Файл: shpargalka_evropeiskoe_pravo.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1079

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


35. Полномочия Европейской Комиссии.


  1. Полномочия по сбору информации: на условиях, установленных Советом, Комиссия собирает любую информацию и осуществляет любые проверки, требующиеся для выполнения задач.

Комиссия проводит мониторинг развития бюджетной ситуации и размеров государственного долга в гос-чл с целью идентификации грубых ошибок, в т.ч соблюдения бюджетной дисциплины.

Ей обязаны предоставлять информацию гос-чл и частные лица (например, компании).

  1. полномочия осуществлять проверки и инспекции интересующих объектов. Инспекторы Комиссии вправе знакомиться с любой информацией и документами по интересующим операциям, посещать здания. Сооружения и т.п.

  2. Если выявлен нарушения. В т.ч. в ходе инспекций, то Комиссия вправе налагать штрафы. Если нарушения допущены гос-чл, то Комиссия не может налагать финансовые санкции. Это может сделать только Суд. => сообщает гос-чл о нарушениях, устанавливает срок для их устранения. Если в этот срок они не будут устранены, то обращается в Суд. С целью экономии сил Комиссии, а также исключения возмож­ных конфликтов с государствами-членами принимаемые Сообщест­вами законодательные акты часто обязывают правительства госу­дарств-членов осуществлять предварительное или последующее уведомление Комиссии о принятых нормативных и иных актах ли­бо их проектах. Непредоставление подобных сведений, как поста­новил Европейский суд, является основанием для начала Комисси­ей процедуры расследования против соответствующего государст­ва-члена. В ряде случаев речь идет не просто об уведомлении Комиссии, но и о санкционировании последней определенных мер государств-чле­нов: при отсутствии разрешающей санкции предполагаемое меро­приятие не может быть выполнено. Таким правом Комиссия распо­лагает, например, в рамках общей торговой политики ЕС в отноше­нии защитных мер, которые предполагает принять любое государство-член.

  3. разрабатывает и исполняет бюджет Сообществ. По этой деятельности отчитывается перед Парламентом и Советом. + Управляет структурными фондами ЕС, средства которых идут финансирование социальных и иных мероприятий Сообщества в различных сферах.

  4. представляет Сообщество в международных отношениях. Ведет от имени ЕС переговоры о заключении м.д. открывает представительства в других государствах.

  5. представляет Сообщество в отношениях с социальными классами наемных работников и работодателей. Проводит трехсторонние переговоры с представителями работников и работодателей => коллективные соглашения.

  6. полномочия по принятию решений. Непосредственно Комиссию распорядительны­ми полномочиями, включая полномочия по изданию нормативных актов, Договор о ЕС наделяет в относительно немногих случаях. Так, посредством директив или индивидуальных решений Комис­сия имеет право регулировать отдельные вопросы статуса публич­ных, в том числе государственных, предприятий стран — участниц ЕС. Основным источником распорядительных полномочий Комиссии являются принятые Советом (Советом и Парламентом) законодательные акты.

  7. полномочия по изданию актов делегированного законодательства. « По актам, которые принимает Совет, он возлагает на Комиссию полномочия по имплементации установленных им правил»,

  8. Исключительное право законодательной инициативы.




36. Судебная система Союза: общая характеристика.


Основные источники, закрепляющие статус Суда Европейских сообществ:

  • Договор о Европейском сообществе;

  • Статут (Устав) Суда ЕС 1957 г. [+ Статут Суда Евратома];

  • Статут Суда Европейских сообществ 2001 г;

  • Процессуальный регламент (Правила процедуры) 1991 г.

Наднациональные органы правосудия – осуществляют от имени Сообществ судебную власть, а также вырабатывают новые юридические нормы – прецедентное право Союза.

В соответствии с принципом правового государства суды Союза представляют собой отдельную систему органов публичной власти, не зависимую в своей деятельности от других институтов Союза, а равно от государств-членов.

В совокупности органы правосудия Союза выступают как единая судебная система – складывается из нескольких звеньев, связанных друг с другом иерархическими отношениями:

  • Первоначально единственное – высшее звено судебной системы – СУД Европейских Сообществ - функционирует с 1952 года, когда вступил в силу Договор о ЕОУС;

  • Трибунал первой инстанции, созданный в 1989 году;

  • Ниццкий договор 2001 г. предусмотрел учреждение еще одного звена судебной системы, которое будет включать в себя суды специальной юрисдикции — судебные палаты, рассматривающие отдельные категории правовых споров (служебные, в сфере интел­лектуальной собственности и др.). Кол-во такого рода специ­альных судов не ограничивается.

Решения судебных палат могут быть обжалованы в кассацион­ном порядке в Трибунал, а решения Трибунала — в Суд Европей­ских сообществ. Его решения обязательны для исполнения всеми государствами, институтами, гражданами и ЮЛ ЕС. Обжалованию или оп­ротестованию в какие-либо другие инстанции они не подлежат.

