ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.12.2020
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
Историческое образование в современной школе: Альманах. – М.: «ТИД – «Русское слово – РС», 2004. – С. 67-73
М.В. Короткова
Учебно-методический комплекс по истории
По каждому курсу истории создают учебные комплексы. Под учебными комплексами обычно понимают всю учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по курсу. Основные учебники и пособия для учащихся включены в Федеральный перечень учебников. Федеральный перечень обеспечивает реализацию базисного учебного плана Российской Федерации.
Методические пособия могут быть как подробными поурочными, так и тематическими, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. Например, на уроке по одной и той же теме может быть образный рассказ или эвристическая беседа; рассказ учителя с элементами драматизации и персонификации или самостоятельная работа учащихся. Как правило, в пособиях даётся система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Авторы включают в пособия проблемно-познавательные задачи, рекомендации по созданию проблемных ситуаций, дают задания исследовательского характера.
Содержание учебного комплекса
Монографии Книги
для учителя Пособия
для учащихся Художественная
литература Печатные Объёмные Экранные
и экранно-звуковые
Учебники,
хрестоматии, книги для чтения, рабочие
тетради
Методические
пособия, книги, статьи, рекомендации,
сборники заданий
Научная,
научно-популярная художественная
литература Наглядные
средства
обучения
Учебно
- методический комплекс
Учебные пособия
Методическая
Значительно расширена в учебниках нового поколения типология текстуального материала, включающая всю палитру приемов изложения от описательно-повествовательных сюжетов до проблемного изложения различных версий и оценок исторических событий. Открытие новых источников и иное прочтение старых значительно расширили дополнительные тексты в учебниках, которые конкурируют с основными авторскими текстами.
Понятны стремления авторов учебников нового поколения к подлинности их оформления: к самостоятельности иллюстративного материала, к отказу от привычных рисунков современных художников. Иллюстрации в новых учебниках призваны стать важным арсеналом самостоятельной исследовательской деятельности детей. К сожалению, подбор иллюстраций очень трудоемок и они зачастую опаздывают, поэтому во многих учебных пособиях просто отсутствуют. Становление новой иллюстративной метасистемы связано и с объективными трудностями. Так, часто карты помещаются по ходу изложения материала, что усложняет проблему: отбор, объем, место и методическое обеспечение. Смена старой «изобразительной» системы иллюстраций новой — «подлинной», но не всегда понятной и интересной ребенку вызвала ряд возражений приверженцев яркой образной истории. Это еще одно противоречие в нашей педагогической практике.
В современных учебниках изменились вопросы и задания. Сегодня они направлены на включение школьников в исторические ситуации, реконструкцию эпох и народов, на основе собственных размышлений, личного опыта и степени овладения предметом. Вопросы и задания на формально-логическое освоение материала сменили задания, создающие ситуации удивления, переживания, познавательного спора и парадоксальности.
В учебниках нового поколения достаточно четко прослеживается изменение понятийной системы, связанное с обновлением научного аппарата современного историка. Однако становление новых понятий сопровождается неразработанностью словарей терминов, способов преподнесения понятий, вызывает у авторов учебников немалые методические проблемы. Дедукция в учебниках окончательно взяла верх над индукцией, да и сам способ дедуктивного изучения материала видоизменился: значительно расширилась и стала многоплановой конкретизация понятий на основе нового материала, их обогащение осуществляется и через комплекс противоположных суждений, мнений, сами термины и определения отражают ряд неоднозначных научных трактовок. Однако, к сожалению, по-прежнему существует противоречие между новыми способами изложения материала в учебниках и приверженностью старым шаблонам при создании методического аппарата. Разрешение противоречий при создании учебников — дело будущего, поле творческой деятельности авторских и педагогических коллективов.
Работу с новыми учебниками сегодня обеспечивают старые, в свое время беспроигрышно служившие любому учителю истории методические пособия, чаще называемые просто «методичками». При этом прежде всего необходимо вспомнить пособия Г. И. Годера (10), Г. М. Донского (16), П. С. Лейбенгруба (32), Г. В. Клоковой (28) и других. Сегодня этот жанр отмирает и новые пособия не создаются. Думается, что это связано прежде всего с обновлением содержания и сосуществованием различных учебных книг, порой далеко несходных концептуально и фактологически. Былой стабильности в этой сфере уже не будет. Создавать универсальную для каждого курса методичку — задача нереальная, а пособие под конкретный учебник — слишком дорогое удовольствие.
