Файл: shpargalka_evropeiskoe_pravo-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 937

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках вторичного учреждения в учредительном договоре предусматривается возможность открытия агентств, филиалов или дочерних компаний. Любые ограничения на открытие вторичного учреждения в принимающем государстве-члене запрещены. В отношении наименования вторичного учреждения свобода учреждения предусматривает за компанией право использовать свое фирменное наименование для расширения рекламы, а также развития истории компании.

Создание и функционирование компаний.

Основные вопросы, связанные с формальной стороной регистрации компании, урегулированы Первой директивой «О гласности» № 68/151/СЕЕ. В директиве рассматриваются 3 основные группы вопросов, затрагивающих защиту интересов третьих лиц.

Первая группа включает перечень основных документов компании и минимальный объем информации, подлежащие предоставлению при регистрации компании и опубликовании. На регистрируемое общество должно быть заведено дело в соответствующем реестре. По усмотрению государства это могут быть, центральный, торговый или реестр обществ.

Обязательному опубликованию подлежат:

- информация о структуре общества (учредительный договор, устав, изменения в учредит.документы)

- информация о представительных органах, органах управления и контроля (назначение, снятие с должности лиц, имеющих законные полномочия совершать сделки от имени общества и представлять общество)

- основные данные финансового и учетного характера: размер подписного капитала, баланс и счета прибылей и убытков

- информация о переносе юридического адреса

- информация о роспуске компании

- судебное решение о недействительности компании.

Вторая группа вопросов – ответственность за неопубликование соответствующей информации. Общий принцип директивы: непротивопоставимость третьим лицам неопубликованных сделок и сведений.

Действительность обязательств общества. Общество берет на себя все обязательства после его официальной регистрации. В случае же заключения сделки от имени общества, находящегося в процессе учреждения, до приобретения последним статуса юридического лица, и если общество не берет на себя обязательства по сделкам, заключенным от его имени, лица, заключившие эти сделки, несут солидарную и неограниченную ответственность, если нет соглашения об ином.

Третья группа вопросов – недействительность общества. Уделяется внимание правовым последствиям предотвращения неправильного составления учредит.документов. Если в государстве-члене не предусмотрено на момент регистрации судебного или административного контроля, функции контроля над соответствием учредительных документов законодательству возлагаются на нотариуса.

Юридический режим недействительности. Исчерпывающий список оснований для такого признания: отсутствие учредительных документов или несоблюдение формальностей по оформлению, например, нотариальное удостоверение; определение в уставе целей общества, противоречащих публичному порядку или законодательству; отсутствие в учредительных документах или уставе указаний на именование общества, либо характер, либо на размер вкладов, размер уставного капитала или целей общества; несоблюдение норм национального законодательства относительно оплаты мин. уставн. капитала. Под действие директивы попадают только те компании, которые были учреждены, даже если в процессе их создания были допущены ошибки.


Одиннадцатая директива ЕС № 89/666 регулирует вопросы опубликования информации в отношении филиалов компаний.

Уставный капитал. Регулируется директивой № 77/91 «О капитале» В учредительных документах обязательно должна содержаться следующая информация: юридический адрес, номинальная стоимость подписываемых акций и их количество, количество подписываемых акций без указания их стоимости, если такие могут быть выпущены по национальному законодательству; условия, ограничивающие передачу акций; информация об именных акциях и акциях на предъявителя; сумма подписного капитала на момент регистрации компании или получения лицензии. В соотв. со ст. 6 минимальный размер уставного капитала общества должен составлять не менее 25 тыс. евро. При этом каждые пять лет Совет ЕС по предложению европейской Комиссии должен пересматривать этот размер с учетом инфляции и иных экономических факторов. На момент создания должно быть оплачено 25%. Уставный капитал может состоять из вкладов в натуре. Компания не может подписываться на собственные акции. Решение об увеличении уставного капитала принимается общи собранием акционеров большинством в 2/3 голосов.

Структура органов управления (Пятая директива, принятая Советом ЕС 9.10.72 г.). Предлагается на выбор двухзвенная или однозвенная структура. При двухзвенной обязательным является наличие наблюдательного совета, осуществляющего контроль над деятельностью административного совета, при однозвенной – один орган управления. Три модели участия рабочих в управлении компанией:

- немецкая: занятые по найму избирают от 1/3 до ½ членов наблюдательного совета

- французская: создание специального представительного органа – консультативного совета – из выдвигаемых наемными рабочими лиц

- английская: участие рабочих в управлении через систему коллективных договоров, заключаемых компанией и профсоюзами.

