Файл: вопросы Гак 2013 (с ответами).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 2234

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Язык как системно-структурное образование.

Язык – сложно структурир-ая система знаков, орудие коммуникации, хранения и передачи инф-ии.

Когда говорят о структурности языка, имеют в виду, прежде всего то, что все его единицы и категории взаимно различаются, взаимно соотносятся и зависят друг от друга.

Структурой языка м.б. бы назвать совок-ть присущих ему единиц и категорий, организуемых в единое целое совокупностью языковых отношений и зависимостей.

Совок-ть языковых отношений и зависимостей можно именовать системой языка.

Т.о., структура – совок-ть элем-ов, а система – совок-ть отношений между этими элем-ми [Б.Н. Головин].

Т.о., язык – единство структуры и системы, предполагающих друг друга и влияющих друг на друга.

Все системы средств, используемые человеком д/обмена инф-ей, являются знаковыми/силлабическими, т.е. системами знаков и правилами их употребления.

Язык – самая сложная из всех знаковых систем. Как орудие общения язык д.б. организован как целое, обладать известной структурой и образовывать единство своих элементов как единое целое.

Под структурой следует понимать единство разнородных элементов в пределах целого.

Различие элементов структуры языка определяется различными функциями языка:

1) Звуки – материальные знаки языка. Звуковые знаки языка ровно, как и графические обладают двумя функциями:

- перцептивной – быть объектом восприятия;

- сигнификативной – иметь спос-ть различать вышестоящие значимые элем-ы языка – морфемы, слова, предложения.

2) Морфемы могут выражать понятия:

- корневые

- некорневые:

-- значения признаков: -ость, без-, пере-

-- значения отношений: -у (сижу), -ишь (сидишь)

Это семасиологическая функция – функция выражения понятий. Морфемы не могут называть, но они имеют значения.

# морфема -красн- выражает цвет, а назвать можно, превратив ее в слово – краснота, красный.

3) Слова могут называть вещи и явления действительности (номинативная функция).

4) Предложения служат для сообщения (коммуникативная функция). Также обладают семас-ой и номинативной функциями.

Элементы данной структуры образуют языковое единство, что легко понять, обратив внимание на их связь. Каждая низшая ступень является потенциально следующей высшей и наоборот, каждая высшая ступень как min состоит из одной низшей. Так предложения могут состоять из одного слова: #, Вечереет. Слово – из одной морфемы: тут, вот, метро. Морфема – из одной фонемы: жать, щи.

В пределах каждого круга (яруса, уровня) языковой структуры (фон., морф., лекс., синт.) имеется своя система, т.к. все элементы данного круга выступают как члены системы. Система – единство однородных взаимообусловленных элементов.

Члены системы взаимосвязаны и взаимообусловлены в целом, поэтому и число элементов и их соотношения отражаются на каждом члене данной системы. Если остается один элемент, то данная система ликвидируется.


# Система склонения возможна при наличии хотя бы двух падежей.

Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка.

По Соссюру:

Язык Речь

идеальное материальное

система варианты использования в речи (реализация системных отношений)

социальное индивидуальное

Т.о., язык как система противопоставляется у Соссюра речи как ее материальной реализации.


  1. Артикуляционные механизмы речи.

Артикуляцией наз-ся работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Сложность артикуляции звука состоит в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).

Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка – это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

Речевой аппарат – совокупность органов человеческого организма, приспос-ая д/производства и восприятия речи. Реч-ой ап-т в шир-ом смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.

Речевой аппарат состоит из:

1) Дыхательного аппарата (лёгкие, бронхи, диафрагма, дыхательное горло (трахеи))

2) Полость гортани с голосовым связками и хрящом.

3) Надгортанные полости; полость глотки, полость рта и носа.

Голосовые связки состоят из волокон, идущих вертикально, горизонтально, вертикально, что позволяет изменить их толщину и зажимать в различных местах.

Колебание голосовых связок создаётся из-за струи воздуха, идущего из лёгких.

Нёбная занавеска, когда она поднята, воздух попадает в полость рта, если опущена - полость рта и носа.

Органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые д/образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самост-ой работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть. Гортань расположена над трахеей. Она состоит из кругового перстневидного хряща, щитовидного хряща и парных черпаловидных. Между щитовидным хрящом и голосовыми отростками черпаловидных хрящей расположены голосовые связки, окутанные складками слизистой оболочки, щель между ними называется голосовой щелью. Воздух проходит через нее и при дыхании, и при речи. Мышцы гортани имеют особое функциональное значение. Перстнещитовидная мышца расположена центрально между перстневидным и щитовидным хрящами. Перстнечерпаловидные мышцы состоят из двух частей каждая: латеральной и задней. Черпаловидные мышцы соединяют дорсальные поверхности одноименных хрящей. Голосовые мышцы в составе голосовых связок идут от щитовидного хряща к черпаловидным. Латерально от каждой из них лежат щиточерпаловидные мышцы.


