Файл: UP_Kulturologia_Istoria_mirovoy_kultury_-_20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2020

Просмотров: 1115

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

При этом культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо ни с материальным производст­вом, ни с каким-либо иным видом социальной деятельности, хотя и находят проявление в них. Существуя в практически действенной форме событий и процессов, культура раскрывает свое содержание через систему норм, цен­ностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в морали, науке, религии, в различных областях художественного творчества. Эти сферы культуры и будут рассмотрены в следующих главах.

1.3. Составные части культуры

1.4. Типология культур

1.5. Функции культуры

1.6. Религия как область духовной культуры

1.7. Основное содержание искусства

1.8. Функции искусства

1.9. Виды искусства

1.10. Стили и направления европейского искусства

1.12. Роль природы в становлении культуры

1.13. Биологическое и социальное в человеке

2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


«Красноярский государственный
торгово-экономический институт»



Константинов М.В.






КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ



Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения











Красноярск 2014


Константинов М.В. Культурология. История мировой культуры: Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения /М.В. Константинов; КГТЭИ. – Красноярск, 2014. – 123 с.



















© ГОУ ВПО «Красноярский государственный

торгово-экономический институт», 2014

©М.В. Константинов, 2014








СОДЕРЖАНИЕ



1. ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4



1.2. Культура как объект философско-культурологического анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.3. Составные части культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

29

1.4. Типология культур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

30

1.5. Функции культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

31

1.6. Религия как область духовной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . .

33

1.7. Основное содержание искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

37

1.8. Функции искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

39

1.9. Виды искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

42

1.10. Стили и направления европейского искусства . . . . . . . . . . . . .

44

1.11. Наука и её место в культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

48

1.12. Роль природы в становлении культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

66

1.13. Биологическое и социальное в человеке . . . . . . . . . . . . . . . . .

68

1.14. Мораль как феномен культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

70

2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

87

3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

99

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

100

5. ТЕСТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

102

6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

112

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . .

117



  1. ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ



    1. Культура – объект философско-культурологического анализа


Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и форму человеческого бытия. Обычно происхождение термина «культурология» связывают с именем американского культурантрополога Л.Уайта. Однако это понятие нашло бо­лее широкое распространение в России последние 20-30 лет и практически не используется в зарубежном обществоведении, т.к. основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антрополо­гия (в российском варианте это – нечто среднее между социологией, этно­графией и психологией), новая культурная история (синтез истории быта с этнопсихологией), семиотика и философия постмодернизма.


В российском понимании культурологические исследования предполагают объединение вышеперечисленных направлений и методологий изу­чения культуры с отечественными культурно-историческими и культурно-филологическими традициями. Эту задачу в российской науке выполняет сложившаяся в 60-80-е годы группа дисциплин социально-гуманитарного профиля, описывающих, классифицирующих и объясняющих феномен культуры как совокупность ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик, что соответствует четырем основным специальностям в этой области: теории культуры, исто­рической культурологии, музееведению, консервации и реставрации историко-культурных объектов и прикладной культурологии.

В целом культуру изучают все гуманитарные и социальные науки, а к собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследова­ния, в которых культура представлена как целостный и непосредствен­ный объект познания.

Структурно-культурологические науки группируются по трем направ­лениям, начавшим складываться еще во второй половине XIX – начале XX века:

1. Гуманитарно-культурологические науки, занимающиеся описанием культурных объектов и их классификацией по внешним призна­кам. Это историко-культурные исследования общего профиля; исследова­ние культуры ментальностей; религиозные аспекты культуры; литературо­ведческие исследования истории культуры; история мифологической куль­туры; этнолингвистические и семиотические исследования; искусствоведе­ние и эстетика.

2. Социально-культурологические направления науки ориентированы на научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам, генезису и функциям. В настоящее время – это социальная и культурная антропология; культуролого-социологическое, психологическое и экологическое направления.

3. Прикладные культурологические области занимаются разработкой технологий и методов трансляции культурных норм и ценностей. Это – самая молодая из сфер культурологической деятельности. Исследова­ния в этой области начались в послевоенный период XX века и к настояще­му времени сложились такие ее направления как теория культурной политики и деятельности культурных институтов; социокультурное прогнозирова­ние, проектирование и регулирование; культурологизация образования; ох­рана культурного наследия; музейное дело и краеведение.

Столь широкое многообразие аспектов и подходов в области культурологических исследований объясняется многообразием существующих в мире философских и научных трактовок культуры, которые в общих чертах можно свести к трем основным подходам:

  • философии культуры или культурфилософии (термин введен немецким романтиком Адамом Мюллером (1779-1829), включающей в себя осоз­нание сущности и значения культуры;

  • культуроведению – гуманитарной науке, основанной на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в различных ее ва­риантах: литературе, искусстве, языке, мифологии, религии, идеологии, морали, науке;

  • социальной культурологии, включающей такие дисциплины, как социология искусства и культуры, религии и идеологии, науки, информации и т.д.


Определив культурологию как науку о культуре, рассмотрим далее основное ее базовое понятие «культура», основываясь, главным образом, на культурофилософском и культуроведческом подходах.

