ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2020
Просмотров: 277
Скачиваний: 4
ГОУ ВПО Московская государственная юридическая академия
имени О.Е. Кутафина
(наименование вуза)
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор
« » 200 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»
(наименование дисциплины)
Наименование магистерской программы
Магистр в сфере международного права
Направление подготовки
юриспруденция
Профиль подготовки
международно-правовой
Квалификация (степень) выпускника
магистр
(магистр)
Форма обучения
Очная, очно-заочная, заочная
(очная, очно-заочная и др.)
г. Москва 2010 г.
Выполнил(а): Захарова Лариса Ивановна, ст.преподаватель кафедры международного права
Рабочая программа представлена 10.06.10 г., переработана 08.07.11 г.
Учебная дисциплина «Международное право прав человека» входит в программу «Международное право» при подготовке магистров по направлению 030900 «Юриспруденция» международно-правового профиля. Дисциплина «Международное право прав человека» изучается в течение одного семестра в объеме 3 зачетных единиц (108 часов), в том числе 26 часов аудиторных занятий, (4 часа лекций, 22 часа семинарских занятий), а также самостоятельная работа в объеме 82 часов для магистрантов очной формы обучения; в объеме 3 зачетных единиц (108 часов), в том числе 22 часа аудиторных занятий (6 часов лекций, 16 часов семинарских занятий), а также самостоятельная работа в объеме 86 часов для магистрантов очно-заочной формы обучения и в объеме 3 зачетных единиц (108 часов), в том числе 18 часов аудиторных занятий (8 часов лекций, 10 часов семинарских занятий), а также самостоятельная работа в объеме 90 часов для магистрантов заочной формы обучения. Итоговой формой контроля является зачет.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «Международное право прав человека» являются: на основе изучения содержания и практики применения источников основных прав человека и гражданина, разрабатываемых в рамках Организации Объединенных Наций и региональных организаций - Совета Европы, Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Африканского союза, Организации американских государств, Лиги арабских государств, Содружества Независимых Государств:
-
анализ происхождения, сущности, современного состояния и тенденций развития международного права прав человека как системы юридических принципов и норм, закрепляющих и гарантирующих основные права человека и гражданина на универсальном и региональном уровне;
-
сравнение оформившихся региональных систем международной защиты прав человека (европейской, африканской, межамериканской, арабской, на пространстве СНГ);
-
анализ российского законодательства в области прав человека на предмет соответствия международным стандартам в этой области;
-
воспитание студентов в духе уважения прав человека как общепризнанного принципа международного права.
В процессе освоения учебной дисциплины «Международное право прав человека» студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:
-
демонстрировать и применять базовые представления о предмете регулирования международного права прав человека, механизмах формирования и условиях реализации его принципов и норм;
-
знать и использовать на практике принципы и нормы международного права прав человека, в том числе в рамках судебных и внесудебных механизмов защиты прав человека;
-
планировать и реализовывать мероприятия, связанные с применением принципов и норм международного права прав человека в правотворческой, правоприменительной и исследовательской деятельности;
-
применять принципы и нормы международного права прав человека во всех аспектах практической деятельности.
Задачами учебной дисциплины «Международное право прав человека» являются:
-
изучение понятия международного права прав человека, рассмотрение истории его возникновения и развития через призму философских, моральных и правовых подходов, роли универсальных и региональных международных организаций в установлении его принципов и норм;
-
формулирование современных тенденций в области международной защиты прав человека;
-
анализ деятельности судебных механизмов защиты основных прав человека и гражданина в рамках Организации Объединенных Наций и региональных организаций: Совета Европы (на основе Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г., Европейской социальной хартии 1961г. и судебной практики Европейского Суда по правам человека); Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (на основе Заключительного акта СБСЕ 1975 г.), Европейского Союза (на основе учредительных договоров и правовых актов Европейского Союза, Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. и судебной практики Суда Европейского Союза), Африканского союза (на основе Африканской хартии человека и народов 1981 г.и судебной практики Африканского суда по правам человека и народов), Организации американских государств (на основе Американской конвенции о правах человека 1969 г. и судебной практики Межамериканского суда по правам человека), Лиги арабских государств (на основе Арабской хартии правах человека 1994 г. и судебной практики Арабского суда по правам человека), Содружества Независимых Государств (на основе Конвенции СНГ о правах человека 1995 г. и анализа деятельности Комиссии по правам человека СНГ).
-
анализ деятельности механизмов международной и национальной защиты основных прав человека и гражданина вне рамок судебных процедур (рассмотрение индивидуальных жалоб в международных конвенционных органах, в Совете по правам человека ООН; деятельность региональных комиссий по правам человека (Африканской, Межамериканской, Арабской, в СНГ), Верховного комиссара по правам человека ООН, Комиссара по правам человека Совета Европы и национальных омбудсменов).
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Международное право прав человека» входит в структуру профессионального цикла магистерской программы «Юрист в сфере международного права».
