Файл: Вопрос №3. Творчество Новалиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.12.2020

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос №3. Творчество Новалиса. Художественные особенности романа «Генрих фон Офтердинген»

Крупнейший представитель раннего немецкого романтизма известен под псевдонимом Новалис. Его настоящее имя — Фридрих фон Харденберг (1772–1801). Выходец из обедневшего дворянского рода, он работал горным инженером. Несмотря на занятость работой и очень короткую жизнь, Новалис внес значительный вклад в историю романтизма. Философичность Новалиса проявляется как в поэзии, где основная тема — победа над смертью, так и в прозе. Новалис – мистик. Мистик – человек, которого не понимают, человек не от мира сего. Для Новалиса мир – нечто неисчерпаемое, непознаваемое. Новалис выбрал конструктивный путь, руководствовался девизом «Понять – значит выразить». Эта мысль возникает и в «Генрихе фон Офтердингене». Дух важнее вещи. Природа для него некий инструмент. Лучше всего природу может понять поэт, а не ученый. Смысл поэзии Новалис видит в пророчестве, абсолютизирует искусство, выводя его за рамки рационального.

Главное произведение Новалиса — неоконченный роман «Генрих фон Офтердинген» (1799–1800, оп. 1802).

Герой Новалиса по мере своего путешествия, открывающего ему различные неизведанные сферы мироздания, только укрепляется в своем стремлении стать поэтом. Новалис избирает в качестве главного персонажа полулегендарного немецкого миннезингера XIII в. Генриха фон Офтердингена, о котором не осталось почти никаких сведений. Роман состоит из двух частей. Первая, завершенная, называется «Ожидание». Генриху снится прекрасный голубой цветок, но громкий разговор родителей возвращает его в реальный мир. Но Генрих не может забыть свой сон о голубом цветке, им овладевает беспокойство, желание найти цветок. Голубой цветок — это символ немецкой романтической поэзии, иными словами — чистой поэзии и совершенной жизни. Голубой цветок – неясная мечта. Он отправляется с матерью и купцами в Аугсбург. Купцы знакомят его с двумя легендами. В одной из них говорится о том, как некогда, одному прославленному поэту и певцу грозила гибель от руки жадных до его сокровищ владельцев корабля, на котором он плыл по морю. Однако его песни так потрясли морских животных, что они спасли ему жизнь и вернули отобранные у него сокровища. В другой легенде речь идет о дворе просвещенного короля и его дочери, которая однажды покинула родительский дом и целый год скрывалась от отца, живя в лесу с любимым человеком. Через год её возлюбленный своими песнями и игрой на лютне настолько овладел сердцем её отца, что тот даровал им обоим прощение и принял в свои объятия их и своего новорожденного внука.

Встреча с пленницей Зулеймой открывает Генриху романтический Восток, встреча с рудокопом — природу, подземные кладовые природных сокровищ и останков доисторических животных, с отшельником фон Гогенцоллерном — мир истории. В Аугсбурге поэт Клингсор открывает ему мир поэзии, которая есть «основное свойство духа человеческого», а дочь Клингсора Матильда — любовь. Видя Матильду, Генрих испытывает то же чувство, что и во сне, которым открывался роман. Они становятся женихом и невестой. Вечером на пиру Клингсор рассказывает символико-аллегорическую сказку, в которой утверждается победа поэзии над рассудительностью.


Из второй части — «Свершение» — становится известно, что смерть Матильды (она утонула) повергла Генриха в глубокое отчаяние. Но голос и призрак Матильды призывают его вернуться к поэзии. Генрих начинает петь — и в его душе отчаяние сменяется тихой и светлой грустью. Девушка, похожая на Матильду, отводит его к старому врачу Сильвестру, похожему на рудокопа. Когда-то у него был отец Генриха, наделенный талантом скульптора, но он не послушался совета Сильвестра развивать свой дар, ушел в земные заботы и стал просто хорошим ремесленником. Беседы Генриха и Сильвестра о совести как могущественной силе, о слабости людей как источнике зла, о единстве всех миров и чувств во вселенной закладывают основу дальнейшего развития сюжета романа, который остался незавершенным.

Роман – дорога. По типу произведения Данте «Божественная комедия». Встречи людей, которые ведут себя «не по-людски», напр. рудокоп говорит не о руде, а о философии. Новалис разрушает реальный мир. Действия романа происходят сегодня – никогда – всегда. Это некий гимн в честь поэзии. Дух поэзии вечен.