Файл: Римское Право (учебник)pdf.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 4016

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 
 
 
 
 

РИМСКОЕ 

ЧАСТНОЕ 

ПРАВО 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


background image

 

 
 
 
 

 

 

РИМСКОЕ 

ЧАСТНОЕ 

ПРАВО 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Москва 

Юриспруденция 

2000

 

 
 
 
 
 
 

 

ББК  67.3  
Р.  54 


background image

 

 

В составлении учебника приняли участие авторы: 

Перетерский И.О.,

 профессор - Введение  

Краснокутский В.А.,

 профессор - разделы I, II, V  

Новицкий И.Б„

 профессор - раздел VIII  

Розенталь

 И.С., доцент - раздел VII  

Флейшиц Е.А.,

 профессор - разделы III, IV, VI, IX 

Р.  54

      Римское  частное  право:

  Учебник  /  Под  ред.  проф.  И.Б.  Новицкого  и  проф.  И.С. 

Перетерского. - М.: Юриспруденция, 2000. - 448 с. 

 

ISBN 5-8401-0063-3 

Учебник дает наглядное представление об основных институтах частного права античного Рима 

в том виде, как они действительно существовали. Авторы приводят многочисленные выписки из 
сочинений римских юристов, показывая не только конечные выводы римской юриспруденции, но 
и  тот  материал,  на  основе  которого  они  были  сделаны,  т.  е.  конкретные  казусы  и

 

те  пути, 

которыми  шли  в  своих  рассуждениях  римские  юристы.  Четко  продуманная  структура  учебника 
сочетается с простотой, ясностью и доходчивостью изложения. 

Для студентов, аспирантов и преподавателей, юридических и исторических вузов. 

ББК 67.3 

 

© Юриспруденция (оформление, оригинал-макет),

 

2000 

ISBN 5-8401-0063-3 
 
 

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

 

§ 1. Понятие и основные черты римского частного права 

1.  Историческое  значение  римского  права.

  Настоящий  учебник  посвящен 

римскому 

частному праву

 периода его наибольшего развития (начиная с I в. н.э.). Среди отраслей римского 

права  на  первом  месте  стоит,  как  с  точки  зрения  разработанности,  так  и  с  точки  зрения  своего 
значения  для  Рима  и  для  последующих  веков,  именно  частное  право.  Римское  частное  право 
оказало  могущественное  влияние  на  все  дальнейшее  развитие  законодательства  и  правовых 
учений  общества,  основанного  на  частной  собственности.  Оно  представляет  собой  одно  из 
важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших 
его  одним  из  факторов  развития  гражданского  права,  римское  право  должно  быть  знакомо 


background image

 

каждому образованному юристу. 

2.  Понятие  частного  права.

  Мы  говорим  о  римском 

частном

  праве,  и  потому  необходимо 

выяснить, что понималось в Риме под частным правом. 

В Риме еще в древние времена различались две отрасли права — публичное и частное право, ius 

publicum  и  ius  privatum.  Тит  Ливий  (I  в.  н.э.),  очевидно,  пользуясь  уже  сложившейся 
терминологией,  говорит,  что  законы  XII  таблиц  являются  источником  всего  публичного  и 
частного права. 

Классическое разграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает Ульпиан: 

Publicum ius est quod ad statum rei romanae spectat, privatum quod ad singulorum utilitatem (D. 
1.1.1.2.). - 

Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; 

частное — которое [относится] к пользе отдельных лиц. 

С  точки  зрения  этого  определения,  кладущего  в  основу  деления  содержание  нормы,  т.  е. 

