Файл: Документ Microsoft Word (4).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2020

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В январе 1932 г. было организовано собрание, на котором Гитлер изложил свою программу для промышленников. Весной 1932 г. состоялись выборы президента, которым стал Гинденбург, а правительство возглавил Папен. На выборах в рейхстаг в июле 1932 г. гитлеровцам досталось 13 млн. голосов, а в ноябре они потеряли 2 млн., а компартия получила 6 млн. Крупные монополисты в этой ситуации решаются призвать к власти Гитлера. В начале 1933 г. был осуществлен сговор при посредстве банкира Шредера между Гитлером и канцлером Папеном. Папен подал в отставку, а президент Гинденбург под напором военных и штатских высших лиц назначил Гитлера на пост рейхсканцлера 30 января 1933 г. Приход к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического парламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого народа, создание "нового порядка" — террористического антинародного режима.

Установлению фашистской диктатуры в наибольшей степени способствовали три обстоятельства : 1) монополистическая буржуазия видела в фашизме выход из политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим кризисом; 2) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру демагогические обещания; 3) рабочий класс оказался расколотым и потому ослабленным.

5. Политический и государственный строй гитлеровской Германии.

Придя к власти, фашисты начали с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Чрезвычайные декреты были изданы уже в первые месяцы гитлеровского правления. В феврале 1933 г. появился декрет "В защиту народа и государства", который отменял свободу личности, слова, печати, собраний; следующий декрет "В защиту германского народа" наделял неограниченными правами полицию. На выборы в рейхстаг фашисты получили 3 млрд.марок от банкиров, но, несмотря на это, коммунистам удалось получить дополнительные места. Это было поводом для репрессий против коммунистов: по закону от 23 марта 1933 г. депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы, в том же месяце компартия запрещена, а ее пресса закрыта. Предлогом для репрессий послужил поджог рейхстага 26 февраля 1933. Хотя состоявшийся позднее Лейпцигский процесс вынес оправдательный приговор, все равно травля коммунистов и демократов продолжалась. После этого наступление на другие партии, в том числе и буржуазные. Право на существование осталось только для национал-социалистов. Были распущены профсоюзы их средства конфискованы, взамен были созданы новые профсоюзы под контролем нацистов.

Вскоре нацистская партия, провозглашенная "носительницей идей германской государственности", становится частью государственного аппарата. Пребывание в рейхстаге или в правительстве связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получали правительственные функции и практически решали все существенные вопросы управления. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона. У партии было особое устройство. Члены партии подчинялись местным "фюрерам", которые назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС) и некоторые особые воинские части. Преступления членов партии рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы и по особому ритуалу (на тайных заседаниях). Особую роль играло гестапо - государственная тайная полиция. Ей были выделены огромные денежные средства и масса сотрудников, каждый из которых подвергался тщательной проверке.


Государственная власть была сосредоточена в правительстве, а правительственная власть - в особе фюрера. Закон от 24 марта 1933 г. "Об устранении бедственного положения народа и государства" предоставлял правительству законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета. Этот закон разрешал имперскому правительству, не испрашивая санкции парламента, издавать акты, которые уклоняются от Конституции 1919 г., формально продолжавшей действовать. В законе специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства. Непосредственное участие в подготовке всех имперских законов отныне принимала канцелярия национал-социалистской партии, подчиненная Гитлеру. Закон, принятый в августе 1934 г., ликвидировал должность президента республики (после смерти Гинденбурга), а его правомочия передавались фюреру, который оставался главой правительства. Фюрер ни перед кем не нес ответственности, занимал свой пост пожизненно и имел право назначать преемника.

Рейхстаг сохранялся для парадных демонстраций, а также для проведения народных опросов. Но считалось, что всякий, кто воспользуется правом тайного голосования - "враг народа". Деление государства на земли было ликвидировано в интересах централизации под предлогом "единства нации". Областями управляли чиновники из Берлина. Местное самоуправление было ликвидировано. Государственный аппарат в целом увеличился в 2 раза. Таким образом, от Веймарской конституции, формально не отмененной, не осталось и следа.

