ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.12.2020
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
16
включения
в
школьную
программу
курса
информатики
и
сам
напи
-
сал
по
нему
первый
учебник
,
стало
общеупотребительным
.
Однако
на
этом
эволюция
термина
не
закончилась
,
к
настояще
-
му
времени
имеются
три
его
толкования
.
Первое
—
сверхширокое
.
Когда
,
пережив
опалу
,
информатика
стала
входить
в
моду
и
становиться
престижной
,
к
ней
постара
-
лись
приобщиться
другие
науки
,
так
или
иначе
связанные
с
полу
-
чением
и
обработкой
информации
,
независимо
от
использования
компьютеров
,
тем
самым
существенно
расширяя
по
сравнению
с
«computer science»
объем
понятия
.
Именно
в
этом
значении
термин
раскрывается
в
Энциклопедическом
словаре
для
начинающих
и
часто
используется
в
непрофессиональной
среде
(
журналистами
,
философами
,
политиками
).
Второе
—
информатика
как
полный
набор
компьютерных
наук
,
точный
эквивалент
computer science.
Следуя
определению
Ершова
,
этот
термин
«…
объединяет
самые
разные
стороны
программиро
-
вания
и
использования
ЭЦВМ
,
а
также
методов
их
конструирова
-
ния
и
разработки
программного
обеспечения
».
Такое
толкование
чаще
всего
используется
в
обычном
профессиональном
языке
и
при
обратном
переводе
на
английский
.
Например
«
факультет
информа
-
тики
»
правильнее
всего
перевести
как
«computer science faculty»
или
«computer science department»
в
зависимости
от
того
на
какую
аудиторию
рассчитан
перевод
(
в
британском
английском
более
рас
-
пространено
слово
«faculty»,
а
в
американском
— «department»).
Третье
—
информатика
в
узком
смысле
,
когда
за
рамки
computer
science
выносятся
детальные
вопросы
технического
устройства
ком
-
пьютеров
(hardware),
а
в
составе
науки
остаются
проблемы
их
при
-
менения
.
В
таком
значении
термин
обычно
используется
в
узко
-
профессиональной
среде
программистов
,
а
также
в
учебных
про
-
граммах
.
Именно
так
его
нужно
понимать
в
общепринятом
в
обра
-
зовательной
среде
словосочетании
«
информатика
и
вычислительная
техника
»,
иначе
получается
логическая
некорректностиь
.
17
Как
известно
,
всякая
классификация
условна
и
имеет
некото
-
рую
цель
.
В
свете
всего
изложенного
мы
,
имея
в
виду
подготовку
специалистов
в
области
компьютерных
наук
,
будем
пользоваться
последним
,
узким
толкованием
и
определим
информатику
как
на
-
учную
дисциплину
,
предметом
которой
являются
компьютерные
технологии
.
Вместо
термина
«
компьютерные
»
часто
используются
аналогичные
по
смыслу
определения
«
новые
информационные
»
или
просто
«
информационные
»,
поэтому
в
специальной
литературе
мож
-
но
встретить
термины
«
ИТ
—
служба
», «
ИТ
—
специалист
», «
фа
-
культет
ИТ
»
и
т
.
п
.
После
такого
развернутого
терминологического
вступления
по
-
пытаемся
нарисовать
генеалогическое
дерево
наук
с
точки
зрения
компьютерного
специалиста
.
В
отличие
от
вычислительной
техни
-
ки
,
с
которой
она
тесно
связана
и
на
которой
основывается
,
инфор
-
матика
занимается
не
техническим
конструированием
,
а
примене
-
нием
компьютеров
в
различных
областях
человеческой
деятельно
-
B
Кибернетика
в
исходном
значении
Кибернетика
в
современном
значении
Информатика
Вычислительная
техника
Генеалогическое
дерево
кибернетики
и
смежных
наук
18
сти
.
Поскольку
основной
проблемой
,
возникающей
при
решении
практических
задач
на
компьютере
,
является
написание
программ
,
то
основное
содержание
информатики
составляют
теоретические
и
прикладные
аспекты
программирования
.
Однако
программиро
-
ванием
информатика
не
исчерпывается
,
так
как
,
кроме
программ
,
в
компьютерных
технологиях
присутствуют
и
другие
составляющие
:
лингвистические
,
психологические
,
правовые
и
т
.
д
.
Для
иллюстрации
границ
раздела
между
кибернетикой
,
вычис
-
лительной
техникой
и
информатикой
можно
воспользоваться
та
-
ким
образным
сравнением
.
Если
уподобить
кибернетика
,
разраба
-
тывающего
алгоритмы
,
композитору
,
сочиняющего
музыку
,
а
кон
-
структора
ЭВМ
—
скрипичному
мастеру
,
то
специалиста
по
ин
-
форматике
можно
будет
сравнить
со
скрипачом
,
реализующем
замысел
композитора
и
обогащающего
его
своим
мастерством
и
талантом
.
