Файл: shpargalka_evropeiskoe_pravo-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2020

Просмотров: 935

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обстоятельства, при наличии которых Европейская Комиссия может признать государственную помощь правомерной:

1)если помощь оказывается с целью содействия экономическому развитию регионов, в которых уровень жизни ненормально низок или с высокой безработицей (п. «а» ч. 3 ст. 87 Договора о ЕС);

2)помощь, имеющая целью содействовать осуществлению проекта, имеющего общеевропейскую значимость или призванного выправить серьезные нарушения (п. «Ь» ч. 3 ст. 87 Договора о ЕС);

3) помощь, предоставляемая с целью стимулировать развитие некоторых видов экономической деятельности или некоторых экономических регионов, если она не оказывает вредного воздействия на условия торговли в такой степени, что это противоречит общим интересам.


58. Общая характеристика экологического права ЕС.


Право окружающей среды - совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Подобные отношения касаются вопросов собственности на природные ресурсы, обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной или иной деятельности, охраны экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Этапы формирования экологического права ЕС:

  1. 1958-1972 гг. начался с вступлением в силу 1 января 1958 г. Договора о ЕЭС и продолжался до 1972 г. Это был период, когда институты Сообщества не уделяли практически никакого внимания развитию экологической политики. Однако в отсутствие регулирования, государства начали принимать меры ад хок. Подобные меры становились барьером для свободного движения товаров на территории Сообщества. Стала очевидной необходимость регулирования экологической проблематики на наднациональном уровне.

  2. 1972-1986 гг. связан с действительным началом формирования европейской экологической политики. В 1973 году Совет европейских Сообществ принял первую программу действий Сообщества по окружающей среде. Начиная с 1972 года принимаются директивы и регламенты, регулирующие различные аспекты охраны окружающей среды. Характерной чертой данного этапа была противоречивая тенденция принятия Сообществом правовых мер по реализации экологической политики на основании Договора, который не предоставлял еще Сообществу природоохранной компетенции.

  3. 1987-1993 гг. начался 1 июля 1987 года с внесением поправок в Договор о ЕЭС Единым Европейским Актом 1986 года и продолжался до вступления в силу Договора о Сообществе. (включение целей европейской экологической политики)

  4. 1993-1997 гг. или постмаастрихтский. Впервые термин «окруж.среда» был включен в ст. 2 и ст.3 Маастрихтского договора, что имело большое политическое и правовое значение.

  5. Постамстердамский этап. Амстердамский договор 1997 года привнес ряд значительных изменений в правовые рамки европейской экологической политики. Прежде всего она получила конституционный статус в ст. 2, где отныне упоминается не только устойчивое развитие, но и высокий уровень защиты и улучшение качества окружающей среды.

  6. Новый этап инкорпорации в национальное законодательство норм Сообщества.



Основные принципы экологической политики ЕС:

- принцип высокого уровня охраны окружающей среды

- принцип предосторожности

- принцип превентивных действий

- принцип устранения источников ущерба

- принцип загрязнитель платит.


Принцип высокого уровня охраны окружающей среды. Был введен Амстердамским договором. Применение ограничено большой разницей в возможностях государств-членов.

Принцип предосторожности означает, что если существует подозрение, что определенные действия могут иметь негативное влияние на окружающую среду, то лучше не совершать этих действий вовсе, чем дожидаться, когда научные исследования докажут причинную связь между данными действиями и негативными последствиями для окружающей среды. В соответствии с данным принципом Сообщество вправе устанавливать тот уровень защиты окружающей среды, здоровья людей, животных и растений, который имеет основание посчитать необходимым.

Принцип превентивных действий. Его смысл заключается в подходе, при котором лучше принять превентивные меры по охране окружающей среды, чем восстанавливать окружающую среду.

Принцип устранения источников ущерба. В соответствии с данным принципом ущерб окружающей среде должен по возможности устраняться в самом начале его возникновения. Принцип предусматривает предпочтение законодателем устанавливать стандарты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а не стандарты экологического качества продуктов, особенно когда речь идет о загрязнении воды и воздуха.

Принцип загрязнитель платит означает, что загрязнитель должен оплатить стоимость устранения причиненного им ущерба, что заставляет экологически небезопасные отрасли промышленности и отдельные предприятия использовать в производстве менее вредные вещества и технологии.


Компетенция Сообщества.

В соответствии со ст.2 Договора о Сообществе одной из его важнейших задач является содействие высокому уровню защиты и улучшению качества окружающей среды и устойчивому развитию экономической деятельности. Для реализации поставленных задач Сообщество реализует политику в области охраны окружающей среды. Цели экологической политики: охрана, защита и улучшение состояния окружающей среды, охрана здоровья людей, разумное и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение на международном уровне мер, связанных с решением экологических проблем в региональном и глобальном масштабе.