Для нацистского тоталитарного государства было характерно вмешательство в экономику. Законом от 27 февраля 1934 г. учреждались хозяйчтвенные палаты - общеимперская и провинциальная. У них имелись полномочия в деле регулирования экономической жизни и социальных отношений. Во главе находились банкиры и промышленники. Закон "Об органическом построении германской экономики" создавал 6 имперских хозяйственных групп, которым подчинялись отраслевые и территориальные. Во главе каждой структуры находились "фюреры". Результаты работы были следующими: увеличение рабочего дня, снижение зарплаты и увеличение прибылей концернов и банков, а также поглощение мелких предприятий крупными. Крестьяне не получили ни земли, ни отсрочки долгов, ни кредитов. Сельскому населению было запрещено переселяться в города. Закон от 20 марта 1934 г. "О порядке национального труда" объявлял предпринимателя высшей инстанцией для рабочих. В его компетенции были рабочий день, виды оплаты, штрафы и т.п., а также право немедленного увольнения без предупреждения. В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность: любого немца независимо от профессии могли послать на любую работу в любой район страны.


Во внешней политике фашистское государство взяло курса на агрессию. Обоснованием послужила теория жизненного пространства. Германия в одностороннем порядке аннулировала Версальский мирный договор, провела подготовку к войне, 1 сентября 1939 напала на Польшу и в 10 дней завоевала ее. Территория Польши должна была послужить - и действительно послужила - главным плацдармом для нападения на СССР. Затем Германия нанесла поражение Франции и ряду других стран Европы. В 1941 г. немецко-фашистские войска вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, в ходе которой агрессору было нанесено сокруши-тельное поражение. В 1945 г. Советский Союз и его союзники, прежде всего. США и Великобритания, завершили военный разгром фашистской Германии.

6. Послевоенное устройство Германии.

Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии, союзники - СССР, США. Великобритания, Франция - выработали согласованную политику в отношении Германии. Было решено, что войска стран-победительниц займут каждая одну из четырех оккупационных зон; 5 нюня 1945 г. было принято решение, что из четырех командующих образуют Союзный контрольный совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии.

Летом 1945 г. (17 июля - 2 августа) в Потсдаме состоялась конференция глав правительств: СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии временный оккупационный режим, для чего территория страны была разделена на четыре зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Было решено распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии; арестовать и предать суду военных преступников; уничтожить монополистические союзы капиталистов - опору фашистского режима; произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников, ликвидировать военно-промышленный потенциал. Восстанавливалось действие демократических институтов: местного самоуправления, свободы собраний, слова, печати (политика 4 де-: денацификация, демонополизация, демилитаризация, демократизация.

Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном контрольном совете, который управлял Германией до декабря 1946, когда было создано сначала сепаратное управление 2-мя западными зонами (американской и английской), а затем 3-мя. Логическое следствие - разделение Германии, приведшее к возникновению двух германских государств - одного на западе - будущая Федеративная Республика Германии и другого на востоке - будущая Германская Демократическая Республика.

7. Боннская конституция (1949).

В 1949 г. с разрешения западных оккупационных властей 3 западные зоны соединились в единое государство под названием Федеративная Республика Германии. Новое государство получило утвержденную оккупационными властями новую конституцию, названную Боннской. Она восстановила демократические институты власти и управления и была похожа на Веймарскую конституцию.


Новое германское государство было построено на началах федерализма: оно состояло из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. В каждой земле имелся свой ландтаг и свое правительство, которое назначало своих уполномоченных в верхнюю палату парламента – Союзный совет (бундесрат).

Нижняя палата (бундестаг) формировалась на демократической основе – путем избрания народом. Избирательная система соединяла мажоритарный и пропорциональный принципы голосования. Мажоритарный принцип предполагал относительное большинство голосов, поданных за того или иного кандидата. Пропорциональный принцип предполагал голосование по партийным спискам: в парламент проходило именно то число кандидатов, которое определялось числом голосов, поданных за данный список. Партия, набравшая менее 5% голосов лишалась представительства.

Главным законодательным органом являлся бундестаг, но его пол¬номочия в определенной мере ограничивались бундесратом. По определенным вопросам (изменение конституции, передел территории, компетенция земельных властей и финансы) у бундесрата было право абсолютного вето; для других случаев – отлагательное вето. Этот принцип служил основой реального федерализма.

