ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2020
Просмотров: 634
Скачиваний: 1
Международное антитеррористическое право
___________________________________
— отрасль соврем м/н права, представл собой сов-ть принц и норм, регул сотруд-во гос-тв и ин S-ов м/н права в борьбе с терроризмом. М/н терр – террорист акты, при соверш кот исполнители планируя свои дейст, получают руковод указ, приезжают из др стран, спасаются бегством или ищут убежища, или получ пом в люб форме не в той стране, в кот соверш эти дейст. Принципы: общие: неприм силы в отнош люб гос-ва; тер целостность гос-тв и нерушимость гос границ; невмеш во внутр дела гос-тв; уваж прав чел и его свобод; сотрудн м/ гос-ми. Отраслевые: 1) в борьбе д сплотиться все гос-ва, создав общий антитер фронт. 2) тягч преступ явл не т сам терр, но и люб форма содействия ему, пропаганда; финансир; оказ люб пом террористам; 3) в кач приорит мер в борьбе с терр использ профилактич и предупредит средства. 4) неотвратимости наказ за осущ терр деят. Источники: м/н дог (Конв о физ защ ядерного матер 1979, М/н конв о борьбе с захват заложн 1979, М/н конв ООН о борьбе с финансир-ем терр 1999), м/н-прав обычаи (реком м/н м/правит-ых организ), обяз реш м/н организ. Организации: Генеральная Ассамблея ООН, Контртеррористический комитет ООН, М/н организ гражд авиации, М/н морская организ, Интерпол, Совет Европы, ЕС, Организ по безоп и сотрудн в Европе, Организ амер гос-тв, Шанхайская организ сотрудн-ва, содруж независ гос-тв. Россия одна из первых приняла меры по борьбе с терр. УК РФ относит терр к группе прест vs общест безоп. ФЗ «О борьбе с терр» 1998. Совет безоп, Фед антитерр комис, МВД, ФСБ, Центр по борьбе с терр. Россия явл уч многих м/н и регион соглаш по борьбе с терр, в т ч всех дейст конв и проток ООН. Взаимод с СНГ, ШОС. В 2002 министры иностр дел РФ и Японии подпис Совместное заявл по борьбе с м/н терр.
Международное атомное право
___________________________________
МАГАТЭ. РФ и м/н атом право. МАП-отрасль МП, регул сотруд-во гос-в по использ атом энергии в мирных целях. В предмет регул-ия входят ядерное разоружение; обес ядер без-ти и рад защиты;регламентация ядер экспорта и транспор ядер вещ-в; физ защита яде мат-ов; атомное судоходство; исп-ие ядер ист-ов энергии в космосе; охр окр среды от радиоакт загрязн;ядерное страхование и установление отв-ти за ядерный ущерб; помощь в случае ядерной аварии. Источники: Устав М/н агентства по атомной энергии 1956, Дог о нерапространении ядер оружия 1968 (огр ядер вооруж-ия, уст осн усл использ-ия ядер энергии в мирных целях для гос-, не обл ядер оружием. Таки е гос-ва обяз на основе спец согл с МАГАТЭ принять гарантии этой орг-ции с целью проверки выполнения гос-вом обяз-в); Венская конв о гр отв-ти за ядер ущерб 1963 г (устан определения оператора, ядер топлива, ядер мат-ла, ядер инцидента; отв-ть оператора ядер установки за ядер ущерб явл абсолютной, не зависящ от вины); Конв об оператив оповещении о ядер аварии 1986 (гос-во незамедлительно прелставляет через МАГАТЭ инф о хар-ке выбросов, времени, места, хар-р ядер аварии); Конв о помощи в случае ядер аварии/радиационной аварийной ситуации 1986; Конв о физ защите ядер мат-ла 1979 (содержит обяз-ва гос-в уст-ть преступ-ть деяний, связ с несанкц использ-ем ядер мат-ов.); Конв о ядер без-ти 1994 (гос-во созд и поддерж зак базу для обеспеч без-ти ядер установок, предусм введениенац треб и стандартов) и др. МАГАТЭ-универс м/н орг-ия, имеет непосред согл с Ген Ассамблеей ООН. Созд в 1956г. Действет на основе устава. Органы: Генер конф (состоит из пред-ей всехгос-в-членов) и Совет управляющих (пред0ли 44 гос-в).Цель агентства-достижение более скорого и широкого использ-ия атом энергии для поддержания мира,здоровья, . F содействие научно-исслед работе, уст и применение норм без-ти для охр здоровья и сведения к минимуму опасности для жизни. МАГАТЭ имеет цель не допустить в странах, не обладающих ядер оружием, переключ атом энергии с мирного применения на создание ядер оружия. Россия участв в ряде конв. РФ закл 2-ние согл о сотруд-ве в обл минного использ-ия атом энергии с Канадой, США, Японией и др. гос-ами.В РФ приныт ФЗ «Об использ атом энергии», «О радиационной без-ти населения», ФЗ «Об обращении с радиоактив отходами 11. 07.2011» и др.
