ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2020

Просмотров: 658

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Применение норм международного права судами РФ

___________________________________

. ст.3 ФЗ «О суд сист РФ»: единство суд сист обеспеч-ся примен-м всеми судами общепризн-х принципов и норм МП и междунар дог РФ.Пост Пленума ВС разъясняет вопросы применен-я междунар-прав норм судами РФ:междунар дог примен-ся при разреш угол,гражд,военных,админ дел.При рассмотр данных дел дог примен-ся,если он устанавл-т иные правала,чем закон РФ.Дог,предусматрив-й признаки составов уголовно наказуемых деяний не могут примен-ся.Отв-ть за соверщ преступл также может устан-ся только национ законодат-вом.Т.о., в угол правое междунар законодат-во примен-ся в тех случ,если норма УК РФ прямо устанавл-т на необходим-ть этого (напр, в случ разработки,произв-ва,приобрет оружия массового пораж).Неправильное примен-е междунар норм может явл-ся основанием к отмене или измен суд акта.Высший Арбитр суд также в своих информац письмах указывает на необход-ть применения норм МП при разреш дел арбитр судами.Констит суд РФ разреш дела о соответствии Констит только не вступивших в зак силу междунар дог;при признании незак их-не примен-ся в РФ.Национ суды также осущ-т толков-е норм МП в соотв-и с принц благожелательного отнош к МП.Пример:Кировский обл суд признал виновным 4 людей в мошеннич.Суд коллегия ВС РФ отменила приговор,т.к. был нарушен принц гласности и непосредств-ти (было закрытое разбир-во).Президиум ВСРФ отменил кассац опред,сослался на норму Междунар пакта о гражд и полит правах,где указано,что суд разбир-во может быть закрытым если этого требуют интересы сторон.




Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

___________________________________


Гос-ва обяз добросов выполн свои обяз-вапо МП(вытекающ как из п-пов, так и из соотв-щих МПраву догов и соглаш,участн ктор они явл). Без данн п-па не может нормально f-ционир-ть вся система междунар отнош. Первонач закреп в Уставе Лиги Наций. Далее – в Уставе ООН(все члены ООН добросов выполн принятые на себя по Уставу обяз-ва). А также в Венск конвенц о праве междунар договоров 1969 г. и Деклар о п-пах МП 1970 г. и Заключит акте СБСЕ(совет по безоп-ти и сотр в Европе. Теперь ОБСЕ). Содерж: кажд гос-во обяз доброс выполн свои обяз-ва, принятые в соотв с Уставом ООН, вытекающ из общепризн п-пов и норм МП, междунар договоров. Если обяз-ва из догов противор обяз-вам, вытек из Устава ООН, приор имеют последние. Кроме того: данн п-п предполаг также воздерж от действий, котор могут ущемить права др sub МП. Sub МП не вправе в одностор порядке отказ от скоих обяз-в. Участники соотв-щего догов не могут произв отказ и от прав, если последние явл частью правов режима, обесп-щего реализ соглаш в целом.




Принцип мирного разрешения международных споров

___________________________________

Функц призн.

п. 3 ст. 2 УстООН (Все чл ООН разр свои м/н споры мирн ср-вами, не подв угр м/н мир и безоп, и справедл)


Гаагск конф мира 899 и 907 была разраб и прин Конв о мирн реш м/н столкн

ГА 82 манильск декларац о мирн разреш м/н спор 988 г

Права гос: выбор спос разр спора, помощь 3гос-в и орг.

Обяз: не прекр проц поиска спос реш спор, возд от действ, ухудш сит, добровольн вып реш.

СовБез м рекомменд стор конкр проц разр спора при необх и обр к сообщ гос-в с призыв уст санкц

Спос решения: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, привлечение м/н и организаций.

Примеры (привлечение в качестве посредников между правительством Колумбии и партизанами в качестве наблюдателей Испании, Мексики, Венесуэлы, Коста-Рики, Италии, Швеции, Норвегии; разработка ООН плана мирного урегулирования для греческой и турецкой общин Кипра, принятого за основу переговоров).