различие  в  охраняемых  правом  интересах,  под  публичным  правом  следует  понимать  те  нормы, 
которые  непосредственно  охраняют  интересы  государства  и  определяют  правовое  положение 
государства и его органов (термин ius наряду со своим основным значением  «право»,  «правомо-
чие»  и  другими  значениями,  часто  употребляется  в  смысле  «нормы  права»).  Сюда  относятся: 
строй  государственных  органов,  компетенция  учреждений  и  должностных  лиц,  акты, 
выражающие  властвование  государства  (наказание  преступников,  взимание  налогов  и  т.  п.). 
Ульпиан (в цитированном фрагменте) указывает, что в состав публичного права входят «святыни, 
жрецы,  магистраты»  (in  sacris,  in  sacerdotibus,  in  magistratibus  consistit).  Но  этот  перечень  не 
является исчерпывающим. В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в 
смысле вообще норм, имеющих безусловно обязательную силу и не могущих быть измененными 
путем  соглашений  частных  лиц.  Частное  же  право  -  это  нормы  права,  защищающие  интересы 
отдельного  лица  в  его  взаимоотношениях  с  другими  людьми.  В  область  частного  права  входят 
семейные отношения, собственность, наследование, обязательства и т. п. 

Частное  право  противополагается  публичному  праву  и  является  областью,  непосредственное 

вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно 
предоставляет  известный  простор  автономии  отдельных  лиц,  т.  е.  глав  семейств, 
товаропроизводителей,  выступающих  на  рынке,  и  подобных  им  частных  собственников, 
представителей  класса  рабовладельцев:  человек  волен  защищать  или  не  защищать  свою 
собственность, волен предъявить иск или не предъявлять иска; содержание договора определяется 
соглашением сторон, - и договор защищается органами государства лишь в случае предъявления 
иска  лицом,  потерпевшим  от  неисполнения  договора.  Еще  законам  XII  таблиц  приписывается 
выражение:  cum  nexum  faciet  mancipiumque  uti  lingua  nuncupassit  ita  ius  esto  —  когда  лицо 
совершает договор займа или приобретает собственность, то его словесные распоряжения да будут 
правом. Но эта частная автономия имеет свои пределы, определяемые публичным правом. Нормы 
публичного  права  должны  быть  соблюдаемы  при  всех  условиях  и  не  могут  быть  изменены 
отдельными  лицами.  Применительно  к  соглашениям  об  этом  говорит  Папиниан:  Ius  publicum 
privatorum  pactis  mutari  non  potest  -  публичное  право  не  может  быть  изменено  соглашениями 
частных  лиц  (D.  2.14.  38).  Вообще  характер  норм  публичного  права  имели  нормы,  защищавшие 
интересы    класса рабовладельцев в целом. 

В  настоящее  время  термин  «частное  право»  сохранился  в  ряде  буржуазных  государств,  в 

особенности  там,  где  имеется  различение  гражданского  и  торгового  права.  В  этих  государствах 
(например, Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом: а) гражданское 
право, б) торговое право. 

В область гражданского права входят нормы, регулирующие имущественные правоотношения 

автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, а также семейные правоотношения и 
некоторые  личные  права  (подробности  в  курсе  иностранного  гражданского  права),  а  в  область 
торгового  права  -  нормы,  регулирующие  специальные  взаимоотношения  купцов  и  торговые 
сделки. В государствах, где нет особого торгового права, говорят      обычно просто о гражданском 
праве. 

Во  избежание  недоразумений  отметим,  что  Рим  не  знал  термина  «гражданское  право»  в 

указанном  выше  значении.  Римский  термин  ius  civile  имел  ряд  значений.  В  особенности  он 


background image

 

означал:  а)  древнее  право  римских  граждан      (цивильное  право),  и  в  этом  смысле  «цивильное 
право»  противополагалось  преторскому  праву;  б)  всю  совокупность  юридических  норм, 
действующих  в  данном  государстве  (civitas)  и  выраженных  в  законах  этого  государства;  в  этом 
смысле ius civile противополагалось ius gentium и ius naturale. 

Рим  был  государством 

рабовладельческим.

  Классу  рабовладельцев  противостоял  класс  рабов. 

