Файл: Конституционно-правовой статус РФ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2020

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:Конституционно-правовой статус РФ

Элементами конституционно-правового статуса являются:

1. государственный суверенитет

2. территориальное верховенство, ст. 67 (ч.I)

Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее КРФ и законы имеют верховенство на всей ее территории.

РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, режим государственной границы устанавливается законом РФ от 1 апреля 1993 г. "О государственных границах РФ".

3. Единое федеральное гражданство. Каждая республика имеет свое гр-во. Гражданин республики явл. гр-ном РФ. Утрата федер. гр-ва влечет утрату гр-ва республики в составе РФ.

4. Наличие общих для всех тер-рий органов гос. власти (ФС, Президент, Правительство, Констит. Суд, Верх. Суд, Высш. Арб. СУд).

5. Единая федеральная система права, которая включает:

КРФ, ФКЗ, ФЗ, законы субъектов, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

К системе права РФ относятся некоторые законодательные акты бывшего СССР, если они не противоречат действующему федеральному законодательству.

6. Наличие федеральной собственности. Объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности, являются объекты, необходимые для обеспечения функционирования федер. органов власти, объекты оборонного пр-ва, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хоз-ва, объекты, составл. основу нац. богатства (заповедники, курорты), гос. казна, музеи, объекты историко-культурного наследия.

7. Единая денежно-кредитная система, ст. 75 ч. 1.

8. Наличие единых вооруженных сил.

9. Гос. язык, ст. 68 (ч. 1) (Язык межнац. общения).

В соответствии с з-ном РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 года признаются равные права народов России, на сохранение, развитие и поддержку гос-вом этих языков.

10. Право международных отношений.

РФ представляет и защищает как интересы федерации в целом, так и интересы каждого субъекта. РФ заключает международные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций. РФ обладает исключ. правом объявлять войну и заключать мир.

11. Наличие гос. символов, гос. флага, гос. герба и гос. гимна.

"Положение о гос. флаге РФ" от 11 декабря 1993 года.

"Положение о гербе" от 30 ноября 1993 года.

"Положение о гос. гимне РФ" от 11 декабря 1993 года.

12. РФ имеет свою столицу. В соответствии со ст. 70 КРФ столицей России является г. Москва. Статус столицы устанавливается з-ном РФ от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы РФ". КРФ закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно РФ.


Соотношение статуса РФ субъектов РФ:

Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство.

Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный).

Территориальный принцип — субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип — предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.

Субъекты РФ отвечают следующим критериям:

не обладают суверенитетом;

не имеют права на отделение или сецессию;

граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ;

закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ (могут иметь свою Конституцию, но не противоречащую Конституцию РФ);

перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

ранее главами субъектов можно было именовать себя президентами, но в связи с изменениями, внесенными в ст. 18 федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" они должны переименовать себя до 1 января 2015 года, путем внесения соответствующих изменений в уставы или конституции.