Изучение учебной дисциплины «Международное право прав человека» предполагает наличие у студента базовых познаний в области теории государства и права, международного публичного права, права Европейского Союза, отраслевых юридических наук, в частности, конституционного права России и зарубежных стран.
При изучении учебной дисциплины «Международное право прав человека» студент, в частности, должен обладать следующими «входными» знаниями, умениями, навыками, приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:
-
знание общетеоретических категорий и концепций юридической науки, основных понятий о государстве и праве, об отраслях российского права, международном и сравнительном праве;
-
умение определять содержание международно-правовых норм и их место в правовой системе РФ, соотносить их с нормами российского права;
-
навык самостоятельно искать и применять нормативные правовые акты и иные юридические документы, включая судебную практику.
Поскольку источники и доктрина международного права прав человека издаются на иностранных языках, желательно, чтобы студент обладал способностью свободно пользоваться одним или несколькими иностранными языками как средством делового общения в объеме, необходимом для чтения и понимания документов и иной литературы по международному праву прав человека. Для успешного изучения европейской системы защиты прав человека, в обеспечении функционирования которой участвует и Российская Федерация, преимущественное значение имеют английский и французский языки - на них принимаются документы Совета Европы, включая решения Европейского Суда по правам человека.
Изучение учебной дисциплины «Международное право прав человека» является необходимым условием для адекватного понимания и практического применения таких дисциплин магистерской программы, как «Международное гуманитарное право», «Деятельность Европейского суда по правам человека», «Подача жалобы в Европейский суд по правам человека».
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения учебной дисциплины «Международное право прав человека» обучающийся должен:
1) Знать: предмет регулирования и теоретические концепции международного права прав человека; основополагающие универсальные и региональные источники международного права прав человека; правовой статус органов Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейского Союза, Африканского союза, Организации американских государств, Лиги арабских государств, Содружества Независимых Государств, уполномоченных разрабатывать, применять и толковать принципы и нормы международного права прав человека (ПК-11, ПК-12); условия и порядок применения принципов и норм международного права прав человека в России (ПК-2, ПК-3).
2) Уметь: анализировать принципы и нормы международного права прав человека; самостоятельно решать вопросы, связанные с толкованием источников международного права прав человека (ПК-7); уметь квалифицированно оперировать судебной практикой Европейского Суда по правам человека и Суда Европейского Союза, Африканского суда по правам человека и народов, Межамериканского суда по правам человека, Арабского суда по правам человека, практикой деятельности Комиссии по правам человека СНГ; использовать приобретенные знания во всех аспектах практической деятельности и при изучении других учебных дисциплин (ПК-2, ПК-3).
3) Владеть: навыками поиска источников международного права прав человека, в том числе по официальным Интернет-ресурсам Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского Союза, Африканского союза, Организации американских государств, Лиги арабских государств, Содружества Независимых Государств; навыками составления и оформления документов, связанных с применением международного права прав человека, включая жалобы в региональные суды по правам человека, в первую очередь в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, в другие международные контрольные органы (ПК-2); способностью к творческому развитию полученных знаний, которые будут сформированы после завершения изучения учебной дисциплины, в том числе способностью находить, анализировать и систематизировать источники, принципы и нормы международного права прав человека (ПК-9, ПК-11, ПК-12).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
4.1 Очная форма обучения
№ п/п |
Раздел учебной дисциплины |
Семестр
|
Неделя семестра |
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
Аудиторные занятия |
Лекции |
Семинары, практ. и др. занятия |
Самостоятельная работа |
|||||
1 |
Международное право прав человека: становление, основные концепции и принципы, защита прав человека в рамках ООН |
3 |
1 |
4 |
2 |
2 |
10 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
2 |
2 |
|
2 |
10 |
Письменная работа |
|
|
|
3 |
2 |
|
2 |
10 |
Письменная работа |
|
|
|
4 |
2 |
|
2 |
11 |
Коллоквиум |
2 |
Международное право прав человека: опыт Совета Европы, ОБСЕ, ЕС |
3 |
5 |
4 |
2 |
2 |
10 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
6 |
4 |
|
4 |
10 |
Коллоквиум |
3 |
Международное право прав человека: опыт Африканского Союза, ОАГ, ЛАГ, СНГ |
|
7 |
4 |
|
4 |
10 |
Письменная работа |
|
|
|
8 |
4 |
|
4 |
11 |
Коллоквиум, тестирование |
|
Итого |
|
|
26 |
4 |
22 |
82 |
108/зачет |
Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1. |
Понятие международного права прав человека |
Тема 1. Эволюция представлений о правах человека 1. История формирования международного права прав человека. 2. Основные теоретические концепции в международном праве прав человека: естественно-правовая, позитивистская, марксистская (социалистическая), теологическая. 3. Универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека и проблема его деполитизации. 4. Три поколения прав человека и современные тенденции развития международного права прав человека. Тема 2. Международно-правовая защита прав человека в рамках ООН: всеобщий Билль о правах 1.Всеобщая декларация прав человека 1948 г. 2.Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативные протоколы к нему 1966 г. и 1989 г.; 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. , Факультативный протокол к нему 2008 г. 4. Конвенция о запрещении пыток 1984 г., Факультативный протокол к ней 2002 г. 5.
