ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 4230

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Т а б л и ц а   20.1

.  Результаты  вычисления  КВ  по  результатам

 

экспертного  опроса

вопроса

О)

1

2

3

4

PjJ=lA

PNj,

Ответы 

(в баллах) 

Xf ,j=

 

1,4

1

1

3,1

3,8

4,8

3,1+3,8+4,8=11,7

0,39

1,5

2

1,9

1

3,6

3,9

1,9+3,6+3,9=9,4

0,31

3,5

3

1,2

1,4

1

4,2

1,2 + 1,4+4,2=6,8

0,23

2

4

0,2

1,1

0,8

1

0,2 + 1,1+0,8=2,1

0,07

3,6

Т а б л и ц а   20.2

вопроса

(У)

£ / ; , ; = і,4

ѵ-Ш

ѵЩ)

* W )

»Щ )

ѴІЩ)

1

2

0,08

0,34

1

0,34

0,08

2

2,8

0,07

0,17

0,54

0,95

0,33

3

0,8

0,63

0,96

0,44

0,2

0,11

4

3,6

0,48

0,56

0,7

0,92

0,96

Результаты  вычисления  КВ  каждого  из  вопросов,  определяе­

мые  группой  из  пяти  экспертов,  и  ответы  служащего  представле­
ны  в табл.  20.1.

Далее  по  формулам  (20.5)  и  (20.6)  вычисляются  значения 

U*,

j  =

 1,4  и  |і /

(Uj),  j

 = 1,5.  Результаты  вычислений  представлены  в 

табл.  20.2.

По выражению (20.7) вычисляется показатель уровня защищен-

L  п 

ности  по формуле  H s^*) =  ѵ  л  |і/.  В результате вычисления по-

/  =  

1

 

7

 =  

1

лучим,  что 

= |х3  (т.е. 

і

 = 3),  поэтому для  принятия  решения  об 

уровне защищенности следует выбрать название терма 

Тг.

  Следо­

вательно, для данного примера уровень защищенности  определя­

ется  как средний.

Рассмотрим подробнее методы проведения экспертного опроса.

2 0 .2 .  Методы  проведения  экспертного  опроса

Методы  опроса делятся  на две  группы  [2]:

•  очные  (личные)  и  заочные;
•  индивидуальные  и  групповые  (коллективные).


background image

Личный  опрос  —

  это  процедура,  в  процессе  которой  исследо­

ватель осуществляет очный контакт с экспертом.  Недостатком оч­
ного опроса являются большие затраты труда и времени со сторо­
ны  как  исследователя,  так  и  экспертов.  Необходимость длитель­
ного участия  в экспертизе  обычно  вызывает недовольство  со сто­
роны  экспертов.  Кроме  того,  при  очном  опросе  могут  возникать 
нежелательные  искажения  информации  вследствие  психологиче­
ского  воздействия  исследователя  на  эксперта.

Заочный  опрос

  осуществляется  путем  пересылки  анкеты  экс­

перту по почте, его преимущества — простота и дешевизна.  Одна­
ко  надежность  полученных  данных  может  быть  ниже,  чем  при 
очном  опросе,  поскольку  некоторые  вопросы  эксперт  может  не­
правильно  истолковать,  а  на  некоторые  вообще  не дать  ответа.

Рассмотрим  вторую  группу  методов  проведения  опроса  более 

подробно.

Индивидуальные  методы  опроса.  Сравнительно  простым  ме­

тодом  проведения  индивидуального  экспертного опроса является 

способ  типа  «интервью».  Название  метода  говорит  само  за  себя: 
свои суждения  эксперт высказывает в беседе с  человеком,  осуще­
ствляющим  опрос  (прогнозистом),  отвечая  на  поставленные  пе­
ред ним  вопросы.  Эксперт в данном  случае  не  имеет времени для 
предварительного анализа вопросов, поэтому прогнозист при про­
ведении  интервью  должен  тщательно  продумывать  формулиров­

ки  и смысловое содержание  вопросов.  Необходимо учитывать тот 

факт,  что  наш  язык является  полиморфным,  и  в  силу  этого  воп­
росы  нужно  формулировать  так,  чтобы  всеми  экспертами  они 
понимались однозначно.  Результаты  интервью во многом  зависят 
от  специальной  подготовленности  прогнозиста  и  от  его  умения 
вести  свободную  беседу,  удерживая  инициативу  в  своих  руках.

Вторым  способом  проведения  индивидуального  экспертного 

опроса  является  «аналитический»  способ.  Сюда  относятся  до­

кладная записка и  морфологический анализ. Аналитический спо­

соб предполагает длительную работу эксперта  по анализу постав­

ленных  перед  ним  вопросов.  Термин  «морфологический  анализ» 

был  впервые  введен  американским  астрофизиком  Ф.Цвики,  ко­
торый занимался техническим прогнозированием в области реак­

тивных двигателей.  При  использовании  этого  метода объект  про­

гнозирования  рассматривается  прежде  всего  с  точки  зрения  его 

структуры,  а  не  с  точки  зрения  выполняемых  им  функций.