Реорганизация компаний (шестая директива «О разделении» № 78/855, третья директива «О слияниях» и проект десятой директивы «о трансграничных слияниях»).

Слияние осуществляется по праву ЕС, во-первых, посредством слияния двух и более компаний, при котором сливающиеся компании передают вновь образованному обществу в порядке роспуска без ликвидации все свое имущество, в том числе права и обязанности. Во-вторых, посредством слияния в форме присоединения одной и более компаний к другой, при этом в порядке роспуска без ликвидации присоединяющиеся компании передают уже существующей компании все свои права и обязательства.

Разделение. При разделении компания передает все свои права и обязанности не одной, а нескольким компаниям. Разделение может происходить посредством роспуска компании и выделения одной или нескольких компаний или путем роспуска компании и создания новых компаний.


Операции по поглощению компаний – приобретение контрольного пакета акций или долей компании.

Виды юридических лиц по праву ЕС:

  1. европейская компания (регулируется проектом регламента устава европейской компании 1986 годаи проектом директивы Совета ЕС от 25.08.89 г.). Минимальный размер капитала 120 тыс. евро. Структура и функционирование определяются учредительными документами. Существует 5 способов открытия:

- посредством слияния АО, два из которых учреждены и функционируют на основании законодательства стран-членов ЕС

- учреждение холдинговой европейской компании АО или ООО. Центральное управление должно находиться на территории различных государств-членов, либо филиал 2 года находится на территории иного государства-члена, чем то, где расположен головной офис.

- создание дочернего предприятия компаниями или фирмами

- преобразование в европейскую компанию АО

открытие филиала или дочерней компании самой ЕС.

  1. европейское объединение по экономическим интересам – гибкий инструмент для малых и средних предприятий. Участниками могу быть компании и фирмы, которые несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам объединения.

  2. Европейская ассоциация (некоммерческая организация)

  3. европейское взаимное общество (содействует в осуществлении деятельности в сфере страхования, здравоохранения, соцобеспечении).


Общество с одним участником (сосредоточение в одних руках всех долей). Участник выполняет функции общего собрания, а принимаемые им решения должны быть занесены в протокол собрания или оформлены в письменной форме. Договоры между таким обществом и другими лицами – в письменной форме (кроме текущих сделок, заключенных в обычных условиях).

57. Общая характеристика антимонопольного права ЕС.


Антимонопольное правовое регулирование - это комплекс правотворческих и правоприменительных мер, направленных на поддержание и создание условий для добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках посредством целенаправленного установления и обеспечения соблюдения правил, определяющих запрещенные способы поведения на рынке.

Для конкурентного права ЕС характерно сравнительно мягкое регулирование монополистической деятельности. Нормы конкурентного права ЕС не предусматривают запрет монополизации рынка и любой деятельности, ведущей к такой монополизации запрета. Конкурентное право ЕС сосредотачивает внимание преимущественно на антиконкурентных соглашениях фирм. Контроль над структурой рынка, т.е. над тем, какие доли рынка имеют отдельные фирмы, играет в европейском праве меньшее значение.

Правовые нормы ЕС, посвященные антиконкурентным соглашениям, содержатся, прежде всего, в ст. 85 Римского Договора о создании ЕЭС (1957 г.), являющегося своеобразной конституцией ЕС. Более подробные нормы предусмотрены в предписаниях (регламентах) Совета ЕС, который наряду с Европейским парламентом является его законодательным органом. Среди них наибольшее значение имеет Предписание 17 от 6.02.1962 г. – Первое предписание по применению ст. 85 и 86 Договора.


Положения о защите конкуренции были включены в договор о ЕОУС 1951 г. И в Римский договор о ЕЭС 1957 г. Здесь нумерация статей приводится по версии договора о Европейском сообществе, введенной Амстердамским договором о ЕС 1997 г.

Основными мерами и способами защиты конкурентной среды, применяемыми в законодательстве государств-членов ЕС и в наднациональных правовых актах Союза являются меры, направленные на пресечение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию; меры, направленные на пресечение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующими субъектами на соответствующем рынке; меры, направленные на контроль сделок экономической концентрации; меры, направленные на пресечение действий органов государственной власти и соглашений с их участием, которые ограничивают конкуренцию; меры, направленные на пресечение недобросовестной конкуренции на рынке.