Он представ собой совершенный метод, ряд способов и механизмов, обеспеч мирн сотруд-во гос-в во всех областях сотруд-ва. Кач-во принципа он приобрел после включ-я его в Устав ООН в 1945 г. Права гос-в: возмож-ть выбора способов разреш-я спора; в треб-и к сторонам конфликта не уклон от поиска приемлем для всех способов разреш противоречий; в выполн-и принятых реш-й; в праве на помощь со стор третьих гос-в и международ организ-й. Обяз гос-в: 1.они не долж прекращ процесс поиска приемлем способа реш-я спора; 2. при разреш спора должны исходить из интерес обеих сторон спора; 3. в процессе мирн урегулир-я должны воздерж от любых дей-й, могущих ухудш сложивш-ся к моменту разбират-ва ситуацию или нанести ущерб процессу поиска приемлем способа; 4. они обяз доброволь вып-ть принят совмест реш-е. 5.В случ если спор имеет серьезн хар-р и если его продолж-е м. угрож интерес безоп-ти и мира, Совет Безоп ООН уполномоч рекоменд сторонам конкретную процедуру разреш-я спора. При необходим он м. обратиться к сообщ-ву гос-в с призывом применить санкции по Уставу ООН, чтобы предотврат ухудш ситуации. Они долж быть времен, исключ-ми примен-е вооруж сил, а также полными или частич относительно вида примен-х мер, котор м заключ-ся в перерыве экономич отнош-й, железнодорож, морских, воздуш, почт, телеграф, радио- и др ср-в сообщ-я, а также в разрыве дипломатич отнош. Способы их разрешения: Устав ООН содерж их > десятка — переговоры (в последнее время дополнены консультацией), обследование, посредничество (привлек-ся Генерал секретарь ООН, его зам-ли и посред-ки), примирение, арбитраж, судебное разбират-тво, а также привлечение к процессу всех главных органов ООН и регион-х орг-й.



Принцип невмешательства в дела государств

___________________________________

Принцип невмешательства в дела государств


свободное, без давлен извне, установ-е дипломатич и консульск отнош-й, обмен посольст-ми и миссиями, реш-е проблем призн-я новых гос-в и правит-в, вступ-е и выход международ орг-й. Особая группа прав, защищ-х принципом, связ с защитой прав на участие гос-в в универсаль-х международ дог-х, кодифицирующ нормы МП или регулир важн-е отнош-я гос-в. Пример наруш принципа: дискриминац-я «приглашающая ф-ла ООН», в соотв-и с кот гос-ва — нечлены ООН не могли стать участ-ми дог-в, заключ в рамках или под эгидой ООН, хотя объект дог-ра кас-ся всех гос-в (была включ в Конвенции по морск праву 1958 г., напр.) Гос-ва обяз взаимн уваж междунар правосубъект-ть др др, сотруднич в осущ внеш полит, непрепят-ть участию в междунар орг-х, межд дог-х и выходе из них. Не яв-ся нарушен этого принципа огранич-я, налаг-е на гос-ва в кач-ве санкций за серьезн наруш-я МП, напр в виде приостанов-я член-ва в ООН, исключения из ООН, разрыва дипломатич отнош-й. При наруш принципа возмож примен-е санкций в виде ответ мер, адекват-х наруш-ю





Принцип неприменения силы или угрозы силой; понятие и нормативное содержание. Примеры нарушения этого принципа.

