ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2020
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
Вариант 3.
Обязательная часть
1.(1 балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.
бралА , начАтый , бантЫ , донельзЯ
2. (1 балл). Запишите, вставьте пропущенные буквы ы – и после ц в словах:
Крепкие мышц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон.
3. (1 балл) Запишите, вставьте нужное окончание в имена существительные:
Приказ о наступлени…, петь в консерватори…, узнать о зачислени…
4. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.
Пр…добрый человек ,пр…гадкий мальчуган, пр…ободрить товарища, пр…хорошенькая девица, пр…подавать урок, пр…бытие поезда.
с приставкой при- |
с приставкой пре- |
5. (1 балл). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие – с двумя нн. Запишите их в две колонки:
Пчели…ый, кожа…ый, нефтя…ой, це..ая, безвреме..ая, стари..ый.
с н |
с нн |
6. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Напишите правильно.
Несколько дворян, пара сапог, шесть апельсин, много басней.
7. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.
Умное шимпанзе, узкое авеню, вкусный кольраби, молотый кофе.
8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь?
Легко дышит...ся. Ему трудно извинит…ся. Всё сбудет…ся.
9. (1 балл) Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.
1) к..рикатура, погл..щать, вопл..тить, тр..нслировать;
2) благосл..влять, спарт..киада, об..гащать, р..сток;
3) декл..рация, предпол..гать, п..норама, огл..шать;
4) уд..литься, об..няние, выр..щенный, спл..титься.
10. (1 балл) Выпишите предложения, в которых вместо пропущенной должна стоять буква Е.
Вдруг как выпрыгн…т!
Не уме…шь дружить – один остан…шься.
От искры бор разгора…тся.
С кем хлеб-соль вод…шь?
11. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
- Грибоедов создал (не)традиционную для своего времени комедию.
- Девушка выглядела очень (не)весёлой.
- (Не)хотя мы поели и вышли на улицу.
- И, головы седой (не)поднимая, опять сидела тихо у огня.
12. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить запятую перед союзом и.
1)Туман редел и становилось темнее.
2)На море не видно ни одного огонька и не слышно ни одного всплеска
3)Жара и усталость взяли свое,
13. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1.Вскоре стланик и ольха сменились берёзой и лиственницей
2.Дом старосты не отличался ни величиной ни добротностью ни пышностью отделки.
3. Человек хочет не только понимать законы природы но и использовать природные силы в своих целях.
14. (1 балл). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, исправив ошибку.
1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.
2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.
15. (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения , запишите.
Обнаружив в кометах органические вещества,
1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.
2) это даёт основания для важных выводов.
3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.
16. (1 балл) В каком предложении вместо слова ОБОРОТНЫЙ нужно употребить слово ОБОРОТИСТЫЙ?
Выпишите это предложение, заменив в нем слово.
1) На ОБОРОТНОЙ стороне листа был написан телефон.
2) Фабрика не может класть на депозит ОБОРОТНЫЕ средства.
3) К тому времени Порфирий скопил немалый ОБОРОТНЫЙ капиталец.
4) Попандопуло был ОБОРОТНЫМ дельцом с сомнительной репутацией.
17. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение , где нужно поставить одну запятую.
1) Море пенилось и бушевало и грозило всякими бедами отважному судёнышку.
2) Море и ветер внезапно утихли.
3) Моряки как на кораблике так и в лодке почувствовали себя лучше но ещё долго не верили в своё спасение.
18. (1 балл) Укажите правильное объяснение постановки запятой перед и в предложении:
В горах ударил гром (?) и хлынули потоки воды.
1.Простое предложение, перед союзом И запятая нужна.
2.ССП, перед союзом И запятая не нужна.
3.Простое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Прочитайте ниже приведенный текст и выполните задания 19–21
(1)... (2)Одним из главных обсуждавшихся там вопросов было ограничение морских вооружений. (З)Это произошло впервые в истории мировой политики. (4)Конференция установила предельное водоизмещение линейных кораблей, максимальный калибр их артиллерии, а также утвердила суммарное водоизмещение для флота каждой страны-
участницы. (5)Поскольку некоторые из стран уже заложили новые линейные корабли, которые, будучи достроенными, намного превысили бы лимит водоизмещения, было решено использовать эти корпуса для новой конструкции авианосцев, чья верхняя палуба представляет собой площадку для взлёта и посадки самолётов. (6)... появился ещё один класс кораблей, которым суждено было в будущем стать основной ударной
силой военных флотов, сменив в этом качестве линкоры.
19. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
После Вашингтонской конференции та роль, которая раньше отводилась морским флотам, всё чаще стала связываться с флотами авиационными.
В 1921 году в Вашингтоне состоялась международная конференция, на которую были приглашены представители всех стран-победительниц в Первой мировой войне.
Флот, созданный для утверждения могущества Германии, на деле стал фактором её поражения.
«Золотой век» линейных кораблей (броненосцев) остался в прошлом, но ещё почти два десятилетия они продолжали оставаться самыми сложными боевыми машинами, созданными человеком.
20 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Однако, Наоборот, Впрочем, Так.
21. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
ограничение было (предложение 2)
это произошло (предложение 3)
заложили корабли (предложение 5)
намного превысили (предложение 5)
Дополнительная часть
22. (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет
23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Берестяные грамоты Новгорода — бесценное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная история русской книги.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия, о котором говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
24. (3балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Запишите предложение и расставьте отсутствующие знаки препинания.
Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
Я думал о людях, чья жизнь была связана с этой историей, и мне захотелось узнать, что с ними стало.
25. (3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Запишите предложения, раскрывая скобки.
1) Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.
2) Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.
3)Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО ЖЕ время не понимал, ОТЧЕГО дом стал таким пустынным.
4)Великий шёлковый путь начинался в Китае, ЗАТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а ОТТУДА в Европу.
26. (3 балла) Из приведенных в скобках слов выберите нужные:
Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).
Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, погоны, уборка квартиры).
Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль).
27. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.
нетерпимый - нетерпеливый, заразный - заразительный,
28. (3 балла) Прочитайте текст.
Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске, купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили. Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.
Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте и выпишите его.
В северных городах церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске.
Купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили.
Церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.
Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.
Помимо изменения климата, опасность для человечества представляет наблюдаемое сегодня исчезновение многочисленных видов растений и животных. Биологическое разнообразие планеты — это результат миллионов лет эволюции. Человек, несмотря на высокую ступень его развития, продолжает оставаться зависимым от окружающей среды и процессов, происходящих в
дикой природе, и снижение биологического разнообразия не может не повлиять на человека прямо или косвенно.