ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 4230
Скачиваний: 25
Т а б л и ц а 20.1
. Результаты вычисления КВ по результатам
экспертного опроса
№
вопроса
О)
1
2
3
4
PjJ=lA
PNj,
Ответы
(в баллах)
Xf ,j=
1,4
1
1
3,1
3,8
4,8
3,1+3,8+4,8=11,7
0,39
1,5
2
1,9
1
3,6
3,9
1,9+3,6+3,9=9,4
0,31
3,5
3
1,2
1,4
1
4,2
1,2 + 1,4+4,2=6,8
0,23
2
4
0,2
1,1
0,8
1
0,2 + 1,1+0,8=2,1
0,07
3,6
Т а б л и ц а 20.2
№
вопроса
(У)
£ / ; , ; = і,4
ѵ-Ш
ѵЩ)
* W )
»Щ )
ѴІЩ)
1
2
0,08
0,34
1
0,34
0,08
2
2,8
0,07
0,17
0,54
0,95
0,33
3
0,8
0,63
0,96
0,44
0,2
0,11
4
3,6
0,48
0,56
0,7
0,92
0,96
Результаты вычисления КВ каждого из вопросов, определяе
мые группой из пяти экспертов, и ответы служащего представле
ны в табл. 20.1.
Далее по формулам (20.5) и (20.6) вычисляются значения
U*,
j =
1,4 и |і /
(Uj), j
= 1,5. Результаты вычислений представлены в
табл. 20.2.
По выражению (20.7) вычисляется показатель уровня защищен-
*
L п
■
ности по формуле H s^*) = ѵ л |і/. В результате вычисления по-
/ =
1
7
=
1
лучим, что
= |х3 (т.е.
і
= 3), поэтому для принятия решения об
уровне защищенности следует выбрать название терма
Тг.
Следо
вательно, для данного примера уровень защищенности определя
ется как средний.
Рассмотрим подробнее методы проведения экспертного опроса.
2 0 .2 . Методы проведения экспертного опроса
Методы опроса делятся на две группы [2]:
• очные (личные) и заочные;
• индивидуальные и групповые (коллективные).
Личный опрос —
это процедура, в процессе которой исследо
ватель осуществляет очный контакт с экспертом. Недостатком оч
ного опроса являются большие затраты труда и времени со сторо
ны как исследователя, так и экспертов. Необходимость длитель
ного участия в экспертизе обычно вызывает недовольство со сто
роны экспертов. Кроме того, при очном опросе могут возникать
нежелательные искажения информации вследствие психологиче
ского воздействия исследователя на эксперта.
Заочный опрос
осуществляется путем пересылки анкеты экс
перту по почте, его преимущества — простота и дешевизна. Одна
ко надежность полученных данных может быть ниже, чем при
очном опросе, поскольку некоторые вопросы эксперт может не
правильно истолковать, а на некоторые вообще не дать ответа.
Рассмотрим вторую группу методов проведения опроса более
подробно.
Индивидуальные методы опроса. Сравнительно простым ме
тодом проведения индивидуального экспертного опроса является
способ типа «интервью». Название метода говорит само за себя:
свои суждения эксперт высказывает в беседе с человеком, осуще
ствляющим опрос (прогнозистом), отвечая на поставленные пе
ред ним вопросы. Эксперт в данном случае не имеет времени для
предварительного анализа вопросов, поэтому прогнозист при про
ведении интервью должен тщательно продумывать формулиров
ки и смысловое содержание вопросов. Необходимо учитывать тот
факт, что наш язык является полиморфным, и в силу этого воп
росы нужно формулировать так, чтобы всеми экспертами они
понимались однозначно. Результаты интервью во многом зависят
от специальной подготовленности прогнозиста и от его умения
вести свободную беседу, удерживая инициативу в своих руках.
