжалось интеллектуальным фондом нации, выплачивало на первый взгляд удовлетворительные гонорары и вознаграждения, и до какого-то времени все были довольны. 

Мысль о том, что плоды своего творчества можно выгодно продать, к примеру, за рубеж была сродни государственной измене. 

В начале 1990-х гг. налаженная система рухнула. Неожиданно выяснилось, что прежние схемы не работают, а юридическая безграмотность населения открывает прекрасные возможности для безнаказанного мошенничества. 
Поэтому в начале ХХI века мы оказались в очень сложной ситуации. Теперь приходиться выстраивать новые правовые взаимоотношения в этой интересной, но очень сложной области права. Россия же пока отстает, поскольку остальной мир уже давно живет по своим, отлаженным законам, которые стоят на страже интересов патентообладателей или владельцев авторских прав. В России, напротив, полное раздолье для плагиата, заимствований и пиратства. 
Положение усугубляется еще и зачастую недостаточным знанием авторами своих прав и обязанностей. К тому же, многие из нас не верят в то, что российский закон может реально их защитить. 
Немало вопросов вызывает то, что следует считать интеллектуальной собственностью. Для начала следует обратиться к тому, как определяется понятие интеллектуальной собственности важнейшими международными соглашениями в этой области, тем более что в соответствии с Конституцией РФ те из них, в которых участвует Российская Федерация, является составной частью российской правовой системы. 
Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июня 1967 г., предусматривает, что объектами интеллектуальной собственности являются: 

1) литературные, художественные произведения и научные труды; 

2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радио-передачи; 

3) изобретения во всех областях человеческой деятельности; 

4) научные открытия; 

5) промышленные образцы; 

6) товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения; 

7) пресечение недобросовестной конкуренции. 


Литературные, художественные произведения и научные труды как объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом. 

Права на такие объекты, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи, обычно называются смежными правами. 

Изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования и обозначения – это объекты промышленной собственности состоящего, в свою очередь, по российскому законодательству, из следующих компонентов: патентное право, право на коммерческую тайну и законодательство о средствах индивидуализации. 

Право на пресечение недобросовестной конкуренции также рассматривается как объект промышленной собственности. 
Существует также немало результатов интеллектуальной деятельности, которые охраняются законом, но вне рамок авторского права и права промышленной собственности. Это как называемые нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности – топологии интегральных микросхем и селекционные достижения, а также некоторые другие объекты правовой охраны. 

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что теперь в нашей стране существует особая подотрасль гражданского права – право интеллектуальной собственности. 

Надо сказать, что в современной России наибольшее количество юридических казусов и споров связано с такими объектами интеллектуальной собственности, как литературные произведения, товарные знаки и изобретения. Если изобретательские споры рассматриваются нашими судами издавна, то споры о патентных правах пока еще редкость, особенно для арбитражных судов. 

Товарные же знаки находятся в центре внимания. Российские предприниматели в полной мере осознали, что регистрация товарных знаков – не роскошь, а жизненная необходимость, гарантия того, что конкурент не сможет воспользоваться вашей маркой. 

В случае с авторским правом также не все обстоит гладко. Вне зависимости от того, в какой творческой сфере работают авторы, они не всегда умеют правильно распоряжаться плодами собственного интеллекта. 

Особое внимание стоит обратить и на Интернет. Всемирная компьютерная сеть сегодня стала той самой лакмусовой бумажкой, которая показывает общее положение дел, связанное с защитой интеллектуальной собственности в России. Здесь, как, пожалуй, нигде больше, проявляются все типы нарушений – от плагиата до незаконного копирования. Незнание особенностей этой сферы человеческой деятельности, в свою очередь, открывает большие возможности для незаконных действий. 

И все же дела обстоят не так уж плохо. Об этом свидетельствую многочисленные публикации, рассказывающие о выигранных судебных процессах и мерах, предпринимаемых для того, чтобы владельцы сумели защитить свои права. В последнее время наметилась тенденция и к всемирному объединению в области интеллектуальной собственности. Авторы неожиданно открывают для себя новый, доселе неизвестный мир, осознавая, что свои права можно и должно защищать и за границей. То же касается и Интернета. 


Глобальная информационная сеть, кажется, для того и создана, чтобы объединить усилия патентных ведомств, обществ по защите авторских прав, изобретателей и юристов в деле информационного обеспечения всего многообразия шагов и действий в этой области.

  1. Понятие авторского права. Правовое регулирование авторских прав в РФ и на международном уровне.

Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали прежде всего принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе становления, авторское право можно определить как - право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе авторское право – господство лица над произведением.

Современное авторское право, как это следует из международных соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности.

Авторское право – совокупность правовых норм направленных на регулирование авторских правоотношений. Оно является частью национального гражданского права и разделом международного частного права.