Главой государства был Президент, избираемый на 5 лет. Президент предлагает на утверждение бундестага главу правительства (канцлера), которым считается лидер партии, победившей на выборах. У канцлера была реальная власть. Правительство контролировало законодательство, являясь его главным инициатором, и осуществляло всю исполнительную власть.

Важными функциями наделялся федеральный Конституционный суд. Он имел право толкования Конституции и проверкиа на законность принятых парламентом законов. Суд решал вопросы о пределах компетенции федерации в целом и каждой земли в отдельности, когда происходили споры между федерацией и землями. Судьи назначались пожизненно.

8. Восточная Германия.

Восточная Германия, занятая Советской Армией, по окончании войны первое время управлялась советской военной администрацией. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся на Востоке в результате слияния коммунистических и социал-демократических партийных организаций. В 1946 г. были организованы выборы в органы местного самоуправления и в земельные парламенты — ландтаги. СЕПГ получила более 50% голосов на общинных выборах и 47% на выборах в ландтаги.Далее последовали реформы социалистического характера при поддержке СССР: было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа и т.д., взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и социалистическое развитие промышленности.

В связи с этим западные зоны Германии поспешили самоопределиться. В ответ на это в марте 1948 г. в Восточной Германии был созван Народный Конгресс, который избрал Немецкий народный совет и поручил ему выработать Конституцию ГДР, о создании которой объявлено 7 октября 1948. Народный совет преобразовал себя во временную народную палату, а СССР передал правительству ГДР функции управления советской военной администрации. Первые выборы в законодательную палату прошли в 1949 г. Партии вышли на выборы с единой программой и единым списком кандидатов, причем квота на каждую партию была определена заранее. Таким далеко не лучшим образом начала свое существование восточно-германская коммунистическая демократия.


В 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР, а в 1968 г. новая конституция ГДР констатировала факт ликвидации всех форм эксплуатации и победу социалистических производственных отношений.

Между тем Западная Германия все более и более обгоняла Восточную по уровню промышленного развития, по уровню жизни, по демократическим завоеваниям народа. Естественно, что с переменами во внутренней и внешней политике СССР народ ГДР, особенно студенческая молодежь, поняли, что настало время для воссоединения. В 1989 г. произошла бескровная революция, которая в течение нескольких дней смела всю партийную и государственную номенклатуру. После этого начался процесс объединения Германии.

9.Объединение Германии.

Мирное объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым крупным шагом на этом пути стал Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной реформе. В результате марки ГДР были заменены Дойч-марками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. Условия денежной реформы стали сокрушительным ударом по и без того расшатанной экономике ГДР. В целях снижения накала оппозиционных настроений в ГДР были повышены размеры пенсий, частично погашен дефицит ее государственного бюджета, создан специальный фонд помощи экономики ГДР и пр.

Следующим важным шагом на пути достижения германского единства стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась "единая избирательная территория", на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ.

Уже 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа договор об объединении был подписан обеими сторонами. 13 сентября на одном из последних заседаний он был ратифицирован Народной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратом ФРГ. Согласно этому политическому договору 5 воссозданных восточногерманских земель с 3 октября 1990 г. должны были быть включены в состав ФРГ. В договоре были закреплены также признание земельной реформы, осуществленной еще в годы правления советской военной администрации, и предоставление жителям ГДР права пользоваться благами системы социального обеспечения ФРГ. При этом особо оговаривалось что вся собственность, конфискованная в период оккупации Советской Армии с мая 1945 г. по 1949 г., возврату не подлежит. Вместе с тем стороны соглашались с настоятельной необходимостью возвращения частной собственности прежним владельцам за счет "реорганизации общественного имущества". Остались, однако, нерешенными такие вопросы, как порядок оказания финансового и экономического содействия развитию новых земель. Вставали проблемы и с разгосударствлением "народных предприятий" ГДР, ибо не были выработаны соответствующие нормы, регулирующие деятельность ведомства по опеке над ними, о способах компенсации за национализированное в свое время имущество и пр.