ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.12.2020

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 5. ИНФЛЯЦИЯ

Учебные вопросы:

1. Сущность, причины и формы проявления инфляции.

2. Критерии, виды и социально-экономические последствия инфляции.

3. Инфляция спроса и инфляция предложения. Их взаимосвязь и взаимодействие


1. Сущность, причины и формы проявления инфляции.

Одной из центральных проблем для России в ходе социально-экономических преобразований стала инфляция.

Вначале 90-х гг. XX в. катастрофический рост цен наблюдался по всем группам товаров, отражая развал потребительского рынка. Произошел обвальный спад промышленного производства. Некоторая стабилизация ситуации, наметившаяся к 1995 г., была нарушена кризисом 1998 г., когда прожиточный минимум в денежном выражении возрос вдвое. Очередной виток цен в 2001 — начале 2002 г. показывает, что проблема инфляции остается одной из самых актуальных в российской экономике.

Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. Западные представления о причинах инфляции и способах ее преодоления не всегда адекватны применительно к российской действительности, ибо здесь корни инфляции лежат в существовавшей ранее административно-командной системе хозяйствования.


1.1. Понятие инфляции

Инфляция сегодня - одно из наиболее заметных и тяжелых по своим социально-экономическим последствиям экономических явлений. Для того чтобы выработать действенную программу оздоровления экономики, необходима четкая концепция инфляции. Во-первых, она должна базироваться на отношении к инфляции как к макроэкономической категории, присущей рыночному хозяйству; во-вторых, необходимо учитывать специфический характер российской экономики.

Термин «инфляция» впервые стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. для обозначения процесса разбухания бумажно - денежного обращения.

Inflatio в переводе с латинского означает «вздутие». Суть инфляции сводилась к чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров.

Данное экономическое явление проявлялось и раньше, например, во Франции в XVI в. при введении бумажных денег Джоном Ло. Инфляция как экономическое явление проявилась тогда в переполнении каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых резко падала.

Если следовать марксистской трактовке, то в соответствии с формулой количества бумажных денег, необходимых в обращении, инфляция выступает, прежде всего, как избыток платежных средств, превышение их количества в обращении над суммой товарных цен.

где КД — количество денег, необходимое в обращении; СЦ — сумма цен проданных товаров; К — товары, проданные в кредит; П — платежи, по которым наступил срок; ВП — взаимопогашающиеся платежи; О — скорость обращения денег.


В идеальных абстрактных условиях данная формула может правильно определить количество денег, необходимых для обращения. Но эта характеристика инфляции недостаточна и не выявляет причины инфляции.

Появление денег, не обеспеченных товарами, и было определено как инфляция. Отсюда и распространение в некоторых случаях термина «инфляция денег» (Ю. Осипов). Вообще погоня денег за товаром означает нарушение равновесия между денежной массой и товарным покрытием. Словом, инфляция как форма нарушения законов денежного обращения означает нарушение макроэкономического равновесия, дисбаланс спроса и предложения.


1.2. Источники инфляции

Наиболее ярко инфляция проявляется в росте цен на товары и услуги. Речь идет об общем повышении уровня цен. Если время от времени повышаются цены на некоторые товары - это еще не инфляция, возможно, имеет место удорожание в результате улучшения качества товара. Только повышение общего уровня цен означает, что идет давление денежной массы на товарную: деньги обесцениваются - доходы населения снижаются. Несоответствие платежеспособного спроса и товарной массы проявляется в том, что спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители товаров и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек - затрат на создание и реализацию этих товаров.

Диспропорции между спросом и предложением, превышение денежных доходов над потребительскими расходами могут порождаться различными причинами. Это, прежде всего дефицит государственного бюджета (превышение государственных расходов над доходами). Сюда же относятся чрезмерное инвестирование, когда объем инвестиционных расходов превышает потребности и возможности национальной экономики (незавершенное производство в советской практике) и сокращение поступлений от импортируемых товаров при сильной зависимости потребительского рынка от внешней торговли.

В СССР дисбаланс между материально-вещественными и стоимостными пропорциями в экономике возник еще в 60-е гг. Во второй половине 60-х гг. рост денежных доходов населения стал все заметнее обгонять увеличение товарооборота. За период с 1983 по 1988 г. планы по росту денежных доходов, кроме 1982, 1985 и 1986 гг., перевыполнялись, а планы розничного товарооборота за то же время не выполнялись 17 раз. С 1986 г. неудовлетворенный спрос на товары начал удваиваться каждый год. Волны ажиотажного спроса захлестнули экономику. Анализ хозяйственной жизни 60-х годов свидетельствует о постоянном отставании предложения от спроса. Одно время это преподносилось едва ли не как преимущество социализма - рост благополучия трудящихся, проявление "основного экономического закона социализма". Однако некоторые экономисты в середине 70-х годов забили тревогу: платежеспособный спрос удовлетворялся лишь на 50%. Это был серьезный сигнал о неблагополучии, несбалансированности национальной экономики. «Горячие», несбалансированные деньги стали основой перераспределения доходов через взяточничество и спекуляцию. Началась натурализация обмена, товары закупались впрок. Обострилось противоречие между спросом и предложением. Аналогичные процессы в советской экономике наблюдались и в производственной сфере. Когда средства производства распределялись по фондам, производители брали все подряд, в надежде поменять на нужную продукцию.



