Файл: Документ Microsoft Word (4).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2020

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ 21.

Основное содержание истории государства и права в новейшее время.
Эволюция государства и права в Германии в новейшее время

  1. Основное содержание истории государства и права в новейшее время.

  2. Ноябрьская революция в Германии.

  3. Веймарская конституция.

  4. Приход Гитлера к власти.

  5. Политический и государственный строй гитлеровской Германии.

  6. Послевоенное устройство Германии.

  7. Боннская конституция (1949).

  8. Восточная Германия.

  9. Объединение Германии.

1. Основное содержание истории государства и права в новейшее время.

XX век - начало эпохи Новейшего времени - стал поистине одним из наиболее противоречивых в истории человечества. Для большинства народов мира он явился переломной вехой в их развитии. Целые регионы были охвачены социальными и национально-освободительными революциями, в результате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственно-правового строя, в ряде стран возникла социалистическая государственность. Вместе с тем это был жестокий век, отмеченный многими гражданскими, локальными и двумя мировыми войнами. Между многими народами сохранялась отчужденность самого различного порядка (идеологического, религиозного, национального и т.д.), в значительной мере обусловленная неравномерностью их исторического и социально-экономического развития. Это особенно отчетливо проявилось во взаимоотношениях между странами социалистического и капиталистического лагеря. Создавались и частично сохраняются военные блоки, и ныне объективно дестабилизирующие международные отношения. Острые противоречия характеризуют взаимоотношения между странами экономически развитыми и бывшими колониальными и зависимыми, известными как страны "третьего мира".

И вместе с этим на региональном уровне началось сближение стран приблизительно одинакового экономико-политического уровня развития. Во второй половине XX в. институируются региональные сообщества государств, обладающие потенциалом дальнейшего объединения. Одним из наиболее ярких примеров интеграции на современном этапе является создание Европейского Союза.

Государство и право отдельных стран, оказывая на эти процессы существенное воздействие, в свою очередь, во многом под их влиянием претерпевали важные и вместе с тем далеко неоднозначные изменения. Государственно-правовая история многих стран была насыщена кризисами, "скачками" и "зигзагами".

Выделяют несколько основных направлений государственно-правового развития: эволюция государств "либеральной демократии", создание "социального государства"; временное установление авторитарных режимов, наиболее характерным из которых является фашистский ("национал-социалистский") режим в Германии; возникновение социалистической государственности, сущностно отличавшейся как от "либеральной демократии", так и от фашизма.


В конце XX в. стала очевидна неизбежность демократического пути государственно-правового развития во всемирном масштабе. Движение к демократии было настолько сильным, что его не останавливала даже ставшая к этому времени очевидной неспособность "либеральной демократии" исключительно в духе идей классического либерализма XIX в. решить многие социально-экономические и духовно-нравственные проблемы современности. В условиях значительного социального неравенства не преодолен в немалой степени формальный характер провозглашенных прав и свобод.

В конечном итоге многим странам удалось преодолеть чрезмерно элитарный характер "либеральной демократии": введено всеобщее, равное избирательное право: создано законодательство, защищающее некоторые трудовые и социальные права народа. Либерально-демократическое государство фактически все более утрачивает предназначенную ему роль "ночного сторожа", призванного охранять, но не вмешиваться в существующие экономические отношения. Ныне государство может, хотя и частично, вторгаться в отношения частной собственности, ограничивая их в пользу общенациональных интересов. Постепенно внедряются элементы общегосударственного планирования и регулирования рыночной экономики. Во многом в результате всего этого улучшилось материальное и правовое положение основных слоев населения.

В Новейшее время раскрылись подлинные реалии "либеральной демократии", ее позитивные и негативные стороны. Поэтому в современном движении к демократии крепнет убеждение в необходимости дифференцированного подхода к либерально-демократическим государственно-правовым институтам, недопустимости механического копирования иностранного опыта. Утверждается понимание необходимости глубокого и всестороннего осмысления и учета национальной истории, учета отечественных экономических и правовых установлений, отвечающих интересам народа. Подлинная демократизация государственного строя проявляется в конечном итоге в отношении к человеку, в обеспечении достойного качества жизни людей, в реальной защите их прав и свобод, т.е. во всем, что предполагает гармоничное развитие личности в условиях мира, безопасности и охраны природы.

