Файл: Электротехника и электроника Лабораторный практикум Часть 2-1 Новаш Розум.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 740

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным опыта короткого замыкания вычисляются:


, , .


Данные сопротивления заменяют собой обе обмотки трансформатора. Чтобы разделить сопротивления обмоток, учитывают, что реальные сопротивления обмоток с разными номинальными напряжениями и токами имеют различные значения, но потери мощности в них и относительные потери напряжения (отнесенные к номинальным величинам) примерно одинаковы. Следовательно, по значимости, оцениваемой потерями мощности и относительными потерями напряжения, обе обмотки равноценны. Эти обстоятельства позволяют приравнять сопротивления одной (обычно первичной) обмотки к приведенным сопротивлениям другой (обычно вторичной) обмотки:


; ; .


Кроме сопротивлений приводятся также напряжения, ЭДС и токи:


; ; .


С учетом приведения сопротивления обмоток равны


; ; .


По рассчитанным параметрам строится схема замещения трансформатора (см. рис. 1.2). Так как для расчета схемы замещения использованы данные опытов холостого хода и короткого замыкания, то потери мощности в этих опытах, ток холостого хода (в процентах от номинального тока первичной обмотки) и напряжение короткого замыкания являются обязательными паспортными данными каждого трансформатора.

Эксплуатационные характеристики трансформатора строят в функции от коэффициента нагрузки. По паспортным данным расчет зависимости вторичного напряжения , коэффициента мощности , КПД от тока нагрузки I2 или коэффициента нагрузки выполняют по следующим формулам:


1) ,


где активная и реактивная составляющие напряжения короткого замыкания равны


; ;


2 – угол сдвига фаз между напряжением и током приемника;


2) ;


;


,


где Sном полная номинальная мощность;

3) .


Типичный вид этих характеристик приведен на рис. 1.3. КПД имеет наибольшее значение при равенстве постоянных Рх и переменных 2Pк потерь:


.



Характеристики трансформаторов небольшой мощности, имеющих обычно низкий КПД, можно получить методом непосредственной нагрузки (рис. 1.4), что и предполагается в данной работе. Измерительные приборы в цепях первичной и вторичной обмоток позволяют измерить напряжения, токи, мощности, затем рассчитать коэффициент мощности и КПД (при активной нагрузке ).


Предварительное задание к эксперименту


По паспортным данным трансформатора (табл. 1.1) определить коэффициент трансформации n, номинальные токи первичной и вторичной обмоток I1ном и I2ном, их активные R1, R2 и реактивные X1, Х2 сопротивления, сопротивления холостого хода Rх, Хx, а также коэффициент нагрузки , при котором КПД трансформатора максимален. Результаты расчета записать в табл. 1.2.


Т а б л и ц а 1.1


Данные

S, ВА

U1, В

U2, В

Рx, Вт

Рк, Вт

uк, %

ix, %

Паспортные

1000

220

127

25

30

3,5

20

Опытные

1000

220








Т а б л и ц а 1.2


n

I1ном,

А

I2ном,

А

R1,

Ом

X1,

Ом

R2,

Ом

X2,

Ом

Rх,

Ом

Хx,

Ом

= (из табл. 1.3)

U2, В

cos1















Начертить Т-образную схему замещения трансформатора, записать возле каждого элемента значение сопротивлений.

2. Для заданного вариантом в табл. 1.3 значения рассчитать U2 , , cos1 при активной нагрузке трансформатора (2 = 0), результаты записать в табл. 1.2. При расчете U2 значение U2х принять равным 130 В.


Т а б л и ц а 1.3


Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

= I2/I2ном

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0



Порядок проведения эксперимента


1. Ознакомиться с приборами и аппаратами лабораторной установки. Собрать электрическую цепь по схеме рис. 1.4 для испытания трансформатора. Установить регулятор автотрансформатора AT в нулевое (крайнее левое) положение, отключить выключатель Вк.


Рис. 1.4


2. После проверки цепи руководителем установить на зажимах первичной обмотки номинальное напряжение U1ном = 220 В и записать показания приборов в табл. 1.4 при холостом ходе трансформатора.


Т а б л и ц а 1.4


Опыты

Измерено

Вычислено

U1, В

I1, А

Р1, Вт

U2, В

I2, А

cos1

ХХ









1









2









3









4









5









КЗ










3. Подключить нагрузку Rн трансформатора и, поддерживая
U1 = U1ном = const, изменять вторичный ток до значения I2ном. Результаты пяти опытов записать в табл. 1.4. Один из опытов выполнить для , заданного вариантом табл. 1.3.

4. Установить регулятор автотрансформатора в нулевое положение, включить выключатель Вк и выполнить опыт короткого замыкания, для чего к первичной обмотке подать пониженное напряжение U1к, при котором I1к = I1ном. Показания приборов записать в табл. 1.4.

5. По опытным данным определить коэффициент трансформации п, процентное значение тока холостого хода iх, %, потери в стали и обмотках трансформатора, напряжение короткого замыкания uк, %. Сравнить полученные значения с номинальными (см. табл. 1.1).