Международное воздушное право
___________________________________
Отрасль МПП, объед спец юр принц и нормы, опр прав пол возд пр-ва разл катег и нах в нем невоен лет апп (не воен, не эколог).
5 своб:
1пролет (транзит без пос);
2транзит с пос без комм цел (дозапр)
3выс пассаж, почту грузы взят на тер-рии св гос-ва
4принимать на тер-рию св гос-ва
5куда угодно (3 стр, каботаж (между 2 пункт 1 гос-ва)
17 спз за кг потерянного багажа
Принципы: 1) полного и исключит суверенитета гос-тв над своим национ воздуш простр. 2) своб полетов в м/н воздуш простр, распол за пределами гос границ. 3) обеспеч безоп м/н гражд авиации. Источники: 1)Чикагская конв 1944 с послед поправк (урег комплекс отнош в сфере воздухоплав, регламент осущ полетов, регистр и опред нац принадлежн возд судов, устан важн стандарты летной практики). Конв учредила специализир учрежд ООН в 1944 – М/н организ гражд авиации (ИКАО). 2) м/н обычай (предост самолетам в исключит сит пр на несанкционир вхожд в пред иностр возд тер). 3) нац зак-во (Возд К РФ 1997). ИКАО ведет исслед, разраб и совершенств стандартов, правил, регламентов по обеспеч безоп и развития гражд авиации, надежн и экон-ти возд-трансп сообщ. Возд К РФ: м/н полеты возд судов в возд простр РФ выполн в соотв с зак-вом, общепр принц и нормами м/н права и м/н дог РФ; на приб в РФ, убыв и след транзитом с посадкой на тер РФ возд суда, их экипажи и пассаж, на имущ, багаж, грузы и почту, ввоз и вывоз, распр действие паспорт, тамож и ин правил. З о Гос границе РФ.
Международное гуманитарное право
___________________________________
сист м/н-прав принц и норм, регул отнош м/ S-ми м/н права в целях реш гуманит задач, возник в связи с м/н вооруж конфликт и вооруж конфлик не м/н хар-ра, и устан ответст-ти за наруш правил вед воен действий. Нормы МГП действуют в отнош всех сторон конфликта независ от причины его возникн. Цель МГП — макс возможная гуманизация последствий веден воен действий. Источники: м/н-прав обычай (нормы о том, что мед и духовный персонал д польз уваж и защ). Дог по МГП объединяются в две группы: «право Гааги» и «право Женевы» — по месту прин конвенций. Гаагское пр объед конвенц, кот непоср регул порядок вед воен действий, опред пр и обяз воюющих сторон (Деклар об отмене употреб взрывч и зажигательных пуль 1968, Конв о зак-ах и обыч сухопутной войны, Конв о превращ торг судов в воен, Конв о защ культ ценностей 1954). Женевское пр охр интер воен, вышедших из строя, и лиц, не прин уч в боевых дейст (Конв об улучш участи раненых и больных воинов в действующих армиях 1864, Конв об обращ с военноплен; Конв о защ гражд насел во t войны). Принципы: общие: суверен рав-ва гос-тв, всеобщ уваж прав и своб чел, добросовест выполн м/н обязательств, сотрудничества. Отраслевые: гуманности (с гражд л и л, вышедшими из строя, след обращ гуманно); необходимости (огранич пр воюющих сторон в выборе средств и методов нанес ущ, требуя выбир наименее вредоносные средства и методы); провед различия (воюющие стороны обяз проводить различие м/ гражд л и воен); соразмерности (запрет воен дейст, кот м повлечь потери среди гражд насел и прич ущ гражд объ, не оправдан воен необх-ю). М/н вооруж конфликтами, кот рег МГП, явл: объявленная война; люб вооруж столк, возник м/ гос-ми; нац-освоб борьба vs колон господства и иностр оккуп и vs расистских режимов. Сущ вооруж конфл м/н хар-ра, интернационализированные вооруж кофл. Организации: ООН, ЮНЕСКО, М/н комитет Красного Креста, М/н комитет голубого щита. Россия уч в больш-ве дог по МГП, прежде всего Женевских конвенц 1949 г. и Доп протоколах к ним. ФЗ «Об обороне» 1996, ФКЗ «О воен полож» 2002, ФЗ «О воинской обяз и воен службе» 1998, ФЗ «О гражд обороне» 1997. УК РФ включ составы прест vs мира и безоп чел-ва, устан отв-ть.
