ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 1079
Скачиваний: 2
35. Полномочия Европейской Комиссии.
-
Полномочия по сбору информации: на условиях, установленных Советом, Комиссия собирает любую информацию и осуществляет любые проверки, требующиеся для выполнения задач.
Комиссия проводит мониторинг развития бюджетной ситуации и размеров государственного долга в гос-чл с целью идентификации грубых ошибок, в т.ч соблюдения бюджетной дисциплины.
Ей обязаны предоставлять информацию гос-чл и частные лица (например, компании).
-
полномочия осуществлять проверки и инспекции интересующих объектов. Инспекторы Комиссии вправе знакомиться с любой информацией и документами по интересующим операциям, посещать здания. Сооружения и т.п.
-
Если выявлен нарушения. В т.ч. в ходе инспекций, то Комиссия вправе налагать штрафы. Если нарушения допущены гос-чл, то Комиссия не может налагать финансовые санкции. Это может сделать только Суд. => сообщает гос-чл о нарушениях, устанавливает срок для их устранения. Если в этот срок они не будут устранены, то обращается в Суд. С целью экономии сил Комиссии, а также исключения возможных конфликтов с государствами-членами принимаемые Сообществами законодательные акты часто обязывают правительства государств-членов осуществлять предварительное или последующее уведомление Комиссии о принятых нормативных и иных актах либо их проектах. Непредоставление подобных сведений, как постановил Европейский суд, является основанием для начала Комиссией процедуры расследования против соответствующего государства-члена. В ряде случаев речь идет не просто об уведомлении Комиссии, но и о санкционировании последней определенных мер государств-членов: при отсутствии разрешающей санкции предполагаемое мероприятие не может быть выполнено. Таким правом Комиссия располагает, например, в рамках общей торговой политики ЕС в отношении защитных мер, которые предполагает принять любое государство-член.
-
разрабатывает и исполняет бюджет Сообществ. По этой деятельности отчитывается перед Парламентом и Советом. + Управляет структурными фондами ЕС, средства которых идут финансирование социальных и иных мероприятий Сообщества в различных сферах.
-
представляет Сообщество в международных отношениях. Ведет от имени ЕС переговоры о заключении м.д. открывает представительства в других государствах.
-
представляет Сообщество в отношениях с социальными классами наемных работников и работодателей. Проводит трехсторонние переговоры с представителями работников и работодателей => коллективные соглашения.
-
полномочия по принятию решений. Непосредственно Комиссию распорядительными полномочиями, включая полномочия по изданию нормативных актов, Договор о ЕС наделяет в относительно немногих случаях. Так, посредством директив или индивидуальных решений Комиссия имеет право регулировать отдельные вопросы статуса публичных, в том числе государственных, предприятий стран — участниц ЕС. Основным источником распорядительных полномочий Комиссии являются принятые Советом (Советом и Парламентом) законодательные акты.
-
полномочия по изданию актов делегированного законодательства. « По актам, которые принимает Совет, он возлагает на Комиссию полномочия по имплементации установленных им правил»,
-
Исключительное право законодательной инициативы.
36. Судебная система Союза: общая характеристика.
Основные источники, закрепляющие статус Суда Европейских сообществ:
-
Договор о Европейском сообществе;
-
Статут (Устав) Суда ЕС 1957 г. [+ Статут Суда Евратома];
-
Статут Суда Европейских сообществ 2001 г;
-
Процессуальный регламент (Правила процедуры) 1991 г.
Наднациональные органы правосудия – осуществляют от имени Сообществ судебную власть, а также вырабатывают новые юридические нормы – прецедентное право Союза.
В соответствии с принципом правового государства суды Союза представляют собой отдельную систему органов публичной власти, не зависимую в своей деятельности от других институтов Союза, а равно от государств-членов.
В совокупности органы правосудия Союза выступают как единая судебная система – складывается из нескольких звеньев, связанных друг с другом иерархическими отношениями:
-
Первоначально единственное – высшее звено судебной системы – СУД Европейских Сообществ - функционирует с 1952 года, когда вступил в силу Договор о ЕОУС;
-
Трибунал первой инстанции, созданный в 1989 году;
-
Ниццкий договор 2001 г. предусмотрел учреждение еще одного звена судебной системы, которое будет включать в себя суды специальной юрисдикции — судебные палаты, рассматривающие отдельные категории правовых споров (служебные, в сфере интеллектуальной собственности и др.). Кол-во такого рода специальных судов не ограничивается.
Решения судебных палат могут быть обжалованы в кассационном порядке в Трибунал, а решения Трибунала — в Суд Европейских сообществ. Его решения обязательны для исполнения всеми государствами, институтами, гражданами и ЮЛ ЕС. Обжалованию или опротестованию в какие-либо другие инстанции они не подлежат.