1.3. Инфляция как дисбаланс спроса и предложения

Итак, основным источником инфляции выступает нарушение макроэкономического равновесия, разбалансированность экономических процессов. При этом кроме товарно-денежной разбалансированности отмечается также дисбаланс спроса и предложения. Разные экономические школы объясняют причины этого дисбаланса по-разному.

Кейнсианский подход заключается в том, что причина дисбаланса определяется чрезмерным спросом при полной занятости. Поэтому сторонники этого направления считают, что если уровень использования производственных мощностей низок, то покупательная способность, которую наращивают с помощью бюджетного дефицита и выпуска денег, может быть приемлемой и не вести к инфляции.

Сторонники неоклассического подхода ищут источники инфляции в чрезмерном росте производства, увеличении расходов или издержек производства.

То есть одни рассматривают инфляцию со стороны спроса, другие со стороны предложения.

В современных экономических условиях делаются попытки синтезировать оба подхода, рассмотрим различные стороны этого процесса. Если проанализировать инфляцию с позиции макроэкономического равновесия, то ясно, что стабильное состояние экономики характеризуется равенством на определенный момент времени платежеспособности спроса и общей суммы стоимости всех товаров (предложений). Причем речь идет и о потребительских товарах, и о средствах производства. Если растет только спрос, а ему противостоит та же товарная масса (или она растет более медленными темпами), то сбалансированность рано или поздно нарушается. Ликвидировать это можно через рост цен, что ведет к снижению покупательной способности денежной единицы и потребности национальной экономики в дополнительной денежной массе (см. рис. 5.1).

Необходимо обратить внимание на то, что динамика экономических процессов, их взаимосвязь усложняют ситуацию. Эффекты инфляционных процессов могут наступать быстро - даже при низком уровне производственных мощностей. Начинается порочный круг: обесценение денег ведет к росту дефицита государственного бюджета и к его финансированию за счет займов в Центральном банке страны, и снова увеличивается денежная масса. Не случайно монетаристы считают связь между денежной массой и уровнем цен достаточно жесткой. Бюджетный дефицит и ускоренная денежная эмиссия вызывают сомнения в действиях правительства, ведут к спекулятивной утечке валюты, население начинает скупать импортные товары. Отсюда и радикальные предложения монетаристов: ограничить государственные расходы и сдержать рост денежной массы.


1.4. Инфляционные ожидания

Если люди привыкли жить в ожидании роста цен и учитывать это в планах на будущее, то инфляция встраивается в ожидания и сама себя подхлестывает. Потребители берут товары впрок, усиливая давление на рынок, производители закладывают ожидания в цену производимой продукции, идет цепная реакция. Конечно, нужна ясная правительственная политика: стабильные темпы роста денежной массы, положительное сальдо государственного бюджета и платежного баланса, обменный валютный курс должен отражать реальное состояние экономики. Инфляция может быть вызвана не только объективными, но и субъективными факторами: чрезмерным воздействием государственной власти, недальновидной экономической политикой. По словам Л.Эрхарда, «Инфляция не обрушивается на нас как проклятье или трагически роковое событие. Она всегда вызывается легкомысленной или даже преступной политикой».



1.5. Формы инфляции

Инфляция - это не только нарушение денежного обращения, а болезнь всего механизма воспроизводства, результат макроэкономических нарушений. При этом рост цен выступает как следствие, внешний признак инфляции, по которому ее и определяют. Так, если цены на все товары и услуги в 1991 г. повысились в 2,6 раза, то в 1992 г. — уже в 26,1 раза. Однако существуют и другие признаки проявления инфляции:

1. Падение покупательной способности денежной единицы. Так, в результате августовского кризиса 1998 г. покупательная способность рубля снизилась в течение месяца в 2 раза. На 1 рубль стало возможно приобрести в два раза меньше товаров и услуг.

2. Изменение валютных курсов (в августе 1998 г. 1 доллар стоил 6 рублей, в ноябре 1998 г. — 14,5 руб., в декабре 2001 г. — 29,3 руб., в январе 2002 г. — 30,6 руб.).

3. Изменение условий предоставления кредитов в сторону удорожания и сокращения сроков (в начале 90-х гг. кредиты предоставлялись в лучшем случае на три месяца, а чаще — на один месяц).