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право– это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права). В субъективном смысле авторское право– совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Термин «авторское право» понимается не только как право автора (создателя) произведения, но и как право законного обладателя авторского права.
Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны – интересы общества в целом.
Принципы авторского права:
а) принцип свободы творчества– означает, что каждый свободен в выборе сферы творческой деятельности, способа ее осуществления, презюмируется равенство в осуществлении своих прав автора;
б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества– заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т.

 д.) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Общество заинтересовано не только в эффективной защите авторского права, но и в свободном доступе кавторским произведениям;
в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора– означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. В целях эффективного использования произведения и защиты авторского права из этого принципа есть изъятия (право обнародовать произведение, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора);
г) принцип свободы авторского договора– данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.


 

Международно-Правовое Регулирование Авторских Прав


В содержание интеллектуальной собственности входит три самостоятельных блока: объекты авторского права, объекты смежных прав и промышленная собственность.

С точки зрения международного частного права Российской Федерации регулирование правоотношений, осложненных иностранным элементом, в области авторского права, как и в целом в области интеллектуальной собственности, осуществляется в международной форме, т.е. посредством международно-правовых норм. Это связано с отсутствием коллизионных норм в национальном законодательстве РФ.

Международно-правовое регулирование авторских прав претерпело определенную эволюцию. Начало международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928 г.

Бернская конвенция 1886 г. является своего рода образцом «монументальности» действия международных норм. На сегодняшний день участниками Бернской конвенции, в число которых входят Российская Федерация, практически все бывшие союзные республики (за исключением Узбекистана и Туркмении), США, Китай, являются более 150 государств.

Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в редакции Парижского Акта 1971 г.

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Наряду с совершенствованием системы охраны авторских прав, осуществляемым в рамках европейских государств, развивалась система защиты прав авторов и на американском континенте. Первым шагом стало принятие в 1889 г. на конференции в Монтевидео Конвенции о создании союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основным принципом Конвенции стал принцип национального режима. В последующих американских конвенциях этот принцип был закреплен как основополагающий в системе защиты авторских прав (Конвенция об охране литературной и художественной собственности 1902 г.; Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок, литературной и художественной собственности 1906 г.; Конвенция об охране литературной и художественной собственности 1910 г.).

Гаванская конвенция 1928 г. явилась своего рода итогом развития правового регулирования отношений в сфере авторского права на американском континенте. В Гаванской конвенции была предусмотрена не только защита литературных и художественных произведений, но и кинематографических работ, произведений прикладного искусства.

В середине XX столетия возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции, посвященной защите авторских прав. Изучение вопроса о принятии единой конвенции проходило в рамках Лиги Наций. Однако все попытки и обсуждение представленных проектов новой конвенции, учитывающих и европейский, и американский подходы унификации авторского права, оказались тщетными.


Значительным препятствием на пути дальнейшего совершенствования международной системы охраны авторского права было приостановление нормотворческой деятельности в связи с началом Второй мировой войны. Работы по унификации возобновились лишь в 1946 г.: была принята новая конвенция на американском континенте — Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные и художественные произведения 1946 г. Вашингтонская конвенция, а в 1948 г. на конференции в Брюсселе была в очередной раз пересмотрена Бернская конвенция.

Наконец, в 1952 г. была принята Всемирная конвенция об авторском праве, работа по согласованию текста которой осуществлялась в течение трех лет. В юридической литературе отмечается, что существенной особенностью Всемирной конвенции является то, что в ней первоначально регулировалось только одно правомочие авторов — право на перевод. Однако более заметным и памятным не только для юристов, но и для авторов является закрепление в Конвенции 1952 г. положения о соблюдении определенных формальностей для охраны произведения (указание специального символа ©, обладателя авторского права и года первого выпуска произведения в свет). В отличие от Бернской конвенции, которая имеет обратную силу, Всемирная конвенция обратной силы не имеет.

Во Всемирной конвенции основополагающим был закреплен принцип национального режима: каждое государство-участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Одной из основных проблем в применении Всемирной конвенции оказалось существование, наряду с ней, других источников авторского права. В связи с этим во Всемирную конвенцию были включены нормы, посвященные ее взаимодействию с другими конвенциями. В частности, во Всемирной конвенции содержится Декларация, прилагаемая к статье XVII, определяющая порядок действия Бернской и Всемирной конвенций. Что касается взаимодействия Всемирной и межамериканских конвенций, то согласно статье XVIII Всемирной конвенции последняя не затрагивает межамериканские.

Во Всемирной конвенции содержится ряд материально-правовых норм, количество которых значительно меньше, чем аналогичных норм, включенных в Бернскую конвенцию:

положение о том, что авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводы произведений, охраняемых на основании Конвенции;

срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;

понятие «выпуск в свет» означает воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведений для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.