Файл: Международное гуманитарное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2020

Просмотров: 278

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для магистров заочной формы обучения

Программа учебной дисциплины «Международное гуманитарное право» включает 4 раздела, объединяющих 8 логически связанных тем.


п/п

Раздел

учебной

дисциплины





Семестр


Неделя

семестра

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Формы

промежуточной

аттестации

(по семестрам)


Аудиторные занятия

Лекции

Семинары, практ. и др. занятия

Самостоятельная работа

1

Общие вопросы международного гуманитарного права

3

1

2

2


10

Самостоятельная работа

2




10

Самостоятельная работа

3




10

Письменная работа

Коллоквиум

2

Действие международного гуманитарного права по кругу лиц

3

4

4

2

2

12

Самостоятельная работа

5




14

Письменная работа

Коллоквиум

3

Методы и средства ведения войны

3

6

2


2

10

Самостоятельная /письменная работа

7

2


2

10

Самостоятельная/письменная работа

4

Применение международного гуманитарного права

3

8

2


2

15

Самостоятельная/письменная работа

9




15

Письменная работа

Коллоквиум


Итого



12

4

8

96

108/зачет


Содержание разделов учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Общие вопросы международного гуманитарного права

Лекция. Понятие, значение и сфера применения международного гуманитарного права

1. Философские основы международного гуманитарного права.

2. Возможность и эффективность правовой регламентации ведения войны.

3. Основополагающее отличие между jus in bello и jus ad bellum.

5. Международное гуманитарное право как отрасль современного международного права.

6. Этапы становления международного гуманитарного права.

7. Ситуации, к которым применяется международное гуманитарное право. Квалификация вооруженных конфликтов.

8. Действие международного гуманитарного права во времени и пространстве.

9. Соотношение и взаимодействие международного гуманитарного права и международного права прав человека.


Для самостоятельной работы

Тема 1. Понятие, история и сфера применения международного гуманитарного права

1. Понятие международного гуманитарного права (философская основа).

2. Место международного гуманитарного права в системе международного права.

3. Область применения ratione materiae, ratione personae, ratione temporis.

4. Связь и отличие jus ad bellum и jus in bello.

5. Этапы становления международного гуманитарного права.

Для самостоятельной работы

Тема 2. Источники и принципы международного гуманитарного права. Квалификация вооруженных конфликтов

1. Общая характеристика и классификация принципов международного гуманитарного права.

2. «Мини-конвенция»: общая статья 3 Женевских конвенций в 1949 г.

3. Классификация вооруженных конфликтов: международный вооруженный конфликт и вооруженный конфликт немеждународного характера.

4. Источники международного гуманитарного права, которые применяются в ситуации вооруженного конфликта.

5. Другие нормы международного права, которые применяются к ситуациям вооруженных конфликтов: международное право прав человека; международное право, регулирующее статус беженцев.

Для самостоятельной работы

Тема 3. Вооруженный конфликт немеждународного характера

  1. Сравнение правовых режимов международных и немеждународных вооруженных конфликтов.

  2. Принципы и нормы договорного международного гуманитарного права, которые применяются к немеждународным вооруженным конфликтам.

  3. Применение к немеждународным вооруженным конфликтам общих принципов ведения военных действий и обычного международного гуманитарного права.

  4. Применение к немеждународным вооруженным конфликтам норм, которые регулируют международные вооруженные конфликты, по аналогии.

  5. Виды немеждународных вооруженных конфликтов.

6. Субъекты права немеждународных вооруженных конфликтов.

2

Действие международного гуманитарного права по кругу лиц

Лекция

Тема 4. Принцип различия в международном гуманитарном праве: комбатанты, гражданские лица, другие категории лиц. Статус военнопленных.

  1. Принцип различия: юридический статус гражданских лиц и комбатантов.

2. Военнопленные: лица, имеющие право на статус.

3. Исключения из круга лиц, имеющих право на статус военнопленного: шпионы, диверсанты, наемники, террористы.