4. Рост стоимости потребительской корзины на товары первой необходимости - пищевые продукты, одежду, обувь, жилье. Количество товаров, входящих в расчеты стоимости потребительской корзины, может колебаться от 25 в России до 400 в США. В развитых странах, где инфляцию трактуют шире, в потребительскую корзину включают общую сумму затрат потребителя на приобретение товаров, их поиск, стояние в очередях за товарами и услугами, дополнительные расходы и неудобства из-за вынужденной замены отсутствующего на рынке товара другим.


2. Критерии, виды и социально-экономические последствия инфляции


2.1. Темп инфляции

Несмотря на сложность этого экономического явления, инфляция поддается количественному измерению. Наиболее распространенным и официальным численным показателем инфляции является индекс потребительских цен (Iцен); который определяется как отношение общего уровня цен в текущем периоде к базисному периоду, или отношение цены потребительской корзины (определенного набора товаров и услуг) в текущем году к идентичной потребительской корзине в базисном году. При определении индекса потребительских цен состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. Предполагается, что состав потребительской корзины из года в год не меняется.

Цена потребительской корзины в текущем году потреб, цен цена потребительской корзины в базисном году

Например, цена потребительской корзины (недельного продуктового набора на человека в одном из городов России) в декабре 1998 г. составляла 475 руб., а в декабре 1999 г. — 587 руб. Чему равен Jпотреб. цен В 1999 Г.?

Следовательно, если уровень цен в 1998 г. принимается за 100%, такой же набор товаров подорожал на 23,8%.

Инфляция не предполагает роста цен в равной пропорции и одновременно. Состав потребительской корзины ограничен и определяется на основе анализа поведения потребителей. Ряд экономистов считает, что индекс потребительских цен завышает рост стоимости жизни, так как не принимает во внимание изменение стиля поведения (в сфере услуг) и качественные сдвиги (например, улучшение качества товаров и услуг), а, следовательно, могут возникнуть проблемы измерения темпов инфляции, их завышения.


Темпы инфляции рассчитываются следующим образом: из индекса потребительских цен текущего года вычитается индекс потребительских цен прошлого года, затем эта разница делится на индекс цен прошлого года и результат умножается на 100:

Например, индекс потребительских цен в 1998 г. относительно предыдущего года составил 184,4%, а в 1997 г. — 111,0%.

Темпы инфляции предопределяются тремя основными факторами:

- платежеспособным спросом,

- издержками производства и

- спекулятивной прибылью перекупщиков.

Платежеспособный спрос зависит не только от количества денег в обращении, но и от скорости их оборота (в России - одной из самых высоких в мире, так как бумажные деньги не пользуются здесь доверием у населения). Издержки производства зависят от качества его организации и управления, соотношения динамики оплаты и производительности труда, стоимости сырья и энергоносителей, транспортных услуг и т.д.

Таблица 5.2. Рост цен (1990 г. = 1)


Данные по росту цен за период реформ последнего десятилетия дают некоторое представление о взаимодействии факторов, определивших динамику цен (табл. 5.2).

Существует другой способ количественного измерения инфляции. Это так называемое «правило семидесяти», которое позволяет подсчитать количество лет, необходимых для удвоения общего уровня цен. С этой целью число 70 делится на ежегодный уровень инфляции.

В нашем примере при темпе инфляции 66,1% для удвоения уровня цен потребуется 70/66,1 = чуть более одного года. При темпах инфляции 6,6% для этого понадобилось бы 10 лет.


2.2. Основные критерии инфляции

Первым из трех основных критериев инфляции является темп роста цен (изменения Iцен).

Второй критерийстепень расхождения роста цен по различным группам (соотносительность роста цен по различным товарным группам).

Третий критерийожидаемость и предсказуемость инфляции.

Виды инфляции с позиций темпа роста цен (количественные характеристики) бывают следующие:

1) умеренная (ползучая), когда цены растут менее 20% в год (стоимость денег практически сохраняется);

2) галопирующая - рост цен от 20 до 200% в год (деньги начинают ускоренно материализоваться в товары);

3) гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы принимает катастрофические размеры, нарушается благосостояние далее наиболее обеспеченных слоев общества.

Экономические последствия трех видов инфляции можно сравнить с итогами стихийных бедствий в сельском хозяйстве. Вред, нанесенный заморозками, несопоставим с последствиями небывалых морозов и тем более наводнениями.


2.3. Гиперинфляция

Чем выше темпы инфляции, тем быстрее люди хотят потратить полученные деньги. Дж. Кейнс описывает ситуацию в Австрии после первой мировой войны, когда люди заказывали сразу два пива, т.к. цены росли быстрее, чем пиво выдыхалось.