Файл: РП Международное право для бакалавриата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2840

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76 

 

тем  или  иным  способом  и  в  той  или  иной  форме  предварительного  согласия 

сторон в споре с рассмотрением их дела судом. 

 

Тема 9. Ответственность в международном праве 

В  первую  очередь  следует  разобраться  с  понятием  ответственности  в 

международном праве, учитывая, что этот термин используется в самых разных 

значениях.  Необходимо  отличать  позитивную  и  негативную  ответственность, 

ответственность государств и международных организаций от международной 

уголовной  ответственности  физических  лиц.  В  рамках  данной  темы 

рассматриваются  вопросы  международной  ответственности  государств  и 

международных  организаций  за  международно-противоправные  деяния,  а 

также  международной  ответственности  за  вредные  последствия  действий,  не 

запрещенных международным правом. 

Особенностью  данной  темы  является  то,  что  основными  источниками 

института  международной  ответственности  являются  подготовленные 

Комиссией международного права Статьи об ответственности государств 2001 

г.,  Статьи  о  дипломатической  защите  2006  г.,  Статьи  об  ответственности 

международных  организаций  (первое  чтение,  2009  г.).  Необходимо  четко 

представлять юридическую силу и значение данных документов, рассматривать 

их  как  авторитетное  исследование  существующих  общепризнанных 

международных обычных норм. 

Студенту  следует  особое  внимание  уделить  понятию  присвоения 

поведения  государству,  отметить,,  что  Комиссия  международного  права  не 

стала  выделять  в  качестве  обязательных  такие  признаки  международно-

противоправного  деяния,  как  вина  и  ущерб.  Существенно  упорядочила  КМП 

терминологию.  КМП  не  делит  ответственность  на  материальную  и 

политическую, а среди форм возмещения вреда указывает только реституцию, 

компенсацию  и  сатисфакцию.  Контрмеры  отнесены  к  способам 

принудительной  имплементации  ответственности,  а  термин  репрессалии 

признан  устаревшим.  Репарация  понимается  КМП  в  широком  смысле,  как 

общий  термин  «возмещение  вреда»,  при  этом  узкое  понимание  термина  как 

денежной  выплаты  заменено  термином  компенсация.  При  изучении  реторсий 

необходимо  иметь  в  виду,  что  они  возможны  не  только  в  ответ  на 

правонарушение,  но  и  на  недружественный  акт,  не  составляющий 

правонарушения,  кроме  того,  сами  по  себе  реторсии  не  составляли  бы 

международно-противоправного  деяния,  поскольку  являются  формой 

реализации не запрещенного международным правом поведения. 

 

Тема 10. Международное право прав человека 

Юридическую основу данной отрасли составляет принцип уважения прав 

и свобод человека. Студент должен раскрыть содержание этого принципа. 

Необходимо знать основные положения и значение Всеобщей декларации 

прав  человека  1948  г.,  Международных  пактов  о  правах  человека  1966  г., 


background image

77 

 

факультативных  протоколов  к  ним.  Кроме  того,  студент  должен  знать 

содержание  и  других  важных  международных  документов  в  области  защиты 

прав  человека,  указанных  в  учебной  литературе.  Помимо  универсальных 

международных  конвенций  и  договоров  изучение  материалов  по  данной  теме 

предполагает  рассмотрение  региональных  соглашений,  значительная  часть 

которых принята в рамках Совета Европы и СНГ. 

Особого  внимания  заслуживает  вопрос  о  роли  международных 

организаций  в  деле  защиты  прав  человека.  Необходимо  знать  действие 

универсальных (система ООН) и региональных механизмов по обеспечению и 

защите прав человека (Европейский суд по правам человека и др.). 

 

Тема 11. Право внешних сношений 

Студент должен отличать классы глав дипломатических представительств 

от  рангов  дипломатов,  знать,  как  происходит  назначение  и  отзыв  послов  в 

зарубежных  государствах.  Необходимо  обратить  внимание  на  различие 

функций  дипломатических  представительств  и  консульских  учреждений, 

сравнить объем их привилегий и иммунитетов. 

Следует  знать  понятие  и  функции  специальных  миссий,  а  также 

представительств  государств  при  международных  организациях  и 

представительства международных организаций в том или ином государстве. 

Студент  должен  быть  знаком  с  нормативными  актами  Российской 

Федерации  в  области  внешней  политики,  структуры  и  направлений 

деятельности  внутригосударственных  и  зарубежных  органов  внешний 

сношений. 

 

Тема 12. Право международной безопасности 

При  изучении  данной  темы  необходимо  представлять,  какие  угрозы 

международной  безопасности  являются  наиболее  серьезными,  и  какие 

существуют  международно-правовые  средства  и  меры  для  их  уменьшения  и 

преодоления. 

