Файл: Международное право прав человека-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2020

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГОУ ВПО Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина

(наименование вуза)




«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор


« » 200 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

(наименование дисциплины)


Наименование магистерской программы

Магистр в сфере международного права


Направление подготовки

юриспруденция


Профиль подготовки

международно-правовой


Квалификация (степень) выпускника

магистр

(магистр)

Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

(очная, очно-заочная и др.)



г. Москва 2010 г.


Выполнил(а): Захарова Лариса Ивановна, ст.преподаватель кафедры международного права

Рабочая программа представлена 10.06.10 г., переработана 08.07.11 г.



Учебная дисциплина «Международное право прав человека» входит в программу «Международное право» при подготовке магистров по направлению 030900 «Юриспруденция» международно-правового профиля. Дисциплина «Международное право прав человека» изучается в течение одного  семестра в объеме 3 зачетных единиц (108 часов), в том числе 26 часов аудиторных занятий, (4 часа лекций, 22 часа семинарских занятий), а также самостоятельная работа в объеме 82 часов для магистрантов очной формы обучения; в объеме 3 зачетных единиц (108 часов), в том числе 22 часа аудиторных занятий (6 часов лекций, 16 часов семинарских занятий), а также самостоятельная работа в объеме 86 часов для магистрантов очно-заочной формы обучения и в объеме 3 зачетных единиц (108 часов), в том числе 18 часов аудиторных занятий (8 часов лекций, 10 часов семинарских занятий), а также самостоятельная работа в объеме 90 часов для магистрантов заочной формы обучения. Итоговой формой контроля является зачет.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Международное право прав человека» являются: на основе изучения содержания и практики применения источников основных прав человека и гражданина, разрабатываемых в рамках Организации Объединенных Наций и региональных организаций - Совета Европы, Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Африканского союза, Организации американских государств, Лиги арабских государств, Содружества Независимых Государств:

  • анализ происхождения, сущности, современного состояния и тенденций развития международного права прав человека как системы юридических принципов и норм, закрепляющих и гарантирующих основные права человека и гражданина на универсальном и региональном уровне;

  • сравнение оформившихся региональных систем международной защиты прав человека (европейской, африканской, межамериканской, арабской, на пространстве СНГ);

  • анализ российского законодательства в области прав человека на предмет соответствия международным стандартам в этой области;

  • воспитание студентов в духе уважения прав человека как общепризнанного принципа международного права.


В процессе освоения учебной дисциплины «Международное право прав человека» студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:

  • демонстрировать и применять базовые представления о предмете регулирования международного права прав человека, механизмах формирования и условиях реализации его принципов и норм;

  • знать и использовать на практике принципы и нормы международного права прав человека, в том числе в рамках судебных и внесудебных механизмов защиты прав человека;

  • планировать и реализовывать мероприятия, связанные с применением принципов и норм международного права прав человека в правотворческой, правоприменительной и исследовательской деятельности;

  • применять принципы и нормы международного права прав человека во всех аспектах практической деятельности.

Задачами учебной дисциплины «Международное право прав человека» являются:

  • изучение понятия международного права прав человека, рассмотрение истории его возникновения и развития через призму философских, моральных и правовых подходов, роли универсальных и региональных международных организаций в установлении его принципов и норм;

  • формулирование современных тенденций в области международной защиты прав человека;

  • анализ деятельности судебных механизмов защиты основных прав человека и гражданина в рамках Организации Объединенных Наций и региональных организаций: Совета Европы (на основе Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г., Европейской социальной хартии 1961г. и судебной практики Европейского Суда по правам человека); Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (на основе Заключительного акта СБСЕ 1975 г.), Европейского Союза (на основе учредительных договоров и правовых актов Европейского Союза, Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. и судебной практики Суда Европейского Союза), Африканского союза (на основе Африканской хартии человека и народов 1981 г.и судебной практики Африканского суда по правам человека и народов), Организации американских государств (на основе Американской конвенции о правах человека 1969 г. и судебной практики Межамериканского суда по правам человека), Лиги арабских государств (на основе Арабской хартии правах человека 1994 г. и судебной практики Арабского суда по правам человека), Содружества Независимых Государств (на основе Конвенции СНГ о правах человека 1995 г. и анализа деятельности Комиссии по правам человека СНГ).

  • анализ деятельности механизмов международной и национальной защиты основных прав человека и гражданина вне рамок судебных процедур (рассмотрение индивидуальных жалоб в международных конвенционных органах, в Совете по правам человека ООН; деятельность региональных комиссий по правам человека (Африканской, Межамериканской, Арабской, в СНГ), Верховного комиссара по правам человека ООН, Комиссара по правам человека Совета Европы и национальных омбудсменов).



2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

Учебная дисциплина «Международное право прав человека» входит в структуру профессионального цикла магистерской программы «Юрист в сфере международного права».

