ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 3538
Скачиваний: 5
Если проследить развитие интеграционных процессов в Западной Европе, можно прийти к выводу, что с самого начала были сформулированы и выдвинуты три основных подхода и, соответственно, три организационные модели. Они со временем не только не отпали, а стали более отработанными, впитали в себя накопленный опыт и получили дополнительные аргументы в свою пользу. Сегодня эти подходы и основанные на них организационные модели определяют содержание и характер споров, ведущихся вокруг выбора путей интеграции на каждом ее новом этапе.
Первый подход состоит в том, чтобы до конца использовать модель международной организации, строить отношения на базе международного права. Этот подход можно назвать функционалист-ским. Он отличается большой долей прагматизма и сводится к тому, чтобы обеспечивать прежде всего свободу торговли и только постепенно, на отдельных участках интеграции переходить к более тесному экономическому сотрудничеству. Что касается создания наднациональных структур и наделения их соответствующими полномочиями, то такое возможно и полезно только на тех участках интеграции, где для этого созрели необходимые предпосылки.
Второй подход – движение к федералистской модели, что подразумевает скорое усиление государственных, наднациональных черт в организационной структуре и праве сообществ. Подобное развитие иной раз уподобляют становлению единого государства, части которого сохраняют значительно более широкую самостоятельность и свободу действий, чем в традиционной федерации. Но так или иначе движение идет по пути к Соединенным Штатам Европы, в которых наряду с единым экономическим пространством, общим рынком будет осуществляться политическое сотрудничество.
Третий подход основывается на идеях конфедерализма. Европейский союз предлагается построить как союз государств, сохраняющих свою независимость и самостоятельность и сотрудничающих друг с другом преимущественно или исключительно в экономической сфере. Конфедерация может иметь свои собственные институты, которые в принципе должны действовать на началах единогласия. Решение вопросов большинством голосов видится лишь в подряде исключения.
Нельзя сказать, что споры, связанные с выбором основного подхода и, соответственно, организационной модели интеграции, закончились полной победой одних и сокрушительным поражением других взглядов. В принятых решениях попеременно отражались то те, то иные воззрения на интеграцию, ее масштабы и формы, а нередко наблюдалось взаимопереплетение таких воззрений. Свою роль играли конкретные, как экономические, так и политические интересы стран. Теория постоянно проверялась и изменялась под влиянием исторических условий, при которых осуществлялась интеграция.
рубежом в развитии европейского права стала трансформация трех названных сообществ в Европейский союз (1992), который подвергся серьезной реформе в 1997 г. Свой вклад в европейское право внесли многие другие межгосударственные организации, созданные за последнее десятилетие на континенте. Знание европейского права является сегодня необходимым для многих людей, так или иначе соприкасающихся с интеграционными процессами в Европе, с отношениями между этим континентом и остальным миром.
Особенно большое значение имеет изучение права европейских сообществ, правопорядка всего Европейского союза. С одной стороны, это предопределяется той ролью, которую Европейский союз играет как в жизни нашей страны, так и во всем мире. Сегодня входящие в его состав страны являются главными торговыми партнерами России, а отношения с ними предопределяют многое в системе мировых экономических и политических связей. С другой стороны, изучение права европейских сообществ и Европейского союза представляет большой познавательный интерес. В процессе интеграции государств – членов Европейского союза найдены и опробованы многие решения сложнейших правовых проблем современности, накоплен ценнейший опыт. Речь идет о реальном продвижении по пути ко все более тесному сотрудничеству и союзу народов Европы.
Россия вполне обоснованно стремится не только к активному выходу на единый внутренний рынок европейских сообществ, но и к усилению притока инвестиций из государств – членов сообществ в свою экономику. Мощный экономический потенциал сообществ, политическая активность Европейского союза дают основания для уверенности в том, что и в будущем это направление во внешней политике России сохранит свое первостепенное значение. К тому же нельзя не учитывать перспективы расширения Европейского союза, уже состоящего из 15 государств. В очереди на прием в Союз в наше время стоит 12–15 стран. Большое практическое значение приобретает вступление в силу заключенного в 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом.
