ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2020
Просмотров: 3731
Скачиваний: 1
Президиум Ставропольского краевого суда удовлетворил протест заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Суд признал необоснованным требование о признании принадлежности К. по праву наследования 1/4 дома после смерти матери, поскольку доказательств принятия наследства не представлено.
Выводы судебных инстанций в этой части были необоснованными. Материалами дела установлено, что дом принадлежал в равных долях матери истицы П. и ее брату А. Оставшись в двухлетнем возрасте после смерти матери, К. проживала с отцом Б. в доме до 1960 г., после чего выехала из него. При жизни отец признавал за ней право на часть дома в порядке наследования после смерти матери.
Судом первой инстанции не была дана оценка этим доводам истицы, в то время как они имели значение для правильности разрешения дела. В соответствии с ч. 1 ст. 429 ГК РСФСР 1922 г., если присутствующий на месте открытия наследства наследник в течение трех месяцев со дня открытия наследства не заявил надлежащему нотариальному органу об отказе от наследства, он считался принявшим наследство. С учетом этого президиум Ставропольского краевого суда в своем постановлении отметил, что суду следовало дать оценку доводам истицы о принятии ею наследства после смерти матери и правильности указания в свидетельстве о наследовании о ее наследственной доле в виде 1/4 части.
Круг наследников, призываемых к наследованию, по общему правилу также определяется в соответствии с законодательством, которое действовало на момент открытия наследства. Законом могут быть предусмотрены определенные исключения из этого общего правила <*>.
--------------------------------
<*> См.: п. 1 - "Понятие и основание наследования".
Как уже упоминалось, временем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим временем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, а в случае, когда днем смерти признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 1114 ГК граждане, умершие в один и тот же день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга. Наследование открывается после каждого из них, и к наследованию призываются наследники каждого из них. При этом, соответственно, нотариусом заводятся отдельные наследственные дела. В данном случае одновременной смертью считается смерть наследодателей, наступившая в течение одних календарных суток (с 00 часов до 24 часов). Разница во времени, исчисляемая часами в пределах одних календарных суток, юридического значения не имеет. Напротив, если один из наследодателей умер хотя бы через час после первого, однако уже в следующие календарные сутки, он считается умершим позднее первого.
Подобная позиция всегда (нет основания для ее изменения и с принятием части третьей ГК РФ) поддерживается Верховным Судом РФ. В обзоре судебной практики по гражданским делам отмечено, что для определения времени открытия наследства имеет значение только день, а не часы и минуты смерти наследодателя. В случае смерти лиц, имеющих право наследовать друг после друга, в один день они считаются умершими одновременно. Наследство открывается после смерти каждого из них.
Если одновременно умерли завещатель и единственный указанный в завещании наследник, наследование по завещанию не наступает, а наступает, если имеются соответствующие наследники, наследование по закону.
Если наследников по закону у завещателя не имелось, наследственное имущество по праву наследования переходит к государству. Если имущество было завещано нескольким наследникам с распределением между ними долей, то в случае одновременной смерти завещателя и кого-либо из наследников по завещанию вопрос о наследовании решается в соответствии с правилами о приращении наследственных долей.
Определенной особенностью отличается ситуация, когда одновременно умершие наследодатели были супругами и при этом в наследственную массу входило имущество, являвшееся их общей совместной собственностью, но зарегистрированное за одним из супругов или за каждым из них.
Например, за женой была зарегистрирована квартира, за мужем - автомобиль. Все имущество приобретено в период брака на совместные средства. У мужа имеется сын от первого брака, у жены наследников первой очереди нет, на наследство после ее смерти претендует ее сестра. Наследники вправе поставить вопрос об определении долей каждого из супругов в совместно нажитом ими имуществе. В этом случае им следует обратиться в суд, ибо нотариус в случае смерти обоих супругов и отсутствия согласия наследников определять их доли в совместной собственности не правомочен.
3. Место открытия наследства
Согласно ст. 1115 ГК местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
В соответствии со ст. 20 ГК местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. Исключение составляют несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет, и граждане, находящиеся под опекой. Поскольку названные лица не наделены правом выбора места пребывания и места жительства, местом их жительства признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Место жительства несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет определяется по общим правилам.
Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории РФ, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если указанное наследство расположено в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящего в его состав недвижимого имущества или его наиболее ценной части, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.
В случае неправильного определения места открытия наследства возможна ситуация, при которой будет заведено несколько наследственных дел у разных нотариусов в отношении имущества одного наследодателя, что, в свою очередь, почти неизбежно может повлечь нарушение прав и законных интересов отдельных наследников.
В качестве подтверждения факта места открытия наследства, т.е. места последнего постоянного жительства наследодателя, нотариусом может быть принят один из следующих документов:
- справка жилищно-эксплуатационной организации о регистрации гражданина по месту его жительства;
- справка органа местного самоуправления аналогичного содержания;
- справка с места работы умершего о месте его жительства;
- справка адресного бюро о регистрации гражданина по месту его жительства;
- справка жилищного либо жилищно-строительного кооператива;
- выписка из домовой книги;
- справка рай(гор)военкомата о том, где проживал гражданин до призыва на воинскую службу;
- справка органа социальной защиты населения о том, по какому адресу доставлялась пенсия наследодателю;
- решение суда об установлении факта места открытия наследства.