Изучение учебной дисциплины «Международное право прав человека» предполагает наличие у студента базовых познаний в области теории государства и права, международного публичного права, права Европейского Союза, отраслевых юридических наук, в частности, конституционного права России и зарубежных стран.

При изучении учебной дисциплины «Международное право прав человека» студент, в частности, должен обладать следующими «входными» знаниями, умениями, навыками, приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:

  • знание общетеоретических категорий и концепций юридической науки, основных понятий о государстве и праве, об отраслях российского права, международном и сравнительном праве;

  • умение определять содержание международно-правовых норм и их место в правовой системе РФ, соотносить их с нормами российского права;

  • навык самостоятельно искать и применять нормативные правовые акты и иные юридические документы, включая судебную практику.

Поскольку источники и доктрина международного права прав человека издаются на иностранных языках, желательно, чтобы студент обладал способностью свободно пользоваться одним или несколькими иностранными языками как средством делового общения в объеме, необходимом для чтения и понимания документов и иной литературы по международному праву прав человека. Для успешного изучения европейской системы защиты прав человека, в обеспечении функционирования которой участвует и Российская Федерация, преимущественное значение имеют английский и французский языки - на них принимаются документы Совета Европы, включая решения Европейского Суда по правам человека.

Изучение учебной дисциплины «Международное право прав человека» является необходимым условием для адекватного понимания и практического применения таких дисциплин магистерской программы, как «Международное гуманитарное право», «Деятельность Европейского суда по правам человека», «Подача жалобы в Европейский суд по правам человека».



3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины «Международное право прав человека» обучающийся должен:

1) Знать: предмет регулирования и теоретические концепции международного права прав человека; основополагающие универсальные и региональные источники международного права прав человека; правовой статус органов Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейского Союза, Африканского союза, Организации американских государств, Лиги арабских государств, Содружества Независимых Государств, уполномоченных разрабатывать, применять и толковать принципы и нормы международного права прав человека (ПК-11, ПК-12); условия и порядок применения принципов и норм международного права прав человека в России (ПК-2, ПК-3).


2) Уметь: анализировать принципы и нормы международного права прав человека; самостоятельно решать вопросы, связанные с толкованием источников международного права прав человека (ПК-7); уметь квалифицированно оперировать судебной практикой Европейского Суда по правам человека и Суда Европейского Союза, Африканского суда по правам человека и народов, Межамериканского суда по правам человека, Арабского суда по правам человека, практикой деятельности Комиссии по правам человека СНГ; использовать приобретенные знания во всех аспектах практической деятельности и при изучении других учебных дисциплин (ПК-2, ПК-3).

3) Владеть: навыками поиска источников международного права прав человека, в том числе по официальным Интернет-ресурсам Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского Союза, Африканского союза, Организации американских государств, Лиги арабских государств, Содружества Независимых Государств; навыками составления и оформления документов, связанных с применением международного права прав человека, включая жалобы в региональные суды по правам человека, в первую очередь в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, в другие международные контрольные органы (ПК-2); способностью к творческому развитию полученных знаний, которые будут сформированы после завершения изучения учебной дисциплины, в том числе способностью находить, анализировать и систематизировать источники, принципы и нормы международного права прав человека (ПК-9, ПК-11, ПК-12).


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.


4.1 Очная форма обучения


п/п

Раздел

учебной

дисциплины





Семестр


Неделя

семестра

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Формы

промежуточной

аттестации

(по семестрам)


Аудиторные занятия

Лекции

Семинары, практ. и др. занятия

Самостоятельная работа

1

Международное право прав человека: становление, основные концепции и принципы, защита прав человека в рамках ООН

3

1

4

2

2

10

Самостоятельная работа




2

2


2

10

Письменная работа




3

2


2

10

Письменная работа




4

2


2

11

Коллоквиум

2

Международное право прав человека: опыт Совета Европы, ОБСЕ, ЕС

3

5

4

2

2

10

Самостоятельная работа




6

4


4

10

Коллоквиум

3

Международное право прав человека: опыт Африканского Союза, ОАГ, ЛАГ, СНГ


7

4


4

10

Письменная работа




8

4


4

11

Коллоквиум, тестирование



Итого





26


4


22


82


108/зачет





Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Понятие международного права прав человека

Тема 1. Эволюция представлений о правах человека

1. История формирования международного права прав человека.

2. Основные теоретические концепции в международном праве прав человека: естественно-правовая, позитивистская, марксистская (социалистическая), теологическая.

3. Универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека и проблема его деполитизации.

4. Три поколения прав человека и современные тенденции развития международного права прав человека.


Тема 2. Международно-правовая защита прав человека в рамках ООН: всеобщий Билль о правах

1.Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

2.Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативные протоколы к нему 1966 г. и 1989 г.;

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. , Факультативный протокол к нему 2008 г.

