ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.12.2020

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Историческое образование в современной школе: Альманах. – М.: «ТИД – «Русское слово – РС», 2004. – С. 67-73


М.В. Короткова

Учебно-методический комплекс по истории





По каждому курсу истории создают учебные комплексы. Под учебными комплексами обычно понимают всю учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по курсу. Основные учебники и пособия для учащихся включены в Федеральный перечень учебников. Федеральный перечень обеспечивает реализацию базисного учебного плана Россий­ской Федерации.

Методические пособия могут быть как подробными поуроч­ными, так и тематическими, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются реко­мендации проведения вариантов уроков с учетом разного уров­ня развития учащихся. Например, на уроке по одной и той же теме может быть образный рассказ или эвристическая беседа; рассказ учителя с элементами драматизации и персонификации или самостоятельная работа учащихся. Как правило, в пособиях даётся система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Авторы включают в пособия проблемно-познавательные задачи, рекомендации по созданию проблемных си­туаций, дают задания исследовательского характера.

Содержание учебного комплекса

Монографии

Книги для учителя

Пособия для учащихся

Художественная литература














Печатные

Объёмные

Экранные и экранно-звуковые









Учебники, хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради






Методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий





Научная, научно-популярная

художественная литература








Наглядные средства

обучения






Учебно - методический комплекс

Учебные пособия


Методическая
















Значительно расширена в учебниках нового поколения типоло­гия текстуального материала, включающая всю палитру приемов изложения от описательно-повествовательных сюжетов до про­блемного изложения различных версий и оценок исторических событий. Открытие новых источников и иное прочтение старых значительно расширили дополнительные тексты в учебниках, ко­торые конкурируют с основными авторскими текстами.

Понятны стремления авторов учебников нового поколения к подлинности их оформления: к самостоятельности иллюстра­тивного материала, к отказу от привычных рисунков современных художников. Иллюстрации в новых учебниках призваны стать важным арсеналом самостоятельной исследовательской деятель­ности детей. К сожалению, подбор иллюстраций очень трудоемок и они зачастую опаздывают, поэтому во многих учебных пособиях просто отсутствуют. Становление новой иллюстративной метаси­стемы связано и с объективными трудностями. Так, часто карты помещаются по ходу изложения материала, что усложняет про­блему: отбор, объем, место и методическое обеспечение. Смена старой «изобразительной» системы иллюстраций новой — «под­линной», но не всегда понятной и интересной ребенку вызвала ряд возражений приверженцев яркой образной истории. Это еще одно противоречие в нашей педагогической практике.


В современных учебниках изменились вопросы и задания. Сего­дня они направлены на включение школьников в исторические ситуации, реконструкцию эпох и народов, на основе собственных размышлений, личного опыта и степени овладения предметом. Вопросы и задания на формально-логическое освоение материала сменили задания, создающие ситуации удивления, переживания, познавательного спора и парадоксальности.

В учебниках нового поколения достаточно четко прослежи­вается изменение понятийной системы, связанное с обновле­нием научного аппарата современного историка. Однако становление новых понятий сопровождается неразработанно­стью словарей терминов, способов преподнесения понятий, вызывает у авторов учебников немалые методические пробле­мы. Дедукция в учебниках окончательно взяла верх над ин­дукцией, да и сам способ дедуктивного изучения материала видоизменился: значительно расширилась и стала многопла­новой конкретизация понятий на основе нового материала, их обогащение осуществляется и через комплекс противополож­ных суждений, мнений, сами термины и определения отража­ют ряд неоднозначных научных трактовок. Однако, к сожале­нию, по-прежнему существует противоречие между новыми способами изложения материала в учебниках и приверженно­стью старым шаблонам при создании методического аппарата. Разрешение противоречий при создании учебников — дело будущего, поле творческой деятельности авторских и педаго­гических коллективов.

Работу с новыми учебниками сегодня обеспечивают старые, в свое время беспроигрышно служившие любому учителю истории методические пособия, чаще называемые просто «методичками». При этом прежде всего необходимо вспомнить пособия Г. И. Годера (10), Г. М. Донского (16), П. С. Лейбенгруба (32), Г. В. Клоковой (28) и других. Сегодня этот жанр отмирает и новые пособия не со­здаются. Думается, что это связано прежде всего с обновлением со­держания и сосуществованием различных учебных книг, порой да­леко несходных концептуально и фактологически. Былой стабильности в этой сфере уже не будет. Создавать универсальную для каждого курса методичку — задача нереальная, а пособие под конкретный учебник — слишком дорогое удовольствие.