___________________________________

Объектом защиты - яв-ся обще отнош, связ с правом чел на жизнь в ненасильств-м мире, с запретом реш-я спорных вопросов с примен-м силы или ее угрозой. Предмет отнош-й – территор-я неприкосн или политич независ любого гос-ва, иные дей-я, несовмест-е с целями ООН. Круг S = круг S МП в целом, но относит принципа он представлен, с одной стор, жертвой агрессии и сообщ-м гос-в и виновным гос-м и его пособниками — с др( гос-ва, оказ агрессору финанс помощь, предоставив ему территор для размещ воен баз, формир банд наемнико и др. Обяз-ва гос-в: непримен-е др против др первыми вооруж силы в наруш Устава ООН независ от- выраж ли это во вторж на территор гос-ва/ ее оккупация/ бомбардировка/ напад-е вооруж силами на воен сухопут, морск/ воздуш силы вне пределов гос-ва, в формир-и вооруж банд и т. д. Все члены сообщ-ва обяз учас-ть в санкц против агресора по реш-ю — Сов Безоп ООН, регион-х полит орг-й под руковод-м также Сов Безоп ООН или в силу двустор дог-в, а также не оказ материальн и моральн поддерж агрессору. Примен-е вооруж силы против агрессора не яв-ся наруш принципа. Гос-во — жертва агрессии имеет право на индивид и кол-ю самооборону, примен-е материал и нематер санкц к агрессору и его пособникам, привлеч-е к отв-ти индивидов, винов в планир-и, финансир, развяз-и и вед-и воен дей-й. Любое гос им право обратить вним сообщ-ва на наруш-я МП, выраж в перечисл или сход с ними дей-х. Особ роль в реализ-и принципа играет Совет Безоп ООН. Он определ налич факта примен-я силы, заключ соглаш-я с гос-ми — членами ООН о предостав-и в его распоряж-е воинских формир-й, материальн помощи, техники.


Источнп.4 ст.2 Уст ООН (против терр неприк или полит независ), многост дог Версальской сис-мы, Статут Лиги Нац, Париж дог об отк от войны1928; Уставы обоих воен триб; Статут МУСа).

Обяз: непримен первыми воор силы в наруш пол Уст ООН, санкции против агресс, неоказ ему помощи.

Резолюц «Опред агресс» ГА ООН 1974).

Факты квалификац агр: 1 вторж или нап воор сил на терр др гос/любая воен окупац/аннексия с прим силы против тер-рии или части; бомбардировка; блокада; напад на вооб силы; примен воор сил на тер-рии др гос-ва в наруш усл собл; предост тер-рии для содейств агр; засылка от им воор сил банд, групп и регул сил или наемн, осущ акты прим воор силы. Против агресс – не наруш принц.


СовБез опр сущ угр, наруш или акта и дает рекоменд/вводит невоен меры/воен меры.




Принцип нерушимости государственных границ

___________________________________

Дан принц регламентир отнош гос-в по поводу установ (делимитации, демаркации, ректификации) и охраны разделяющ их территор границы и реш-я спор вопр в связи с границ. его возник связ с сущест-м суверен гос-в в период разлож-я феодализма. (это фиксир в: многостор и двустор союзнич дог-х, уставах универсальн и регион организ-й + резолюции, декларац междунар орг-й - акты орг ООН( Деклар принципов, кас-ся дружествен отнош гос-в 1970 г.,Деклар, котор посвящ новому институту мер доверия(с ним гос-ва обяз давать предварит уведом-я об учениях, котор провод-ся в пределах 250 км от их совместных границ, о крупн передвиж-х войск в районе границ.) Права гос-ва в соотв с этим принц: треб-е абсолют нерушим-ти установ-х границ, незакон-ти их измен-я без согласов-я/под давл-ем, с примен силы и угрозы силой. Гос-ва сами опред режим пересеч-я границы, порядок установ-я /снятия ограни-й по пересеч-ю границы физич лицами, товарами, услугами, транспорт ср-ми гос-ва. обязанности гос-в — неукоснит соблюд установ-х в соотв с МП границ, разделит-х/демаркационных линий, включая линии перемирия (на период перемирия, до заключ-я постоянно действующ дог-ра, в связи с чем такие линии могут рассматр-ся как времен границы), разреш-е погранич споров только мирными сред-ми, неоказ-е содей-я госуд-ам — нарушителям принципа. Наруш-е границы - междунар преступ, влекущ примен самых жест ответ мер, в том числе предусмотр ст. 39—47 Устава ООН: примен вооруже сил, др санкций чрезвыч хар-ра, вплоть до огранич-я суверенитета виновного гос-ва.