4. Конвенция о запрещении пыток 1984 г., Факультативный протокол к ней 2002 г.

5. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Программа действий по осуществлению
Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации 2001 г.


Тема 3. Международно-правовая защита прав человека в рамках ООН: анализ международных договоров в отношении наиболее уязвимых категорий населения

1.Международно-правовая защита женщин. Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и Факультативный протокол к ней 1999 г.

2. Международно-правовая защита детей. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Факультативные протоколы к ней 2000 г.

3. Международно-правовая защита инвалидов. Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней 2006 г.

4. Международно-правовая защита меньшинств. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. Декларация ООН о правах коренных народов 2007г.


Тема 4. Институциональная основа международной защиты прав человека в ООН

1. Полномочия и основные направления деятельности Экономического и Социального Совета. Процедура 1503 Комиссии по правам человека.

2. Совет по правам человека. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 от 3 апреля 2006 г. об учреждении Совета по правам человека. «Страновые» и тематические обзоры.

3. Полномочия и основные направления деятельности Верховного комиссара ООН по правам человека.

4. Полномочия и основные направления деятельности Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

2.

Международное право прав человека: опыт ОБСЕ, Совета Европы и ЕС

Тема 5. Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г. и их контрольные механизмы

1. Закрепление принципа уважения прав и свобод человека в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, классификация закрепленных прав, значение.

3. Контрольный механизм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Роль Европейского суда по правам человека, Комитета министров, Парламентской ассамблеи и Генерального секретаря Совета Европы в обеспечении соблюдения Конвенции.

4. Европейская социальная хартия 1961 г.: структура, классификация закрепленных прав, значение. Пересмотр Европейской социальной хартии в 1996 г.

5. Контрольный механизм Европейской социальной хартии: общая характеристика. Коллективные жалобы в Европейский комитет по социальным правам.


Тема 6. Международно-правовая защита прав человека в Европейском Союзе

1. Принцип уважения прав человека и основных свобод и его отражение в учредительных договорах и прецедентном праве Суда Европейского Союза.

2. Декларации основных прав и свобод, принятые в рамках Европейского Союза (Декларация основных прав и свобод 1989 г. и Хартия Сообщества об основных социальных правах работников 1989 г.).

3. Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. и ее применение в прецедентном праве Суда Европейского Союза.

4. Правовой статус и основные направления деятельности Агентства Европейского Союза по основным правам.


Тема 7. Сотрудничество Российской Федерации с европейскими организациями в сфере прав человека.

1.Участие Российской Федерации в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в сфере прав человека.

2. Практика Европейского суда по правам человека в отношении России.

3. Участие РФ в Европейской социальной хартии 1961 г.

4. Сотрудничество РФ с Комиссаром Совета Европы по правам человека, с Комиссией Совета Европы против расизма и нетерпимости и с Венецианской комиссией.

5. Взаимодействие РФ с Европейским Союзом. Соглашение между РФ и ЕС о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.



3.


Международное право прав человека: опыт Африканского Союза, ОАГ, ЛАГ, СНГ


Тема 8. Африканская система защиты прав человека

1.Нормативная основа африканской системы защиты прав человека - Хартия Организации африканского единства 1963 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и Протокол к ней 1998 г.

2. Африканская комиссия по правам человека: правовой статус, структура, компетенция.

3. Африканский суд по правам человека: состав, структура, компетенция, юрисдикция, примеры решений.


Тема 9. Межамериканская система защиты прав человека.

1.Нормативная основа межамериканской системы защиты прав человека - Устав Организации американских государств 1948 г. (в ред.1970 г.), Американская конвенция о правах человека 1969г. и Сан-Сальвадорский протокол к ней 1988 г.

2. Межамериканская комиссия по правам человека: правовой статус, структура, компетенция.

3. Межамериканский суд по правам человека: состав, структура, компетенция, юрисдикция, примеры решений.


Тема 10. Арабская система защиты прав человека.

1.Нормативная основа арабской системы защиты прав человека - Пакт Лиги арабских государств 1945 г., Исламская декларация прав человека 1981 г., Каирская декларация о правах человека в исламе 1990 г., Арабская хартия прав человека 1994 г. (в ред. 2004 г.)

2.Арабская комиссия по правам человека: правовой статус, структура, компетенция.

3. Арабский суд по правам человека: состав, структура, компетенция, юрисдикция, примеры решений.


Тема 11. Международная защита прав человека в рамках Содружества Независимых Государств

1.Нормативная основа международной системы защиты прав человек в рамках СНГ- Устав СНГ 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

2. Комиссия по правам человека СНГ: правовой статус, структура, компетенция.

3. Экономический суд СНГ: предложения расширения его компетенции, высказываемые в научной литературе.

4. Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе 2001 г. Перспективы разработки Конвенции стран СНГ о правовой помощи и защите прав, основных свобод и законных интересов соотечественников за рубежом.