Поэтому
информатика
—
не
просто
отрасль
знаний
,
а
неделимый
сплав
ремесла
,
науки
и
искусства
.
Компьютер
—
закономерный
продукт
и
инструмент
информационной
революции
Всем
ходом
истории
доказано
,
что
великие
изобретения
и
открытия
делаются
именно
тогда
,
когда
в
них
возникает
общественная
необходимость
.
Компьютеры
не
исключение
.
Их
появление
в
середине
XX
века
закономерно
связано
с
крупнейшими
сдвигами
в
жизни
человечества
,
получившими
название
информационной
революции
.
Для
того
,
чтобы
показать
,
что
это
не
преувеличение
,
и
мы
действительно
вступаем
в
новую
информационную
эпоху
,
расмотрим
график
,
который
показывает
изменение
со
временем
относительной
доли
занятых
в
трех
основных
секторах
общественного
производства
:
сельском
хозяйстве
,
промышленности
и
нематериальной
сфере
управлении
и
обработки
информации
.
В
эпоху
средневековья
основная
часть
населения
была
занята
в
19
1700
1800
1900
2000
Промышленная
революция
Информационная
революция
Аграрная
эпоха
Индустриальная
эпоха
Информационная
эпоха
Доля
занятых
, %
Сельское
хозяйство
Промышленность
Нематериальное
производство
100
Годы
аграрном
секторе
,
промышленные
мануфактуры
были
неразвиты
,
а
сфера
духовной
жизни
была
представлена
дворянством
,
немногочисленным
чиновничеством
и
служителями
церкви
.
Новое
время
,
отсчет
которого
традиционно
ведется
с
английской
буржуазной
революции
середины
XVII
века
,
характеризуется
бурным
ростом
промышленного
производства
.
Капиталистические
преобразования
и
великие
изобретения
конца
XVIII -
начала
XIX
веков
превратили
Европу
в
царство
заводов
и
фабрик
,
насыщенное
железнодорожными
линиями
,
оснащенное
телеграфной
и
быстрой
почтовой
связью
.
Число
занятых
в
промышленности
стремительно
возросло
,
сравнявшись
в
передовых
странах
с
числом
аграриев
.
Точка
пересечения
соответствующих
двух
кривых
вполне
объективно
может
быть
отождествлена
с
промышленной
20
революцией
,
в
результате
которой
человечество
перешло
от
аграрной
эпохи
к
индустриальной
.
Конечно
,
промышленная
революция
произошла
не
мгновенно
и
не
одновременно
в
разных
странах
,
однако
в
целом
привязка
ее
к
концу
XVIII
века
не
вызывает
сомнений
.
Результатом
повсеместной
индустриализации
было
резкое
повышение
производительности
труда
в
сфере
материального
производства
.
Если
в
аграрную
эпоху
сельские
жители
с
трудом
могли
прокормить
себя
,
то
к
концу
XX
века
в
передовых
странах
5-
10%
населения
обеспечивает
потребность
общества
в
продуктах
питания
.
То
же
самое
относится
к
промышленности
,
где
при
постоянном
увеличении
объемов
производства
количество
работающих
уменьшается
.
С
другой
стороны
,
научно
-
технический
прогресс
приводит
к
постоянному
увеличению
количества
информации
,
циркулирующей
в
обществе
,
соответственно
увеличивается
доля
работников
,
занятых
ее
сбором
,
хранением
,
передачей
,
переработкой
,
распространением
.
Сфера
нематериального
производства
(
управление
,
наука
,
культура
,
искусство
,
образование
и
т
.
п
.)
в
большинстве
стран
развивалась
значительно
более
высокими
темпами
,
к
концу
XX
века
доля
«
белых
воротничков
»
среди
всех
занятых
в
общественном
производстве
стала
преобладающей
.
Этот
факт
свидетельствует
о
наступлении
«
второй
промышленной
»
или
,
точнее
,
информационной
революции
и
переходе
человечества
от
индустриальнй
к
постиндустриальной
,
информационной
эпохе
.
Однако
простым
увеличением
числа
работающих
справиться
с
возрастающим
потоком
информации
невозможно
.
Дело
в
том
,
что
количество
информации
растет
со
временем
не
линейно
,
а
экспоненциально
.
Например
,
накопленные
человечеством
знания
в
области
науки
и
техники
удваиваются
каждые
несколько
лет
,
причем
даже
скорость
этого
обновления
постоянно
возрастает
.
Еще
в
XVIII
веке
один
ученый
-
энциклопедист
мог
прочитать
все
научные
труды
предшественников
и
удержать
в
своей
памяти
все
знания
,
считавшиеся
на
тот
момент
научными
,
сейчас
же
за
2-3
года
создается
такой
же
объем
новых
знаний
,
который
накапливался
за