Термин «культура» был введен в европейскую социальную мысль во 2-й половине XVIII в., первоначально означая в переводе с латинского возделывание почвы, а затем приобретая более широкое значение (воспитание, образование, развитие, почитание) и обобщая все созданное человеком. И хотя до сих пор нет универсального, целостно-сущностного определения культуры, учитывая столь широкий круг включаемых в нее сфер жизни че­ловека и общества, в целом можно рассматривать ее как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представ­ленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социаль­ных норм и учреждений, в духовных ценностях и отношениях людей к при­роде, друг к другу и к самим себе. Иными словами, как совокупность соз­данных человеком материальных и духовных ценностей.

Культуру как социальный феномен чаще всего определяют именно через ценностные ориентации. При этом ценность фиксируется и обознача­ется через определенные жизненные представления, позволяющие истолко­вывать ее достаточно широко. На этой основе в научной литературе сложи­лось несколько специфических подходов определения содержания этого по­нятия. Ценность: 1) отожествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; 2) воспринимается как рас­пространенный субъективный образ или представление, имеющее человече­ское измерение; 3) отождествляется с культурно-историческими стандарта­ми; 4) ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жиз­ненным стилем.

Ценностный подход к сущности культуры позволяет увидеть в ней определенный аспект общества, включающий почти все стороны жизни че­ловека и в то же время отличающий его от других форм биологической жиз­ни своего рода мерой человеческого в человеке. Культура включает в себя четыре элемента: понятия, упорядочивающие опыт людей (главным образом в языке); отношения, выявляющие связь между культурными явлениями; ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым дол­жен стремиться человек, и правила, регулирующие поведение людей в соот­ветствии с ценностями определенной культуры. Можно сказать, что культу­ра – это своеобразный творческий образ жизни личности и общества, призма, через которую высвечивается все сущее и которая, рождаясь лишь с появлением человека, развивается в процессе функционирования общества.

Отсюда широта философского понимания культуры и одновременно сложность ее трактовки, претерпевшей определенную трансформацию в процессе исторического развития, что связанно со спецификой общественно-экономических этапов развития общества, особенностями ценностной ориентации, этническими, национальными и мировоззренческими тради­циями и принципами. Понимание культуры органично связано со своим временем в том смысле, что в ней выражаются потребности и противоречия конкретной эпохи, накладывающие свой отпечаток и на философскую ее ин­терпретацию.


Так, первоначально понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Именно так она трактовалась в древневосточной (китайской и ин­дийской) традиции, а также древними греками, которые видели в «воспи­танности» главное отличие от «некультурных» варваров.

Философское осмысление культуры в европейской истории впервые предприняли софисты (представители античного просвещения второй поло­вины V – первой половины IV вв. до н.э.), а затем киники (одна из сократи­ческих школ) и стоики с эпикурейцами (философские направления эпохи эллинизма в древнегреческой и древнеримской культуре IV в. до н.э. – V в. н.э.), у которых явно прослеживается противопоставление природного и нравственного начал, природы и культуры в целом. Рассуждения Антисфена и Диогена Синопского (киники) о возврате людей к природе, к естественно­му первобытному состоянию, критика стоиками искусственности и испор­ченности образованного общества, по сути дела, были первыми попытками критического отношения к культуре, понимания ее, как своего рода формы отчуждения человека от природы, прообразом современного антиециентизма.

В позднеримскую эпоху, а затем и в средние века, распространилось и другое понимание культуры, связанное с оценкой городского уклада соци­альной жизни, более близкое позднейшему понятию цивилизации, а слово «культура» ассоциировалось здесь уже с признаками личного совершенства.

Античное противопоставление природы и культуры в христианской философии Средневековья сменилось полярностью иного рода – Бог и культура. Здесь на смену натуралистическому фундаменту языческой философии культуры приходит теологический принцип ее истолкования как проявление воли Бога, осуществление божественного плана спасения чело­века. Природное начало отходит здесь на второй план, уступая место вере человека в высшее предназначение. Вера как основа культуры опирается не на внешние факторы, а на внутренние, в первую очередь, культурно-этические ценности человека. Отсюда и приоритет культурно-духовного начала над природным с ориентацией на высшие духовные ценности бы­тия.

В эпоху Возрождения проблематика природы и культуры предстает в новом ее контексте, в контексте природы и искусства, возрождающем ан­тичные традиции стоицизма и объединяющем учение о природе и человеке с космологическими и нравственно-этическими концепциями.

Это нашло свое проявление в гуманистическом содержании искусства и культуры эпохи Ренессанса с его ярко выраженным интересом к внут­реннему миру человека, когда природная красота трактуется как отражение духовной.

В Новое время проблемы культуры находят свое отражение в трудах Дж. Вико и Ж.Ж. Руссо. В рамках исторического подхода итальянского фи­лософа Дж. Вико культура предстает как целостное явление, включаю­щее искусство, религию, право, формы социальной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Культурологический подход Вико отличает идея о циклическом развитии культуры, как и всей истории обще­ства в целом: детство человечества – эпоха богов, юность – эпоха героев, зрелость человечества – эпоха людей.