Современные тенденции развития УМК по истории

Объективные трудности в создании поурочных пособий связаны и с методическими проблемами преподавания. Скажем, безу­пречное с точки зрения учителя пособие по истории Древнего мира Г. И. Годера (10) во многом построено на образном воссоз­дании курса с использованием меловых рисунков и аппликаций. Сегодня молодые учителя не имеют возможности даже увидеть этот незаменимый вид наглядности, не говоря уже о работе с эти­ми материалами. В основе методического пособия Г. М. Донско­го по истории Средних веков (16) лежат логические схемы, кото­рые, увы, уже не являются ни актуальным, ни популярным способом подачи материала. Отрицательную реакцию у учите­лей истории нового поколения вызывает привязанность методи­ческих рекомендаций к жестким планам уроков, насыщенность текста прямой речью учителя. Вместе с тем они приветствуют наличие дополнительного материала к урокам.


Надо отметить, что и среди ученых нет единого мнения о том, ка­ково должно быть современное методическое пособие и нужно ли оно вообще. Одни полагают, что пособие должно содержать в боль­шей степени формы учебных занятий, приемы изучения материа­ла: игры, дискуссии, экскурсии, семинарские занятия, варианты работы с источниками. В этом случае отпадает необходимость да­вать прямую речь учителя, целесообразно ограничиться списком литературы и планом-проспектом. Ссылки на наглядные пособия бесполезны, ибо новые не выпускаются, а старые канули в Лету.

Другие считают пособие дополнительной книгой для учителя, насыщенной богатым фактическим материалом. Располагая та­ким материалом, учитель строит урок по своему разумению. По­знавательные вопросы и задания в книге такого типа сегодня тоже не актуальны, так как они дублируют жанры задачника и рабочей тетради. Нецелесообразно, по мнению ряда методистов, давать и варианты работы с учебниками, так как учитель часто использу­ет несколько учебников сразу, экспериментально проверяя их ка­чество. Видимо, жанр методического пособия в привычной для нас форме устарел: необходимо что-то новое.

Нам представляется, что стремлением преодолеть противоречие между новыми учебниками и старыми методиками было вызвано появление рабочих тетрадей. Идея достаточно известная, если вспомнить популярную среди учителей рабочую тетрадь М. И. Те- ненбаума по истории Древнего мира (46). Однако в наши дни эта идея интерпретируется по-новому. Рабочую тетрадь в ряде случа­ев сейчас соединяют с хрестоматией, книгой для чтения, смешивая эти жанры, ссылаясь на недостаток источниковой базы в учебни­ках. По мнению К. Б. Умбрашко (48), рабочая тетрадь с докумен­тальными материалами призвана заменить учебник. Представля­ется, что это крайняя точка зрения. Именно поэтому хочется остановиться на этом жанре более подробно.

Само название «рабочая тетрадь», придуманное не сегодня, позволяет определить ее функциональные особенности: с ее помощью дети должны работать с учебным материалом в раз­нообразной форме. При их создании нельзя забывать давно от­крытую психологами истину: у школьников более развито не­вербальное воображение, развитие же письменной речи происходит с большим трудом. Внимание детей вообще неустойчиво, особенно это касается младших подростков. Про­цесс учения детей строится на рисунке, макете, натуре, носит прежде всего занимательный характер, только при этом можно развивать логическое мышление, память, речь и т. д. При этом известные учащимся знания и способы деятельности (из учеб­ников, дополнительной литературы, хрестоматий, книг для чтения) при их использовании в новых условиях — в рабочей тетради — служат дополнительным стимулом поддержания ус­тойчивого внимания и формирования осмысленного восприя­тия. Следовательно, рабочая тетрадь должна принципиально отличаться от учебников и хрестоматий. Психологами также давно отмечено, что память детей отличается большой плас­тичностью, быстрым забыванием материала, нужна его смыс­ловая перегруппировка, чтобы они его не забывали. Для удов­летворения стремления детей видеть быстрее и нагляднее результаты своего труда психологи рекомендуют сократить временные промежутки между постановкой цели учебной дея­тельности и ее результатом. Чтобы удовлетворить стремление познавательную деятельность необходимо включать больше действий и заданий практического характера. Этому как нель­зя эффективнее способствует жанр рабочей тетради. На наш взгляд, рабочие тетради, в которых сложные тексты источни­ков преобладают над заданиями практического плана и пусты­ми страницами для объемных сочинений, не отвечают выпол­нению указанных задач.


