ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2020
Просмотров: 639
Скачиваний: 1
Население и гражданство в международном праве
___________________________________
Население-совокуп-ть всех ф лиц, наход-ихся на тер гос-ва и подчин-ихся его юрисдикции. В категорию насел входят гр-не данного гос-ва, иностранцы и л без гра-ва. Граж-во-устойчивая прав связь лица с гос-вом, определяемая налич взаим прав и обяз-тей. Основные положения прав статуса граж-на закрепл в конст гос-ва и иных нпа. Каждое гос-во обязано защищать своих граж-н, где бы они ни находились, в том числе и на тер другого гос-ва. Граж-во приобрет неско-ими способами, в том числе по рождению (основ на трех принципах: права крови (ребенок приобрет граж-во гос-ва родителей независимо от места рождения ребенка); права почвы (где родился независимо от гр-ва родителей) смешанный (реб-ок получает граж-во гос-ва его родит независимо от места рождения; реб-ок, к-рый родился на тер страны, применяющей принцип права почвы, автоматически становится граж-ном гос-ва места рождения), в рез-те натурализации (происходит путем подачи ход-ва лица, достиг-го совершеннолетия и обладающ дееспособностью, если это лицо проживает на тер данного гос-ва в теч определ времени, знает гос язык, признает ее конституцию, имеет ср-ва к сущ-нию; при встеплении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка иностранного гос-ва), в порядке восстановл в граж-ве, пожалования (за больш заслуги перед данным гос-вом), в рез-те оптации (выбор граж-ва насел-ем терр-ии, к-рая переходит от одного гос-ва к другому по соглашению между последними. Утрата граж-ва происходит при выходе из него вследствие волеизъявл лица либо по причине лишения граж-ва. Двойное граж-во-наличие у гр-на гарж-ва двух или более гос-в. Во избежании дополнит труд-стей при двойном граж-ве гос-ва нередко договар между собой о заключ двусторонних соглаш, в к-рых предусматривают условия, при к-рых гр-не с двойным гр-вом лишь в одном гос-ве несут воинскую повин и платят налоги.
Определение агрессии 1974 г
___________________________________
(Резолюция Ген Ассамбл ООН «Понятие Агрес.») Агрес - примен-е вооруж силы гос-м против суверенит, территор неприкосновен или полит независ-ти др гос-ва или каким-либо др образом, несовместим с Уставом Орг Объедин Наций, как это установ в настоящ опред-и. Любое из след дей-й, независ от объяв-я войны будет квалифиц в кач акта агрессии: 1) вторж или напад вооруж сил гос-ва на территор др гос или любая воен оккупация, какой бы времен хар-р она ни носила, являющ-ся результат такого вторж или напад, или любая аннексия с примен силы территор др гос-ва или части ее; 2) бомбардир-ка вооруж силами гос-ва территор др гос-ва или примн-е любого оружия гос-м против территор друг гос-ва; 3) блокада портов или берегов гос-ва вооруж силами др гос-ва; д) напад вооруж силами гос-ва на сухопут, морск или воздуш силы или морск и воздушн флоты др гос; 4) примен вооруж сил одного гос-ва, находящ на территор др гос-ва по соглаш с принимающ гос-ом, в наруш усл-й, предусмотр в соглаш, или любое продолж их пребыв-я на такой территор по прекращ-и дей-я соглаш; 5) дей-е гос-ва, позволяющ, чтобы его территор, котор оно предостав в распоряж друг гос-ва, использ-сь этим др гос-м для соверш акта агрес против третьего гос-ва; 6) засылка гос-м или от имени гос-ва вооруж банд, групп и регуляр сил или наемников, котор осущ акты примен-я вооруж силы против др гос-ва, носящ столь серьез хар-р, что это равносильно перечисл выше актам, или его значит участие в них.
Основные научные школы в международном публичном праве
___________________________________
. В науке сущ. много концепций, в кот. раскрывалась сущ. МП и его роль в обеспеч. мира, безоп. и сотруднич. Юр. реализм (Моргентау)-появил. перед 2 мир.войной.реалисты рассмат. МП как отражен. интерес. самых сильных гос-в. Представ. струк-го реализма (Кразнер), счит. что гос-во явл. элементом в сист. анархии. интерес гос-ва это его выжив-е. Социолог-я юр-я (Лассвел,Мидутал) появилась на основе различ. наук(псих.,социол,политол.) и она обосновывает влиян МП на повед, даже самых сильн. гос-в. Конструктизм (Д.Кеннеди)- МП отраж интер самых сильн гос-в и в то же время направляет развитие более слабых гос-в в нужное русло. Это основные школы,кот отражают лишь взгляды отдельных личностей на сущность и значение МП.Однако,нет необход-ти быть приверженцем какой-либо из них, т.к. все они отражают сущность МП.