5. Обращение с военнопленными. Репатриация военнопленных.

6. Относительность различия в современных вооруженных конфликтах (партизанские войны; «этнические чистки»; коллапс государственной власти; «война с терроризмом»).

Практическое занятие

Тема 5. Правовая защита отдельных категорий лиц

  1. Юридическое содержание понятий «раненые», «больные», «лица, которые потерпели кораблекрушение», «медицинский персонал», «религиозный персонал».

  2. Обязательство государств уважать и защищать раненых, больных и лиц, которые потерпели кораблекрушение: сравнительная характеристика в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера.

  3. Защита медицинского и религиозного персонала, медицинских учреждений и передвижных медицинских единиц. Права и обязанности медицинского и религиозного персонала.

  4. Защитные эмблемы: виды, функции, правила использования.

  5. Погибшие и пропавшие без вести: обязанности государств; деятельность гуманитарных организаций.

  6. Защита гражданских лиц в вооруженных конфликтах. Особая защита женщин и детей. Права и обязанности оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению.

  7. Беженцы и перемещенные лица в международном гуманитарном праве. Конвенция о статусе беженцев 1951 года.

8. Особый статус журналистов. Отличие между журналистами и военными корреспондентами.

3

Методы и средства ведения войны

Для самостоятельной работы

Тема 6. Защита гражданского населения и гражданских объектов от последствий военных действий

  1. Принципы ведения военных действий: ограничение выбора средств и методов ведения войны.

  2. Запрещение нападений на гражданское население и гражданские объекты. Запрещение нападений в порядке репрессалий. Запрещение нападений неизбирательного характера.

  3. Объекты, которые находятся под особой защитой: культурные ценности; объекты, необходимые для выживания гражданского населения; объекты и сооружения, которые содержат опасные силы, природная среда.

  4. Меры пресечения при нападениях.




Практическое занятие

Тема 7. Запрещенные средства и методы ведения войны

1. Основные принципы выбора методов и средств ведения войны.

2. Виды вооружений, относительно которых действует абсолютное запрещение.

3. Виды вооружений, использование которых ограничивается.

4. Запрещенные методы ведения войны: запрещение отдавать приказ не оставлять никого в живых; вероломство; голод среди гражданского населения.

4

Применение международного гуманитарного права

Для самостоятельной работы

Тема 8. Проблемы имплементации международного гуманитарного права

  1. Проблемы имплементации норм международного гуманитарного права.

  2. Имплементация норм, которые регулируют вооруженные конфликты немеждународного характера.

3. Имплементация норм международного гуманитарного права и законодательство Российской Федерации

4. Деятельность МККК в условиях вооруженных конфликтов и в мирное время.

5. Правовая основа деятельности МККК. Значение международного гуманитарного права для деятельности МККК.

Практическое занятие

Тема 9. Международная ответственность за нарушение международного гуманитарного права

  1. Международно-правовая ответственность государств за нарушение норм международного гуманитарного права. Расследование нарушений.

  2. Взаимосвязь международного гуманитарного и международного уголовного права.

  3. Индивидуальная ответственность в международном гуманитарном праве.

Международные уголовные судебные учреждения.



5. Образовательные технологии для освоения учебной дисциплины


  1. Дистанционное проектирование.

  2. Интерактивные формы проведения занятий (творческие задания, ролевые игры, работа в малых группах, сократический диалог, использование видео- и аудиоматериалов, дебаты, тестирование и др.).

  3. Разрешение проблем (метод case study, «мозговой штурм» и др.).

  4. Использование общественных ресурсов: встречи с представителями Министерства иностранных дел РФ, Министерства обороны РФ, Вооруженных сил РФ, Региональной делегации Международного Комитета Красного Креста, сотрудничество с другими вузами, представителями международно-правовой науки и практикующими юристами, журналистами (лекции, мастер-классы, круглые столы).