6. Рассчитать для проведенных опытов коэффициент мощности и КПД трансформатора, результаты записать в табл. 1.4.

7. Построить в общей системе координат характеристики U2(), cos1() и () при U1 = const и cos2 = 1. Здесь же показать расчетные точки предварительного задания (см. табл. 1.2).


Содержание отчета


  1. Цель работы.

  2. Полный расчет предварительного задания к эксперименту, вклю-чая табл. 1.1, 1.2 и схему замещения трансформатора.

  3. Схема цепи для испытаний трансформатора.

  4. Таблица измерений и вычислений 1.4.

  5. Графики зависимостей U2(), cos1() и ().

  6. Анализ результатов и выводы.



Контрольные вопросы


  1. Объясните устройство и принцип действия однофазного транс-сформатора.

  2. От чего зависят ЭДС обмоток трансформатора?

  3. Для какой цели в трансформаторе используют стальной сердечник? Как он влияет на ток холостого хода?

  4. Как определяется коэффициент трансформации?

  5. Какие потери энергии имеют место в трансформаторе и от чего они зависят?

  6. Как выполняют опыты XX и КЗ? Каково их назначение?

  7. Что называют схемой замещения трансформатора и как определить ее параметры?

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 2.2


ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО

ДВИГАТЕЛЯ С короткозамкнутым ротором


Цель работы: изучение устройства и принципа действия асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором; освоение расчета основных электрических и механических величин; снятие и анализ рабочих характеристик двигателя.


Общие сведения


Асинхронный двигатель (АД) с короткозамкнутым ротором – наиболее распространенный в народном хозяйстве тип электрического двигателя. Он имеет простую конструкцию, сравнительно недорог, надежен и удобен в эксплуатации. АД преобразует электрическую энергию переменного тока в механическую энергию, отдаваемую посредством вала рабочей машине. Основными частями АД являются неподвижный статор и вращающийся ротор, разделенные воздушным зазором (0,25…1 мм).

Статор состоит из литого корпуса (стального, чугунного или алюминиевого), внутрь которого вмонтирован сердечник статора – полый цилиндр, набранный из отдельных пластин (колец) электротехнической стали, толщиной 0,5 мм. Для уменьшения потерь от вихревых токов пластины изолируют друг от друга. Сердечник статора имеет пазы, в которые помещена трехфазная обмотка из медного или алюминиевого изолированного провода. Фазы обмотки (А, В, С) смещены друг относительно друга по окружности статора на 120 и могут соединяться звездой или треугольником (в зависимости от номинального напряжения фаз обмотки и питающей сети).

Ротор представляет собой цилиндр, собранный из тонких изолированных дисков электротехнической стали, насаженный и закрепленный на валу. В дисках выштампованы пазы, в которые закладывают медные или заливают алюминиевые стержни обмотки, соединяемые по торцам накоротко кольцами из того же материала. Полу-ченная таким образом короткозамкнутая обмотка ротора напоминает по конфигурации «беличье колесо» (ее часто так называют).

Работа АД основана на способности трехфазной системы токов, протекающей по трем катушкам, оси которых смещены в пространстве на 120°, возбуждать вращающееся магнитное поле.

Подобные условия созданы в статоре АД, подключенном к трехфазной сети (рис. 2.1, а).


а б


Рис. 2.1


Протекание в фазах обмотки статора трех синусоидальных токов, сдвинутых во времени на 1/3 периода, возбуждает в АД магнитное поле, бегущее вдоль окружности статора (вращающееся) с постоянной скоростью. Число магнитных полюсов вращающегося поля зависит от конструкции обмотки статора (числа катушек в фазе обмотки). При выполнении каждой фазы в виде одной катушки, вращающееся поле будет двухполюсным (число пар полюсов р = 1). Для получения вращающегося поля с р парами полюсов окружность статора разбивают на р частей и на каждой из них размещают три катушки разных фаз. В этом случае одна пара полюсов образуется на каждой части окружности, занятой тремя катушками, поле в целом имеет p пар полюсов, каждая фаза обмотки состоит из р последовательно соединенных катушек.


Направление вращения поля совпадает с направлением чередования токов по фазам обмотки. Для изменения направления вращения достаточно переключить (поменять местами) провода, подающие токи в любые две фазы обмотки.

Частота вращения магнитного поля, называемая синхронной, вы-ражается формулой



где f1 – частота питающего тока, Гц;

р – число пар полюсов статора.

При промышленной частоте тока f1 = 50 Гц синхронная частота вращения определяется числом пар полюсов:


p

1

2

3

4

5

6

n1, мин–1

3000

1500

1000

750

600

500


Принцип действия АД. В обмотку статора от трехфазной сети подается трехфазная система токов, возбуждающая вращающееся магнитное поле. Магнитные линии вращающегося поля пересекают обмотки статора и ротора и по закону электромагнитной индукции индуктируют в них синусоидальные ЭДС Е1 и Е2. ЭДС Е1 уравновешивает основную часть напряжения питающей сети U1, а Е2 вызывает в проводниках короткозамкнутой обмотки ротора токи I2. Взаимодействие токов ротора и вращающегося магнитного поля создает электромагнитный вращающий момент M, приводящий ротор в движение в направлении вращения поля. Частота вращения ротора n меньше частоты вращения поля n1, так как ЭДС Е2, ток I2 и момент М появляются только при условии перемещения магнитного поля относительно ротора, т.е. при n n1.В связи c этим рассматриваемый двигатель называют асинхронным.

