ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.12.2020

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

включения

 

в

 

школьную

 

программу

 

курса

 

информатики

 

и

 

сам

 

напи

-

сал

 

по

 

нему

 

первый

 

учебник

стало

 

общеупотребительным

.

Однако

 

на

 

этом

 

эволюция

 

термина

 

не

 

закончилась

к

 

настояще

-

му

 

времени

 

имеются

 

три

 

его

 

толкования

.

Первое

 — 

сверхширокое

Когда

пережив

 

опалу

информатика

стала

 

входить

 

в

 

моду

 

и

 

становиться

 

престижной

к

 

ней

 

постара

-

лись

 

приобщиться

 

другие

 

науки

так

 

или

 

иначе

 

связанные

 

с

 

полу

-

чением

 

и

 

обработкой

 

информации

независимо

 

от

 

использования

компьютеров

тем

 

самым

 

существенно

 

расширяя

 

по

 

сравнению

 

с

«computer science» 

объем

 

понятия

Именно

 

в

 

этом

 

значении

 

термин

раскрывается

 

в

 

Энциклопедическом

 

словаре

 

для

 

начинающих

 

и

часто

 

используется

 

в

 

непрофессиональной

 

среде

 (

журналистами

,

философами

политиками

).

Второе

 — 

информатика

 

как

 

полный

 

набор

 

компьютерных

 

наук

,

точный

 

эквивалент

 computer science. 

Следуя

 

определению

 

Ершова

,

этот

 

термин

 «…

объединяет

 

самые

 

разные

 

стороны

 

программиро

-

вания

 

и

 

использования

 

ЭЦВМ

а

 

также

 

методов

 

их

 

конструирова

-

ния

 

и

 

разработки

 

программного

 

обеспечения

». 

Такое

 

толкование

чаще

 

всего

 

используется

 

в

 

обычном

 

профессиональном

 

языке

 

и

 

при

обратном

 

переводе

 

на

 

английский

Например

 «

факультет

 

информа

-

тики

» 

правильнее

 

всего

 

перевести

 

как

 «computer science faculty»

или

 «computer science department» 

в

 

зависимости

 

от

 

того

 

на

 

какую

аудиторию

 

рассчитан

 

перевод

 (

в

 

британском

 

английском

 

более

 

рас

-

пространено

 

слово

 «faculty», 

а

 

в

 

американском

 — «department»).

Третье

 — 

информатика

 

в

 

узком

 

смысле

когда

 

за

 

рамки

 computer

science 

выносятся

 

детальные

 

вопросы

 

технического

 

устройства

 

ком

-

пьютеров

 (hardware), 

а

 

в

 

составе

 

науки

 

остаются

 

проблемы

 

их

 

при

-

менения

В

 

таком

 

значении

 

термин

 

обычно

 

используется

 

в

 

узко

-

профессиональной

 

среде

 

программистов

а

 

также

 

в

 

учебных

 

про

-

граммах

Именно

 

так

 

его

 

нужно

 

понимать

 

в

 

общепринятом

 

в

 

обра

-

зовательной

 

среде

 

словосочетании

 «

информатика

 

и

 

вычислительная

техника

», 

иначе

 

получается

 

логическая

 

некорректностиь

.


background image

17

Как

 

известно

всякая

 

классификация

 

условна

 

и

 

имеет

 

некото

-

рую

 

цель

В

 

свете

 

всего

 

изложенного

 

мы

имея

 

в

 

виду

 

подготовку

специалистов

 

в

 

области

 

компьютерных

 

наук

будем

 

пользоваться

последним

узким

 

толкованием

 

и

  

определим

 

информатику

  

как

 

на

-

учную

 

дисциплину

предметом

 

которой

 

являются

 

 

компьютерные

технологии

Вместо

 

термина

 «

компьютерные

» 

часто

 

используются

аналогичные

 

по

 

смыслу

 

определения

 «

новые

 

информационные

» 

или

просто

 «

информационные

», 

поэтому

 

в

 

специальной

 

литературе

 

мож

-

но

 

встретить

 

термины

 «

ИТ

 — 

служба

», «

ИТ

 — 

специалист

», «

фа

-

культет

 

ИТ

» 

и

 

т

п

.