  5. Внеаудиторная работа (конференции, конкурсы по международному гуманитарному праву (имени Ф. Мартенса, имени Ж. Пикте,) LiveWebSeminar, студенческий научный кружок кафедры международного права, межвузовский клуб юристов-международников, консультации, компьютерное тестирование).


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


К оценочным средствам относятся результаты подготовки рефератов, выполнения самостоятельных работ, участия в коллоквиумах и подготовки к экзаменационному зачету. Контроль знаний осуществляется по модульно-рейтинговой системе преподавания. Результаты деятельности студентов оцениваются по 100-бальной шкалой. Оценивание по формам контроля осуществляется следующим образом: текущий контроль на лекциях и семинарских занятиях – до 30 баллов, подготовка письменных работ и выполнение самостоятельных заданий – до 40 баллов, зачет – до 30 баллов. Студент, который по результатам текущего контроля и выполнения самостоятельных заданий получил менее 20 баллов, считается не выполнившим все виды работ, предусмотренных учебным планом за семестр для изучения учебной дисциплины, и не допускается к экзаменационному зачету.


Система оценивания


Форма контроля

Количество

баллов

Максимум

баллов

Текущий контроль (работа на семинарах, участие в коллоквиумах)

от 1 до 5 баллов

30 баллов

Письменные работы, самостоятельные задания

от 1 до 10 баллов

40 баллов

Ответ на экзамене (может быть в устной или письменной форме по усмотрению преподавателя)

от 0 до 30 баллов

30 баллов

Всего


100 баллов


Не зачтено

0-70 баллов

Зачтено

71-100 баллов



I. Темы эссе и рефератов1:

  1. Виды международных вооруженных конфликтов

  2. Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов немеждународного характера.

  3. Непосредственное участие в вооруженных конфликтах.

  4. Международно-правовая защита гражданского населения во время вооруженного конфликта.

  5. Особая защита женщин и детей в период вооруженных конфликтов: международно-правовая регламентация.

  6. Культурные ценности как объект защиты международного гуманитарного права.

  7. Природная среда как объект защиты межуднародного гуманитарного права.

  8. Запрещенные методы ведения войны: международно-правовая регламентация.

  9. Ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права.

  10. Международная правосубъектность МККК: аргументы «за» и «против».



II. Задания для самостоятельной работы:

К разделу I

1. Выберите любой вооруженный конфликт, который происходит в настоящее время, и подготовьте письменные ответы на следующие вопросы:

- когда начался конфликт и с какого момента применяются нормы МГП?

- его основные участники и их требования?

- какие правила jus ad bellum применяются к этой ситуации?

- какими были действия Совета Безопасности ООН в связи с конфликтом?

2. Рассмотрите развитие вооруженного конфликта между Российской Федерацией и Грузией в августе 2008 года. Квалифицируйте данный конфликт и определите источники правового регулирования.

3. После событий 11 сентября 2001 года (террористические нападения на территории США) высказывалось мнение относительно выделения и теоретического обоснования существования нового типа вооруженных конфликтов, в которых государства противостоят так называемым террористическим организациям. В письменном виде обоснуйте разные позиции по этому поводу. Как могут быть квалифицированные конфликты такого типа? Каким может быть юридическое содержание «войны с терроризмом»?

4. Подготовьте сравнительную таблицу различий в правовой регламентации вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера в современном международном гуманитарном праве.

5. Подготовьте таблицу о сходстве и различии международного гуманитарного права и международного права прав человека. Какие теории применения норм двух отраслей сушествуют в международном праве?

6. Найдите практику Европейского суда по правам человека о защите прав в период военных действий, представьте в письменной форме краткий обзор дел.

7. Найдите практику Межасериканской комиссии и суда по правам человека о защите прав в период военных действий, представьте в письменной форме краткий обзор дел.


К разделу II

  1. Охарактеризуйте проблему «частных военный компаний». Какие основные юридические проблемы возникают в связи с их использованием? Проанлизируйте проект Конвенции о частных военных компаниях.