Успешная реализация возможностей, предоставляемых нашей стране этим Соглашением, предполагает необходимость его правового обеспечения. Достаточно напомнить, что стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования, свободу транзита, освобождение от импортных пошлин и сборов на временно ввозимые товары, отменяют многие количественные ограничения на ввоз товаров. Произошли выгодные для России изменения в сфере защиты внутреннего рынка. Установлено, что компании и граждане России получают благоприятные условия для выхода на единый рынок европейских сообществ, а компании и граждане Европейского союза соответственно на российский рынок. Соглашение существенно способствует сближению России с Европейским союзом и укреплению ее позиций на континенте и во всем мире.
Опыт интеграции государств – членов Европейского союза имеет не только региональное значение. Изучение его правопорядка полезно также при анализе проблем, связанных с интеграцией на территории бывшего СССР. Разумеется, это не означает призыва к механическому подражанию, к применению в иных условиях того, что уже сделано в странах Западной Европы. Даже слабые попытки слепого копирования потерпели бы неминуемый провал. Вместе с тем было бы по меньшей мере неразумно не учиться на примерах других стран, каждый раз изобретать собственный велосипед. В правопорядке сообществ и Европейского союза, особенно в том, что касается правового регулирования экономической интеграции, были сформулированы, обоснованы и практически реализованы положения, сопоставимые по своему значению разве что с высокими технологиями, отличающими научно-технический прогресс современности.
Совсем недавно правопорядку европейских сообществ и Европейского союза в программах высшего юридического образования в России отводилось крайне мало места. В лучшем случае этому вопросу уделялось внимание в лекционных курсах по международному праву, в тех разделах, которые посвящались международным организациям. В качестве таких организаций преподносились европейские сообщества, а затем и Европейский союз. С такой постановкой дела далее мириться просто невозможно. Иначе как элементарной правовой неграмотностью это назвать нельзя. Закономерно, что сегодня курс европейского права все чаще на самостоятельных началах включается в программы юридических факультетов университетов, других высших юридических учебных заведений. Россия в этом отношении догоняет другие страны. Объем, характер и методы преподавания европейского права в России, разумеется, не могут не отличаться от моделей, применяемых в государствах – членах Европейского союза. В этом отношении мы ближе стоим к США, Японии, другим странам, имеющим развитые экономические и другие отношения с европейскими сообществами и Европейским союзом, но не входящим в их состав. Впрочем, и здесь различия весьма существенны, что предопределяется недавней историей России.
Предлагаемый вниманию читателя учебник – первый учебник по европейскому праву в системе высшего юридического образования России. И это понятно, ибо прежде, когда не было такой учебной дисциплины, отсутствовала всякая нужда и в учебнике. Первый учебник не обязательно должен быть плохим, но он не может быть свободен от недостатков, присущих обычно всему новому. Кроме отсутствия навыков преподавания, багажа нормативного и фактического материала, нельзя не учитывать также существующий невысокий уровень знаний студентов о европейском праве. Как практика, так и общеобразовательная школа в этом отношении дают им очень мало.
Настоящий учебник написан на основе опыта преподавания европейского права в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской Академии наук. Данная учебная дисциплина читается студентам четвертого курса. И это не случайно. Курс носит во многом комплексный характер, связан с изложением материала, изначальные представления о котором должны были быть получены ранее. В европейском праве представлены, в сущности, почти все основные отрасли права – как публичного, так и частного, что лишь подчеркивает трудности его освоения. У данного учебника есть свои границы. В нем рассматриваются отнюдь не все стороны и не все вопросы европейского права. Ведь в широком смысле само понятие «европейское право» охватывает право всех европейских организаций, включая Совет Европы, и механизм принятой им в 1950 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Организацию Североатлантического договора (НАТО), Западноевропейский союз, Организацию экономического содействия и развития (ОЭСР), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и многие другие. В учебнике трактуются только вопросы правопорядка европейских сообществ и Европейского союза.
Такое ограничение курса европейского права не случайно. Правопорядок европейских сообществ и Европейского союза представляет собой наиболее важный и даже самый объемный раздел европейского права, но дело в другом. Развитие западноевропейской интеграции привело к появлению качественно нового, неизвестного истории правового феномена. Это право, которое определяет организацию и деятельность структуры, сочетающей черты как международной организации, так и конфедеративного, а то и федеративного союза и одновременно отличающейся от них. С практической точки зрения удельный вес Европейского союза также резко выделяет его из конгломерата европейских организаций. В будущем несомненно расширится объем изучаемого европейского права, в первую очередь за счет права Совета Европы, но, видимо, это будет отдельный раздел курса, а возможно, и отдельный курс.