Ответственность в международном праве
___________________________________
Ответственность в международном праве: виды и формы. Обстоятельства, исключающие ответственность государств.
Межд-правов ответственность предусм применение к субъектам, совершившим правонаруш, предусмотрен нормами межд права, меры принужд в у становл процессуал порядке.последствия-ограниче имущ/неимущ харак-ра.Субъекты МПП, кроме индивидов,несут межд ответств,если причинен ущерб явл результатом несанкц действий их офиц органов/должн лиц,если эти действия противор межд-правов обязат-вам этого суб.Гос-ва также несут ответств, если оказ помощь др гос-ву для межд-противопр деяний,то же самое в случае гос-ва и межд орг-ция.межд орг-ция несет ответств в зависим от объема ее правосуб и природы орг-цииВиды ответ-сти:политич(примен принудит мер в отнош гос-ва-правонаруш), ее формы:санкции-принудит меры, примен к гос-ву-нарушит примен только при соверш тяжкого межд преступл,реторсии-принудит действия одного гос-ва против др гос-ва,нарушившего интересы первого,явл ответом на недруж действия(отзыв посла),репрессалии-правомер принудит действ одного гос-ва против др гос-ва(разрыв дип связей),сатисфакция-предоставл гос-вом-нарушит удовлетвор пострадавш гос-ву за ущерб, причин его чести и достоинству(принесении извинений),ресторация-восстанов прежнего состояния материал объекта;материал ответств(связана с причин мат вреда):репарация-возмещ мат ущерба в ден выражении,товарами,услугами,реституция-восстановл положения,котор сущ до соверш противопр деяния,компенсация-примен если невозможно возместить реституцией.Обстоят-ва,исключ ответ-сть гос-в:1)в случае достиж гос-вами соглас относит противопр действий 2)действ гос-ва вызваны противоправн дейст др гос-ва в отнош первого 3)действ гос-в вызваны непреодолимой силой 4)суб в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможн 5)при наличии крайней необходимости 6)гос-во действует в рамках самообороны 7)контрмера одного гос-ва на дейст другого.
Понятие и классификация основных принципов международного права. Краткая характеристика источников, в которых закреплены эти принципы.
___________________________________
• суверенного равенства,
• невмешательства во внутренние дела,
• запрета применения силы или угрозы силой,
• соблюдения м/н обязательств,
• мирного разрешения м/н споров,
• сотрудничества государств;
• равноправия и самоопределения народов;
— это основополагающ императив, универсальн норма МП, отвеч-я основн закономер-м развития сообщ-ва гос-в и в силу этого защищ-я наибол жестк мерами принужд-я. Источ-ки:кажд эпохе соотв-т свои принц, выраж. в различ формах: 1. 1е принц, соотв-е ранним период развития междунар отнош-й, сущ-ли в ф-ме междунар-прав обыч. 2.В 2й пол XX в.- Устав ООН 1945 г.,- принципы в больш своей части кодифиц-ны, т. е. закреп в писан ф. 3. 1969 г. Венс конв-я о праве междунар дог-в - общее понят основн принципа, определила место основн принципов в сист междунар права, отметила приз-ки и хар-р взаимод-я с др нормами. Эти источ имеют призн: 1. Обязательность для всех S МП – Оон обеспеч,чтобы все гос - не члены ООН соблюд эти принц, т.к. это обеспечит междунар мир и безоп. 2. Обрат сила для норм, не соотв-х принципам. Классифик-я принц-в: сущест-т Объектная классиф-я: -принц, обеспеч мирн сотруд-во госуд-в; принц, защищ-е права чел, народов и наций; принц, обеспеч всеобщ мир и безоп-ть.
Понятие и признаки специализированных учреждений ООН. Классификация.
___________________________________
Понятие и признаки специализированных учреждений ООН. Классификация. Характеристика 2-3 таких организаций. РФ и специализированные учреждения ООН.
