ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2020
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
Тема № 7 Культурно-бытовые особенности народов мира |
ТЕМА № 7
КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДОВ МИРА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Хозяйственно-культурная классификация этносов
Современная этническая картина мира представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Это обстоятельство послужило основанием для классификации народов мира, получившей название хозяйственно-культурной классификации.
Хозяйственно-культурная классификация базируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами культурных и исторических отношений между народами. Методологической основой такой типологизации является выделение хозяйственно-культурных типов.
Авторы хозяйственно-культурной классификации рассматривали факты одинаковых способов хозяйственной деятельности и типологически близких явлений культуры в сходных условиях географической среды как одинаковый ответ этнических групп на эти условия. Такой ответ они и назвали хозяйственно-культурным типом (ХКТ). В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды.
Основы хозяйственно-культурной классификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, как этнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Еще в античности предпринимались попытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксировал все более высокую производительность труда:
1) тип с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства;
2) тип мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского животноводства;
3) тип плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных.
Сама концепция ХКТ была разработана в нашей стране и используется сейчас для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа - характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но нерешающее значение. Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не идет дальше средних веков.
В первобытнообщинной эпохе выделяется группа присваивающих хозяйственно-культурных типов - это бродячие охотники и собиратели: специализированная охота и собирательство в умеренном поясе; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя; охота на оленя; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, в которых постепенно ведущее место занимают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.
Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества, но даже при этом она имеет границы применения. Так, многие этносы окажутся расчлененными: например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.
Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагает дополнить хозяйственные критерии классификации определенными культурными критериями.
В развитие этих идей была положена концепция историко-географических (или историко-культурных) областей, под которыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые, или этнографические особенности. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.
С позиций такого методологического подхода выделяются историко-этнографические области разного уровня - историко-этнографические провинции, области, подобласти и местные историко-этнографические районы. Так, например, в пределах бывшего СССР существовали четыре крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, Сибирь. Обычно каждая крупная историко-этнографическая провинция имеет более мелкие области. В Сибири, например, выделяются такие области, как ямало-таймырская, западносибирская, восточносибирская, камчатско-чукотская, амуро-сахалинская. Структура историко-этнографических областей используется обычно для выделения групп народов при их описании: народы Поволжья и Прикамья, народы Кавказа, народы Сибири и Дальнего Востока и т.д.
Рис. 15 Традиционная одежда народов крайнего севера
Использование хозяйственно-культурной классификации народов оправдано в этнологии при изучении культуры и быта на синхронном уровне и редко применяется в исследованиях по этногенезу. В процессе использования такой классификации неизбежны случаи объединения в одну группу народов заведомо разного происхождения. Правда, на заключительных этапах этногенетического исследования хозяйственно-культурная классификация приобретает один из аспектов исторической и географической дифференциации человечества.
В дополнение к рассмотренным классификациям можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общностей помимо уже рассмотренных ранее: по типу культуры; по форме семьи; вид орудий труда и оружия; форме жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем этнологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотрении общей этнической картины мира. Каждый отдельный вид классификации не в состоянии отразить все этническое многообразие мира и поэтому все они должны использоваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.
Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области
В первобытно-общинной эпохе выделяется группа присваивающих хозяйственно-культурных типов — бродячие охотники и собиратели; специализированная охота и собирательство в тропиках; охота, рыболовство и собирательство умеренного пояса; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя; оленья охота; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Рис. 15. Типи – традиционное жилище
кочевых индейцев Северной Америки.
Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, в которых ведущее место постепенно занимают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает: пастушеское скотоводство; кочевое скотоводство; плужное земледелие.
Эта классификация, пригодная для ранних этапов развития общества, имеет границы применения. Так, ее использование приводит к тому, что многие этносы могут быть представлены расчлененными; например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.
Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является ее опора на исключительную зависимость хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагает дополнить хозяйственные критерии классификации определенными культурными критериями.
В развитие этих идей была разработана концепция историко-этнографических (или историко-культурных) областей — частей ойкумены, у населения которых силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые, или этнографические, особенности. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.
С позиций такого методологического подхода выделяются историко-этнографические области разного уровня — историко-этнографические провинции, области, подобласти и местные историко-этнографические районы.
Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов. Культурное многообразие и этническая карта России формировалась многие столетия под влиянием различных факторов, таких как, окружающая среда, хозяйственная деятельность, миграция, завоевание, колонизация, государственная политика, миссионерство, религия и др.
Понятие хозяйственно-культурных типов обозначает типы культуры, сложившиеся вследствие сходных природных условий обитания и общих видов традиционной хозяйственной деятельности. Совместное действие зональных природных условий и исторически меняющихся видов хозяйства выражалось в выработке сходных культурных признаков. Хозяйственно-культурный тип характеризует в основном этносы, находящиеся на доиндустриальной стадии развития; для этносов, вступивших в индустриальную стадию, понятие ХКТ становится трудноприменяемым. Понятие историко-культурных областей обозначает территории, живущие в пределах которых этносы, вследствие общих природных условий, исторических судеб и тесных культурных связей, обретают общие черты традиций культуры. Сложившаяся историко-культурная область более устойчива, чем культурно-хозяйственный тип; они обычно сохраняются и при переходе в промышленную стадию развития, что позволяет чаше использовать это понятие для характеристики современной этнографической ситуации.
Географическое распределение ХКТ определяется преимущественно природными условиями и имеет зональный характер. Основными природными зонами на территории Российской Федерации являются: зона арктических пустынь, тундра, леса, степи, пустыни умеренного пояса с расположенными между ними подзонами лесотундры, лесостепи и полупустыни, а также соответственно изменяющихся в расположенных на этих территориях горных областях. Кроме зоны арктических пустынь и во многом сходных с ней высокогорных районов, остальные зоны в той или иной степени заселены этническими коллективами, которые применительно к специфическим условиям вырабатывали соответствующие способы жизнедеятельности.