Подведомстенность, т.е. круг дел, отнесенных к юрисдикции судов Союза, как правило носит исключительный характер.
37. Суд Европейских Сообществ: состав и порядок формирования, организация работы. Правовой статус судей и генеральных адвокатов.
Высшее звено судебной системы. Функционирует с 1952 г.
Должен в рамках своей обязательной юрисдикции, в т.ч. по искам граждан, обеспечивать соблюдение права при толковании и применении Договора о ЕС.
Заседает в Люксембурге.
Состав и порядок формирования.
2 категории членов:
-
Судьи ( их 27)
-
Генеральные адвокаты (юридические советники) (их 8) содействуют Суду в разрешении дел, проводя собственное независимое расследование обстоятельств дела и представляя свои выводы на заключительном этапе судебного заседания.
Предусмотрено дополнительное увеличение числа советников.
Судьи и советники выбираются из лиц, чья независимость не вызывает сомнений, и должны обладать квалификацией, необходимой для назначения на высшие судейские должности в своих странах или быть общепризнанно компетентными юрисконсультами. Требования:
-
Моральные качества;
-
Деловая репутация;
-
Гражданство гос-чл ЕС;
-
Независимость;
-
Квалификация;
-
Владение французским языком.
Решение о назначении судьи обычно принимается на заседании COREPER. Каждый судья – от 1 страны. 5 советников – от крупнейших стран ( Франция, ФРГ, СК, Италия, Испания), 3 оставшихся места поочередно предоставляются другим странам в алфавитном порядке.
Гарантии независимости судей:
-
Несменяемость судей и советников. Отстранение – на основании единогласного, без учета голоса заинтересованного судьи или советника, решения Суда на пленарном заседании. Принудительная отставка – при несоответствии требуемым условиям или невыполнении обязанностей, вытекающих из его должности.
-
Несовместимость должностей (запрет занимать любые политические или административные должности, иметь иное место работы, оплачиваемое или нет), Изъятия – для преподавательской деятельности. Соответствующее индивидуальное решение д.б. утверждено Советом.
-
Судейский иммунитет. В отношении действий, связанных с исполнением своих обязанностей, в т.ч. устных и письменных заявлений, иммунитет сохраняется и после прекращения полномочий судьи или советника. Только Суд на пленарном заседании может снять иммунитет.
Срок полномочий Суда – 6 лет. Нет запрета повторного назначения => многие на своих должностях 10-20 лет. Частичное обновление состава – раз в 3 года.
Внутренняя организация.
-
Председатель.
Избирается тайным голосованием судьями из своего состава на срок ½ легислатуры Суда, т.е. на 3 года.
Допускается переизбрание неограниченное число раз.
Руководит юрисдикционной деятельностью Суда6
-
Созывает пленарные заседания
-
Председательствует на них
-
Распределяет дела между палатами Суда
-
Может приостановить производство по делу
-
Решает административные/технические вопросы, связанные с функционированием суда.
-
Первый юридический советник.
Назначается судом из состава юридических советников на 1 год. Распределяет поступающие дела между советниками.
-
Пленум и палаты.
Важнейшие дела разрешают на пленарных заседаниях. Критерии устанавливает суд. Если истец – гос-чл или институт Союза, то обычно полны состав ( то же, если эти субъекты участвуют, передают письменные замечания).
-
Секретарь и аппарат. Секретарь – должностное лицо, которое обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов, ведение протокола и опубликование решений. Секретарь назначается Судом на 6 лет.
Процедура рассмотрения и разрешения дел.
Черты процессуального порядка рассмотрения и разрешения дел в ЕС.
-
Активная роль суда в разрешении вопросов на всех стадиях процесса;
-
Наличие 2х основных стадий процесса – письменное и устное судопроизводство, при определенных обстоятельствах разрешается рассмотрение дела без усного разбирательства;
-
Исследование материалов дела, получение и анализ доказательств, в т.ч. опрос свидетелей.
-
Параллельное исследование обстоятельств дела (осуществляется 1 советником);
-
Принцип тайны совещания судей;
-
Выбор языка процесса.
38. Юрисдикция Суда Европейских Сообществ.
Юрисдикция Суда по своему содержанию включает три основных группы полномочий:
-
прямая юрисдикция (разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС), (по своей сути, дела искового производства);
-
преюдициальная (косвенная) юрисдикция (рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС);
-
разбирать дела в порядке предварительного контроля.
Имеет общий характер.
Категории дел:
А) дела по искам Комиссии к гос-чл.
Если Комиссия устанавливает нарушение обязательств гос-чл, то она обращается в Суд.
2 стадии расследования: административная ( обязательная) и судебная(факультативная) – если государство не подчинится указаниям Комиссии.