Гортань снабжена двумя веточками блуждающего нерва: верхний гортанный нерв и нижний гортанный нерв.

МЕТОДЫ:

1) Наблюдение и самонаблюдение.

2) Инструментальные методы фонетики.

3) Палатография – тонким слоем тальк на небо, потом произносится звук и смотрят на этот слой.

4) Искусственная палатография.

5) Пластография – алюминиевые пластинки вводятся в рот, при произнесении звука язык сгибает пластинки.

6) Рентгенография

7) Кимография.

8) Электроакустические методы.


  1. Акустические характеристики речи и методы их исследования.

Произносительный аппарат человека является весьма сложной и довольно совершенной акустической системой, возникшей в итоге длительной биологической эволюции.

Речевые сигналы акустически представляют собой распространяемые в воздушной среде сложные по своей структуре звуковые колебания, которые характеризуются в отношении их частоты (числа колебаний в секунду), интенсивности (амплитуды колебаний) и длительности. Все эти характеристики подвержены изменениям на протяжении одного речевого сигнала. Они м.б. зафиксированы и измерены посредством специальных электронно-акустических приборов (прежде всего осциллографа и спектрографа; ниже Вы увидите "картинки", на которых изображены данные спектрографического и осциллографического анализа).

Источниками возникновения речевых звуков в артикуляторном тракте человека являются:

  • периодические модуляции посредством колеблющихся голосовых связок воздушного потока, подаваемого из лёгких (голосовой источник);

  • турбулентные завихрения воздушного потока в сужениях произносительного тракта (шумовой, или вихревой, источник);

  • скачкообразное изменение давления воздуха в артикуляторном тракте при резком раскрытии смычки (взрывной, или импульсный, источник).

Голосовой источник лежит в основе образования гласных и сонорных ([a], [i], [u]; [l], [r]). Шумовому источнику обязаны своим происхождением глухие щелевые ([f], [s], [x]) и глухие аффрикаты ([ts]), импульсному источнику – глухие взрывные ([p], [t], [k]). Звонкие щелевые и звонкие аффрикаты возникают благодаря взаимной работе голосового и шумового источников ([v], [z]; [dz]). Взаимодействие голосового и импульсного источников приводит к образованию звонких взрывных ([b], [d], [g]).

На следующем этапе возбуждённый речевой звук модифицируется в отношении своего частотного состава в акустическом фильтре, который образуют активные и пассивные артикуляторные органы (голосовые связки, задняя стенка полости зёва, надгортанник, нёбная занавеска вместе с язычком, язык, губы, зубы, альвеолы, нёбо) и система резонаторов (полость гортани, полость зёва, носовая полость, полость рта, а также полость, образуемая в пространстве между губами и зубами).

Ртовый резонатор, роль которого в модификации речевых звуков наиболее важна, может быстро менять свой объём и свою конфигурацию; он м.б. более и менее жёстким. В результате отдельные составляющие возбуждённого звука усиливаются или ослабляются. Каждый звук приобретает в итоге свои индивидуальные акустические особенности. Его отличают от других звуков, во-первых, спектральные амплитудно-частотные характеристики, наблюдаемые при аппаратном анализе как полосы частот, усиленные резонаторами (форманты), и, во-вторых, его временная структура.


Для характеристики звука достаточно наличие примерно четырёх формант, т.е. областей концентрации энергии в спектре, которые связаны с особенностями артикуляции и необходимы д/правильного опознавания звука (форманты нумеруются в порядке возрастания частоты: FI, FII, FIII, FIV); из этих формант наиболее важны первая и вторая. Для гласных установлено, что частота FI связана со степенью закрытости гласного, а частота FII отражает степень его продвинутости вперёд.

Так, наиболее закрытые звуки [i], [u] имеют самую низкую по частоте FI, наиболее открытый гласный [a] имеет максимально высокую частоту FI. Наиболее передние [i], [y] характеризуются самой высокой по частоте FII, у наиболее заднего гласного [u]максимально низкая частота FII. Огубленность звука понижает значения всех формант. Формантная структура согласных сложнее.

С учётом данных формантного анализа на основе работ Р.О. Якобсона и его коллег м.б. построена акустическая классификация дифференциальных признаков речевых звуков (см., например, В.Б. Касевич, О.С. Широков).

В слитной речи один артикуляторный уклад быстро заменяется другим, в силу чего непрерывно изменяется акустическая картина. Весьма условно выделяются стационарные и переходные участки. Последние позволяют получить дополнительную инф-ию о соседних звуках.

Ниже приводится иллюстрация инструментального анализа нем. слова Dame 'дама'.

Просодическая структура высказывания, фразы, синтагмы, слова, слога акустически проявляется в виде беспрерывных изменений во времени частоты основного тона, интенсивности и длительности соответствующего сегмента.


