ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2020
Просмотров: 3207
Скачиваний: 4
Не включается в конкурсную массу:
- имущество, изъятое из гражданского оборота, - передается собственнику изъятого из оборота имущества;
- жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, - передаются соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления.
Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). Другие имеющиеся и выявленные в ходе конкурсного производства счета подлежат закрытию конкурсным управляющим, а остатки по ним перечисляются на основной счет. На этот счет перечисляются также все денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства.
Продажа имущества должника производится конкурсным управляющим на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. Порядок и сроки продажи имущества должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Имущество должника, относящееся к ограниченно оборотоспособному, может быть продано только на закрытых торгах с участием лиц, которые вправе иметь в собственности или ином вещном праве данное имущество.
Конкурсный управляющий может выступать в качестве организатора торгов либо поручить их проведение специализированной организации на основании договора, при этом специализированная организация не может быть заинтересованным лицом должника или заинтересованным лицом конкурсного управляющего.
Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или реализуется конкурсным управляющим на основании договора купли-продажи, заключенного без проведения соответствующих торгов.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, после рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Указанное определение в 10-дневный срок представляется конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения соответствующей записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц.
Полномочия конкурсного управляющего, как и внешнего управляющего, прекращаются по определению арбитражного суда и могут продолжаться и после прекращения самого конкурсного производства.
Следует иметь в виду, что банкротство отдельных категорий должников - юридических лиц может иметь свои особенности, предусмотренные Законом о банкротстве.
§ 6. Оформление сделок от имени юридических лиц
в стадии их ликвидации
Основные нормы, определяющие общий порядок ликвидации юридических лиц, содержатся в ст. 61 - 64 ГК. В отдельных законах также содержатся нормы, касающиеся ликвидации юридических лиц конкретной организационно-правовой формы (Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие).
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях:
- по решению его учредителей (участников) либо по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора). Если решение о ликвидации юридического лица принимается судом, то суд также решает вопрос о назначении ликвидатора. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Органы юридического лица (общее собрание, совет директоров, директор и т.п.) после назначения ликвидационной комиссии не вправе осуществлять управленческие функции, в том числе и функции по распоряжению имуществом юридического лица.
Основной задачей ликвидационной комиссии является удовлетворение требований кредиторов юридического лица в очередности, установленной гражданским законодательством (ст. 64 ГК). Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица. В этом случае установленный п. 3 ст. 63 ГК порядок отчуждения имущества безальтернативен: имущество может быть продано только с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Никакие другие способы отчуждения имущества (например, прекращение обязательств предоставлением взамен исполнения отступного, новация обязательств, вклады в совместную деятельность и т.п.) в соответствии с действующим законодательством недопустимы.
Оставшееся после удовлетворения кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Подобные сделки хотя и могут быть нотариально удостоверены, тем не менее встречаются в нотариальной практике крайне редко. В случае подобных обращений нотариусу необходимо удостовериться в полномочиях ликвидационной комиссии, в частности ее председателя. Если ликвидатор назначался решением суда, дополнительно проверять его полномочия нет необходимости. В случаях, когда юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо по решению органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, при нотариальном удостоверении сделки нотариус должен оценить правомерность и обоснованность решения упомянутых лиц о ликвидации юридического лица (соответствует ли оно требованиям закона и устава юридического лица), правильность процедуры принятия решения (в частности, имелся ли при принятии решения о ликвидации необходимый для этого кворум), соблюдение порядка назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора). В целях установления возможности передачи имущества учредителям (участникам) юридического лица следует удостовериться, что все требования кредиторов юридического лица удовлетворены. Это возможно путем оценки бухгалтерского баланса ликвидируемого юридического лица.
§ 7. Документы, истребуемые нотариусами
при удостоверении сделок
В соответствии со ст. 55 Основ законодательства РФ о нотариате договоры отчуждения и залога имущества, подлежащие регистрации, могут быть удостоверены при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество. При удостоверении сделок с недвижимым имуществом нотариусом должны быть также истребованы документы о государственной регистрации прав на объект сделки и выписка из Единого государственного реестра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в которой наряду с прочими сведениями отражается информация о наличии возможных арестов, ограничений и обременений права собственности. В отношении недвижимого имущества нотариусу также должна быть представлена техническая документация, характеризующая отчуждаемый объект (объект ипотеки). Как правило, таким документом является справка бюро технической инвентаризации, технический паспорт объекта и т.п.