2. Ознакомьтесь с вопросом содержания лиц на американской военной базе в Гуантанамо, используя статьи и материалы, приведенные в перечне дополнительной литературы, и подготовьте ответы на следующие вопросы:

каков статус задержанных лиц и удерживаемых на указанной базе?

- должны ли власти США допускать представителей МККК к этим задержанным лицам?

- какими именно нормами МГП и международного права в целом регулируется содержание и порядок допроса таких лиц?

3. Дополнительный протокол ІІІ (ДП ІІІ) к Женевским конвенциям о защите жертв войны, принятый 8 декабря 2005 г., ставит цель определить дополнительную защитную эмблему. На основе анализа текста ДП III подготовьте письменные ответы на следующие вопросы:

  • какие проблемы в регулировании использования эмблем до 2005 года повлекли необходимость принятия ДП ІІІ?

  • как определяется эмблема ДП III?

  • при каких условиях и как именно могут совмещаться эмблема ДП ІІІ и другие эмблемы?

  • когда и при каких условиях ДП ІІІ вступил в силу? Сколько государств является участниками ДП III? Ратифицировала ли Россия ДП ІІІ?


4. На основе анализа конвенций и решений международных судебных учреждений подготовьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:

  • в каких случаях территория считается оккупированной?

  • существует ли юридическая разница между «военной оккупацией» и «оккупацией»?

- когда и на каких основаниях прекращается ситуация оккупации?

6. Подготовьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:

  • в чем заключается принцип военной необходимости? Каковы пределы его применения?

  • какие зоны могут образовываться согласно международному гуманитарному праву для защиты гражданского населения?

- какие существует режимы защиты культурных ценностей?

- какие положения о защите природной среды содержит международное гуманитарное право?

К разделу III

1. 30 мая 2008 г. была принята Конвенция о кассетных боеприпасах. Базируясь на нормах международного гуманитарного права, в письменном виде обоснуйте целесообразность принятия этого договора. На каких принципах он построен? Какие его основные преимущества и недостатки? Приведите конкретные примеры применения кассетных вооружений в последние 10-15 лет и реакцию мирового сообщества на эти события.

2. Подготовьте в письменном виде ответы на следующие вопросы:

- как регулируется вопрос о применении мин, мин-ловушек и противопехотных мин в обычном и конвенционном международном гуманитарном праве?

- запрещено ли в соответствии с нормами международного гуманитарного права применение ядерного оружия?

- как соотносятся запрещение использования голода среди гражданского населения как метода ведения войны и правовой режим предоставления гуманитарной помощи в вооруженных конфликтах?

К разделу IV

1. Письменно дайте ответы на следующие вопросы:

- как соотносятся понятие «серьезные нарушения международного гуманитарного права» и «военные преступления»?

- распространяется ли понятие «серьезных нарушений» на вооруженные конфликты немеждународного характера?

- как преступления против человечности и преступление геноцида связаны с международным гуманитарным правом?

- в чем заключается роль ООН, МККК и неправительственных организаций в процессе имплементации норм международного гуманитарного права?

2. Ознакомьтесь с основными положениями решения Международного суда ООН по делу об ордере на арест от 11 апреля 2000 г. (Конго против Бельгии). Укажите факты, подтверждающие обращение Бельгии к концепции универсальной юрисдикции. Каким образом юрисдикционные иммунитеты должностных лиц влияют на возможность привлечь таких лиц к ответственности за совершение военных преступлений или серьезных нарушений международного гуманитарного права?

3. Ознакомьтесь с практикой Международного уголовного суда, какие дела, связанные с нарушением международного гуманитарного права, рассматривались в Международном уголовном суде?



III. Темы коллоквиумов:

  1. Соотношение и взаимодействие международного гуманитарного права и международного права прав человека

  2. Современное состояние международного гуманитарного права: новые вызовы и угрозы

  3. Правовой статус и деятельность Международного Комитета Красного Креста


IV. Контрольные вопросы к зачету:

  1. Философские основы международного гуманитарного права.