Современные тенденции развития УМК по истории
Объективные трудности в создании поурочных пособий связаны и с методическими проблемами преподавания. Скажем, безупречное с точки зрения учителя пособие по истории Древнего мира Г. И. Годера (10) во многом построено на образном воссоздании курса с использованием меловых рисунков и аппликаций. Сегодня молодые учителя не имеют возможности даже увидеть этот незаменимый вид наглядности, не говоря уже о работе с этими материалами. В основе методического пособия Г. М. Донского по истории Средних веков (16) лежат логические схемы, которые, увы, уже не являются ни актуальным, ни популярным способом подачи материала. Отрицательную реакцию у учителей истории нового поколения вызывает привязанность методических рекомендаций к жестким планам уроков, насыщенность текста прямой речью учителя. Вместе с тем они приветствуют наличие дополнительного материала к урокам.
Надо отметить, что и среди ученых нет единого мнения о том, каково должно быть современное методическое пособие и нужно ли оно вообще. Одни полагают, что пособие должно содержать в большей степени формы учебных занятий, приемы изучения материала: игры, дискуссии, экскурсии, семинарские занятия, варианты работы с источниками. В этом случае отпадает необходимость давать прямую речь учителя, целесообразно ограничиться списком литературы и планом-проспектом. Ссылки на наглядные пособия бесполезны, ибо новые не выпускаются, а старые канули в Лету.
Другие считают пособие дополнительной книгой для учителя, насыщенной богатым фактическим материалом. Располагая таким материалом, учитель строит урок по своему разумению. Познавательные вопросы и задания в книге такого типа сегодня тоже не актуальны, так как они дублируют жанры задачника и рабочей тетради. Нецелесообразно, по мнению ряда методистов, давать и варианты работы с учебниками, так как учитель часто использует несколько учебников сразу, экспериментально проверяя их качество. Видимо, жанр методического пособия в привычной для нас форме устарел: необходимо что-то новое.
Нам представляется, что стремлением преодолеть противоречие между новыми учебниками и старыми методиками было вызвано появление рабочих тетрадей. Идея достаточно известная, если вспомнить популярную среди учителей рабочую тетрадь М. И. Те- ненбаума по истории Древнего мира (46). Однако в наши дни эта идея интерпретируется по-новому. Рабочую тетрадь в ряде случаев сейчас соединяют с хрестоматией, книгой для чтения, смешивая эти жанры, ссылаясь на недостаток источниковой базы в учебниках. По мнению К. Б. Умбрашко (48), рабочая тетрадь с документальными материалами призвана заменить учебник. Представляется, что это крайняя точка зрения. Именно поэтому хочется остановиться на этом жанре более подробно.
Само название «рабочая тетрадь», придуманное не сегодня, позволяет определить ее функциональные особенности: с ее помощью дети должны работать с учебным материалом в разнообразной форме. При их создании нельзя забывать давно открытую психологами истину: у школьников более развито невербальное воображение, развитие же письменной речи происходит с большим трудом. Внимание детей вообще неустойчиво, особенно это касается младших подростков. Процесс учения детей строится на рисунке, макете, натуре, носит прежде всего занимательный характер, только при этом можно развивать логическое мышление, память, речь и т. д. При этом известные учащимся знания и способы деятельности (из учебников, дополнительной литературы, хрестоматий, книг для чтения) при их использовании в новых условиях — в рабочей тетради — служат дополнительным стимулом поддержания устойчивого внимания и формирования осмысленного восприятия. Следовательно, рабочая тетрадь должна принципиально отличаться от учебников и хрестоматий. Психологами также давно отмечено, что память детей отличается большой пластичностью, быстрым забыванием материала, нужна его смысловая перегруппировка, чтобы они его не забывали. Для удовлетворения стремления детей видеть быстрее и нагляднее результаты своего труда психологи рекомендуют сократить временные промежутки между постановкой цели учебной деятельности и ее результатом. Чтобы удовлетворить стремление познавательную деятельность необходимо включать больше действий и заданий практического характера. Этому как нельзя эффективнее способствует жанр рабочей тетради. На наш взгляд, рабочие тетради, в которых сложные тексты источников преобладают над заданиями практического плана и пустыми страницами для объемных сочинений, не отвечают выполнению указанных задач.