С одной стороны, структура учебника построена так, чтобы дать представление об основных этапах развития правопорядка Европейского союза. Такой подход позволяет раскрыть закономерность и преемственность этапов интеграции, соотношение объективных и субъективных факторов в этом процессе, роль и место в нем права. Это важно для преподавания европейского права в любой стране, но особенно необходимо для России, до которой долгое время не доходила значительная доля информации о важнейших событиях, происходивших на западе Европейского континента.
С другой стороны, как и любой учебник по тому или иному разделу действующего права, учебник по европейскому праву призван дать знания о его действующих институтах, показать механизм функционирования последних, всю управленческую структуру европейских сообществ и Европейского союза. Таким образом лучше и быстрее усваивается материал, понятнее становятся проблемы и пути их решения.
Учебник имеет еще одну особенность, продиктованную временем. В известной мере он носит незавершенный характер, поскольку не отражает итоги Межправительственной конференции 1996–1997 гг., призванной подготовить новую реформу Европейского союза. Вероятно, Конференция разработает проект договора о внесении изменений и дополнений как в общую концепцию интеграции, так и в ее институты и в весь комплекс правового регулирования. Однако ждать ее окончательных результатов, особенно в том случае, когда потребуется ратификация принятых документов в национальных парламентах, придется еще долго, может быть, не менее двух лет, а учебный процесс нельзя остановить на такой срок. Выходом из сложившегося положения стало выделение в учебнике специальной главы, посвященной планам перестройки механизма интеграции. Таким образом студенты будут подготовлены к переменам, которые могут вскоре произойти в европейском праве. Разумеется, тогда потребуется и новое издание учебника.
Следует отметить, что одной из больших трудностей при подготовке учебника оказался сбор материалов. К сожалению, в нашу страну они поступают нерегулярно, с опозданием и далеко не в полном виде, что особенно относится к европейскому праву. Автор стремился максимально использовать документы и другую информацию, имеющуюся в московских библиотеках и научных центрах. В связи с этим нужно отметить поддержку и непосредственную помощь, которую оказали автору коллеги из Института государства и права Российской Академии наук и Академического правового университета, а также из Института Европы Российской Академии наук (директор – академик В.В. Журкин), Ассоциации европейских исследований (президент – проф. Ю.А. Борко). Свою лепту в поддержку учебника внес только что созданный при МГИМО Институт европейского права (директор – проф. Л.М. Энтин).
И все же источников по европейскому праву в России было явно недостаточно. Тем более ценной оказалась помощь зарубежных коллег. Особой благодарности заслуживает Институт зарубежного публичного права и международного права им. Макса Планка (Германия, г. Гейдельберг), предоставивший автору возможность работать в своих библиотечных и архивных фондах, участвовать в научных конференциях и обсуждать вопросы с ведущими специалистами. Профессора Р. Вольфрум и И. Фровайи, возглавляющие Институт, своими профессиональными советами и пожеланиями, личной поддержкой существенно способствовали подготовке учебника.
При непосредственной помощи Представительства Европейского союза в Москве автор получил возможность ознакомиться на месте с деятельностью Комиссии, Совета, Европейского парламента (г. Брюссель) и Суда европейских сообществ, а также Суда первой инстанции (г. Люксембург). Автор признателен за полезные разъяснения и консультации председателю Суда европейских сообществ Р. Иглезиасу, судьям К. Какурису, Д. Манчиии, генеральному адвокату К. Ленцу, руководителю Правового департамента Комиссии Европейского союза П. Девосту.
Учебник рассчитан на широкий круг читателей и прежде всего на студентов и преподавателей юридических факультетов университетов, а также других высших юридических учебных заведений. Учебником могут пользоваться и юристы-практики, работающие в государственных учреждениях, занимающихся вопросами отношений с Европейским союзом, а также юристы в сфере российского частного бизнеса, развивающие связи с фирмами, банками, предприятиями, находящимися в зоне действия европейского права. Пользу из изучения учебника могут извлечь те, кто в принципе интересуется проблемами правового регулирования интеграционных процессов. Учебник может оказаться небесполезным для специалистов, работающих в сфере права СНГ, Союза Беларуси и России и других объединений государств на территории бывшего Советского Союза.