  1. Единицы морфологического уровня. Понятие линейно-синтагматического континуума. Линейно-синтагматические свойства словоформ. (Билет №1)

Единицы морфологического уровня

Устройство языка обычно описывается в терминах уровневой организации. Совокупность единиц одного порядка сложности называется уровнем. А модель языка в целом представляется, как правило, переходом с одного уровня на другой, начиная от низших (содержащих элементы звуковой субстанции) к высшим уровням (состоящим из элементов смысловой субстанции), при анализе текста и в обратном порядке при его синтезе.

Единица каждого уровня состоит из одной или нескольких единиц более низкого уровня.

Всего четыре уровня – фонем (мин. смыслоразличительных единиц), морфем (мин. значимых единиц), словоформ (мин. автономных единиц), высказываний (мин. коммуникативных единиц)

Морфема — мин. двусторонняя единица языка в которой:

  1. за определенной фонетической или графической оболочкой (план выражения) закреплено то или иное значение (план содержания)

  2. неделима на более простые единицы, обладающими теми же свойствами.

Морфема обладает св-вами: сочетается только с морфемами, синтаксически не самостоятельна, т.е. выступает в предложении только как компонент слова. Семантически не самостоятельна, является номинативно не активной единицей, т.е. не может служить средством называния предметов объективной действительности, не может выполнять номинативную функцию. Морфологически нечленима и не самостоятельна: включается в словоизменительную парадигму только как компонент слова. Не обладает свойством автономности, отделимости.


Словоформа (грамм-ая форма слова) – разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга по грамматическому значению, лексическое (вещественное) значение словоформ одинаковое. Мин. автономная единица, представляющая собой морфемный комплекс, м/составными частями которого существуют тесные связи. Обладает свойством автономности и отделимости.

Под автономностью понимается спос-ть яз-ой ед-цы образовывать высказывание, даже минимальной длины.

# Извольте выйти вон!

Это высказывание обладает автономностью, но ею обладают и меньшие единицы, входящие в это высказывание: изволь, извольте, извольте выйти, выйти вон, вон. В составе высказывания 4 словоформы: изволь, извольте, выйти, вон.

Словоформа в этом высказывании противопоставляется с одной стороны сочетанию словоформ (извольте выйти), а с другой стороны значимой, но автономной морфеме (-те в извольте). Т.о., словоформы являются морфологически не элементарными, хотя существуют и одноморфемные словоформы (вон).

Отделимость проявляется в особенностях поведения единиц в составе линейной текстовой цепочки, и его можно сформулировать следующим образом: единица A считается отделимой от словоформы В, если существует такой контекст, в котором между А и В допустимо поместить по крайней мере одну автономную словоформу.

# Извольте сейчас выйти вон

те — отделимостью не обладает.

Друг друга — нельзя вставить к-л элемент.

Линейно-синтагматический континуум

На шкале линейно-синтагматической свободы знаковые единицы естественного языка образуют континуум, на одном полюсе которого находятся макс. автономные полные высказывания, а на противоположном – мин. автономные связанные морфемы.

Важнейшей промежуточной зоной этого континуума являются клитики (единицы, менее автономные, чем словоформы и более автономны, чем морфемы – ну, же, в, у. Клитика не м.б. автономной словоформой, но ее свобода перемещения в предложении м.б. очень высокой). Внутри каждого из трех основных классов единиц выделяются дополнительные подклассы:

  1. Внутри класса словоформ различаются сильно автономные и слабо автономные. Сильно автономные могут образовывать мин. полные высказывания, слабо автономные этим свойством не обладают (#доме), однако являются акцентно самостоятельными, хорошо отделимыми единицами.

  2. Внутри класса клитик (все акцентно не самостоятельные, но линейно в той или иной степени самостоятельные единицы – служебные слова) различаются собственно клитики, обладающие хорошей отделимостью, и полуклитики. В число последних попадают все клитики с ограниченной линейной самостоятельностью (автономностью), прежде всего слабоотделимые клитики (типа рус. –кое) и не отделимые, но переместимые клитики (типа рус. же и бы). Т.о., отделимость признается важнейшим линейно-синтагматическим свойством, значимость которого превышает другие параметры линейной самостоятельности.

  3. Внутри класса морфем выделяются связанные и свободные морфемы. К свободным морфемам относятся морфемы, встречающиеся в языке на правах автономного слова, такие морфемы могут повторяться в таком же формальном виде в других словах (чаще только корневые морфемы). К связанным морфемам относятся морфемы, выступающие лишь в сочетании с другими (аффиксы, определенная часть корневых морфем). , корневая морфема труд относится к свободным морфемам, т.к. является отдельным словом в качестве сущ.. При этом она сохраняет такой же формальный вид в других словах – трудовой, трудный.