Серьезное внимание следует уделить проблеме разоружения, укреплению 

режима  нераспространения  ядерного  оружия,  сотрудничеству  России  и  США 

по вопросам сокращения стратегических наступательных вооружений. 

Следует  обратить  внимание  на  инициативу  РФ  о  необходимости 

разработки и принятия Договора о европейской безопасности. 

Национальную безопасность Российской Федерации нужно трактовать в 

свете  положений,  изложенный  в  Концепции  национальной  безопасности  РФ, 

утвержденной  Президентом  России  10  января  2009  г.  Основные  параметры 

национальной  безопасности  РФ  связаны  с  правильной  оценкой  тенденций 

современных  международных  отношений,  необходимостью  повышения 

авторитета  и  роли  РФ  в  современном  мире,  оценкой  возможных  угроз 

национальной  безопасности  РФ,  а  также  обеспечением  национальной 

безопасности страны, в том числе и внешнеполитическими средствами. 


background image

78 

 

 

Тема 13. Международное экономическое право 

В  своих  представлениях  о  МЭП  студент  должен  исходить  из  того,  что 

международное экономическое право представляет собой систему юридических 

принципов и норм, регулирующих сотрудничество субъектов международного 

права  в  области  взаимодействия  национальных  экономик  различных 

государств,  включая  торговлю,  использование  транспорта,  валютно-

финансовые  и  кредитные  отношения,  научно-техническое  и  промышленное 

сотрудничество в освоении новых технологий, природных ресурсов, создании 

равноправных  экономических  отношений  между  всеми  государствами  с 

преимущественным учетом интересов развивающихся стран. 

Источниками  международного  экономического  права  являются 

международные  договоры,  которые  по  предмету  регулирования  можно 

разделить  на  соглашения  об  оказании  технической  помощи,  экономическом, 

промышленном  и  научно-техническом  сотрудничестве,  торговые  договоры, 

различающиеся  между  собой  по  предмету  регулирования:  закрепляющие 

принципы  сотрудничества  (о  торговле  и  мореплавании),  контингентные,  о 

товарообороте  и  платежах  и  т.д.,  а  также  международно-правовые  обычаи, 

широко  применяемые  в  инвестиционных  отношениях,  торговых  связях  и 

мореплавании (например, по использованию морских портов, перевозке грузов 

морем,  по  определению  статуса  государства  в  «диагональных»  отношениях  с 

учетом иммунитета и др.). 

Обеспечению 

реализации 

торговых 

договоров 

служат 

межправительственные  кредитные  соглашения,  соглашения  о  международных 

расчетах  (платежные,  клиринговые,  комбинированные).  Важную  роль  при 

формировании источников права в этой отрасли международного права играют 

решения и резолюции международных организаций и принимаемые ими новые 

акты рекомендательного статуса – декларации, программы, коммюнике и т.д., 

которые  нередко  выступают  платформой  для  создания  в  дальнейшем 

договорных норм международного экономического права. Нельзя игнорировать 

и  односторонние  акты  государств  (заявления  и  декларации),  которые  в  ряде 

случаев  могут  служить  доказательством  существования  или  уяснения 

содержания  обычно-правовых  норм  либо  толкования  предписаний 

международных договоров. 

К  числу  основных  специальных  принципов  международного 

экономического  права  относятся  принципы  свободы  выбора  формы 

организации  внешних  экономических  связей,  запрета  противоправного 

экономического  принуждения,  суверенитета  государств  над  природными 

ресурсами и экономической деятельностью, экономической недискриминации, 

национального  режима,  наибольшего  благоприятствования,  взаимности  и 

взаимной выгоды. 

Важно  уяснить  ситуацию,  которая  сложилась  в  период  мирового 

экономического  кризиса  2008  –  2011  годов,  представлять  меры,  принятые 


background image

79 

 

государствами по быстрейшему выводу международной экономики и финансов 

государств  мира  из  кризиса,  особ  оценивая  соответствующие  инициативы 

России,  сформулированные  ею  в  рамках  международных  организаций  (ООН, 

МВФ, МБРР) и саммитов «Большой двадцатки». 

Особое  внимание  при  изучении  темы  стоит  уделить  важнейшим  из 

международных институций, действующих в сфере торгово-экономического и 

валютно-финансового  сотрудничества:  ЮНКТАД,  ЮНИДО,  ПРООН,  МВФ, 

МБРР,  МФК,  МАР,  ВТО,  ОЭСР.  Студент  должен  ознакомиться  с 

характеристикой  и  основными  направлениями  деятельности  региональных 

интеграционных  объединений  (ЕС,  НАФТА,  Андского  содружества  наций, 

Меркосур, ЕврАзЭС, Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России). 