  2. Возможность и эффективность международно-правовой регламентации ведения войны

  3. Раличие между jus in bello и jus ad bellum.

  4. Понятие международного гуманитарного права.

  5. Место международного гуманитарного права в системе современного международного права.

  6. Этапы развития международного гуманитарного права.

  7. Развитие договорного международного гуманитарного права (1864-2010 гг.).

  8. Обычное международное гуманитарное право.

  9. Квалификация вооруженных конфликтов. Международные вооруженные конфликты: понятие, виды, правовое регулирование.

  10. Действие международного гуманитарного права по кругу лиц, во времени и в пространстве.

  11. Нормы международного гуманитарного права, которые касаются военной оккупации.

  12. Нейтралитет в случае вооруженного конфликта. Права и обязанности нейтральных держав.

  13. Начало войны и его правовые последствия.

  14. Система принципов международного гуманитарного права. Оговорка Мартенса.

  15. Понятие, признаки и отличия в правом статусе гражданских лиц и комбатантов.

  16. Категории лиц, которые являются комбатантами. Лица, которые не имеют право на статус комбатанта.

  17. Проблема определения статуса лиц в современных вооруженных конфликтах. «Незаконные (вражеские) комбатанты».

  18. Статус военнопленных и порядок обращения с ними. Передача информации о военнопленных. Контроль со стороны держав-покровительниц и МККК.

  19. Интернирование и репатриация военнопленных.

  20. Право раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, на получение помощи без дискриминации и обязанность оказывать такую помощь.

  21. Медицинский и духовный персонал. Защита медицинского имущества и объектов. Зоны, которые находятся под защитой согласно международному гуманитарному праву.

  22. Гуманитарные эмблемы: красный крест, красный полумесяц, красный кристалл.

  23. Лица, которые погибли или пропали без вести. Проблема насильсвенных исчезновений.

  24. Международно-правовая защита гражданских лиц.

  25. Особая защита отдельных категорий гражданских лиц: женщин, детей, журналистов.

  26. Беженцы и перемещенные лица в международном гуманитарном праве.

  27. Принцип различия между гражданскими и военными объектами. Захват гражданского населения и гражданских объектов для ведения военных действий.

  28. Принципы ведения военных действий: ограничение выбора средств и методов ведения войны.

  29. Запрещение нападений на гражданское население и гражданские объекты. Запрещение нападений в порядке репрессалий. Запрещение нападений неизбирательного характера.

  30. Объекты, которые находятся под особой защитой: культурные ценности; объекты, необходимые для выживания гражданского населения; объекты и сооружения, которые содержат опасные силы.

  31. Основные принципы выбора методов и средств ведения войны.

  32. Виды оружия, относительно которых действует абсолютный запрет на применение.

  33. Виды оружия, использование которых ограничивается.

  34. Запрещенные методы ведения войны: запрещение отдавать приказ никого не оставлять в живых; вероломство; голод среди гражданского населения.

  35. Сравнение правовых режимов международных и немеждународных вооруженных конфликтов.

  36. Применение к немеждународным вооруженным конфликтам общих принципов ведения военных действий, договорных норм и обычных норм международного гуманитарного права.

  37. Виды немеждународных вооруженных конфликтов. Субъекты немеждународных вооруженных конфликтов.

  38. Понятие имплементации международного гуманитарного права.

  39. Мероприятия по имплементации международного гуманитарного права в мирное время.

  40. Соблюдение международного гуманитарного права сторонами в конфликте. Участие третьих сторон в обеспечении соблюдения международного гуманитарного права.

  41. Международная ответственность государств за нарушение международного гуманитарного права.

  42. Уголовная ответственность индивидов за нарушение норм международного гуманитарного права: национальный и международный уровни.

  43. Имплементация международного гуманитарного права во время немеждународных вооруженных конфликтов.

  44. Правовой статус Международного Комитета Красного Креста. МККК в Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца.

  45. Правовая основа деятельности МККК. Деятельность МККК в условиях вооруженных конфликтов и в мирное время.