Подведомстенность, т.е. круг дел, отнесенных к юрисдикции судов Союза, как правило носит исключительный характер.


37. Суд Европейских Сообществ: состав и порядок формирования, организация работы. Правовой статус судей и генеральных адвокатов.


Высшее звено судебной системы. Функционирует с 1952 г.

Должен в рамках своей обязательной юрисдикции, в т.ч. по искам граждан, обеспечивать соблюдение права при толковании и применении Договора о ЕС.

Заседает в Люксембурге.

Состав и порядок формирования.

2 категории членов:

  • Судьи ( их 27)

  • Генеральные адвокаты (юридические советники) (их 8) содействуют Суду в разрешении дел, проводя собственное независимое расследование обстоятельств дела и представляя свои выводы на заключительном этапе судебного заседания.

Предусмотрено дополнительное увеличение числа советников.

Судьи и советники выбираются из лиц, чья независимость не вызывает сомнений, и должны обладать квалификацией, необходимой для назначения на высшие судейские должности в своих странах или быть общепризнанно компетентными юрисконсультами. Требования:


  • Моральные качества;

  • Деловая репутация;

  • Гражданство гос-чл ЕС;

  • Независимость;

  • Квалификация;

  • Владение французским языком.

Решение о назначении судьи обычно принимается на заседании COREPER. Каждый судья – от 1 страны. 5 советников – от крупнейших стран ( Франция, ФРГ, СК, Италия, Испания), 3 оставшихся места поочередно предоставляются другим странам в алфавитном порядке.

Гарантии независимости судей:

  • Несменяемость судей и советников. Отстранение – на основании единогласного, без учета голоса заинтересованного судьи или советника, решения Суда на пленарном заседании. Принудительная отставка – при несоответствии требуемым условиям или невыполнении обязанностей, вытекающих из его должности.

  • Несовместимость должностей (запрет занимать любые политические или административные должности, иметь иное место работы, оплачиваемое или нет), Изъятия – для преподавательской деятельности. Соответствующее индивидуальное решение д.б. утверждено Советом.

  • Судейский иммунитет. В отношении действий, связанных с исполнением своих обязанностей, в т.ч. устных и письменных заявлений, иммунитет сохраняется и после прекращения полномочий судьи или советника. Только Суд на пленарном заседании может снять иммунитет.

Срок полномочий Суда – 6 лет. Нет запрета повторного назначения => многие на своих должностях 10-20 лет. Частичное обновление состава – раз в 3 года.


Внутренняя организация.

  1. Председатель.

Избирается тайным голосованием судьями из своего состава на срок ½ легислатуры Суда, т.е. на 3 года.

Допускается переизбрание неограниченное число раз.

Руководит юрисдикционной деятельностью Суда6

  • Созывает пленарные заседания

  • Председательствует на них

  • Распределяет дела между палатами Суда

  • Может приостановить производство по делу

  • Решает административные/технические вопросы, связанные с функционированием суда.

  1. Первый юридический советник.

Назначается судом из состава юридических советников на 1 год. Распределяет поступающие дела между советниками.

  1. Пленум и палаты.

Важнейшие дела разрешают на пленарных заседаниях. Критерии устанавливает суд. Если истец – гос-чл или институт Союза, то обычно полны состав ( то же, если эти субъекты участвуют, передают письменные замечания).

  1. Секретарь и аппарат. Секретарь – должностное лицо, которое обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов, ведение протокола и опубликование решений. Секретарь назначается Судом на 6 лет.

Процедура рассмотрения и разрешения дел.

Черты процессуального порядка рассмотрения и разрешения дел в ЕС.

  1. Активная роль суда в разрешении вопросов на всех стадиях процесса;

  2. Наличие 2х основных стадий процесса – письменное и устное судопроизводство, при определенных обстоятельствах разрешается рассмотрение дела без усного разбирательства;

  3. Исследование материалов дела, получение и анализ доказательств, в т.ч. опрос свидетелей.

  4. Параллельное исследование обстоятельств дела (осуществляется 1 советником);

  5. Принцип тайны совещания судей;

  6. Выбор языка процесса.


38. Юрисдикция Суда Европейских Сообществ.


Юрисдикция Суда по своему содержанию включает три основных группы полномочий:

  • прямая юрисдикция (разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС), (по своей сути, дела искового производства);

  • преюдициальная (косвенная) юрисдикция (рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС);

  • разбирать дела в порядке предварительного контроля.

Имеет общий характер.

Категории дел:

А) дела по искам Комиссии к гос-чл.

Если Комиссия устанавливает нарушение обязательств гос-чл, то она обращается в Суд.

2 стадии расследования: административная ( обязательная) и судебная(факультативная) – если государство не подчинится указаниям Комиссии.

Суд может штрафовать государства за невыполнение решений. Когда государство-член после вынесения против него ре­шения Европейского суда не предприняло, по мнению Комиссии, надлежащих мер, она повторно начинает процедуру расследова­ния. Если в конечном счете дело вновь поступает на рассмотрение Суда, он, по предложению Комиссии, может наложить на госу­дарство-член штраф в виде единовременной суммы или неустойки.