 

Тема 14. Международное морское право 

Международное  морское  право  –  отрасль  международного  публичного 

права, регламентирующая деятельность его субъектов по поводу использования 

пространств  и  ресурсов  Мирового  океана.  Основа  такой  регламентации  – 

определение правового режима отдельных морских пространств. Следует четко 

различать  морские  пространства  в  зависимости  от  их  правового  режима. 

Внутренние  морские  воды  и  территориальное  море  являются  составными 

частями  государственной  территории,  они  подчиняются  суверенитету  и 

юрисдикции  прибрежного  государства.  В  отличие  от  них  прилежащая  зона, 

исключительная  экономическая  зона  и  континентальный  шельф  не  входят  в 

состав  государственной  территории,  но  международное  право  наделяет 

прибрежное  государство  особыми  суверенными  правами  и  ограниченной, 

строго  целевой  юрисдикцией  в  этих  районах.  Открытое  море  и 

Международный  район  морского  дна  являются  территориями,  не 

подчиненными  не  суверенитету,  ни  юрисдикции  какого-либо  государства,  но 

при этом имеют глубокие внутренние различия: в правовом режиме открытого 

моря  реализована  старая  концепции  terra  nullius,  тогда  как  в  международном 

районе  морского  дна  находит  свое  закрепление  новая  концепция  общего 

наследия человечества. 

 

Тема 15. Территория и международное право 

Основное внимание при изучении темы следует уделить классификации 

территорий в зависимости от их правого режима. Различают государственные 

территории  (сухопутная  поверхность,  внутренние  морские  воды  и 

территориальное  море,  их  недра  и  воздушное  пространство  над  ними  до 

верхнего  пределами  примерно  в  100-110  километров),  территории  с 

международным  режимов  (открытое  море,  международный  район  морского 

дна,  космическое  пространство  и  небесные  тела,  международное  воздушное 

пространство,  Антарктика),  а  также  территории  со  смешанным  режимом, 

сочетающие  в  себе  признаки  и  того,  и  другого  вида  (прилежащая  и 

исключительная  экономическая  зоны,  континентальный  шельф).  Часто  к 


background image

80 

 

территориям  со  смешанным  режимом  относят  также  международные  реки, 

проливы и каналы. 

Юридический статус региона Арктика подразделяется на две категории. 

Материковые  и  островные  образования  подчинены  суверенитету  одного  из 

приполярных  государств  –  России,  Норвегии,  Дании,  Канады  или  США.  Это 

определяется  сложившимися  традициями,  вытекает  из  факта  первоначального 

завладения  и  длительного  пользования,  договорного  оформления  либо 

приобретения 

и 

с 

течением 

времени 

было 

закреплено 

во 

внутригосударственных актах некоторых из этих стран. 

Что  же  касается  акватории  Северного  Ледовитого  океана,  то  она 

подразделяется  на  такие  же  категории  морских  пространств,  что  и  остальные 

части  Мирового  океана  –  внутренние  морские  воды,  территориальное  море, 

прилежащую  и  исключительную  экономическую  зоны,  а  также  пространства 

открытого моря. Это распространяется и на подводные пространства Северного 

Ледовитого  океана  –  континентальный  шельф  и  Международный  район 

морского дна. 

В  отличии  от  Арктики,  Антарктика  имеет  единый  правовой  режим, 

причем  международно-правовой.  Международно-правовой  статус  Антарктики 

определен Договором об Антарктике 1959 г. В этом регионе признается право 

всех стран на беспрепятственный доступ ко всем мирным видам деятельности. 

Запрещены создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, 

а  также  испытаний  любых  видов  оружия.  Как  демилитаризованная  и 

нейтрализованная  территория  Антарктика  не  может  использоваться  для 

размещения  там  воинских  контингентов,  служить  театром  военных  действий, 

хотя  использование  военного  персонала  или  воинского  оснащения  для 

осуществления  научных  исследований  и  других  видов  мирной  деятельности 

при условии надлежащего оповещения об этом не возбраняется. 

Важнейшим аспектом правового режима Антарктики является поощрение 

международного  сотрудничества  в  проведении  научных  исследований,  обмен 

полученными  данными.  Антарктика  рассматривается  как  безъядерная  зона: 

значит, здесь не могут проводиться ядерные испытания и захоронение ядерных 

материалов. 

Для  реализации  предписаний  Договора  об  Антарктике  создан 

специальный  международный  механизм  в  виде  Консультативного  совещания 

государств – участников, целью которого является разработка рекомендаций их 

правительствам  относительно  использования  данной  территории  в  мирных 

целях и содействия проведению инспекционных мероприятий. 

 

Тема 16. Международное космическое право 

Международное  космическое  право  –  сравнительно  новая  отрасль 

международного  права.  Её  особенности  состоят  в  том,  что  она,  во-первых, 

возникла  в  правовом  поле,  сцементированном  основными  принципами