Обращение к преподаванию истории на базе серьезных документальных источников и достоверного иллюстративного материала вызвало появление еще одного любопытного жанра пособий — пакетов-комплектов.
Они своевременно заполнили определенный вакуум в средствах наглядности и источниках. В пакетах представлены фотографии и документы, неоднозначные материалы и противоречивые свидетельства, отражающие точки зрения противоборствующих течений. Пакеты, на наш взгляд, — идеальное средство для организации проблемного урока и исследовательской работы школьников. Однако и этот жанр учебного пособия в методическом плане не смог отойти от известных шаблонов и штампов, что особенно проявилось в подборе вопросов и заданий и конструкции методического аппарата в целом.
Новые жанры пособий, безусловно, не могут и не смогут подменить старых компонентов учебно-методического комплекса: хрестоматий, книг для чтения, задачников. Адекватной педагогической реакцией на появление ранее не издававшихся для школы исторических произведений явилось создание новых хрестоматий по истории. Имеется в виду прежде всего серия хрестоматий по истории России, издаваемая МИРОСом. В них нашли отражение не только работы современных исследователей и выдающихся историков прошлого, но и учебные пособия прошлого времени. Спектр источников в хрестоматиях изменен: от засилья законодательных актов авторы переходят к письмам, мемуарам, запискам и воспоминаниям современников, в том числе и иностранцев. Документы группируются вокруг узловых и спорных проблем российской истории. Принципиально изменился подход создателей к отбору материалов. Если ранее небольшие отрывки из источников служили наглядно-словесной иллюстрацией тех или иных положений учебника, то сегодня тексты подобраны по принципу альтернативности; школьникам предоставляется удобная возможность сопоставить позиции авторов по одному и тому же вопросу, а учителю организовать обсуждение исторических проблем.
Впервые в хрестоматиях появились иллюстрации, которые являются не просто выигрышным дополнением к текстам, но и несут важные методические функции. Путем сравнения слова и изображения, научной реконструкции и художественного видения, подлинных памятников и фантазии потомков школьники поднимаются на иной уровень осмысления прошлого. Любопытно, что комментарии в хрестоматиях впервые содержат сведения об авторах текстов, моментов в полемике историков и процессов, которые не освещены документально. Как видно, жанр хрестоматий методически корректируется в духе сегодняшних проблем преподавания истории, чего пока, к сожалению, нельзя сказать о книгах для чтения, пособиях для учащихся.
Противоречивые тенденции в сфере создания новых учебных пособий и применения на практике старых компонентов учебно-методического комплекса становятся еще более очевидными при анализе ситуации с наглядными пособиями. Как построить интересный, запоминающийся и оригинальный урок, если учколлектор пуст, а наглядные пособия по истории практически не выпускают? Раньше выручало учебное кино, которое сегодня перестало существовать. Не включишь и телепередачу. Использование видеоматериалов и компьютеров на уроке истории может себе позволить далеко не каждый учитель и не каждая школа. Современного учителя истории частично выручают старые запасы слайдов и диафильмов, сохранившиеся старые картины и индивидуальные подборки иллюстраций. А что делать выпускнику педагогического вуза, молодому учителю?
Здесь возникает и новое противоречие. Интересна ли ученику, располагающему домашним компьютером и просматривающему видеофильмы, та наглядность, которую ему могут предложить в кабинете истории?
Задание
Подготовьте учебно-методический комплекс по какому-либо разделу (теме) школьного курса истории, используя литературу и оборудование кабинета истории (в школе, колледже, вузе), изучив проблему по литературе из предлагаемого к практическому занятию списка. Итогом работы будет заполнение таблицы по схеме:
Класс, курс. Название раздела, темы урока |
Учебники и учебные пособия, авторы |
Методическая литература: название, автор |
Научная и художественная литература |
Хрестоматии, книги для чтения |
Основные учебные наглядные пособия |
|
|
|
|
|
|