Местом открытия наследства является именно постоянное (не временное) место жительства наследодателя, хотя бы наследодатель и проживал значительное время вне места постоянного жительства. В связи с этим нотариусам следует иметь в виду, что в ряде случаев место открытия наследства может не совпадать с местом фактического пребывания наследодателя.
Так, после смерти военнослужащих срочной службы местом открытия наследства признается то место, где они постоянно проживали до призыва на срочную службу.
После смерти лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, учебных заведениях системы профессионально-технического образования и т.п., находившихся вне их постоянного места жительства, местом открытия наследства является место их жительства до поступления в соответствующее учебное заведение.
Местом открытия наследства после лиц, умерших в местах лишения свободы, признается последнее постоянное место жительства до взятия указанных лиц под стражу.
Место открытия наследства после смерти кадровых офицеров, проходивших службу за границей и не имевших в России постоянного места жительства, определяется по месту нахождения всего наследственного имущества или его основной части. В этом случае нотариус истребует справку райвоенкомата или воинской части по месту службы офицера о том, что постоянного места жительства в Российской Федерации он не имел и находился за границей.
Свидетельство о праве на наследство после смерти гражданина РФ, постоянно проживавшего за границей, может выдать российский консул, если по закону государства пребывания консула это не относится к исключительной компетенции государства пребывания.
В случаях, когда место жительства наследодателя неизвестно, местом открытия наследства является место нахождения наследственного имущества (место нахождения дома, квартиры или иного недвижимого имущества; место постановки на учет автомототранспортного средства; место нахождения банка, в котором открыт счет на имя наследодателя, и т.п.). Если имущество наследодателя находится в разных местах, местом открытия наследства считается место нахождения основной части наследственного имущества.
Важно отметить, что наследственные дела оформляются по месту нахождения наследственного имущества лишь при условии, что место жительства наследодателя действительно неизвестно. В случаях, когда место жительства наследодателя известно наследникам (а возможно, и самому нотариусу), но они просто не могут по каким-либо причинам подтвердить его документально, им следует рекомендовать в суде установить факт места открытия наследства.
Известные особенности в определении места открытия наследства существуют в отношении оформления наследственных дел после смерти наследодателей, постоянно проживавших за пределами РФ, в частности в одной из стран СНГ. При этом необходимо отметить, что Конституция РФ и соответственно ГК предусматривают приоритет норм международных договоров. Согласно ч. 2 п. 2 ст. 7 ГК, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти. Производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество. При этом право наследования движимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследодатель имел постоянное место жительства. Наследование же недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество.
4. Субъекты наследования
Гражданским кодексом определены лица, которые могут быть наследниками. Согласно ст. 1116 ГК к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Российская Федерация может быть наследником по завещанию, а также по закону.
Юридические лица, субъекты Федерации, городские и иные муниципальные образования, иностранные организации и международные организации также могут выступать в качестве наследников, однако такая возможность ограничена волеизъявлением наследодателя путем составления завещания.
Статьей 1117 ГК определен круг граждан, которые не имеют права на получение наследства (недостойные наследники). К их числу Кодексом относятся следующие лица:
1. Граждане, которые своими противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали или пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Противоправные действия должны быть подтверждены приговором суда, вступившим в законную силу. Как следует из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. N 2, противозаконные действия, способствовавшие призванию к наследованию, которые установлены приговором суда, являются основанием к лишению права наследования лишь при умышленном характере этих действий. В отношении лиц, осужденных за совершение преступления по неосторожности, данное правило неприменимо.
Важно отметить, что не признаются недостойными наследниками лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, поскольку при этом они были лишены возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. В данном случае судом выносится не приговор, а определение суда об освобождении лица от уголовной ответственности.
Имеет ли юридическое значение мотивация противоправных действий, совершенных в отношении наследодателя? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться изначально. Существует точка зрения, что мотив совершения соответствующих действий достаточно четко зафиксирован в п. 1 указанной статьи. Они совершаются для того, чтобы добиться такой судьбы наследственного имущества, которая отвечала бы интересам совершающих их лиц, так или иначе была бы им выгодна. Если же умышленные противоправные действия совершаются по иным мотивам (например, из мести, чувства ревности) и не направлены на то, чтобы ускорить открытие наследства, добиться желательного распределения наследуемого имущества и т.д., то, хотя бы объективно они и влекли такие последствия, указанные действия не могут служить основанием для отнесения наследника к недостойным <*>.
--------------------------------
<*> См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный), часть третья. М., 2002. С. 23.
Полностью с такой позицией нельзя согласиться. Признать право наследования, к примеру, за сыном, из мести убившим свою мать (возможно, с особой жестокостью либо заведомо для виновного находящуюся в беспомощном состоянии, а также при иных отягчающих обстоятельствах), было бы по меньшей мере безнравственно.