Вторым способом проведения индивидуального экспертного
опроса является «аналитический» способ. Сюда относятся до
кладная записка и морфологический анализ. Аналитический спо
соб предполагает длительную работу эксперта по анализу постав
ленных перед ним вопросов. Термин «морфологический анализ»
был впервые введен американским астрофизиком Ф.Цвики, ко
торый занимался техническим прогнозированием в области реак
тивных двигателей. При использовании этого метода объект про
гнозирования рассматривается прежде всего с точки зрения его
структуры, а не с точки зрения выполняемых им функций.
В основе морфологического метода лежит заранее разработан
ная схема рассмотрения объектов прогнозирования, предназна
ченная для выявления возможных вариантов решений некоторой
многоаспектной проблемы. При этом выделяются различные типы
характеристик анализируемых объектов, их различные свойства с
указанием элементов каждого типа. Затем формируются различ
ные варианты развития анализируемых объектов на основе пере
бора всех возможных сочетаний характеристик каждого типа. Об
щее число вариантов может быть определено как произведение
количества элементов каждого типа:
у
= П П '
/=1
где
V
— общее число вариантов построения некоторого техниче
ского средства; / = 1, 2,...,
п\ п —
количество различных характе
ристик;
г
— количество характеристик /-го типа.
В процессе анализа каждого из выделенных вариантов эксперт
определяет те из них, которые перспективны с точки зрения до
стижения определенной цели в будущем.
Важным при использовании морфологического метода являет
ся способ оценки эффективности различных вариантов.
Групповые методы опроса
в общем случае предполагают, что
мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного инди
видуума, что обусловило популярность групповых методов опро
са. Основное преимущество этих методов заключается в возмож
ности разностороннего анализа количественных и качественных
аспектов проблемы. Недостатком является то, что мнения даже
специалистов в одной узкой области могут расходиться, а, значит,
не исключено, что на один и тот же вопрос можно получить от
специалистов одного профиля различный ответ.
Групповые методы экспертного опроса делятся на два класса:
одни используют открытую дискуссию, другие — опрос с помо
щью анкет. Представителями открытой дискуссии являются ме
тоды комиссии, суда, мозговой атаки (мозговой штурм, отнесен
ная оценка). Недостаток дискуссии в том, что для оценки обоб
щенного мнения всей группы экспертов не используется аппарат
математической статистики. Анкетирование исключает непосред
ственное общение между экспертами. Свои заключения по по
ставленным перед ними вопросам эксперты представляют ано
нимно. Такой способ организации работы экспертов использует
метод Дельфы.
Метод комиссии
состоит в открытой дискуссии по обсуждае
мой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Коллек
тивное мнение определяется в результате тайного или открытого
голосования. В некоторых случаях к голосованию не прибегают,
выявляя результирующее мнение в процессе дискуссии. Преиму
щество метода комиссии состоит в росте информативности экс
пертов, поскольку при обсуждении эксперты приводят обоснова
ния своих оценок, под воздействием которых некоторые участни
ки комиссии могут изменить первоначальную точку зрения.
К недостаткам относится отсутствие анонимности. Оно может при
водить к достаточно сильным проявлениям конформизма со сто
роны экспертов, присоединяющих свои мнения к мнению более
компетентных и авторитетных экспертов даже при наличии про
тивоположной точки зрения. Дискуссия часто сводится к полеми
ке наиболее авторитетных экспертов, в которой часто верх берет
не обоснованность, а количество приводимых доводов «за» и «про
тив». Кроме того, публичность высказываний может приводить к
нежеланию некоторых экспертов отказаться от ранее высказан
ного мнения, даже если оно в процессе дискуссии претерпело
изменения. При использовании метода комиссии не исключено
взаимное влияние мнений экспертов, которое при соблюдении
ряда условий может способствовать созданию творческой атмо
сферы и непрерывному генерированию идей.
