Файл: Электротехника и электроника Лабораторный практикум Часть 2-1 Новаш Розум.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 777
Скачиваний: 11
По данным опыта короткого замыкания вычисляются:
, , .
Данные сопротивления заменяют собой обе обмотки трансформатора. Чтобы разделить сопротивления обмоток, учитывают, что реальные сопротивления обмоток с разными номинальными напряжениями и токами имеют различные значения, но потери мощности в них и относительные потери напряжения (отнесенные к номинальным величинам) примерно одинаковы. Следовательно, по значимости, оцениваемой потерями мощности и относительными потерями напряжения, обе обмотки равноценны. Эти обстоятельства позволяют приравнять сопротивления одной (обычно первичной) обмотки к приведенным сопротивлениям другой (обычно вторичной) обмотки:
; ; .
Кроме сопротивлений приводятся также напряжения, ЭДС и токи:
; ; .
С учетом приведения сопротивления обмоток равны
; ; .
По рассчитанным параметрам строится схема замещения трансформатора (см. рис. 1.2). Так как для расчета схемы замещения использованы данные опытов холостого хода и короткого замыкания, то потери мощности в этих опытах, ток холостого хода (в процентах от номинального тока первичной обмотки) и напряжение короткого замыкания являются обязательными паспортными данными каждого трансформатора.
Эксплуатационные характеристики трансформатора строят в функции от коэффициента нагрузки. По паспортным данным расчет зависимости вторичного напряжения , коэффициента мощности , КПД от тока нагрузки I2 или коэффициента нагрузки выполняют по следующим формулам:
1) ,
где активная и реактивная составляющие напряжения короткого замыкания равны
; ;
2 – угол сдвига фаз между напряжением и током приемника;
2) ;
;
,
где Sном полная номинальная мощность;
3) .
Типичный вид этих характеристик приведен на рис. 1.3. КПД имеет наибольшее значение при равенстве постоянных Рх и переменных 2Pк потерь:
.
Характеристики трансформаторов небольшой мощности, имеющих обычно низкий КПД, можно получить методом непосредственной нагрузки (рис. 1.4), что и предполагается в данной работе. Измерительные приборы в цепях первичной и вторичной обмоток позволяют измерить напряжения, токи, мощности, затем рассчитать коэффициент мощности и КПД (при активной нагрузке ).
Предварительное задание к эксперименту
По паспортным данным трансформатора (табл. 1.1) определить коэффициент трансформации n, номинальные токи первичной и вторичной обмоток I1ном и I2ном, их активные R1, R2 и реактивные X1, Х2 сопротивления, сопротивления холостого хода Rх, Хx, а также коэффициент нагрузки , при котором КПД трансформатора максимален. Результаты расчета записать в табл. 1.2.
Т а б л и ц а 1.1
Данные |
S, ВА |
U1, В |
U2, В |
Рx, Вт |
Рк, Вт |
uк, % |
ix, % |
Паспортные |
1000 |
220 |
127 |
25 |
30 |
3,5 |
20 |
Опытные |
1000 |
220 |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 1.2
n |
I1ном, А |
I2ном, А |
R1, Ом |
X1, Ом |
R2, Ом |
X2, Ом |
Rх, Ом |
Хx, Ом |
|
= (из табл. 1.3) |
||
U2, В |
|
cos1 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начертить Т-образную схему замещения трансформатора, записать возле каждого элемента значение сопротивлений.
2. Для заданного вариантом в табл. 1.3 значения рассчитать U2 , , cos1 при активной нагрузке трансформатора (2 = 0), результаты записать в табл. 1.2. При расчете U2 значение U2х принять равным 130 В.
Т а б л и ц а 1.3
Вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
= I2/I2ном |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
Порядок проведения эксперимента
1. Ознакомиться с приборами и аппаратами лабораторной установки. Собрать электрическую цепь по схеме рис. 1.4 для испытания трансформатора. Установить регулятор автотрансформатора AT в нулевое (крайнее левое) положение, отключить выключатель Вк.