Именно с этих позиций необходимо оценивать историю государственности XX в. Это позволит увидеть, что, имеющее потенциал позитивного развития, следует воспринять из прошлого, а что оставить ему навсегда. В этом состоит одна из основных задач Всеобщей истории государства и права.

Германия в новейшее время.

2. Ноябрьская революция в Германии.

К осени 1918 г. положение Германии на Западном фронте значительно ухудшилось. Поражение в первой мировой войне становилось все более очевидным. Ввиду назревающего кризиса в правительство были введены социал-демократы Шейдеман и Браун. Были проведены либеральные реформы: вводилась ответственность канцлера перед рейхстагом, ограничены права кайзера при назначении высшего командного состава армии, расширено избирательное право в Пруссии. Но поражение в войне и революция в России способствовали вызреванию революционной ситуации в Германии.


В начале ноября 1918 г. произошло восстание моряков в Киле, и к ним присоединились другие города. 9 ноября революционые события развернулись в Берлине: Шейдеман на демонстрации объявил Германию республикой, а кайзер Вильгельм бежал в Голландию. Власть оказалась в руках у социал-демократов, которые стремились избежать революции и постепенно с помощью реформ добиться социального государства всеобщего благополучия и социальной защищенности. Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так и заверением о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев (считая и крестьян, к революции не примкнувших), сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919 г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.). Проводимая социал-демократией политика подтолкнула старые буржуазные партии Германии к активизации деятельности. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т.п.

На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические (их было две) — 13,5 млн.

3. Веймарская конституция.

Учредительное собрание заседало в Веймаре. Временным президентом был избран Макс Эберт (с 1916 г. руководил партией социал-демократов в рейхстаге, а затем был назначен канцлером). Правительство было сформировано из коалиции трех партий: социал-демократической, демократической и Центра во главе с Шейдеманом. Правительство подписало Версальский мирный договор, подводивший итоги первой мировой войне, приняло бюджет и ввело в действие конституцию, разработанную и принятую Учредительным собранием (утверждена 31 июля: за - 262 голоса, против — 75).

По Конституции 1919 г. Германия – буржуазная парламентская республика с президентом во главе. Конституция вводила всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Партии шли на выборы со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов за тот или иной список.

Высшим законодательным органом был парламент, состоящий из двух палат. Рейхстаг считался нижней палатой и избирался раз в 4 года на основе всеобщего избирательного права. Верхняя палата – рейхсрат (имперский совет) - состояла из представителей земель в количестве соответствующем размеру земли (Пруссия имела 26 голосов, Бавария – 10 и т.д.). При несогласии палат решение должен был принимать президент, который либо присоединялся к рейхсрату, либо должен был провести народный референдум.


Земли (15 республик и 3 вольных города) пользовались автономией, у каждой имелась своя конституция, законодательный орган (ландтаг) и правительство. Все важные вопросы (внешние сношения, армия и флот, монета, таможня, связь, транспорт, гражданство и т.д.) находились в компетенции империи. Право империи имело решающий перевес над правом земель.

Президент избирался на 7 лет всеобщим голосованием. Он мог распустить рейхстаг и назначать новые выборы. Ему поручалось командование вооруженными силами и назначение на высшие должности в государстве. В любой момент президент мог ввести чрезвычайное положение, за которым следовала приостановка гражданских свобод, декретированных конституцией. В компетенции президента было назначение правительства, которое оставалось ответственным перед рейхстагом. Конституция подчеркивала особое положение главы правительства – канцлера, которому поручалось «формулирование основных принципов политики» правительства. Президент мог противопоставить свою власть рейхстагу при назначении на должность канцлера. Декретировав существование выборных органов власти, конституция постановляла, что «чиновники назначаются пожизненно», если служат безупречно.