В основе  морфологического  метода лежит заранее  разработан­

ная  схема  рассмотрения  объектов  прогнозирования,  предназна­

ченная для  выявления  возможных вариантов решений  некоторой 

многоаспектной проблемы.  При этом выделяются различные типы 

характеристик анализируемых объектов,  их различные  свойства  с 
указанием  элементов  каждого  типа.  Затем  формируются  различ­

ные  варианты  развития  анализируемых  объектов  на основе  пере­


background image

бора всех возможных сочетаний характеристик каждого типа.  Об­
щее  число  вариантов  может  быть  определено  как  произведение 

количества  элементов  каждого  типа:

у

 = П П '

/=1

где 

V

 —  общее  число вариантов построения  некоторого техниче­

ского  средства;  / =  1,  2,..., 

п\  п  —

  количество  различных характе­

ристик; 

г

 —  количество  характеристик  /-го  типа.

В процессе анализа каждого из выделенных вариантов эксперт 

определяет  те  из  них,  которые  перспективны  с  точки  зрения  до­
стижения  определенной  цели  в  будущем.

Важным при использовании морфологического метода являет­

ся  способ  оценки  эффективности  различных  вариантов.

Групповые методы  опроса

 в  общем  случае  предполагают,  что 

мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного инди­
видуума,  что  обусловило  популярность  групповых  методов  опро­

са.  Основное  преимущество  этих методов  заключается  в  возмож­

ности  разностороннего  анализа  количественных  и  качественных 

аспектов  проблемы.  Недостатком  является  то,  что  мнения  даже 
специалистов в одной узкой области могут расходиться, а, значит, 
не  исключено,  что  на  один  и  тот  же  вопрос  можно  получить  от 
специалистов  одного  профиля  различный  ответ.

Групповые  методы  экспертного  опроса делятся  на два  класса: 

одни  используют  открытую  дискуссию,  другие  —  опрос  с  помо­
щью  анкет.  Представителями  открытой  дискуссии  являются  ме­

тоды  комиссии,  суда,  мозговой  атаки  (мозговой  штурм,  отнесен­

ная  оценка).  Недостаток дискуссии  в  том,  что  для  оценки  обоб­

щенного  мнения  всей  группы  экспертов не  используется  аппарат 
математической статистики. Анкетирование исключает непосред­
ственное  общение  между  экспертами.  Свои  заключения  по  по­
ставленным  перед  ними  вопросам  эксперты  представляют  ано­
нимно.  Такой  способ  организации  работы  экспертов  использует 
метод Дельфы.

Метод  комиссии

  состоит  в  открытой  дискуссии  по  обсуждае­

мой проблеме для выработки единого мнения экспертов.  Коллек­

тивное  мнение  определяется  в  результате  тайного  или  открытого 
голосования.  В  некоторых  случаях  к  голосованию  не  прибегают, 
выявляя  результирующее  мнение  в  процессе  дискуссии.  Преиму­
щество  метода  комиссии  состоит  в  росте  информативности  экс­
пертов,  поскольку при  обсуждении  эксперты  приводят обоснова­
ния своих оценок, под воздействием которых некоторые участни­
ки  комиссии  могут  изменить  первоначальную  точку  зрения. 
К недостаткам относится отсутствие анонимности. Оно может при­
водить к достаточно сильным  проявлениям  конформизма со сто­
роны  экспертов,  присоединяющих  свои  мнения  к  мнению  более


background image

компетентных  и  авторитетных  экспертов  даже  при  наличии  про­

тивоположной точки зрения. Дискуссия часто сводится к полеми­

ке  наиболее  авторитетных  экспертов,  в  которой  часто  верх  берет 
не обоснованность, а количество приводимых доводов «за» и «про­
тив».  Кроме  того,  публичность  высказываний может приводить к 
нежеланию  некоторых  экспертов  отказаться  от  ранее  высказан­
ного  мнения,  даже  если  оно  в  процессе  дискуссии  претерпело 
изменения.  При  использовании  метода  комиссии  не  исключено 
взаимное  влияние  мнений  экспертов,  которое  при  соблюдении 
ряда  условий  может  способствовать  созданию  творческой  атмо­

сферы  и  непрерывному генерированию  идей.