Рис. 1.4
2. После проверки цепи руководителем установить на зажимах первичной обмотки номинальное напряжение U1ном = 220 В и записать показания приборов в табл. 1.4 при холостом ходе трансформатора.
Т а б л и ц а 1.4
Опыты |
Измерено |
Вычислено |
||||||
U1, В |
I1, А |
Р1, Вт |
U2, В |
I2, А |
|
cos1 |
|
|
ХХ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
КЗ |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
Подключить нагрузку Rн
трансформатора и, поддерживая
U1
= U1ном
= const,
изменять вторичный ток до значения
I2ном.
Результаты пяти опытов записать в табл.
1.4. Один из опытов выполнить для ,
заданного вариантом табл. 1.3.
4. Установить регулятор автотрансформатора в нулевое положение, включить выключатель Вк и выполнить опыт короткого замыкания, для чего к первичной обмотке подать пониженное напряжение U1к, при котором I1к = I1ном. Показания приборов записать в табл. 1.4.
5. По опытным данным определить коэффициент трансформации п, процентное значение тока холостого хода iх, %, потери в стали и обмотках трансформатора, напряжение короткого замыкания uк, %. Сравнить полученные значения с номинальными (см. табл. 1.1).
6. Рассчитать для проведенных опытов коэффициент мощности и КПД трансформатора, результаты записать в табл. 1.4.
7. Построить в общей системе координат характеристики U2(), cos1() и () при U1 = const и cos2 = 1. Здесь же показать расчетные точки предварительного задания (см. табл. 1.2).
Содержание отчета
-
Цель работы.
-
Полный расчет предварительного задания к эксперименту, вклю-чая табл. 1.1, 1.2 и схему замещения трансформатора.
-
Схема цепи для испытаний трансформатора.
-
Таблица измерений и вычислений 1.4.
-
Графики зависимостей U2(), cos1() и ().
-
Анализ результатов и выводы.
Контрольные вопросы
-
Объясните устройство и принцип действия однофазного транс-сформатора.
-
От чего зависят ЭДС обмоток трансформатора?
-
Для какой цели в трансформаторе используют стальной сердечник? Как он влияет на ток холостого хода?
-
Как определяется коэффициент трансформации?
-
Какие потери энергии имеют место в трансформаторе и от чего они зависят?
-
Как выполняют опыты XX и КЗ? Каково их назначение?
-
Что называют схемой замещения трансформатора и как определить ее параметры?
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 2.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО
ДВИГАТЕЛЯ С короткозамкнутым ротором
Цель работы: изучение устройства и принципа действия асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором; освоение расчета основных электрических и механических величин; снятие и анализ рабочих характеристик двигателя.
Общие сведения
Асинхронный двигатель (АД) с короткозамкнутым ротором – наиболее распространенный в народном хозяйстве тип электрического двигателя. Он имеет простую конструкцию, сравнительно недорог, надежен и удобен в эксплуатации. АД преобразует электрическую энергию переменного тока в механическую энергию, отдаваемую посредством вала рабочей машине. Основными частями АД являются неподвижный статор и вращающийся ротор, разделенные воздушным зазором (0,25…1 мм).
Статор состоит из литого корпуса (стального, чугунного или алюминиевого), внутрь которого вмонтирован сердечник статора – полый цилиндр, набранный из отдельных пластин (колец) электротехнической стали, толщиной 0,5 мм. Для уменьшения потерь от вихревых токов пластины изолируют друг от друга. Сердечник статора имеет пазы, в которые помещена трехфазная обмотка из медного или алюминиевого изолированного провода. Фазы обмотки (А, В, С) смещены друг относительно друга по окружности статора на 120 и могут соединяться звездой или треугольником (в зависимости от номинального напряжения фаз обмотки и питающей сети).