Международное космическое право
___________________________________
Совокупн м/н принц и норм, уст прав реж косм пр-ва, вкл небес тела, и рег права и обяз уч косм деят.
Предм: регул м/н отн в проц косм деят (запуск косм объ, исп косм техн и т.д.)
Объ: отн по поводу косм пр-ва и неб тел, прав пол косм, исск косм объ, назем косм сис-м, косм деят.
Источн: дог о принц деят гос-в по исслед и исп косм пр-ва, вкл Луну и др неб тела 1967, согл о спас косм, возвр косм, возр объ, запущ в косм пр-во 1968, конв о м/н отв за ущерб, прич косм объ 1972, конв о рег объ, запущ в косм пр-во 1975, согл о деят гос-в на Луне и др неб тел 1979, дог о запр исп яд оруж в атм, косм пр и под вод 1963, дог об огран сис-м ПРО 1972, регион и двустор согл.
Осн принц: исслед и исп косм на благо чел-ва, равн право на, запрещ присв, соотв деят МП, своб косм для науч иссл, мирн цели, отв за нац косм деят и ущерб, сотрудн при исслед косм, сохр гос юрисд и контр над объ в реестрах, незагрязн.
отрасль м/y публ пр, принц и нормы кот регул сотруд-во гос-тв в сферах определения прав статуса, исслед и использ космич пространства и небесных тел. Источники: 1)Дог по космосу 1967; 2) Соглаш о спасании космонавтов, возвращ космонавтов и возвращ объектов, запущ в космич пространство, 1968; 3) Конв о м/н ответств за ущ, прич космич объектами 1972; 4) Конв о регистр объектов, запуск в космич пространство 1976; 5) Соглаш о деят гос на Луне и др небесн телах 1984. Россия уч в первых четырех дог. Принципы: косм простр открыто для деят-ти всех гос без дискримин; гос-ва содейст и поощряют м/н сотрудн в обл провед науч исслед; деят гос-тв в космосе осущ в соотв с м/н правом; космич простр и небес тела не подлеж нац присвоению; м/н ответств гос за всю нац космич деят. S-ты: запускающие гос-ва, гос-ва, с тер кот запуски производятся; м/н организ гос, правительств и неправит юр л, прин уч в косм деят; физ л, непоср уч в осущ полетов в космос. Нач практич освоению космоса было полож4 октября 1957 г. запуском первого спутника Земли в CCCР. Полет Гагарина 12 апреля 1961 г. З о космич деят 1993 направ на обеспеч прав регулир космич деят в ц развит экон, науки и техн, укрепл обороны и безоп страны. Фед орган исп вл по косм деят - Фед космич агентство (Роскосмос. Роскосмос прин уч в работе Комитета ООН по исп космич пространства в мирн целях, М/н комитета по исслед космич простр, Форума космич агентств, М/н астронавтическои организ. Фед космич программа.