Принцип равноправия и самоопределения народов

___________________________________

Все народы им право своб определять без вмеш-ва извне свой полит статус и осущ свое экон, соц, культурн развит, и кажд гос-во обяз уваж это право. Возник под влиян нац-освоб движ-й. Больш вклад в формир – СССР(Декрет о мире 1917г: если к-л нация удерж-ся в границах гос-ва насилием вопреки ее желан,… то присоед ее явл. Захватом и насилием). Отраж: первонач – в Атлантич хартии1941, далее – в Уставе ООН(по предлож СССР). Междунар суд ООН в деле о Восточн Тиморе в 1995 г: утверждение о том, что право народов на самоопр носит характер erga omnes(обяз дл всех), явл «безупречным». В развитие положений Устава – Деклар о предостав независ-ти колониальным странам и народам 1960 г.(подчин народов иностр игу и их экспл-ция – отрицание прав- и св человека; все народы им право на самоопр; всякая попытка полн/частич разруш нац единство и террит целостность несовм с целями ООН…). Консультатив заключ-е Междунар суда ООН относит правов последств строит-ва стены на оккупир Израилем палестинск террит 2004 г: оно явл наруш права палестинск народа на самоопред и противоречит МП. Содерж п-па: кажд гос-во обяз содейств осущ п-па равнопр и самоопр народов в соотв с Уставом; способств дружеств отнош и сотруд-ву между гос-вами; кажд го-во обяз воздерж от любых насильств действий , лишающ народы права на самоопр, направл на разруш нац единства. Заключ акт Совета по Безоп и Сотруд в Европе(теперь ОБСЕ) данн п-п имен п-пом равнопр-я и правом народов распоряж своей судьбой(участники ОБСЕ подтвержд всеобщ значение п-па дл развит дружеств отнош между ними). Но(Деклар о п-пах МП 1970г): данн п-п не долж восприн как поощр-е наруш-я террит целостн-ти/политич единства гос-ва(как в случ с Косово, Абхазией, Приднестровьем).




Принцип сотрудничества государств

___________________________________

Гос-ва обяз сотруд др с другом независ от различий их политич, экон, социальн систем в разл областях для поддерж междунар мира и безоп и содействия общему благосост народов. Сотр-во— единств законный способ реализации гос-вом своих интересов, т к ни одно из них не может выжить в усл экон и полит изоляции. Напротив, отрешение от С - один из видов санкций в соотв с Уставом ООН(ситуации с Ираком, обвиняемым в нарушен универс договоров по уничт оружия массов уничтожения). Устав ООН обязывает членов ООН «осущ междунар С в разрешении междунар проблем экономич, социального, культурного и гуманит характера». П-п прослежив во всех положениях Устава ООН, др договоров. Конкретизация - в нормах Декларации о п-пах МП 1970 г.(перечисл объекты сотрудничества), Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотр-ву в Европе 1975 г.,(гос-ва должн сотруд др с другом в поддерж междунар мира и безоп, в установ-ии собл-я прав чел и в ликвид всех форм дискрим; челны ООН обяз в сотр-ве с ней приним меры, предусм Уставом; осущ свою деят в разл сферах в соотв с п-пами суверенн рав-ва и невмеш-ва). Гос-ва имеют право на выбор видов и форм С, на правомерный отказ от него, если это совместимо с междун правом / высшими интересами гос-ва. В случаях, предусм договорами, гос-ва могут устан льготные режимы С, как, например, гос-ва Евросоюза, СНГ, Британского содружества, Французского сообщества и др. Гос-ва обяз сотруднич с учетом всех п-пов МП, т. е. равноправно, справедливо, без давления и попыток вмеш в осущ внешней / внутр f-ции гос-ва; выгода от С должна быть взаимной, но при этом оно должно служить благу всех гос-в, содейств взаимопоним, доверию, укрепл всеобщ мира.






Принцип суверенного равенства государств

___________________________________

Кажд гос-во обяз уваж суверен др уч сис-мы, т.е. их право в пред собств терр осущ зак, исп, адм и суд вл без к-л вмеш со стор др гос-в, а также самост провод св вн пол.