Ротор представляет собой цилиндр, собранный из тонких изолированных дисков электротехнической стали, насаженный и закрепленный на валу. В дисках выштампованы пазы, в которые закладывают медные или заливают алюминиевые стержни обмотки, соединяемые по торцам накоротко кольцами из того же материала. Полу-ченная таким образом короткозамкнутая обмотка ротора напоминает по конфигурации «беличье колесо» (ее часто так называют).
Работа АД основана на способности трехфазной системы токов, протекающей по трем катушкам, оси которых смещены в пространстве на 120°, возбуждать вращающееся магнитное поле.
Подобные условия созданы в статоре АД, подключенном к трехфазной сети (рис. 2.1, а).
а б
Рис. 2.1
Протекание в фазах обмотки статора трех синусоидальных токов, сдвинутых во времени на 1/3 периода, возбуждает в АД магнитное поле, бегущее вдоль окружности статора (вращающееся) с постоянной скоростью. Число магнитных полюсов вращающегося поля зависит от конструкции обмотки статора (числа катушек в фазе обмотки). При выполнении каждой фазы в виде одной катушки, вращающееся поле будет двухполюсным (число пар полюсов р = 1). Для получения вращающегося поля с р парами полюсов окружность статора разбивают на р частей и на каждой из них размещают три катушки разных фаз. В этом случае одна пара полюсов образуется на каждой части окружности, занятой тремя катушками, поле в целом имеет p пар полюсов, каждая фаза обмотки состоит из р последовательно соединенных катушек.
Направление вращения поля совпадает с направлением чередования токов по фазам обмотки. Для изменения направления вращения достаточно переключить (поменять местами) провода, подающие токи в любые две фазы обмотки.
Частота вращения магнитного поля, называемая синхронной, вы-ражается формулой
где f1 – частота питающего тока, Гц;
р – число пар полюсов статора.
При промышленной частоте тока f1 = 50 Гц синхронная частота вращения определяется числом пар полюсов:
p |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
n1, мин–1 |
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
600 |
500 |
Принцип действия АД. В обмотку статора от трехфазной сети подается трехфазная система токов, возбуждающая вращающееся магнитное поле. Магнитные линии вращающегося поля пересекают обмотки статора и ротора и по закону электромагнитной индукции индуктируют в них синусоидальные ЭДС Е1 и Е2. ЭДС Е1 уравновешивает основную часть напряжения питающей сети U1, а Е2 вызывает в проводниках короткозамкнутой обмотки ротора токи I2. Взаимодействие токов ротора и вращающегося магнитного поля создает электромагнитный вращающий момент M, приводящий ротор в движение в направлении вращения поля. Частота вращения ротора n меньше частоты вращения поля n1, так как ЭДС Е2, ток I2 и момент М появляются только при условии перемещения магнитного поля относительно ротора, т.е. при n n1.В связи c этим рассматриваемый двигатель называют асинхронным.
Относительную разность частот вращения магнитного поля и ро-тора называют скольжением:
. (2.1)
При холостом ходе двигателя частота вращения ротора n близка к частоте вращения магнитного поля n1 и S 0, с увеличением нагрузки на валу скольжение возрастает (п уменьшается), при номинальной нагрузке Sном = 0,02...0,08 (малые значения относятся к мощным двигателям). В момент пуска п = 0 и S = 1.
Скольжение играет важную роль в теории АД. Частота вращения ротора n выражается через S формулой, вытекающей из (2.1):
.
При неизменных частоте и напряжении питающей сети вращаю-щий момент М однозначно определяется скольжением. График зависимости М(S) показан на рис. 2.1, б. Наибольшему вращающему моменту Мmax соответствует критическое скольжение Sк, которое делит график М(S) на два участка: устойчивой работы и неустойчивой работы . На устойчивом участке двигатель автоматически развивает вращающий момент М, равный моменту сопротивления Мс рабочей машины. При возрастании Мс скольжение S и вращающий момент М будут увеличиваться до тех пор, пока не наступит новое равновесие М = Мс. При уменьшении Мс скольжение S и вращающий момент М соответственно уменьшаются. Это свойство АД называют саморегулированием вращающего момента.