Различспециализ учрежден, создан межправит соглаш и облеченные широк междунар, определ в их учр актах, ответ-тью в облэкономич, социал, кул-ры, образ-я, здравоохр и подобных об-тях, будут поставлены в связь с ООН посредством заключсоглаш. Т.о, 4 признака любого специализ учрежден: 1) меправхар-р, 2) широк междунаротв, 3) осущдеят в спец обл,4) связь с ООН. Примеры: МОТ, ЮНЕСКО(орган ООН по вопросам образования, науки и культуры, Международный валютный фонд, Всемирный почтовый союз, Всемирная организ интеллектуальной собственности. Спец учреждявал субъектами международ права и обладают полномочиями публично-правового хар-ра. Вправе заключать соглашения, при них аккредитов постоянные представ-ва гос-в-членов, сами орг-ции и их должностн лица облад привилегиями и иммунитетами. Они вправе запрашивать консультатив заключения у Междунар суда. Взаимоотнош между ООН и спец учрежд строятся на принципе координации, что подтверж их самостоят бытие. Соглашения между спец уч и ООН явл схожими и регламент след вопросы: 1) правовой статус спец уч,2) взаимное представительство, 3) предложение пунктов повестки дня (спец уч включают в повестки дня сессий высшего и исполнит органов вопросы, предложенные ООН);4) рекомендации ООН, 5) обмен инфор и док-тами, 6) взаимоотношения с Межд судом, 6) статистические службы. Сущест особенности: 1) ООН адрес спец уч рекомендации, 2) ООН получает регул доклады от спец учреж. Помимо согл с ООН спец учрзаклсоглаш и между собой. МОТ - междунар орган-ция, занима-ся вопросами регул тротнош. Участники- 183.Отличит черта МОТ-трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках к-й осущестпереговоры между правит-ми, орган-ми трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещна равных основаниях на всех уровнях МОТ. Глцели МОТ -содействие соц-экономпрогрессу, повыш благосостояния и улучшению усл труда людей, защита прав чел-ка. ЮНЕСКО – спеучрпо вопросам образов, науки и кул-ры. Основ цели-содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотруд-ва гос-в и народов в обл образования, науки и кул-ры; обеспечсправед-ти и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод чел-ка (1945 - год создания)+проблдискримин в обл образ и неграмотности; изучение нацкул-р и подготовка нацкадров; проблсоцнаук, геологии, океанографии и биосферы. В центре внимания ЮНЕСКО находятся Африка и гендерное равенство.
Понятие и режим открытого моря
___________________________________
Понятие и режим открытого моря: краткая характеристика свобод открытого моря.
. не входят ни в исключит. эконом. зону, ни в территор. воды или внутр. воды какого-либо гос-ва, ни в архипелажные воды гос-ва-архипелага (ст. 86 Конв. 1982 г.). Оно наход.в общем и равном польз-ии всех наций. Никакое гос-во не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверен.В основе меж.-правов.режима отк. моря лежит принцип своб. отк. моря, озна-щий для всех гос. свободу судох-ва, рыбо-ва, а также полетов на летательных аппаратах, прокладки подвод. кабелей и трубопр-ов и свободу нау. иссл-ий. Гос.,осущ. эти свободы, должны разумно учит. интер.др.гос-в в пользов.свободой отк.моря.. Объявив то илииное море под своей властью, гос. пресл. и зах-ли иностранные корабли, плавающие в его пределах, треб. от них морских салютов в знак подчинения, облагали их пошлиной и подчиняли своей юрисдикции. Такие притязания заявляли: Португалия — на Индийский океан и часть Атлантического океана к югу от Марокко; испанцы — на Мексиканский залив и Тихий океан; англичане — на моря, окружающие Соединенное Королевство, и на Северное море; Дания и Швеция — на Балтийское море; Турция — на Черное море.
Понятие международного права и его роль в управлении международным сотрудничеством.
___________________________________
МП - особ сис-ма пр, совокупн м-п принц и норм дог и обычн происх, созд субъ мп и регул отн в различ сферах м/н жизн между ними.
МП делится на МПП и МЧП.Сущ-т большое кол-во определений МПП, однако,приняв в внимание их все,можно дать единое:МПП-система обязат норм и принципов,выраж-х в источниках права,с помощью кот осущ-ся управление междунар сотруднич-вом в соотвествующ областях или принужд к их исполн-ю.МПП регулир-т отнош между гос-ми,междунар организ и др субъектами междунар общения (физ лица).Предмет МЧП-гражд,семейные,трудовые правоотнош,выходящие за рамки 1 гос-ва.Роль МП опред-ся прежде всего в его функциях,соц назнач: 1)организ междунар отнош; 2)стабилизация мирового сообщ-ва, установл-е правовопрядка;3)охрана междунар отнош,установ-е отв-ти за наруш муждунар-правов норм;4)управление междунар деят-ю гос-в;5)координационная деят-ть.Т.о.,можно сделать вывод,что междунар сотруднич-во невозможно без существов-я МП,устанавливающего основные принципы,правила его осуществления.Именно управление и явл-ся главной функцией МПП.
Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении судами общей
___________________________________
П 4 ст 15
Всеобщ уваж прав чиг, добросов вып междунар обяз.
Правило повед, приним и призн м/н сообщ в кач юр обязат.
М/н дог РФ (по ФЗ “О м/н дог РФ”)= м/н согл РФ и гос-в(а), м/н орг в письм форм и регул м/н правом независ от формы; межгос, межправит, межвед.
Обязат ратиф/имплемент.
Тракт – по праву м/н дог, актам ООН и др м/н орг.
Роль ЕСПЧ
. Пост Пленума ВС разъясняет вопросы применен-я междунар-прав норм судами РФ.Оно устанавл-т,что нормы МП явл-ся частью правовой сист РФ;дает понятие общепризн-х принц (основополаг императ нормы МП, признаваемые мировым сообщ-вом) и междунар дог.Постановл уст-т,что полож междунар дог,не требующие издания внутригос акта,примен-ся на террит РФ непосредственно.(если требуют-то не прим-ся).Дог подлежит применению,если компент органы РФ выразили свое согласие (подписали,ратифицировали,утвердили и др.). междунар дог примен-ся при разреш угол,гражд,военных,админ дел. При рассмотр данных дел дог примен-ся,если он устанавл-т иные правала,чем закон РФ. Дог,предусматрив-й признаки составов уголовно наказуемых деяний не могут примен-ся.Отв-ть за соверщ преступл также может устан-ся только национ законодат-вом.Т.о., в угол правое междунар законодат-во примен-ся в тех случ,если норма УК РФ прямо устанавл-т на необходим-ть этого (напр, в случ разработки,произв-ва,приобрет оружия массового пораж). Пример:Кировский обл суд признал виновным 4 людей в мошеннич.Суд коллегия ВС РФ отменила приговор,т.к. был нарушен принц гласности и непосредств-ти (было закрытое разбир-во).Президиум ВСРФ отменил кассац опред,сослался на норму Междунар пакта о гражд и полит правах,где указано,что суд разбир-во может быть закрытым если этого требуют интересы сторон.
Право внешних сношений
___________________________________
ПВС - сист принц и норм, опред прав статус и фунц орган внеш снош гос-в. ПВС как опред начала МП нач складыв в Сред века с появл 1-ых посол-тв и консульств (конс). ПВС вкл в себя подотр: 1) пр внутригос орг внеш снош; 2) диплом пр; 3) право дипл протокола (нек-ые учен счит, что не относ сюда, т.к. яв-ся обычаем); 4) конс пр. Кажд подотр сост из инст-ов: пр внутригос орг внеш снош - глава гос-ва; парлам; правит; внеш\полит ведомство. Осн источ - межд дог-р и межд обыч. 1-ый многостр дог-р - Венский прот-л о рангах дип представителей 1815 г, с доп, внес Аахенским прот-лом 1818г. Участв 8 гос-в Европы. Вперв закреп делен дип предст на классы, кот-ые и щас сущ. В наст вр источ: 1) Венская конв-ция о дип снош 1961г; 2) Венская конв-ция о конс снош 1963г;3) Конв-ция о специальных миссиях 1969г (РФ не ратиф) и др. Сущ и регион соглаш (Гаванская конв-ция о дип чиновниках, подпис 20 стран Латин Амер). Ист также двухсторон дог-ры. РФ яв-ся активн участ межд отнош и поддерж отнош с > 170 стран. Прав статус Посольства РФ опред Полож о нем. Задач и функц: 1) представ РФ в гос-ве пребыв; 2) обесп нац интерес; 3) реализ внешнеполит курса РФ; 4) сбор инф-ы о гос-ве пребыв, анализ отнош РФ с гос пребыв и тд. Сущ Полож о Чрезвыч и Полномочном После РФ в ин гос-ве. Он представ РФ в гос-ве пребыв, обесп дип ср-вами провед ее внеш\полит курса, защиту нац интерес; сувер; безопас; прав и интерес гр-ан РФ и росс ю\л. Также он руковод ее работой, опред структуру; распр долж обяз-ти и тд. Сущ полож о Консульском учреждении РФ. Задачи: 1) защ прав и инт РФ, ее гр-ан и ю\л; 2) содейств развит 2-сторон отнош с гос-вами пребыв, развит торг-экон, науч-тех и культур отнош. Приказ МИД утвержд Полож о Почетном консуле РФ. Поч конс - любое лицо, не явл штатным конс долж лицом, кот-ому поручено выполн отд конс функц на терр гос-ва пребыв от имени РФ. Мб гражд РФ и иностр лицо. Выполн возлож на него функц лично. Не сост на гражд службе.