Раб  был  вещью,  находившейся  в  собственности  господина,  и  никаких  прав  не  имел.  Права 
предоставлялись  лишь 

свободным  людям, 

и  одной  из  основных  задач  римского  частного  права 

являлось  закрепление  за  рабовладельцами  неограниченной  возможности  эксплуатировать  рабов. 
Коренное  противоположение  свободных  и  рабов,  бесправие  рабов  являлось  важнейшим 
принципом римского частного права, проходящим через всю его историю.                                         

Но не все и свободные люди являлись, в особенности в древнейший период Рима субъектами 

частного  права.  Первоначально  полноправными  людьми  признавались  лишь  римские  граждане. 
Все,  не  входившие  в  римскую  общину,  рассматривались  в  принципе  как  бесправные.  Они 
считались  «врагами»  (hostes),  которые  не  пользовались  никакой  защитой,  которые  могли  быть 
уничтожены  или  обращены  в  рабство.  Такое  положение  характерно  для  замкнутого  хозяйства 
древней  общины.  Лишь  развитие  производства  и  обмена,  расширение  торговли  с  соседними 
государствами влекло за собой, и притом весьма постепенно, расширение круга лиц, являвшихся 
субъектами частного права в римском государстве. 

Этот процесс шел двумя путями. С одной стороны, по мере роста территории римской державы 

и  завоевания  соседних  государств,  происходило  включение  в  римское  государство  ряда 
чужеземных  общин;  тем  самым  непрерывно  увеличивалось  количество  римских  граждан.  К 
началу н.э. римская империя включала в свой состав самые разнообразные муниципии, колонии, 
общины, провинции. Римское гражданство потеряло свои прежние, узко национальные, черты. С 
другой  стороны,  развитие  торговли  с  другими  народами  вызвало  необходимость  признания  и  за 
купцами других стран основных частных прав, которые необходимы для торговогооборота: права 
собственности, права вступать в договоры и требовать исполнения договора путем судебного иска 
и т. п. Это предоставление прав чужакам достигалось главным образом не путем распространения 
на  неримлян  норм,  исконно  регламентировавших  частные  права  римских  граждан,  но  путем 
выработки  претором  для  взаимоотношений  римлян  и  неримлян  (перегринов)  и  неримлян  между 
собой, особой системы частного права — «права народов» (ius gentium). 

Ius gentium являлось неоднородным по своему составу: оно включало в себя как нормы, взятые 

из исконного римского права, так и нормы, заимствованные из права других народов (в частности 
—  из  греческого  права)  и  доказавшие  свою  жизненность,  свою  пригодность  для  регулирования 
оборота.  Можно  сказать,  что  ius  gentium  вмещало  в  себя  все  значительное,  что  выработал 
античный  мир  в  области  правовых  институтов,  связанных  с  торговлей.  Так  создавался  дуализм 
исконного римского права (цивильного права) и права народов, кончившийся победой ius gentium 
над исконным национальным римским правом (это произошло в первые века н.э. — подробности 
см.  п.  12).  Создание  ius  gentium,  приспособленного  для  взаимоотношений  купцов  различных 
стран,  явилось  одним  из  обстоятельств,  содействовавших  рецепции  римского  права  (п.  6)  и 
обеспечило римскому частному праву его место в истории. 

Изложенные обстоятельства привели к выработке юридического принципа, лежавшего в основе 

всего  римского  частного  права  и  являвшегося  в  свое  время  огромным  шагом  вперед:  появилось 
(хотя  и  с  рядом  ограничений)  начало 

формального  равенства  в  области  частного  права  всех 

свободных лиц. 

3. Основные черты римского частного права.

 На всем протяжении истории общества мы не 

встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня 
юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в особенности 
отметить два правовых института, которые вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшую 
особое  значение  для  хозяйственного  оборота  Рима,  для  закрепления  и  усиления  эксплуатации 
рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества. 

Во-первых, 

институт  неограниченной индивидуальной частной  собственности,

  выросший  из 

необходимости  установить,  в  возможно  широком  объеме,  права  рабовладельцев  на  землю, 
обеспечить  полную  свободу  эксплуатации  рабов,  и  предоставить  купцам  действительную 
возможность распоряжаться товарами. 

Во-вторых, 

институт  договора.

  Торговый  оборот,  достигший  своего  наивысшего  в  Риме