На неустойчивом участке M(S) двигатель, не обладая свойством саморегулирования, работает кратковременно и, как правило, в условиях неравенства моментов М и Мс. При этом, если М > Мс, двигатель увеличивает скорость (уменьшает S) и переходит на устойчивый участок (таков процесс пуска АД), если же М Mс, скорость АД уменьшается до полной остановки.
В установившемся режиме вращающий момент М (Нм), механическая мощность на валу Р (Вт) и частота вращения n (мин–1) связаны соотношением
.
Момент и мощность на валу, которые двигатель может длительно развивать, не перегреваясь сверх допустимой температуры, называют номинальными (Мном, Рном).
Номинальный режим характеризуют также номинальная частота вращения nном, номинальный КПД , номинальный коэффициент мощности , номинальное линейное напряжение сети Uном, номинальный линейный ток:
.
При кратковременных перегрузках (Мс Мном) АД работает устойчиво при условии, что наибольший момент сопротивления рабочей машины Мс.max не превышает Мmax АД. Отношение называют перегрузочной способностью АД. Kм приводится в каталогах (K = 1,8...2,5) и используется для вычисления Мmax:
.
Пусковые свойства АД характеризуют пусковой момент Мп и пус-ковой ток Iп в начальный момент пуcка (при n = 0, S = 1). Для короткозамкнутых АД Мп = (1…1,5) Мном, Iп = (5…7) Iном. Пусковой момент должен быть достаточным, чтобы преодолеть Мс рабочей машины и обеспечить быстрый (в течение нескольких секунд) разгон до рабочей скорости. Начальный пусковой ток по мере разгона АД быстро уменьшается и поэтому не опасен для двигателя. Зависимость M(S) приближенно выражается упрощенной формулой Клосса:
,
где критическое скольжение
.
Рабочие характеристики отражают эксплуатационные свойства АД и представляют зависимости величин n, М, I1, , cos от мощности на валу Р. Выразив эти величины в относительных единицах (n = n/n1, М = М/Мном, I1 = I1/I1ном, Р = Р/Рном), можно построить рабочие характеристики в общей системе координат (рис. 2.2).
Рис. 2.2
В данной работе в качестве короткозамкнутого используется АД с фазным ротором, обмотка которого замыкается накоротко. Нагрузку на валу АД создает генератор постоянного тока, работающий на регулируемый нагрузочный резистор.
Предварительное задание к эксперименту
Для
трехфазного асинхронного двигателя
заданы следующие
номи-нальные величины: мощность на валу
Pном
= 750 Вт; частота вращения
ротора nном
= 900 мин–1;
коэффициент мощности cosном
= 0,7;
КПД
ном
= 0,7; а также перегрузочная способность,
Kм
= Мmax/Мном
=
= 2,0
и зависимость
,
где
.
Необходимо определить:
1. Синхронную частоту вращения n1 (при частоте питающего тока f1 = 50 Гц) и число пар полюсов р вращающегося магнитного поля.
2. Номинальную мощность Р1ном, потребляемую двигателем, и номинальный ток I1ном (линейное напряжение сети Uл = 220 В).
3. Номинальный Мном и максимальный Мmax моменты на валу, номинальное Sном и критическое SК скольжение.
4.
Для режима со скольжением S,
заданным
по вариантам из табл. 2.1, определить
частоту вращения ротора n,
момент М
(по
формуле Клосса), мощность на валу Р,
потребляемую мощность
P1
= Р/.
Т а б л и ц а 2.1
Вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Скольжение |
0,04 |
0,05 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
0,11 |
0,12 |