Конституция провозглашала свободы слова, печати, ассоциаций и т.д., отделяла школу от церкви, хотя и заботилась о религиозном воспитании детей, гарантировала неприкосновенность частной собственности. Последняя объявлялась социальной обязанностью и потому должны была обеспечиваться должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение». Одна из статей (165) предписывала создание рабочих советов на предприятиях и в округах: «Рабочие и служащие, — говорилось в Конституции, — призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в общем хозяйственном развитии... организации предпринимателей и рабочих и их соглашения пользуются признанием (закона)». Особое значение – тому, что каждый раз при внесении законопроектов хозяйственного и социального значения в рейхстаг, правительство должно было представлять их на заключение имперского экономического совета. Рабочим и экономическим советам в некоторых отраслях предоставлялись контрольные и административные полномочия.

Таким ообразом, Ноябрьская революция, как и Веймарская конституция носили буржуазно-демократический характер. Но были и социалистические элементы: право на труд и охрану труда, 8-часовой рабочий день, право на заключение коллективных договоров с предпринимателями, введение пособий по безработице, законодательное признание женского избирательного права.


4. Приход Гитлера к власти.

История Веймарской республики была наполнена борьбой финансово-промышленных корпораций с организованным рабочим классом. В 1923 г. в Германии вновь возникла революционная ситуация, были созданы рабочие правительства в Саксонии и Тюрингии, произошло восстание в Гамбурге. После временной стабилизации в 1929 г. разразился мировой экономический кризис. В Германии он имел очень тяжелые последствия: промышленное производство сократилось почти вдвое, в стране было 9 млн. безработных, произошло резкое падение уровня жизни населения, что вызвало резкое обострение социальных проблем. В этих условиях правительство пошло по пути издания чрезвычайных декретов, еще больше обостривших ситуацию. Произошло резкое снижение зарплаты и пособий, что вызвало небывалый подъем стачечного движения (в 1931 г. в Германии произошло около 500 стачек).

В этих условиях быстро росла популярность двух партий - коммунистической партии и Национал-социалистской немецкой рабочей партии. Обе партии выступали с позиций неприятия Веймарской демократической республики. Для одних она была преградой социалистической революции, для других — помехой к установлению нацистской тоталитарной диктатуры. Но крупная буржуазия и значительная часть немцев возлагали надежды на национал-социалистов - фашистскую партию Гитлера. Эта партия возникла в 1919 г. и за 10 лет приобрела множество сторонников. Ее программа была рассчитана на недовольных, которым обещали решение всех проблем: рабочим - ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, мелким лавочникам – ликвидацию крупных торговцев и т.д. Программа возвещала создание «нового немецкого рейха», искоренение марксизма и коммунизма, истребление евреев и т.п.

Компартия предприняла попытку союза с социал-демократами, но те заявили, что не окажут сопротивления Гитлеру, если он придет к власти легальным путем. К тому же негативную позицию по отношению к союзу с социал-демократами занимал Сталин и руководимый им Коминтерн. Отсутствие согласия левых сил имело роковые последствия. Уже в 1930 г. в рейхстаг было избрано 107 фашистов во главе с Герингом. А в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получает больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.

Демократический фасад Веймарской республики не опирался на прочный фундамент демократических государственных институтов не только в силу сохранения старого государственного аппарата, но и изъянов самого конституционного порядка, придуманного в Веймаре без глубокого учета обстановки в стране. Так, широкие демократические права и свободы, в частности свобода печати, при отсутствии цензурных ограничений способствовали беспрецедентному росту шовинистической, милитаристской пропаганды. Отсутствие конституционного запрета на деятельность партий, сеющих рознь среди немецкого народа, разжигавших национальную вражду, антисемитизм, создавало условия не только для роста нацистских организаций, но и для легального вхождения НСНРП в веймарскую общественно-политическую и государственную систему. Дисбаланс веймарской государственной машины вел к ее полному разрушению, гибели что и произошло в результате установления фашистской диктатуры в Германии в 1933 г.