Относительную разность частот вращения магнитного поля и ро-тора называют скольжением:


. (2.1)


При холостом ходе двигателя частота вращения ротора n близка к частоте вращения магнитного поля n1 и S 0, с увеличением нагрузки на валу скольжение возрастает (п уменьшается), при номинальной нагрузке Sном = 0,02...0,08 (малые значения относятся к мощным двигателям). В момент пуска п = 0 и S = 1.

Скольжение играет важную роль в теории АД. Частота вращения ротора n выражается через S формулой, вытекающей из (2.1):


.


При неизменных частоте и напряжении питающей сети вращаю-щий момент М однозначно определяется скольжением. График зависимости М(S) показан на рис. 2.1, б. Наибольшему вращающему моменту Мmax соответствует критическое скольжение Sк, которое делит график М(S) на два участка: устойчивой работы и неустойчивой работы . На устойчивом участке двигатель автоматически развивает вращающий момент М, равный моменту сопротивления Мс рабочей машины. При возрастании Мс скольжение S и вращающий момент М будут увеличиваться до тех пор, пока не наступит новое равновесие М = Мс. При уменьшении Мс скольжение S и вращающий момент М соответственно уменьшаются. Это свойство АД называют саморегулированием вращающего момента.

На неустойчивом участке M(S) двигатель, не обладая свойством саморегулирования, работает кратковременно и, как правило, в условиях неравенства моментов М и Мс. При этом, если М > Мс, двигатель увеличивает скорость (уменьшает S) и переходит на устойчивый участок (таков процесс пуска АД), если же М Mс, скорость АД уменьшается до полной остановки.


В установившемся режиме вращающий момент Мм), механическая мощность на валу Р (Вт) и частота вращения n (мин–1) связаны соотношением


.


Момент и мощность на валу, которые двигатель может длительно развивать, не перегреваясь сверх допустимой температуры, называют номинальными (Мном, Рном).

Номинальный режим характеризуют также номинальная частота вращения nном, номинальный КПД , номинальный коэффициент мощности , номинальное линейное напряжение сети Uном, номинальный линейный ток:


.


При кратковременных перегрузках (Мс Мном) АД работает устойчиво при условии, что наибольший момент сопротивления рабочей машины Мс.max не превышает Мmax АД. Отношение называют перегрузочной способностью АД. Kм приводится в каталогах (K = 1,8...2,5) и используется для вычисления Мmax:


.


Пусковые свойства АД характеризуют пусковой момент Мп и пус-ковой ток Iп в начальный момент пуcка (при n = 0, S = 1). Для короткозамкнутых АД Мп = (1…1,5) Мном, Iп = (5…7) Iном. Пусковой момент должен быть достаточным, чтобы преодолеть Мс рабочей машины и обеспечить быстрый (в течение нескольких секунд) разгон до рабочей скорости. Начальный пусковой ток по мере разгона АД быстро уменьшается и поэтому не опасен для двигателя. Зависимость M(S) приближенно выражается упрощенной формулой Клосса:


,


где критическое скольжение


.


Рабочие характеристики отражают эксплуатационные свойства АД и представляют зависимости величин n, М, I1, , cos от мощности на валу Р. Выразив эти величины в относительных единицах (n = n/n1, М = М/Мном, I1 = I1/I1ном, Р = Р/Рном), можно построить рабочие характеристики в общей системе координат (рис. 2.2).



Рис. 2.2


В данной работе в качестве короткозамкнутого используется АД с фазным ротором, обмотка которого замыкается накоротко. Нагрузку на валу АД создает генератор постоянного тока, работающий на регулируемый нагрузочный резистор.


Предварительное задание к эксперименту


Для трехфазного асинхронного двигателя заданы следующие номи-нальные величины: мощность на валу Pном = 750 Вт; частота вращения ротора nном = 900 мин–1; коэффициент мощности cosном = 0,7; КПД ном = 0,7; а также перегрузочная способность, Kм = Мmax/Мном =
= 2,0
и зависимость , где .

Необходимо определить:

1. Синхронную частоту вращения n1 (при частоте питающего тока f1 = 50 Гц) и число пар полюсов р вращающегося магнитного поля.

2. Номинальную мощность Р1ном, потребляемую двигателем, и номинальный ток I1ном (линейное напряжение сети Uл = 220 В).

3. Номинальный Мном и максимальный Мmax моменты на валу, номинальное Sном и критическое SК скольжение.

4. Для режима со скольжением S, заданным по вариантам из табл. 2.1, определить частоту вращения ротора n, момент М (по формуле Клосса), мощность на валу Р, потребляемую мощность
P1 = Р/.


Т а б л и ц а 2.1


Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

Скольжение

0,04

0,05

0,06

0,07

0,08

0,09

0,11

0,12