Международное морское право
___________________________________
отрасль мпп, принципы и нормы кот опред прав статус и порядок использ морских пространств и их ресурс в мирн целях. Источники. В 1958 приняты 4 Женевских конв по морск пр: об откр море, территор море и прилеж зоне, контин шельфе, рыболовс и охр жив ресурсов откр моря. 1982 Конв по морскому праву. М/н конв по охр чел жизни на море 1974; М/н конв по поиску и спас на море 1979. К источн относ также ряд регион конв по Балт, Черному и др регион морям. В гос сущ нац законодат акты по морск пр (в России прин З о контин шельфе 1995, З о внутр морских водах, тер море и прилеж зоне 1998, З об исключ экон зоне 1999, К торг мореплав 1999). Осн черты морск политики РФ закрепл в Морской доктрине РФ до 2020. Принципы: 1) своб открытого моря (отк море открыто для всех гос-тв); 2) использ открыт моря в мирн целях (искл прим силы); 3) рацион использ морск ресурсов; 4) предотвращ загрязн морской среды; 5) своб морских научн исслед (все гос-ва независ от их геогр полож и компетентные м/н организ им пр проводить морские научн исслед при условии соблюд прав и обяз др гос). Институты: откр море, континент шельф, территор море, исключ экономич зона, внутр (морск) зоны, спец зоны, порты и акватории, м/н проливы.
Международное право прав человека
___________________________________
МППЧ(межд право пр чел-ка)-отрасль МП, содерж принципы и нормы, направл на обеспеч прав и свобод чел-ка и гр-на. В отнош МППЧ, как и люб отрасли общ МП, действ все его основ принцип. Первостеп знач им-ет принц собл прав и свобод чел-ка (каждое гос-во обяз повозглас и гарантир у себя межд стандарты пр и своб чел-ка). Еще один принцип МП, имеющ прям отнош к МППЧ – принц равноп-я народов и право распоряж своей судьбой. В МППЧ можно выдел неск-ко принцип, к-рые закреп в бол-ве междунар согла указ отрасл. К числу спец принцип относ-ся: 1) принц наибольшего благоприятствования индивиду (преимущ-во имеет та норма, к-рая гарантир инд-ду наиболее широк и эффектив защиту; 2) принц неделимоти граждан, полит, эконом, социал и кул-ных прав и своб чел-ка (толкование и применение полож о пр и своб чел-ка осуществл с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности всех основ прав чел-ка; 3) принц неотъемлемости прав чел-ка (неотъемлемость природы прав и свобод инд-да); 4) принц равноправ-я и запр дискриминации. МППЧ насчитывает большое число источ-ков. Среди унверсал источ-ков: Всеобщая декларация прав чел-ка 1948 (хотя носит рекоменд хар-р), Междунар пакт о гражд и полит правах 1966 с 2 факульт протокол к нему, Конвенц о ликвидац всех форм дискриминац в отнош женщин 1979, Конвен о правах ребенка 1989. Регионал источники Европ конвенц по предупрежд пыток и бесчеловеч или униж достои-во обращ или наказания 1987. МППЧ как отрасл состоит из двух подотраслей: 1) институт граж-ва, прав статус ин граж-н, л без граж-ва, беженцев, вынужд пересел, право убежище; 2) междунар стандарты в обл прав чел-ка, деятельность междунар орган в првозащит сфере, международные механизмы обеспеч прав и свобод чел-ка. РФ стремися как можно полнее воплотить в своем зак-ве, а также в практич деятельности ее органов закреплен в междунар док-тах пр и своб чел и гражд. КРФ содержит выжные полож, касающиеся пр и св чел-ка. Неоценим роль в защите пр и св чел-ка в РФ играют органы прокуратуры.