Конвенция о ликвидации всех форм
расовой дискриминации 1965 г. Программа
действий по осуществлению Тема 3. Международно-правовая защита прав человека в рамках ООН: анализ международных договоров в отношении наиболее уязвимых категорий населения 1.Международно-правовая защита женщин. Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и Факультативный протокол к ней 1999 г. 2. Международно-правовая защита детей. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Факультативные протоколы к ней 2000 г. 3. Международно-правовая защита инвалидов. Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней 2006 г. 4. Международно-правовая защита меньшинств. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. Декларация ООН о правах коренных народов 2007г. Тема 4. Институциональная основа международной защиты прав человека в ООН 1. Полномочия и основные направления деятельности Экономического и Социального Совета. Процедура 1503 Комиссии по правам человека. 2. Совет по правам человека. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 от 3 апреля 2006 г. об учреждении Совета по правам человека. «Страновые» и тематические обзоры. 3. Полномочия и основные направления деятельности Верховного комиссара ООН по правам человека. 4. Полномочия и основные направления деятельности Верховного комиссара ООН по делам беженцев. |
2. |
Международное право прав человека: опыт ОБСЕ, Совета Европы и ЕС |
Тема 5. Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г. и их контрольные механизмы 1. Закрепление принципа уважения прав и свобод человека в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. 2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, классификация закрепленных прав, значение. 3. Контрольный механизм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Роль Европейского суда по правам человека, Комитета министров, Парламентской ассамблеи и Генерального секретаря Совета Европы в обеспечении соблюдения Конвенции. 4. Европейская социальная хартия 1961 г.: структура, классификация закрепленных прав, значение. Пересмотр Европейской социальной хартии в 1996 г. 5. Контрольный механизм Европейской социальной хартии: общая характеристика. Коллективные жалобы в Европейский комитет по социальным правам. Тема 6. Международно-правовая защита прав человека в Европейском Союзе 1. Принцип уважения прав человека и основных свобод и его отражение в учредительных договорах и прецедентном праве Суда Европейского Союза. 2. Декларации основных прав и свобод, принятые в рамках Европейского Союза (Декларация основных прав и свобод 1989 г. и Хартия Сообщества об основных социальных правах работников 1989 г.). 3. Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. и ее применение в прецедентном праве Суда Европейского Союза. 4. Правовой статус и основные направления деятельности Агентства Европейского Союза по основным правам. Тема 7. Сотрудничество Российской Федерации с европейскими организациями в сфере прав человека. 1.Участие Российской Федерации в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в сфере прав человека. 2. Практика Европейского суда по правам человека в отношении России. 3. Участие РФ в Европейской социальной хартии 1961 г. 4. Сотрудничество РФ с Комиссаром Совета Европы по правам человека, с Комиссией Совета Европы против расизма и нетерпимости и с Венецианской комиссией. 5. Взаимодействие РФ с Европейским Союзом. Соглашение между РФ и ЕС о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. |
3. |
Международное право прав человека: опыт Африканского Союза, ОАГ, ЛАГ, СНГ |
Тема 8. Африканская система защиты прав человека 1.Нормативная основа африканской системы защиты прав человека - Хартия Организации африканского единства 1963 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и Протокол к ней 1998 г. 2. Африканская комиссия по правам человека: правовой статус, структура, компетенция. 3. Африканский суд по правам человека: состав, структура, компетенция, юрисдикция, примеры решений. Тема 9. Межамериканская система защиты прав человека. 1.Нормативная основа межамериканской системы защиты прав человека - Устав Организации американских государств 1948 г. (в ред.1970 г.), Американская конвенция о правах человека 1969г. и Сан-Сальвадорский протокол к ней 1988 г. 2. Межамериканская комиссия по правам человека: правовой статус, структура, компетенция. 3. Межамериканский суд по правам человека: состав, структура, компетенция, юрисдикция, примеры решений. Тема 10. Арабская система защиты прав человека. 1.Нормативная основа арабской системы защиты прав человека - Пакт Лиги арабских государств 1945 г., Исламская декларация прав человека 1981 г., Каирская декларация о правах человека в исламе 1990 г., Арабская хартия прав человека 1994 г. (в ред. 2004 г.) 2.Арабская комиссия по правам человека: правовой статус, структура, компетенция. 3. Арабский суд по правам человека: состав, структура, компетенция, юрисдикция, примеры решений. Тема 11. Международная защита прав человека в рамках Содружества Независимых Государств 1.Нормативная основа международной системы защиты прав человек в рамках СНГ- Устав СНГ 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. 2. Комиссия по правам человека СНГ: правовой статус, структура, компетенция. 3. Экономический суд СНГ: предложения расширения его компетенции, высказываемые в научной литературе. 4. Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе 2001 г. Перспективы разработки Конвенции стран СНГ о правовой помощи и защите прав, основных свобод и законных интересов соотечественников за рубежом. |