Суд может штрафовать государства за невыполнение решений. Когда государство-член после вынесения против него решения Европейского суда не предприняло, по мнению Комиссии, надлежащих мер, она повторно начинает процедуру расследования. Если в конечном счете дело вновь поступает на рассмотрение Суда, он, по предложению Комиссии, может наложить на государство-член штраф в виде единовременной суммы или неустойки.
Основания – любые нарушения обязательств из учредительных договоров.
Субъект – все государство в целом.
Б) иски обжаловании действий и решений органов и д.л. Сообществ.
Группы:
-
иски об аннулировании ( Суд осуществляет контроль законности актов институтов и ЕЦБ, направленных на создание юридических последствий в отношении 3хлиц).
Суд осуществляеть «конституционный контроль» любого нормативного акта, индивидуального решения, любого иного юридически обязательного акта институтов ЕС и, в случае признания требований истца обоснованными, объявлять его ничтожным. Однако и истцы, и сам Суд не вправе аннулировать акты органов ЕС по собственному усмотрению, произвольно. Договор о ЕС устанавливает исчерпывающий перечень критериев, на основании которых соответствующие дела могут рассматриваться и разрешаться Европейским судом. Ответчиком при рассмотрении «исков об аннулировании» выступает институт ЕС, принявший оспариваемый нормативный или индивидуальный акт, а с 1999 г. — и Европейский центральный банк. Истцы – прежде всего гос-чл, институты и ЕЦБ. В отличие от Совета и Комиссии, процессуальная правосубъектность Европарламента, Счетной палаты и ЕЦБ ограничена: они могут обращаться в Суд лишь «с целью защиты своих прерогатив». Правом непосредственно оспаривать в Суд «конституционность» актов Сообщества обладают индивидуумы — причем не только граждане ЕС, но и любое физическое и юридическое. Однако процессуальная правоспособность их еще более ограничена: они могут оспаривать лишь индивидуальные предписания ЕС, в том числе содержащиеся в нормативных актах. Оспаривать нормативные акты ЕС данным способом они не вправе.
Договор о ЕС устанавливает ограниченный период времени для подачи «исков об аннулировании»: 2 мес. с момента публикации (для нормативных актов) или уведомления истца (а при отсутствии такового — со дня, «когда последнему стало известно» о соответствующей мере). Если в течение этого срока «иск об аннулировании» не подан, обращение с подобными требованиями в последующем недопустимо.
-
Иски из бездействия. «Если Европейский парламент, Совет или Комиссия в нарушение Договора о ЕС государства-члены и другие институты Сообщества могут подать иск в Суд с целью установления нарушения». Правом подавать такие иски располагает и ЕЦБ (по вопросам, входящим в сферу его компетенции), а также любое физическое или юридическое лицо. Однако последние, как и в случае «исков об аннулировании», могут требовать издания в отношении них индивидуальных, но не нормативных предписаний. Подобно «искам об аннулировании», «иски из бездействия» могут подаваться в течение 2 мес., однако этот срок здесь определяется иначе. Заинтересованный субъект должен сначала обратиться к соответствующему институту с требованием принять необходимое решение. Если в течение 2 мес. «не определил свою позицию, в течение 2 последующих мес. м.б. подан иск». Здесь, таким образом, предусмотрен предварительный досудебный (административный) порядок обжалования. Суд, признав требования истца правомерными, может обязать уполномоченный институт принять необходимые меры для выполнения решения Суда, в том числе издать необходимый нормативный или индивидуальный акт.
-
Иски о возмещении вреда (внедоговорная ответственность Сообщества). Предъявляются любыми лицами с целью компенсации ущерба, причиненного его институтами и служащими при исполнении обязанностей. Исковая давность – 5 лет.
-
Иски об оспаривании санкций Сообщества. Соответствующие требования Суд рассматривает не во всех случаях, а на основании положений регламентов ЕС, которые «могут наделять Суд неограниченной юрисдикцией в отношении штрафных санкций, предусмотренных в этих регламентах».
В) Споры между гос-чл.
Основание иска – невыполнение государством своих обязанностей из Договора и законодательства ЕС.
И истец, и ответчик – гос-чл.
Юрисдикция – обязательная и исключительная ( государствам ЕС запрещено представлять спор, касающийся толкования и применения Договора, любому другому методу урегулирования. Государства-члены могут на основании «специального соглашения» передать на разрешение Суда любой другой спор между собой, который «имеет отношение к предмету» Договора о ЕС. До подачи иска к другому гос-ву о «предполагаемом нарушении обязанности из настоящего Договора» первое должно обратиться к Комиссии, которая, заслушав обе стороны, выносит свое заключение. И лишь если такого заключения нет в течение 3 месяцев, может быть подан иск в Суд. На практике гос-ва предпочитают в подобных случаях следовать другим, «окольным» путем: ставить в известность Комиссию о предполагаемых нарушениях, с тем чтобы она провела необходимое расследование и, при необходимости, сама подала дело в Суд в Указанном выше порядке.