Международное правопреемство государств и его виды
___________________________________
Междун правопр(П) гос-в – смена одного гос-ва другим в несении отв-ти за м/н отношения какой-либо территории. След различ гос-во-предшественник (которое было сменено) и гос-во-правопреемник (сменившее). П им место: а) при террит изменениях — распаде г-ва на два и более(В 1993 г. ЧССР распалась на два самост г-ва: Чехию и Словак); слиянии(в соотв с Дог об окончат урегулир-и в отнош Германии 1990 г. объедин-я Германия вкл террит бывших ГДР, ФРГ и всего Берлина); б) при социальн революц; в) при отдел от метрополий и образов новых независ гос-в(Британская Индия в 1947 г.— на Индию и Пакистан).П регулир: Венск конв о П гос-в в отнош договоров 1978 г. (ВК 1978 г.) и Венск конв о П гос-в в отнош гос собст-ти, гос архивов и гос долгов 1983 г. (ВК 1983 г.).Вопросы П других sub МП разреш на осн спец догов. П в отнош междун догов. Новое независимое г-во может путем уведомл о П установ свой статус в качестве участн любого многостор договора, который в момент П государств находился в силе в отношении территории, явл-ся объектом П. 2сторонн дог, если: а) они явственно об этом догов /б) в силу своего повед счит выразивш договор-ть. П в отнош гос собств-ти. Регулир соглаш межд гос-вами. В случ отсутст соглаш - 2 спос: а) недвиж-ть предшест-ка , находящ на террит, являющейся объектом Пва, перех к преемн; б) движ соб-ть предшест-ка, связ с его деят в отношении террит, являющейся объектом П, переходит к преемнику.Если г-во раздел и прекр свое существ, и его части образуют 2 / неск г-вос-в, то недвиж-ть предшест-ка перех к преемнику, на террит котор она наход. Если недвиж-ть предшест-ка наход за пределами его террит, то перех к преемникам в справедл долях. П в отнош гос архивов. Гос архивы предшест-ка – это совокупн докум любой давности и рода, произв-х / приобрет-х предшест-ком в ходе его деят, которые на момент П принадл ему согласно его внутр праву и хранились им непоср / под его контролем для разл целей. Когда преемник явл новым независ г-вом, то архивы, принадл территории, являющейся объектом П, перех к новому независ г-ву.В случае раздел г-ва на 2 / неск, часть гос архивов, находящ на террит данного преемника, перех к этому нему. П в отнош гос долгов..Регулир соглаш межд гос-вами. Если согл отсут, гос долг перех в справедл доле с учетом имущества, прав и интересов, которые перех к преемнику в связи с данным гос долгом.Если преемник явл новым независ г-вом, никакой гос долг предшест-ка не перех к новому независ г-ву, если не предусм иное.
Международное процессуальное право
___________________________________
Межд процесс право —совокуп принципов и норм, регулир порядок осущ прав и обяз субъектов межд публич права. Межд проц норм регулируют правоприменит деят + деят межд сужеб органов.Функции межд процесса не только деят судеб и арбитраж органов, но и реализац диспозиц и санкции мат-прав норм. В основе принципов в Статуте Межд суда ООН "общие принципы права, призн цивилизов нациями". "незлоупотреб правом", "никто не м б судьей в собств деле", "из наруш права право не рожд","спец закон имеет преимущ над общим", "равенство сторон в споре,"бремя доказыв возлаг на сторону, предъяв иск"+ законность, справедливость, уважение суверенитета гос-в. выборность судей, их независимость и подчин тольк нормам МП; гласность судебного разбират. Осн источ МПроцП явл; межд дог и межд обыч; уставы и правила процедуры межправит организаций; статуты и правила процедуры и доказыв межд судов и трибуналов; национальное зак-во государств, обеспечивающее выпол мат норм МП и решений межд судов. МПроцП сост из двух инстит: а) нормы, регламент деят межд юрисдикц орг по защите прав и инт субъектов МП; б) нормы, регламент взаимодейств межд и нац органов, кот обеспечив выпол мат норм МП.Порядок примен норм МПроцП на терре РФ опред в конст, межд дог и ФЗ… Межд дог РФ явл сост частью зак-ва. Полож дфиц опублик межд дог РФ, не требующ изд внутригос актов для примен действ непосредств, остальн после принятия спец акта. При рассмот дел в судах преимущ межд дог перед нац зак-вом. В РФ межд дог имеющ сост прест не могут примен непосредств, но в них содерж обяз-ть РФ внести измен в УК. Неприменение норм межд права явл основание к пересмотру судеб реш. Толков судом и опред действ во времени и прост межд актов производ в соответ с Венской конв.судопроизводство в арб судах ведется на рус яз, арб суд принимает док-ты, сост на офиц яз ин гос-в, при усл сопровожд их нотар завер перевод.
Международное сотрудничество в области высшего образования.
___________________________________
В связи с вышеизложенным можно сделать следующие практические
выводы: 1) активное включение региональных вузов в Болонский процесс
способствует совмещению в университетах образовательных, культурных,
научно-исследовательских функций; 2) автономность университетов
позволит уйти от единообразия в образовании, от несоответствия
осваиваемых знаний социокультурным реалиям; 3) ориентация на решение
текущих и перспективных потребностей общества, поддержание прочной
связи обучения с производством приведет к общепринятой во всем мире
практике развития современной материально-технической базы
университетов с помощью предприятий различного профиля; 4) знакомство с
российской культурой, ее традициями будет способствовать
распространению среди иностранных студентов и преподавателей,