После

 

такого

 

развернутого

 

терминологического

 

вступления

 

по

-

пытаемся

 

нарисовать

 

генеалогическое

 

дерево

 

наук

 

с

 

точки

 

зрения

компьютерного

 

специалиста

.  

В

 

отличие

 

от

 

вычислительной

 

техни

-

ки

с

 

которой

 

она

 

тесно

 

связана

 

и

 

на

 

которой

 

основывается

инфор

-

матика

 

занимается

 

не

 

техническим

 

конструированием

а

 

примене

-

нием

 

компьютеров

 

в

 

различных

 

областях

 

человеческой

 

деятельно

-

B

Кибернетика

 

в

исходном

значении

Кибернетика

в

 

современном

значении

Информатика

Вычислительная

техника

Генеалогическое

 

дерево

 

кибернетики

  

и

смежных

 

наук


background image

18

сти

Поскольку

 

основной

 

проблемой

возникающей

 

при

 

решении

практических

 

задач

 

на

 

компьютере

является

 

написание

 

программ

,

то

 

основное

 

содержание

 

информатики

 

составляют

 

теоретические

и

 

прикладные

 

аспекты

 

программирования

Однако

 

программиро

-

ванием

 

информатика

 

не

 

исчерпывается

так

 

как

кроме

 

программ

в

компьютерных

 

технологиях

  

присутствуют

 

и

 

другие

 

составляющие

:

лингвистические

психологические

правовые

 

и

 

т

д

.

Для

 

иллюстрации

 

границ

 

раздела

 

между

 

кибернетикой

вычис

-

лительной

 

техникой

 

и

 

информатикой

 

можно

 

воспользоваться

 

та

-

ким

 

образным

 

сравнением

Если

 

уподобить

 

кибернетика

разраба

-

тывающего

 

алгоритмы

композитору

сочиняющего

 

музыку

а

 

кон

-

структора

 

ЭВМ

 — 

скрипичному

 

мастеру

то

 

специалиста

 

по

 

ин

-

форматике

 

можно

 

будет

 

сравнить

 

со

 

скрипачом

реализующем

замысел

 

композитора

 

и

 

обогащающего

 

его

 

своим

 

мастерством

 

и

талантом

Поэтому

 

информатика

 — 

не

 

просто

 

отрасль

 

знаний

а

неделимый

 

сплав

 

ремесла

науки

 

и

 

искусства

.

Компьютер

 — 

закономерный

 

продукт

и

 

инструмент

 

информационной

революции

Всем

 

ходом

 

истории

 

доказано

что

 

великие

 

изобретения

 

и

открытия

 

делаются

 

именно

 

тогда

когда

 

в

 

них

 

возникает

общественная

 

необходимость

Компьютеры

 

не

 

исключение

Их

появление

 

в

 

середине

 XX 

века

 

закономерно

 

связано

 

с

  

крупнейшими

сдвигами

 

в

 

жизни

 

человечества

получившими

 

название

информационной

 

революции

.

Для

 

того

чтобы

 

показать

что

 

это

 

не

 

преувеличение

и

 

мы

действительно

 

вступаем

 

в

 

новую

 

информационную

 

эпоху

,

расмотрим

 

график

который

 

показывает

 

изменение

 

со

 

временем

относительной

 

доли

 

занятых

 

в

 

трех

 

основных

 

секторах

общественного

 

производства

сельском

 

хозяйстве

промышленности

и

 

нематериальной

 

сфере

 

управлении

 

и

 

обработки

 

информации

.

В

 

эпоху

 

средневековья

 

основная

 

часть

 

населения

 

была

 

занята

 

в


background image

19

1700

1800

1900

2000

Промышленная

революция

Информационная

революция

Аграрная

 

эпоха

Индустриальная

эпоха

Информационная

эпоха

Доля

 

занятых

, %

Сельское
хозяйство

Промышленность

Нематериальное

производство

100

Годы

аграрном

 

секторе

промышленные

 

мануфактуры

 

были

 

неразвиты

,

а

 

сфера

 

духовной

 

жизни

 

была

 

представлена

 

дворянством

,

немногочисленным

 

чиновничеством

 

и

 

служителями

 

церкви

.