Кроме того, ХКТ определяется стадиальным уровнем развития материального производства. На ранних этапах развитие жизнеобеспечения человека основывалось на присваивающих типах хозяйства - охоте, собирательстве и рыболовстве. В дальнейшем был произведен переход к производящим видам хозяйства - земледелию и скотоводству. Но этот переход из-за различных природных и других условий был сделан не всюду, и в ряде регионов сохранились в качестве основных присваивающие виды хозяйства. Часто из-за неравномерности развития регионов производящие виды хозяйства, распространившиеся в одном регионе, воспринимались затем жителями других регионов в виде иноэтнического влияния благодаря миграции и хозяйственно-культурным связям.
Действие этих разнообразных причин выражается в сложении устойчивых форм хозяйственной деятельности и связанных с ними форм материальной, социально-нормативной и духовной культуры.
Зона тундры.
Протянулась от Кольского полуострова до Чукотки. Для тундры характерна продолжительная зима и прохладное лето. Земля оттаивает на глубину 1,5 метра, ниже залегает слой вечной мерзлоты.
Основным средством жизнеобеспечения для жителей тундры стал олень. Соответственно в зоне тундры получило распространение охота и оленеводство. По побережью Чукотского и Берингова морей сформирована ХКТ арктических охотников на морского зверя - моржей, тюленей и китов, ныне представленные у чукчей, коряков и у эскимосов (рис. 16).
Зона лесов.
Занимает в Европейской части более половины, а в Сибири более двух третей ее территории. Зона лесов делится на подзоны хвойных и лиственных лесов. Древнейший тип жизнеобеспечения обитателей лесной зоны - охота, рыбная ловля и собирательство орехов, меда, ягод и др. Основным объектом охоты таежной зоны был крупный лесной зверь - дикий олень, лось, горный баран, а также боровая дичь.
Охотниками лесной зоны были ханты, манси, эвены и др.
Рыболовство было развито у народа Приморья - негидальцы, нанайцы, орочи, ороки, ительмены. Был распространен сезонный лов лососевых. Земледелие в лесной зоне было пашенным, основанных на зерновых и технических огородных культурах.
Зона степей.
Занимали южные ареалы страны. Характеризуются сухим климатом, способствующим образованию плодородного слоя почвы - чернозема.
Соответственно в зоне степей получило распространение земледелие. Основная сельскохозяйственная культура - пшеница.
Также было распространено кочевое скотоводство среди таких народов, как калмыки, башкиры, алтайцы, буряты. Разводили лошадей, крупнорогатый и мелкорогатый скот, в прикаспийских районах - верблюдов.
Рис. 16. Охота на моржей
Зона гор.
Представлена в России склонами Кавказа. На хозяйственной деятельности отражается вертикальная зональность ландшафта. Здесь получило развитие земледельческо-скотоводческий комплекс. Разводили в основном овец и лошадей. Роль земледелия с высотой уменьшается.
Распределение ХКТ, напрямую зависит от природных условий той местности, в которой развивался этнос. При всем желании в зоне тундры не вырастить хорошего урожая пшеницы, а северный олень не будет жить в степной зоне.
Расселение человека по Земле завершилось в конце верхнего палеолита в том смысле, что к этому времени древние люди проникли во все районы современной ойкумены. Побудительной причиной передвижения палеолитических людей на новые неизведанные земли явился рост их численности и поиски средств существования - охотничьей добычи, съедобных кореньев, ягод, насекомых и других объектов собирательства.
Источники: «Этнология». Садохин А. П.;
«Социальная и этническая экология: региональный компонент».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цели занятия:
-
Закрепить теоретические знания.
-
Рассмотреть особенности хозяйственно-культурной классификации этносов.
-
Рассмотреть географию распространения этнических общностей по хозяйственно-культурному признаку.
-
Рассмотреть хозяйственно-культурные типы этнических общностей на территории России.
Вопросы для собеседования:
-
Дайте определение хозяйственно-культурной общности.
-
Объясните, почему в современном мире границы между хозяственно-культурными регионами становятся все менее четкими?
-
Приведите примеры исчезающих хозяйственно-культурных типов.
-
Какие особенности положены в основе выделения хозяйственно-культурных типов (регионов).
Задание 1.
Используя данные теоретической части занятия на контурной карте нанесите ареалы распространения хозяйственно-культурных типов.
Дополнительное задание:
Подготовить доклады по характеристике межнациональных конфликтов:
- сепаратистское движение в Северной Ирландии;
- арабо-израильский конфликт;
- Кипрский конфликт;
- Конфликт на острове Шри-Ланка;
- Сепаратистское движение сикхов в Пенджабе;
- чеченский конфликт;
- конфликт между Ингушетией и Северной Осетией.
Обозначить стороны конфликта, причины конфликта, историю развития и современное состояние.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
-
Ботякова О. А. Атлас народов России для школьника – Спб., Издательский дом «Нева», М.: «Олма-пресс», 2000. – 184 с.
-
Максаковский В. П.Географическая картина мира: В 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика мира. - М.: Дрофа, 2003. - 496 с.: ил., карт.
-
Народы мира. Историко-этнографический справочник / под ред. Бромлея Ю. М.: Советская энциклопедия, 1988 - 625 с.
-
Народы России: энциклопедия/ под ред. В. А. Тишкова – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 – 479 с.
-
Садохин А. П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – 256 с.
-
Социальная и этническая экология: региональный компонент: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений, учителей школ/Ф. Н. Рянский, ред. – составитель. Нижневартовск – Тюмень: Изд-во ФГУ ИПП «Тюмень», - 2003. – 640 с.