Согласно п. 3 ст. 35 СК для совершения сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки. При совершении одним из супругов сделок по распоряжению иным общим имуществом супругов (либо иных сделок) предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Однако подобная сделка может быть признана недействительной в случаях, если будет доказано заведомое несогласие другого супруга на ее совершение. С учетом этого, в целях защиты прав и законных интересов супруга, отсутствующего при удостоверении сделки по распоряжению общим имуществом супругов, нотариусам целесообразно во всех случаях отчуждения совместно нажитого имущества супругов получить согласие второго супруга, хотя бы и нотариально не удостоверенное.
При удостоверении любых сделок, влекущих уменьшение имущества граждан, не обладающих дееспособностью в полном объеме, нотариус обязан во исполнение нормы, изложенной в п. 2 ст. 37 ГК, истребовать согласие органа опеки и попечительства. К сделкам, которые влекут либо могут повлечь уменьшение имущества подопечного, относятся:
- отчуждение (купля-продажа, мена, обмен, дарение и т.п.) имущества;
- сдача имущества внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог;
- сделки, влекущие отказ от прав;
- раздел имущества или выдел из него долей и др.
Ныне отмененной Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР предполагалась необходимость истребования нотариусами справок финансового отдела (налоговой инспекции) в случаях, когда предметом отчуждения являлось имущество, облагаемое налогом. Поскольку указанная Инструкция в настоящее время не действует, а какого-либо иного нормативного источника, подтверждающего данное требование, не имелось и не имеется, нотариусы, очевидно, вправе удостоверять сделки с любым имуществом без истребования данной справки.
Особо следует остановиться на порядке удостоверения договоров дарения имущества, по которым одаряемыми являются физические лица, проживающие за пределами РФ. В соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изменениями от 22 декабря 1992 г., 6 марта 1993 г., 27 января 1995 г., 30 декабря 2001 г.) физические лица, проживающие за пределами РФ, обязаны уплатить указанный налог до получения документа, удостоверяющего право собственности. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается. Объектами налогообложения по упомянутому Закону являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Поскольку в отношении недвижимого имущества право собственности возникает с момента государственной регистрации сделки в органах юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налог с имущества, переходящего в порядке дарения, по всей видимости, может быть уплачен и после нотариального удостоверения договора дарения до его регистрации. Что же касается иного имущества, то в отношении его документы, подтверждающие факт уплаты налога на имущество, переходящее в порядке дарения, должны быть истребованы нотариусом с одаряемого, проживающего за пределами РФ, до удостоверения договора дарения.
Согласно п. 6 ст. 85 НК органы, уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения договора.
В отношении иных сделок с имуществом, которое в соответствии с действующим законодательством облагается налогом (налогом на имущество физических лиц), нотариусу следует разъяснить участникам сделки о возможности представления собственником отчуждаемого имущества документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности по налогообложению, однако истребование их не является обязательным и носит рекомендательный характер.
Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ НК дополнен ст. 86.2, введенной в действие с 1 января 2000 г., в соответствии с которой нотариус обязан не позднее 15 дней после удостоверения сделки купли-продажи культурных ценностей направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об этой сделке.
Следует упомянуть, что в настоящем параграфе назван лишь примерный перечень общих документов, истребуемых при совершении сделок с любыми видами имущества. Документы, необходимые для нотариального удостоверения отдельных видов сделок, и требования к ним будут определены в соответствующих последующих главах.
§ 8. Изменение и расторжение договора
В соответствии со ст. 450 ГК изменение и расторжение договоров возможно только по соглашению сторон. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- при существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством или договором.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом (например, отказ от исполнения договора дарения, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого от имущественной обязанности, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни) или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.