Новое

 

время

отсчет

 

которого

 

традиционно

 

ведется

 

с

 

английской

буржуазной

 

революции

 

середины

 XVII 

века

характеризуется

бурным

 

ростом

 

промышленного

 

производства

Капиталистические

преобразования

 

и

 

великие

 

изобретения

 

конца

 XVIII - 

начала

 XIX

веков

 

превратили

  

Европу

 

в

 

царство

 

заводов

 

и

 

фабрик

насыщенное

железнодорожными

 

линиями

оснащенное

 

телеграфной

 

и

 

быстрой

почтовой

 

связью

Число

 

занятых

 

в

 

промышленности

 

стремительно

возросло

сравнявшись

 

в

 

передовых

 

странах

 

с

 

числом

 

аграриев

.

Точка

 

пересечения

 

соответствующих

 

двух

 

кривых

 

вполне

объективно

 

может

   

быть

 

отождествлена

 

с

 

промышленной


background image

20

революцией

в

 

результате

 

которой

 

человечество

 

перешло

 

от

аграрной

 

эпохи

 

к

 

индустриальной

Конечно

промышленная

революция

 

произошла

 

не

 

мгновенно

 

и

 

не

 

одновременно

 

в

 

разных

странах

однако

 

в

 

целом

 

привязка

 

ее

 

к

 

концу

 XVIII 

века

 

не

 

вызывает

сомнений

.

Результатом

 

повсеместной

 

индустриализации

 

было

 

резкое

повышение

 

производительности

 

труда

 

в

 

сфере

 

материального

производства

Если

 

в

 

аграрную

 

эпоху

 

сельские

 

жители

 

с

 

трудом

могли

 

прокормить

 

себя

то

 

к

 

концу

 XX 

века

 

в

 

передовых

 

странах

 5-

10% 

населения

 

обеспечивает

 

потребность

 

общества

 

в

 

продуктах

питания

.

То

 

же

 

самое

 

относится

 

к

 

промышленности

где

 

при

постоянном

 

увеличении

 

объемов

 

производства

 

количество

работающих

 

уменьшается

.

С

 

другой

 

стороны

научно

-

технический

 

прогресс

 

приводит

 

к

постоянному

 

увеличению

 

количества

 

информации

циркулирующей

в

 

обществе

соответственно

 

увеличивается

 

доля

 

работников

занятых

ее

 

сбором

хранением

передачей

переработкой

распространением

.

Сфера

 

нематериального

 

производства

 (

управление

наука

культура

,

искусство

образование

 

и

 

т

п

.) 

в

 

большинстве

 

стран

 

развивалась

значительно

 

более

 

высокими

 

темпами

к

 

концу

 XX  

века

 

доля

 «

белых

воротничков

» 

среди

 

всех

 

занятых

 

в

 

общественном

 

производстве

стала

 

преобладающей

Этот

 

факт

 

свидетельствует

 

о

 

наступлении

«

второй

 

промышленной

» 

или

,

точнее

информационной

 

революции

и

 

переходе

 

человечества

 

от

 

индустриальнй

 

к

 

постиндустриальной

,

информационной

 

эпохе

.

Однако

 

простым

 

увеличением

 

числа

 

работающих

 

справиться

 

с

возрастающим

 

потоком

 

информации

 

невозможно

Дело

 

в

 

том

что

количество

 

информации

 

растет

 

со

 

временем

 

не

 

линейно

а

экспоненциально

Например

накопленные

 

человечеством

 

знания

в

 

области

 

науки

 

и

 

техники

 

удваиваются

 

каждые

 

несколько

 

лет

,

причем

 

даже

 

скорость

 

этого

 

обновления

 

постоянно

 

возрастает

.  

Еще

в

 XVIII 

веке

 

один

 

ученый

-

энциклопедист

 

мог

 

прочитать

 

все

 

научные

труды

 

предшественников

 

и

 

удержать

 

в

 

своей

 

памяти

 

все

 

знания

,

считавшиеся

 

на

 

тот

 

момент

 

научными

сейчас

 

же

 

за

 2-3 

года

создается

 

такой

 

же

 

объем

 

новых

 

знаний

который

 

накапливался

 

за


Смотрите также файлы