ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2020
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
Лекция 1. От 02.09.15
Преподаватель: Екатерина Сергеевна Шугрина
В курс входит три лекции, шесть семинаров, зачет.
Учебники:
-
Мунициальное право ред. Фадеева В.И. 2012 год
-
Коллектив преподавателей МГУ Муниципальное право под ред: Авакьян СпБ М: 2014
-
Муниципальное право Васильев В.М. М: 2014 второе издание
-
Муниципальное право ред: Кокотов А.М, М: 2015
-
Чанов С.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах М: 2015
-
Захаров И.В. М: 2013 Муниципальное право схемы и таблицы. Вопросы и ответы.
-
Шугрина Е.С. Муниципальное право М: 2014
-
ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 6 октября 2013 № 131
Понятие муниципального управления
Термин местное самоуправление многозначен и существует следующие подходы:
-
Местное самоуправление – это самостоятельная под свою ответственность, деятельность граждан по решению вопросов местного значения с учётом региональных исторических и иных особенностей. (сегодня я хочу осуществляю, завтра не хочу не осуществляю.
В 2000 г. Конституционный суд вынес постановление по так называемому «курскому делу» - Постановление Суда 15П от 30 ноября 2000 года – основа – когда в курской области в конце 90-е годы, была не самая богатая область, экономическое положение не самая хорошая в стране – была такая логика, если денег нет хочу осуществляю, хочу не осуществляю, давайте откажется, пусть всё делать государственная власть. Какая разница людям, кто делает воду горячей, кто дороги мостит, кто платит пенсии и пособия, кто хлеб печёт, главное, чтобы это было, чтобы услуга была оказана, а какая власть — это будет делать власть муниципальная, государственная – не важно.
Конституционный суд сформулировал следующую позицию: «Местное самоуправление, основанное на Конституции и законах, является одной из основ конституционного строя и не должно зависеть от волеизъявления граждан.» Появились легальные определения.
-
Закон 131-ФЗ ст.1
Глава 1 Общее положение
-
Местное самоуправление одна из основ Конституционного строя.
Статьи Конституции о местном самоуправлении – Статья 3, предусматривает. Народ является единственным источником власти, осуществляет её непосредственно через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.
Разграничение действительно есть. Местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти, самостоятельная, под свою ответственность решение вопросов местного значения с учётом национальных, региональных и прочих особенностей.
Местное самоуправление – это форма народовластия.
Конституционный суд во многих решениях – позицию сформулировал, что у нас есть единая публичная власть, которая осуществляется через систему органов государственной власти и через систему муниципальных органов или органов местного самоуправления. Публичная власть в государстве – разновидность государственной власти и муниципальная власть или власть местного самоуправления.
Местное самоуправление — это не только одна из форм осуществления народом своей власти, но и один из уровней публичной власти в государстве.
|
Государственная власть |
Публичная власть |
|
|
Власть местного самоуправления |
3. Местное самоуправление – это один из механизмов или один из институтов предоставления или получения муниципальных услуг. Новый подход легального определения нет, но вышеизложенное является стержнем или основой решения, которое принимается.
Если мы население – мы как население имеем право на определённую сумму, в этом случае у нас идёт право на получение.
Орган местного самоуправления – обязан предоставить и вместо самоуправления возникает механизм предоставления услуги.
На практике: Органы местного самоуправления отвечают (пока в широком смысле) за библиотечное обслуживание населения. Жители получают услуги – библиотечное обслуживание населения т.е. доступ к книгам, информации. Если в населённом небольшом и труднодоступном пункте – плоскость в конкретный результат.
Есть услуга – необходим результат.
С одной стороны, гарантированный государством минимум, а с другой сами муниципалы определяют служение своей деятельности и здесь объем услуг в разных территориях разный, исходя из местных традиций и исторических особенностей, и.т.д. – именно этот подход начинает всё больше довлеть в деятельности органов власти.
Когда мы обращаемся в суд то чётко должны понимать куда мы идём и зачем мы идём, предмет иска, суд.
Пример, если субъект вовремя не перечислил органам местного самоуправления в бюджет местные субвенции идём в Арбитражный суд – поскольку это не предпринимательская деятельность.
Логика другая – Арбитраж обладает связанной компетенцией, чтобы в качестве сути спора выделяется, вот если один орган власти не перечислил другому – суть экономическая составляющая или осуществление препятствия для препятствий властных полномочий – в этом смысле очень важно развернуть обращение. От того, что выделено в качестве предмета власти.
Один вариант.
Гражданину мешают осуществлять власть, он идёт в Конституционный суд.
Гражданину мешают осуществлять своё государственное право сейчас.
Не избирает прямое население непосредственно, а по результатам конкурса, предстоит органам принимать решение.
Желание избирать, а активное избирательное право нарушено.