Декл о принц м/н П, касс друж отн и сотр между гос в соотв с уставом ООН (1970 ГА)

Декл принц зак акта СБСЕ, итог док Венск встрече предст гос-в-уч СБСЕ 1989, париж харт для нов Европы 1990 и др док.


Суверенитет – осн для классиф субъ МП, опр их юр прир и объ их правосубъ для уст тольк согласит проц норматворч

Эл-ты: юр рав-во, польз один правами, уваж правосубъ, терр целостн и полит независ неприкосн, кажд гос-во им право своб выбир и разв свои полит, соц, Э и культ сис-мы, обяз полн и добросов вып обяз и жить в мире.


этот принцип означ, что гос-ва равны независ от врем возник-я, велич территории, кол-ва насел-я, от чьего-то призн-я или непризн. (закреп в ст.2 Устава ООН). до прин Устава ООН(1945г), принцип сущ-л в обыч-прав ф. Кроме формально-юридич рав-ва участ-в правоотнош-й( установ-я их взаим прав и обяз) принцип не препят достиж-ю фактич рав-ва: МП поощр созд-е режимов преференций для развивающ гос-в, оказ-е помощи жертвам катастроф, вооруж конф-в, что должно рассматр-ся как соблюд общеправов принципа справед-ти. Принцип равнопр-я выраж-ся при участии в междун орг-ях — 1 гос-во — 1 голос, равные составы делегаций и пр. Права гос-ва, обусловл-е принципом равнопр, заключ в равн допуске ко всем правомер видам сотруд-ва, на равн со всеми основ-ях, в равной защите через международ механиз. Обяз-ти гос-в сост во взаимн призн-и юридич рав-ва, в заключ-и сбалансир дог-в, где V прав соотв V возлаг на S обяз-й, в уваж-и междунар правосуб-ти др др, недопущ дискриминации в люб ф. В кач санкции за наруш принципа могут примен соразмер во врем, по объекту, степ тяж меры отв-ти, так назыв-е репрессалии, исключающ-е примен-е вооруж силы.




Принцип территориальной целостности государств

___________________________________


право гос-ва на целост-ть и неприкосн его территор, яв-ся важн ср-м обеспеч суверенит гос-ва. Устав ООН запрещ примен-е силы против территор целост-ти гос-в в виде вторж, оккупации, любых попыток расчлен-я гос территор, если это не связ с международ санкц. Принцип сущ-т в обычн-правов ф-ме, но подтвержд-м существ-я принципа яв-ся призн-е законным примен-я силы в случ посяг-в на территор гос-ва, призн-е наруш-я принципа достаточн повод к воен дей-м. Отнош-я между гос-ми, связ с защит их прав на принадлеж им территор и их рес-сы, яв-ся объектом принц. В дан принц в кач квазитерритор или условн территор гос-ва рассматр также воен базы, по дог-рурасполож натеррит третьих гос-в,территор диплома-тич и консульск, военные и торгов морск и воздуш суда, так что посяг-во не может вызвать последствия, аналогич напад-ю на основную территор. Круг субъектов- все S МП. Гос-ва им право на целост-ть своей территор и ее частей; в случ наруш своих прав они м. примен принудит меры, допуск-е международ правом, м. обратиться в Генер Ассамбл и Совет Безоп ООН, регион орг-и, созд-е в соотв-и с Уставом ООН. Гос-ва им. право на территор измен-я, предприним гос-ми по договорен и с соглас народа. Обяз гос-в заключ в: они не долж посяг прямо или косв, при помощ силы или угрозы на гос территор, ее части или естеств-е ресурсы. Они долж воздерж от любых дей-й, могущих прямо или косв нанести ущерб территор гос-ва /ее частям, а также не оказы помощь гос-ву-наруш-лю или его пособникам. Случаи наруш территор целост гос-ва в кач санкции за соверш международ преступ-я - в результ Втор мир войны был установлен особ режим управ-я Запад Берлином. Территор Герм была раздел на зоны, управл-е от имени держав-победительниц.