Цели национальной антимонопольной политики государств-членов ЕС существенно различаются, но Общий рынок создает основу для формирования своеобразного их консенсуса, отвечающего интересам как Союза в целом, так и его членов. К числу основных целей антимонопольного права ЕС на сегодняшний день относятся: достижение экономической эффективности и экономического роста; рост благосостояния потребителя и защита его прав при оптимальном распределении ресурсов; защита прав малых предприятий от крупных экономических объединений; содействие созданию единого Европейского рынка и предотвращение его разрушения от противоправной деятельности юридических лиц; защита экономических свобод; противодействие инфляционным процессам; обеспечение равноправного и справедливого участия субъектов экономических отношений на Общем рынке.

Часть 1 ст.85 Римского договора запрещает как несовместимое с Общим рынком следующее: все соглашения между предприятиями, решения ассоциаций предприятий и согласованные действия, которые могут причинить ущерб торговле между Государствами-членами и которые имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции в пределах Общего рынка, и в частности которые:

  1. прямо или косвенно устанавливают цены купли-продажи и любые иные условия торговли;

  2. ограничивают или контролируют производство, торговлю, техническое развитие или инвестиции;

  3. делят рынки или источники снабжения;

  4. предусматривают различные оговорки к одинаковым сделкам с другими торговыми партнерами, ставя их тем самым в невыгодные конкурентные условия;

  5. требуют при заключении контрактов принятия другими сторонами дополнительных обязательств, которые по своей природе или в соответствии с обычаями торговли не имеют связи с предметом таких контрактов. Перечень запретов не является исчерпывающим, и поэтому Комиссия и суды ЕС могут признавать антиконкурентными и другие виды соглашений, решений и действий.


Итак, положения ст.85 нарушаются в тех случаях, когда соглашения, решения и согласованные действия предприятий отвечают трем требованиям: 1) имеет место сговор в какой-либо форме между предприятиями; 2) сговор может нанести вред торговле стран-участниц; 3) он имеет целью или следствием ограничение конкуренции в пределах ЕС.

Под соглашением понимают обычно и прежде всего контракты гражданско-правового содержания. И если такой контракт предусматривает действие, запрещенное ст.85, он согласно ч. 2 ст.85 недействителен.

Антиконкурентными признаются и соглашения, не имеющие формы контракта.

Статья 85 запрещает соглашения, решения и действия, которые могут причинить ущерб торговле между странами ЕС.

Соглашение, решение или действие становится правонарушением, если оно подпадает под третье условие ст.85. а именно: «имеет своей целью или следствием устранение, ограничение или искажение конкуренции в пределах Общего рынка». Комиссии достаточно доказать одно: или цель или следствие, чтобы правонарушение существовало.

Последствия ограничения конкуренции должны быть заметны, ощутимы. В целях разъяснения предписаний об ощутимости последствий Комиссия ЕЭС сформулировала в 1970 г указания по малым соглашениям. Согласно этому указанию не преследуются такие соглашения, действия которых распространяется на товары и услуги, составляющие не более 5% всего рынка подобных товаров и услуг, и в которых участвуют предприятия с общим годовым товарооборотом, не превышающим 200 млн. европейских валютных единиц.

Но в ряде случаев положения части 1 ст.85 Римского договора не применяются. Они перечислены в части 3 ст.85, допускающей как индивидуальные, так и коллективные исключения: «Положения части 1 могут быть, однако, объявлены в качестве неприменимых в отношении:

  • любого соглашения или категории соглашений между предприятиями;

  • любого решения или категории решений ассоциаций предприятий;

  • любого согласованного действия или категории согласованных действий, которые содействуют улучшению производства или распределению товаров либо техническому или хозяйственному прогрессу, одновременно обеспечивая потребителям справедливую долю итоговых благ, и которые

    1. не налагают на соответствующие предприятия ограничений, ненужных для достижения указанных целей;

    2. не предоставляют таким предприятиям возможность устранения конкуренции в отношении существенной части соответствующей продукции».

Немалую опасность для конкурентной среды в ЕС представляет государственная помощь.

В связи с этим ч. 1 ст. 87 Договора о Европейском сообществе предусматривает, что любая предоставляемая государствами-членами помощь в виде дотаций и т.д. будет рассматриваться как несовместимая с Общим рынком.

В качестве государственной помощи могут рассматриваться: прямые субсидии; льготы по налогам и иным платежам; льготные банковские проценты; безвозмездное предоставление права пользования землей или зданиями; гарантии по кредитам, предоставляемые на льготных условиях, и некоторые другие меры