Основания – любые нарушения обязательств из учредительных договоров.

Субъект – все государство в целом.

Б) иски обжаловании действий и решений органов и д.л. Сообществ.

Группы:

  • иски об аннулировании ( Суд осуществляет контроль законности актов институтов и ЕЦБ, направленных на создание юридических последствий в отношении 3хлиц).

Суд осуществляеть «конституцион­ный контроль» любого нормативного акта, индивидуального ре­шения, любого иного юридически обязательного акта институтов ЕС и, в случае признания требований истца обоснованными, объ­являть его ничтожным. Однако и истцы, и сам Суд не вправе аннулировать акты органов ЕС по собственному усмот­рению, произвольно. Договор о ЕС устанавливает исчерпываю­щий перечень критериев, на основании которых соответствующие дела могут рассматриваться и разрешаться Европейским судом. Ответчиком при рассмотрении «исков об аннулировании» вы­ступает институт ЕС, принявший оспариваемый нормативный или индивидуальный акт, а с 1999 г. — и Европейский центральный банк. Истцы – прежде всего гос-чл, институты и ЕЦБ. В отличие от Совета и Комиссии, процессуальная правосубъект­ность Европарламента, Счетной палаты и ЕЦБ огра­ничена: они могут обращаться в Суд лишь «с целью защиты своих прерогатив». Правом непосредственно оспаривать в Суд «консти­туционность» актов Сообщества обладают индивидуумы — причем не только граждане ЕС, но и любое физическое и юридическое. Однако процессуальная правоспособ­ность их еще более ограничена: они могут оспаривать лишь индивиду­альные предписания ЕС, в том числе содержащиеся в нормативных актах. Оспаривать нормативные акты ЕС данным способом они не вправе.


Договор о ЕС устанавливает ограниченный период времени для подачи «ис­ков об аннулировании»: 2 мес. с момента публикации (для нормативных актов) или уве­домления истца (а при отсутствии такового — со дня, «когда по­следнему стало известно» о соответствующей мере). Если в течение этого срока «иск об аннулировании» не подан, обращение с подоб­ными требованиями в последующем недопустимо.

  • Иски из бездействия. «Если Европейский парламент, Совет или Ко­миссия в нарушение Договора о ЕС государства-члены и другие институты Сообщества могут подать иск в Суд с целью установления наруше­ния». Правом подавать такие иски располагает и ЕЦБ (по вопросам, входящим в сферу его компетенции), а также любое физическое или юридическое лицо. Однако последние, как и в случае «исков об аннулировании», могут требовать издания в отношении них индивидуальных, но не нормативных предписаний. Подобно «искам об аннулировании», «иски из бездействия» могут подаваться в течение 2 мес., однако этот срок здесь определяется иначе. Заинтересованный субъект должен сначала обратиться к соответствующему институту с требованием принять необходи­мое решение. Если в течение 2 мес. «не определил свою позицию, в течение 2 последующих мес. м.б. подан иск». Здесь, таким образом, предусмотрен пред­варительный досудебный (административный) порядок обжалова­ния. Суд, признав требования истца правомерными, может обязать уполномоченный институт принять необходимые меры для выполне­ния решения Суда, в том числе издать необходимый нормативный или индивидуальный акт.

  • Иски о возмещении вреда (внедоговорная ответственность Сообщества). Предъявляются любыми лицами с целью компенсации ущерба, причиненного его институтами и служащими при исполнении обязанностей. Исковая давность – 5 лет.

  • Иски об оспаривании санкций Сообщества. Со­ответствующие требования Суд рассматривает не во всех случаях, а на основании положений регламентов ЕС, которые «могут наделять Суд неограниченной юрисдикцией в отношении штрафных санк­ций, предусмотренных в этих регламентах».

В) Споры между гос-чл.

Основание иска – невыполнение государством своих обязанностей из Договора и законодательства ЕС.

И истец, и ответчик – гос-чл.

Юрисдикция – обязательная и исключительная ( государствам ЕС запрещено представлять спор, касающийся толкования и применения Договора, любому другому методу урегулирования. Государст­ва-члены могут на основании «специального соглашения» передать на разрешение Суда любой другой спор между собой, который «имеет отношение к предмету» Договора о ЕС. До подачи иска к другому гос-ву о «предполагаемом нарушении обязанности из настоящего До­говора» первое должно обратиться к Комиссии, которая, заслушав обе стороны, выносит свое заключение. И лишь если такого заклю­чения нет в течение 3 месяцев, может быть подан иск в Суд. На практике гос-ва предпочитают в подобных случаях сле­довать другим, «окольным» путем: ставить в известность Комиссию о предполагаемых нарушениях, с тем чтобы она провела необходи­мое расследование и, при необходимости, сама подала дело в Суд в Указанном выше порядке.