Обращение к преподаванию истории на базе серьезных доку­ментальных источников и достоверного иллюстративного матери­ала вызвало появление еще одного любопытного жанра пособий — пакетов-комплектов.

Они своевременно заполнили определенный вакуум в средствах наглядности и источниках. В пакетах представлены фотографии и документы, неоднозначные материалы и противоречивые свиде­тельства, отражающие точки зрения противоборствующих тече­ний. Пакеты, на наш взгляд, — идеальное средство для организа­ции проблемного урока и исследовательской работы школьников. Однако и этот жанр учебного пособия в методическом плане не смог отойти от известных шаблонов и штампов, что особенно про­явилось в подборе вопросов и заданий и конструкции методичес­кого аппарата в целом.

Новые жанры пособий, безусловно, не могут и не смогут подме­нить старых компонентов учебно-методического комплекса: хрес­томатий, книг для чтения, задачников. Адекватной педагогичес­кой реакцией на появление ранее не издававшихся для школы исторических произведений явилось создание новых хрестоматий по истории. Имеется в виду прежде всего серия хрестоматий по истории России, издаваемая МИРОСом. В них нашли отражение не только работы современных исследователей и выдающихся ис­ториков прошлого, но и учебные пособия прошлого времени. Спектр источников в хрестоматиях изменен: от засилья законода­тельных актов авторы переходят к письмам, мемуарам, запискам и воспоминаниям современников, в том числе и иностранцев. До­кументы группируются вокруг узловых и спорных проблем рос­сийской истории. Принципиально изменился подход создателей к отбору материалов. Если ранее небольшие отрывки из источни­ков служили наглядно-словесной иллюстрацией тех или иных по­ложений учебника, то сегодня тексты подобраны по принципу альтернативности; школьникам предоставляется удобная возможность сопоставить позиции авторов по одному и тому же вопросу, а учителю организовать обсуждение исторических проблем.

Впервые в хрестоматиях появились иллюстрации, которые яв­ляются не просто выигрышным дополнением к текстам, но и несут важные методические функции. Путем сравнения слова и изобра­жения, научной реконструкции и художественного видения, под­линных памятников и фантазии потомков школьники поднима­ются на иной уровень осмысления прошлого. Любопытно, что комментарии в хрестоматиях впервые содержат сведения об авто­рах текстов, моментов в полемике историков и процессов, которые не освеще­ны документально. Как видно, жанр хрестоматий методически корректируется в духе сегодняшних проблем преподавания исто­рии, чего пока, к сожалению, нельзя сказать о книгах для чтения, пособиях для учащихся.

Противоречивые тенденции в сфере создания новых учебных пособий и применения на практике старых компонентов учебно-методического комплекса становятся еще более очевидными при анализе ситуации с наглядными пособиями. Как построить инте­ресный, запоминающийся и оригинальный урок, если учколлектор пуст, а наглядные пособия по истории практически не выпус­кают? Раньше выручало учебное кино, которое сегодня перестало существовать. Не включишь и телепередачу. Использование ви­деоматериалов и компьютеров на уроке истории может себе позво­лить далеко не каждый учитель и не каждая школа. Современного учителя истории частично выручают старые запасы слайдов и диафильмов, сохранившиеся старые картины и индивидуальные подборки иллюстраций. А что делать выпускнику педагогического вуза, молодому учителю?


Здесь возникает и новое противоречие. Интересна ли ученику, располагающему домашним компьютером и просматривающему видеофильмы, та наглядность, которую ему могут предложить в кабинете истории?



Задание

Подготовьте учебно-методический комплекс по какому-либо разделу (теме) школьного курса истории, используя литературу и оборудование кабинета истории (в школе, колледже, вузе), изу­чив проблему по литературе из предлагаемого к практическому за­нятию списка. Итогом работы будет заполнение таблицы по схеме:


Класс, курс. Название раздела, те­мы урока

Учебники и учебные пособия, авторы

Методичес­кая литера­тура: назва­ние, автор

Научная и художест­венная ли­тература

Хрестома­тии, книги для чтения

Основные учебные на­глядные по­собия








4