Экспертиза по
методу суда
использует аналогии с судебным
процессом. Часть экспертов объявляется сторонниками рассмат
риваемого решения, они выступают в качестве защиты, приводя
доводы в его пользу. Часть экспертов регулируют ход экспертизы
и выносят окончательное решение. В процессе экспертизы «функ
ции» экспертов могут меняться. Метод суда обладает теми же пре
имуществами и недостатками, что и метод комиссии.
Метод мозговой атаки —
один из наиболее применяемых в
50 —60-х гг. XX в. методов. Основная направленность мозговой
атаки — выявление новых идей. Суть метода заключается в про
ведении ряда заседаний членов экспертной группы с соблюдени
ем следующих правил:
• концентрируется внимание на одной четко сформулирован
ной проблеме;
• подхватывается идея любого рода.
Последнее правило основано на гипотезе о том, что:
• среди большого числа идей имеется по меньшей мере не
сколько хороших;
• не подвергается критике ни одна идея;
• не оценивается априори значение или смысл любой идеи.
В мозговой атаке существенная роль принадлежит руководите
лю, знающему о конечной цели экспертизы и направляющему
дискуссию в соответствующее русло. Однако если руководитель
стремится выделить лишь перспективные, с его точки зрения, идеи,
результат экспертизы оказывается менее значительным. Основ
ной недостаток метода состоит в том, что приходится оценивать
все идеи. Многие из них оказываются глупы или совершенно не
относятся к рассматриваемому вопросу.
Синектика
— метод, при котором проблема рассматривается
небольшой группой экспертов. Руководитель экспертизы выдви
гает проблему, объясняет ее, а эксперты предлагают вариант ре
шения. Несколько минут руководитель анализирует его и гово
рит, что ему в нем нравится, а что нет. Затем выдвигаются новые
предложения, которые также анализируются до тех пор, пока не
будет найдено возможное решение.
Метод Дельфы
в отличие от традиционного подхода к до
стижению согласованности мнений экспертов путем открытой
дискуссии предполагает полный отказ от коллективных обсуж
дений. Это делается с целью уменьшить влияние таких психоло
гических факторов, как присоединение к мнению наиболее ав
торитетного специалиста, нежелание отказаться от публично вы
сказанного мнения, следование за мнением большинства. В ме
тоде Дельфы принимаются специальные меры для исключения
влияния на конечный результат экспертов, обладающих даром
убеждать других. По мнению источника, данный метод, бесспорно
является самым распространенным как за рубежом, так и в на
шей стране.
Прямые дебаты в данном методе заменены тщательно разра
ботанной программой последовательных индивидуальных опро
сов, проводимых обычно в форме анкетирования. Ответы экс
пертов обобщаются и вместе с новой дополнительной информа
цией поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточ
няют свои первоначальные ответы. Такая процедура повторяет
ся несколько раз до достижения приемлемой сходимости сово
купности высказанных мнений. Недостатками метода Дельфы
являются значительное время, требуемое на повторение большо
го числа итераций экспертизы и необходимость неоднократного
пересмотра экспертом своих ответов, вызывающая у него отрица
тельную реакцию.
20.3. Экономический подход к оценке
эффективности КСЗИ
Материалы данного раздела основаны на лекции, читавшейся
преподавателями кафедры ИУ-8 МГТУ им. Баумана [19].
Подходы к определению размеров ущерба, который может быть
нанесен предприятию вследствие распространения сведений огра
ниченного доступа, зависят от многих факторов:
• от области деятельности предприятия, к которой относятся
сведения;
• от степени определенности информации, используемой при
принятии решения (полная информация, знание вероятностных
характеристик, полная неопределенность);
• от сферы проявления ущерба (в отдельных сферах либо ком
плексно в нескольких сферах).
Рассмотрение моделей для определения размеров ущерба нач
нем со случаев, когда сведения касаются достаточно узкой облас
ти деятельности, сфера проявления ущерба ограничена и инфор
мация для принятия решения вполне определенна.