Государства-члены вправе сохранять или вводить более строгие защитные меры по сравнению с мерами, принятыми Сообществом, но не должны являться дискриминационными мерами, т.е. не являться количественными ограничениями на экспорт и импорт.

Правовые инструменты реализации экологической политики:

  1. директива № 85/337 об оценке воздействия на окружающую среду. Позволяет оценить любые виды решений с точки зрения их потенциального влияния на окружающую среду и природные ресурсы. Директива требует, чтобы утверждению проекта, который потенциально может повлиять на состояние окружающей среды своим характером, размером или месторасположением, обязательно предшествовала бы оценка его развития и эффекта на окружающую среду. Не распространяется на объекты национального оборонного характера.

  2. Директива 82/501 об особо опасных видах промышленной деятельности

  3. Директива 96/61 о комплексном контроле и предотвращении загрязнения.

  4. Директива № 2003/4/ЕС о доступе общественности к информации об окружающее среде. Содержит перечень оснований, по которым информация может быть закрыта государством для доступа общественности (затрагивающая международную и государственную безопасность, коммерческую и личную тайну).


Остальные разделы экологического права регулируются специальным, секторным законодательством:

- законодательство о загрязнении воды

- законодательство о загрязнении воздуха (включая директиву 84/360 о загрязнении фабричными выбросами, о загрязнении воздуха автомобильными выхлопами).

- законодательство о шумовом загрязнении

- законодательство об опасных субстанциях (пестициды)

- законодательство по отходам (рамочная конвенция об отходах производства и потребления, директива по опасным промышленным отходам, по маслянистым отходам ..)

- законодательство по ядерной безопасности (положения договора о Евратоме)

- законодательство об охране природы (директива об охране диких птиц)

59. Социальная политика и социальное право ЕС.


Социальная политика является претворяемой в жизнь программой обеспечения социальной защиты населения, реализации его социальных прав, сохранения и улучшения его жизненного уровня.

Социальную политику наряду с экологической называют приоритетом 21 века. Именно они являются инициаторами и реализаторами таких концепций, как Концепция устойчивого развития и Концепция общего развития (КОР), где вопросы экономического роста увязываются с социальным развитием и учетом экологического фактора и, наряду с требованием конкурентного порядка, подчеркивается необходимость социальной ответственности бизнеса и государства.

Процесс расширения ЕС, развитие международных связей и глобализация в целом ведут к расширению диапазона действий социальной политики, интенсивному развитию ее внешнего измерения и правовому оформлению ее достижений.

Эти моменты по мере эволюции ЕС находят отражение в пересмотре его учредительных документов: Маастрихт (1992), Амстердам (1997), Ницца (2001). Хартия основных прав ЕС и Социальная повестка дня, одобренные Ниццским саммитом 2000 г.. Конституция ЕС определили направления развития социальной политики на 21 в.


Этапы формирования социальной политики:

  1. Для Европейского Объединения угля и стали наиболее острой проблемой было резкое сокращение занятости в угольной и металлургической отраслях. Согл. Ст. 56 соответствующего договора, ЕОУС взяло на себя частичное финансирование пособий увольняемым шахтерам и металлургам, их профессиональной переподготовки, трудоустройства. В ст. 48, 68 и 69.4 оговаривались права профессиональных ассоциаций, гарантии против необоснованного снижения зарплаты и социальных выплат, а также права трудящихся, являющихся гражданами государств-членов ЕОУС.

  2. Договор о Евратоме включал положения о нормах охраны труда работников этой опасной отрасли и отменял ограничения по национальному признаку на доступ к квалифицированной работе в ядреной энергетике.

  3. Договор о ЕЭС определил общие контуры социальной политики Сообщества исходя из двух целей: связать экономическую интеграцию с социальным развитием и нейтрализовать ее негативные социальные последствия. Согласно ст. 18 Комиссия была уполномочена содействовать сотрудничеству между государствами-членами в вопросах занятости, трудового законодательства, условий труда, профессиональной подготовки, социального обеспечения и прав профсоюзов. Было введено свободно движение рабочей силы внутри Сообщества, запрещена дискриминация по национальному признаку. Договор учредил Европейский социальный фонд (ЕСФ).

  4. Парижский саммит 1972 г. разработана первая масштабная Программа социальный действий на 1972-1974 гг. и поставлен вопрос о необходимости социального законодательства.

  5. 80-ые гг. Правовая база социальной политики ЕС была расширена благодаря принятию двух важных документов: Единого европейского акта в 1986 г. и Хартии основных социальных прав трудящихся Сообщества в 1989 г. (обозначила цели социальной политики Евросоюза).


Единый европейский акт поставил задачу формирования единого социального пространства и внес дополнения в Договор о ЕЭС, закрепил ответственность государств-членов за решение социальных проблем.

