Файл: nastolnaya_kniga_notariusa_1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2020

Просмотров: 3202

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


§ 4. Правоспособность юридических лиц


1. Возникновение, прекращение и виды правоспособности

юридических лиц


Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (общая правоспособность).

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии (специальная правоспособность).

Общая правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (в момент его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц). Специальная правоспособность юридического лица возникает с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

При проверке правоспособности юридических лиц, участвующих в сделке, нотариус обязан удостовериться в факте государственной регистрации юридического лица, ознакомиться с его учредительными документами, а также исследовать полномочия представителей этого юридического лица.

В соответствии со ст. 51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", введенным в действие с 1 июля 2002 г., установлено, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 определено, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство РФ по налогам и сборам.

Государственная регистрация юридических лиц - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с законом.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре:

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке; в случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, указывается также наименование юридического лица на этих языках;


- организационно-правовая форма юридического лица;

- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

- сведения об учредителях юридического лица;

- копии учредительных документов юридического лица;

- сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

- дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

- способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

- размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.);

- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с действующим законодательством, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

- сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

В случае изменения содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными (за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков) и предоставляются в виде выписки из государственного реестра, копии документа, содержащегося в регистрационном деле, либо справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. В качестве документа, подтверждающего факт регистрации, нотариусу для совершения сделки должно быть предъявлено свидетельство о государственной регистрации юридического лица (подлинник). При необходимости нотариус вправе потребовать от заинтересованных в сделке лиц выписку из государственного реестра, содержащую ту или иную информацию.


Для совершения сделки нотариусу должны быть также представлены учредительные документы юридического лица. Юридическое лицо может действовать на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, содержащее указание на его организационно-правовую форму, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, т.е. реализует свою правоспособность, через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

При проверке правоспособности юридического лица, а также полномочий его органов или представителей необходимо учитывать индивидуальные особенности той или иной организационно-правовой формы юридического лица, которые целесообразно рассмотреть на примерах наиболее распространенных видов юридических лиц.


2. Общества с ограниченной ответственностью


8 февраля 1998 г. был принят Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями и дополнениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.). С этого момента иные правовые акты, касающиеся деятельности обществ с ограниченной ответственностью, действующие на территории РФ, до приведения их в соответствие с указанным Федеральным законом применяются в части, не противоречащей ему. Учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью подлежали приведению в соответствие с ним до 1 января 1999 г.

Понятие общества с ограниченной ответственностью и основные положения о нем приведены в ст. 2 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон).

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Общество с ограниченной ответственностью считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Общество может состоять из одного лица, за единственным исключением: общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

В отличие от ранее действовавшего законодательства Законом жестко регламентировано максимальное число участников общества с ограниченной ответственностью: их не может быть более пятидесяти. Общества с ограниченной ответственностью, число участников которых на момент введения в действие Федерального закона превышает 50, должны были до 1 июля 1998 г. преобразоваться в акционерные общества или производственные кооперативы или уменьшить число участников до указанного в Законе размера.


Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью. Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются устав и учредительный договор. Для обществ, учреждаемых одним участником, учредительным документом является устав, а в случае последующего увеличения числа участников общества между ними должен быть заключен учредительный договор.

В учредительном договоре помимо обязательства создать общество с ограниченной ответственностью и определения порядка его создания учредители определяют также:

- состав участников;

- размер уставного капитала общества и размер доли в нем каждого из участников;

- размер, состав, порядок и сроки внесения вкладов участниками общества;

- ответственность учредителей за нарушение порядка их внесения;

- порядок распределения прибыли между участниками общества;

- состав органов общества и порядок выхода участников из общества.

Устав общества с ограниченной ответственностью кроме сведений, аналогичных указанным в учредительном договоре, должен содержать:

- полное и сокращенное фирменное наименование общества;

- сведения о его местонахождении;

- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе и о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества;

- сведения о порядке принятия органами общества решений;

- права и обязанности участников общества;

- сведения о порядке перехода доли в уставном капитале к другому лицу;

- сведения о порядке хранения документов и предоставления информации участникам общества и другим лицам и т.п.

Все изменения, вносимые в учредительные документы общества в процессе его деятельности, подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации самого общества.

В случае несоответствия каких-либо положений учредительного договора и устава общества преимущественную силу имеют положения устава. Для совершения сделок от имени общества с ограниченной ответственностью нотариусу должны быть представлены оба учредительных документа общества.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного на момент представления документов для регистрации общества. Размер уставного капитала и номинальная стоимость долей участников общества определяются в рублях. Размер долей участников общества выражается одним из двух способов: в процентах или в виде дроби (идеальной доли).

Управление обществом с ограниченной ответственностью. Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Каждый участник общества имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества.


Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества, компетенция которого, а также порядок образования определяется главным образом уставом общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (генеральным директором, президентом и др.) либо единоличным исполнительным органом общества и его коллегиальным органом (дирекцией, правлением). Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету).

Единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Он может быть избран как из числа участников общества, так и из числа лиц, не являющихся участниками общества. Единоличный орган общества без доверенности действует от имени общества и осуществляет все полномочия общества, не отнесенные Законом и уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа общества, если таковой в нем имеется.

Порядок деятельности единоличного исполнительного общества устанавливается уставом общества и договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа. Данный договор подписывается от имени общества лицом, председательствующим на общем собрании участников общества, на котором избран вышеназванный исполнительный орган.

Уставом общества может быть предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом общества также коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и др.). Порядок избрания этого органа абсолютно аналогичен порядку избрания единоличного исполнительного органа, а порядок его деятельности и принятия им решений регламентируется уставом общества и иными внутренними его документами. Функции председателя коллегиального исполнительного органа выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, за исключением случаев, когда полномочия последнего переданы управляющему.

Общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. Управляющий действует на основании договора, заключенного с ним. Договор от имени общества подписывается лицом, председательствующим на собрании участников общества, уполномоченным на это решением общего собрания участников общества.

Совершение обществом с ограниченной ответственностью крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность общества. Законом введено понятие крупной сделки. Крупной сделкой является одна или несколько взаимосвязанных между собой сделок, связанных с приобретением, отчуждением, а также возможностью отчуждения (к примеру, залог) обществом имущества, стоимость которого составляет более 25 процентов стоимости имущества общества. Стоимость имущества общества при этом определяется на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки. Например, общество приняло решение о продаже какого-либо имущества в мае. При квартальной отчетности стоимость имущества общества должна быть определена по данным за первый квартал текущего года.