Мы говорим о деятельности и попадаем в суд общей юрисдикции.
Конституционный суд –
Важно
Что мы понимаем под местным самоуправлением
Что мы выделяем как основу для обращения в суд, какой подход.
Не получил услуги
Что-то не дали
Разные механизмы обращения, разные суды и разные заявители.
Если с одной стороны орган власти, а с другой хозяйствующий субъект (бюджетная организация, не бюджетная организация, учреждение, предприятие) – обращение в Арбитражный суд.
Органы в государстве — это не субъекты местного самоуправления. Самоуправление более нижний уровень осуществления.
Местное самоуправление в современном понимании в России стало формироваться в начале 1990-х г. (лет 20 назад). В советское время термин местное самоуправление использовался только в контексте буржуйских стран, у нас использовался термин местное государственное управление.
Учёными разрабатывалось большое количество теорий, объясняющих суть местного самоуправления, но всё это многообразие может быть сведено к следующим вариантам:
-
Общественная теория. Есть государства, а есть местное самоуправление – две разные сферы, одна большая, мощная и сильная, вторая малая и хилая, но они не пересекаются. Две самостоятельные сферы общественных отношений.
В рамках теории считалось, что есть местная община, у которой полностью свои интересы, они должны заниматься своими внутренними делами и государство туда не должно лезть.
Классическое воплощение в России эта теория получила в 1864 г., когда стали проводить земскую реформу.
Ленин: «Земская олимпиада колесо в телеге, потому как оно вроде вместе, но оно отделено»
-
Государственная теория
Самый большой круг – государство
Самое нижнее это местное самоуправление (круг в круге)
Более высокий круг полностью поглощает более низкий круг.
Единая вертикаль власти нижний уровень полностью подчиняется три уровня – все доходы которые у нижнего уровня могут быть изъяты верхним уровнем.
В классическом воплощении в советский период – система советов.
-
В настоящее время предусмотрена теория дуализма или смешанная теория. Смешение происходит по статье 132 Конституции РФ, предусматривает – органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственным полномочиями с передачей соответствующих финансовых и т.д. ресурсов, переданные полномочия являются подконтрольными государству. Ст. 132 КРФ – государственная теория предполагающая создание единой системы – всё вместе такое противоречие как раз даёт дуализм местного самоуправления.
Правовые основы местного самоуправления.
Россия федеративное государство, поэтому, когда мы говорим о том какой уровень власти может регулировать местное самоуправления или должно регулировать местное самоуправление, мы сразу должны обращать внимание именно на то, что предусмотрено в соответствии с КРФ.
В соответствии со ст. 72 п н КРФ правовое регулирование общих принципов организации местного самоуправления в РФ отнесено к совместному ведению РФ и её субъектов.
Совместное ведение – федеральный и субъективный.
Должно быть два уровня законодательного периода и федеральное, и региональное, а дальше возникает самый сложный вопрос – пределы правового регулирования.
Поскольку концепция местного самоуправления влияет постоянно, то
То, что 5 лет назад могли делать субъекты сейчас они не могут делать.
Например: 10 лет назад все субъекты принимали законы о местном самоуправлении и сейчас они должны все эти законы отменять и принимать законы об отдельных вопросах местного самоуправления своей области.
Пределы совместного ведения, более то что полномочия разных уровней органов государственной власти разграничены в 5 и 6 статьях ФЗ – 131.
Ст. 5: Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
Статья6 : Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.
Правовое регулирование относящееся для всех вопросов, относящихся к местному самоуправлению субъектов РФ в случаях и порядке установленных данным законом.
Что Федерация разрешит данному субъекту регулировать, то они и будут регулировать.
Раньше у нас такого не было, раньше они сделали местное самоуправления местное самоуправление регулировало, а Федеральная власть просто общие принципы определяло. Перераспределение полномочий между уровнями Федерального и субъектового уровня в большее ведение переросло в пользу Федерации. В соответствии 71 статьей КРФ правовое регулирование и защита конституционных прав и свобод граждан относится к исключительному ведению Федерации.
Если местное самоуправление рассматривается как конституционное право граждан от его регулирования относится к федеральному исключительному ведению. (Если местное самоуправление).
Права граждан в ведении Конституционного права. Если какой-то аспект подпадает под этот подход, т.е. Федерация говорит: «Мы регулируем все и на правовой основе» Хорошо это или плохо – это уже другой вопрос, но в любом случае – это есть.
Тенденция последнего времени заключается в централизации правового регулирования. На федеральном уровне существует большое количество документов прямо или косвенно регулирующих местное самоуправление – конституция. Весь массив законодательных актов можно условно разделить на две большие группы.
-
Законы прямо или косвенно являющиеся регулирующими местное самоуправление, среди которых естественно выделяется закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. В самой преамбуле закона го