Хартия содержала перечень основных социальных прав трудящихся на: свободное движение, обеспечивающее возможность выбора любого вида занятий при любой профессии на территории Сообщества, труд и достойное, справедливое вознаграждение за него; улучшение условий жизни и труда; социальную защиту; свободу ассоциаций и коллективных переговоров; профессиональную подготовку и переподготовку; охрану здоровья и безопасность на рабочем месте и т.д.

  1. Маастрихтский договор 1992 г. был включен раздел «социальная политика, образование, профессиональное обучение и молодежь». За Советом ЕС было закреплено право устанавливать минимальные социальные стандарты и технические нормы труда.

  2. Амстердамский саммит закрепил за руководящими институтами ЕС право на установление минимальных социальных стандартов и их изменение, подтвердил право государств-членов принимать более высокие нормативы и свои методы решения социальных проблем.

  3. Ницца, саммит 2000 г., одобрена Хартия основополагающих прав граждан Евросоюза, которая расширила положения хартии 1989 г. В хартии использованы новые способы классификации основных прав и свобод. В отличие от подобного документа 1989 г. основанием классификации выступают ценности: человеческое достоинство, равенство, свобода и солидарность. Обеспечение же конкретных прав человека рассматривается как гарантия защиты провозглашенных ценностей. В текст договора о ЕС внесены дополнения по проблемам обеспечения благоприятной производственной среды, здоровья человека и безопасности на рабочем месте, модернизации систем социальной защиты трудящихся, согласования вопросов управления с трудовыми коллективами, борьбы с социальным отторжением и реинтеграции лиц, вытесненных с рынка труда. Учрежден Комитет по социальной политике с консультативным статусом при Еврокомиссии (основная цель – мониторинг социальной ситуации поддержка соцполитики в государствах-членах ЕС).

  4. Саммит Ницца 2004 г. принял новую Социальную повестку дня, которая отражает приоритетные цели социальной политики: решение занятости и уменьшение безработицы, защита прав трудящихся в условиях меняющейся экономики, гендерное равноправие (половое), ликвидация бедности. Задачи: стимулирование активности и повышение качества рабочей силы, смягчение последствий демографических изменений, повышение активности женщин на рынке труда.


Социальная политика ЕС реализуется при помощи разветвленной системы институтов. Важнейшими структурами ЕС, обладающими полномочиями в социальной сфере, являются Европейский совет, Европарламент, Комиссия ЕС, суд Европейских сообществ и экономический и социальный комитет.


Европейский совет выполняет функцию стратегического планирования всех сфер деятельности ЕС, в т.ч. и социальной. Главная его задача – разработка и проведение в жизнь основных направлений коммунитарной политики.

Совет министров, является законодательным органом и собирается в составе министров государств-членов ЕС, отвечающих за ту область, которая рассматривается на сессиях, в данном случае речь идет о министрах, ответственных за социальные проблемы.

Комиссия является гарантом проведения в жизнь интересов Сообщества. Она пользуется правом законодательной инициативы в пределах компетенций, оговоренных Договорами. Деятельность комиссии в социальной сфере состоит из трех основных элементов: внедрения в жизнь документов социальной политики, управления Структурными фондами и управления социальным диалогом.

Целенаправленно занимается вопросами социальной политики генеральный Директорат 5 «занятость, промышленные отношения и социальные вопросы». К его компетенции относятся: промышленные отношения и социальный диалог, занятость и рынок труда, социальное обеспечение, социальная защита и условия жизни, Европейский социальный фонд и здравоохранение и безопасность.

Экономический и социальный комитет был создан по решению Договора о ЕЭС. Цель – в своих рамках обеспечивать представительство интересов различных категорий общества, адекватное их месту в экономической и социальной жизни. Состоит из представителей предпринимателей, потребителей, научных работников, ассоциаций по охране окружающей среды, лиц свободных профессий. Комитет разделен на секции, ответственные за те или иные области, обозначенные в договорах (например, социальные вопросы, вопросы семьи, образования). Наделен полномочиями давать рекомендации и заключения.

Структурные фонды в рамках Сообщества: Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития, секция ориентации ФЕОГА (фонд ориентаций и гарантий сельского хозяйства) и т.д.

Европейский социальный фонд поддерживает коммунитарные задачи (создание сети активных национальных рынков труда для борьбы с безработицей, содействие социальной реадаптации и обеспечение равенства возможностей на территории ЕС для всех его граждан).

Разрабатываются инициативные программы Сообщества, например, «Адепт», (способствование адаптации трудящихся к изменениям и вызовам в экономике, оказывать помощь предприятиям в сохранении конкурентоспособности). Существуют специальные программы ЕС, например, «Фаре», «Тасис», «Леонардо да Винчи»

Директивы № 93/88/ЕС, 90/679/ЕЕС и 93/103/ЕЕС, касающиеся охраны здоровья и безопасности на рабочем месте и на рыболовецких судах; № 91/382/ЕЕС о защите рабочих от рисков, связанных с использованием асбеста на рабочем месте.