Экспертиза  по 

методу  суда

  использует  аналогии  с  судебным 

процессом.  Часть  экспертов  объявляется  сторонниками  рассмат­
риваемого  решения,  они  выступают  в  качестве  защиты,  приводя 

доводы  в  его пользу.  Часть экспертов регулируют ход  экспертизы 

и выносят окончательное решение.  В процессе экспертизы «функ­
ции» экспертов могут меняться.  Метод суда обладает теми же пре­

имуществами  и  недостатками,  что  и  метод  комиссии.

Метод  мозговой  атаки  —

  один  из  наиболее  применяемых  в 

50 —60-х  гг.  XX  в.  методов.  Основная  направленность  мозговой 
атаки  —  выявление  новых  идей.  Суть  метода  заключается  в  про­
ведении  ряда заседаний членов  экспертной  группы  с  соблюдени­
ем  следующих  правил:

•  концентрируется  внимание  на  одной  четко  сформулирован­

ной  проблеме;

•  подхватывается  идея любого  рода.
Последнее  правило  основано  на  гипотезе  о  том,  что:
•  среди  большого  числа  идей  имеется  по  меньшей  мере  не­

сколько  хороших;

•  не  подвергается  критике  ни  одна  идея;
•  не  оценивается  априори  значение  или  смысл любой  идеи.
В мозговой атаке существенная роль принадлежит руководите­

лю,  знающему  о  конечной  цели  экспертизы  и  направляющему 
дискуссию  в  соответствующее  русло.  Однако  если  руководитель 

стремится выделить лишь перспективные, с его точки зрения, идеи, 
результат  экспертизы  оказывается  менее  значительным.  Основ­

ной  недостаток  метода  состоит  в  том,  что  приходится  оценивать 
все  идеи.  Многие  из  них  оказываются  глупы  или  совершенно  не 
относятся  к рассматриваемому  вопросу.

Синектика

  —  метод,  при  котором  проблема  рассматривается 

небольшой  группой  экспертов.  Руководитель  экспертизы  выдви­

гает  проблему,  объясняет  ее,  а  эксперты  предлагают  вариант  ре­
шения.  Несколько  минут  руководитель  анализирует  его  и  гово­
рит,  что ему в нем  нравится,  а что нет.  Затем выдвигаются  новые 

предложения,  которые  также  анализируются  до  тех  пор,  пока  не 

будет  найдено  возможное  решение.


background image

Метод  Дельфы

  в  отличие  от  традиционного  подхода  к  до­

стижению  согласованности  мнений  экспертов  путем  открытой 

дискуссии  предполагает  полный  отказ  от  коллективных  обсуж­
дений.  Это делается с  целью уменьшить влияние таких психоло­

гических  факторов,  как  присоединение  к  мнению  наиболее  ав­

торитетного специалиста,  нежелание отказаться от публично вы­

сказанного  мнения,  следование  за мнением  большинства.  В  ме­

тоде  Дельфы  принимаются  специальные  меры  для  исключения 

влияния  на  конечный  результат  экспертов,  обладающих  даром 

убеждать других.  По мнению источника, данный метод, бесспорно 
является  самым  распространенным  как  за  рубежом,  так  и  в  на­
шей  стране.

Прямые дебаты  в данном  методе  заменены  тщательно  разра­

ботанной  программой  последовательных индивидуальных опро­
сов,  проводимых  обычно  в  форме  анкетирования.  Ответы  экс­
пертов обобщаются и  вместе с  новой дополнительной  информа­
цией поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточ­
няют свои  первоначальные  ответы.  Такая  процедура  повторяет­
ся  несколько  раз  до  достижения  приемлемой  сходимости  сово­
купности  высказанных  мнений.  Недостатками  метода  Дельфы 

являются  значительное  время,  требуемое  на  повторение  большо­

го  числа  итераций  экспертизы  и  необходимость  неоднократного 

пересмотра экспертом своих ответов,  вызывающая у него отрица­

тельную  реакцию.

20.3.  Экономический  подход  к  оценке

 

эффективности  КСЗИ

Материалы  данного  раздела  основаны  на  лекции,  читавшейся 

преподавателями  кафедры  ИУ-8  МГТУ им.  Баумана  [19].

Подходы к определению размеров ущерба, который может быть 

нанесен предприятию вследствие распространения сведений огра­
ниченного доступа,  зависят от  многих  факторов:

•  от  области  деятельности  предприятия,  к  которой  относятся 

сведения;

•  от  степени  определенности  информации,  используемой  при 

принятии  решения  (полная  информация,  знание  вероятностных 
характеристик,  полная  неопределенность);

•  от сферы  проявления ущерба  (в отдельных сферах либо  ком­

плексно  в  нескольких  сферах).

Рассмотрение  моделей для определения  размеров ущерба нач­

нем со случаев,  когда сведения касаются достаточно узкой  облас­

ти деятельности,  сфера проявления ущерба ограничена и  инфор­
мация для  принятия  решения  вполне  определенна.