Файл: Речь в деловых коммуникациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 6

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прежде всего, напомним самую общую модель коммуникативного процесса, одной из форм которого и является публичное выступление:

♦ кто (инициатор, субъект) — коммуникатор (лектор, докладчик);

♦ что (информация) — сообщение (лекция, доклад);

♦ как (средства передачи) — канал (вербальный, невербальный);

♦ кому (адресат, объект) — аудитория (сотрудники, подчиненные, слушатели, студенты);

♦ с каким результатом (критерии оценки) — эффективность (низ­кая, высокая).

Публичное выступление (лекция, доклад и т. д.) представляет собой социально ориентированное, когда общественные отношения выраже­ны наиболее ярко, либо групповое предметно ориентированное, когда четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельно­стью, общение. В качестве средств его используются различные зна­ковые системы и подсистемы, подробно рассмотренные нами в первой главе, в первую очередь вербальные.

Оно предполагает, прежде всего, использование внешней устной монологической речи со следующими, характерными для нее призна­ками:

♦ протекание в меняющихся условиях;

♦ сокращенное количество слов;

♦ относительная простота грамматической конструкции;

♦ развернутость и связность;

♦ тщательность отбора слов и оборотов;

♦ предъявление высоких требований к выступающему.

Публичная речь в деловом общении всегда сугубо прагматична и, как всякая коммуникация в общении, воздействует на слушателей не только вербальными средствами — словами, но и невербальными. К их числу относятся средства, принадлежащие к нескольким невербальным подсистемам, а именно: проксемические, визуалистические, пара- и экстралингвистические, то есть расположение, поза, визуаль­ный контакт, интонации, паузы, темп, ритм, динамика, громкость и т. д. Все это требует от выступающего выбора адекватных средств влияния и владения соответствующими техниками, использующимися во всех видах коммуникации, о которых мы подробно говорили выше, в теоре­тической части. Поэтому здесь мы остановимся лишь на специфике публичного выступления в рамках деловой коммуникации.

Итак, публичная речь требует в своем произнесении и подготовке соблюдения конкретных правил и следования определенной техноло­гии, включая при этом, согласно риторическому канону, несколько этапов:

♦ инвенция — нахождение — сбор и систематизация материала, определение направленности влияния в процессе выступления;

♦ диспозиция — расположение — обдумывание, структурирование и комментирование материала, подбор средств влияния, способ­ствующих повышению продуктивности воздействия речи;


♦ элокуция — оформление — первая редакция, стилистическое оформление, формулирование выступления и заключение, вы­бор конкретных техник и приемов влияния;

♦ меморио — запоминание — освоение написанного текста, в том числе и риторически, выделение мест пауз, модуляций, интона­ций, определение ритма и темпа, мимики и жестикуляции;

♦ выступление — произнесение.

При этом существуют различные виды речи в публичном выступ­лении в формате делового общения, которые могут сочетаться в рам­ках одного выступления.

Однако при решении современных практических задач выявляется недостаточность старых подходов риторики, уделявших внимание ло­гической выстроенное речи, убедительности аргументации и направ­ленности на публичные выступления ораторов. Исходя из совре­менных представлений, ситуация речевого общения выступает как сложное системное образование с многочисленными компонентами. Особенностью этого подхода следует считать принципиально важный поворот к коммуникативной стороне речи, когда именно взаимодей­ствию коммуникаторов в процессе разговора и общения уделяется основное внимание.

Основные используемые в процессе публичного выступления манипулятивные техники и виды психологического влия­ния — это:

♦ техника увещевания и внушения;

♦ техника введения в заблуждение и манипулирования;

♦ техника приманивания и расположения;

♦ техника лести и поощрения;

♦ техника эмоционализации и заражения;

♦ техника запугивания и понуждения.

Далее мы попробуем привести имеющиеся сведения о видах и структуре выступления в деловом общении и приемах психологического влияния, адекватных для каждого из видов публичной речи.

1. Информационная — направленная на обогащение слушателей новыми знаниями и представлениями. Виды используемого пси­хологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Условия — актуальность темы. Цели и задачи — про­буждение интереса, удовлетворение запросов. Формы — повест­вование, описание, объяснение.

2. Убеждающая — направленная на доказательство или опровер­жение утверждения, возбуждение у слушателей новых чувств, формирование определенного отношения. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внуше­ние, заражение. Условия — актуальность темы и наличие инте­реса аудитории. Цели и задачи — удовлетворение интереса, об­суждение проблемы, демонстрация возможных путей решения, обозначение разных вариантов действий. Формы — объяснение, аргументация.


3. Призывающая — направленная на побуждение слушателей к но­вому действию или прекращению прежнего. Виды используе­мого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, увещевание, понуждение, заражение, манипулирова­ние. Условия — актуальность темы и быстрота ее изменения вслед за событиями. Цели и задачи — отождествление представ­лений оратора и слушателей, актуализация мотивов и потребно­стей слушателей, пробуждение активности. Характеристики — краткость, эмоциональность, экспрессивность, конкретность.

4. Протокольная — направленная на представление, приветствие, выражение благодарности, признательности. Виды используе­мого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение. Цели и задачи — представление, приветствие, выра­жение благодарности. Характеристики — формальность, крат­кость, лаконичность.

5. Торжественная — направленная на создание психоэмоциональ­ного подъема, повышение настроения. Виды используемого пси­хологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Характеристики — формальность, краткость, лако­ничность.

6. Траурная — направленная на побуждение слушателя к пережи­ванию чувства скорби, возникновение ощущения утраты. Виды используемого психологического влияния — внушение, заражение. Характеристики — формальность, краткость, эмоциональность.

7. Неформальная — направленная на объединение слушателей на неформальной основе, повышение групповой сплоченности. Виды используемого психологического влияния — расположе­ние, убеждение, внушение, заражение, манипулирование. Харак­теристики — эмоциональность, оригинальность, экспрессив­ность, конкретность, благожелательность.

Таким образом, основными правилами публичного выступления счи­таются следующие:

♦ ориентация на слушателей с учетом их личностных или группо­вых особенностей;

♦ наблюдение и контроль за невербальными сигналами слушате­лей, дающих обратную связь;

♦ использование в выступлении широкого спектра средств влия­ния, вербальных, невербальных, экстра- и паралингвистических;

♦ использование в выступлении широкого спектра видов психо­логического влияния, техник и приемов;

♦ конструирование речи, создание оптимальной структуры, содер­жащей вступление (почему выступаю), основную часть (что было, есть, будет, должно быть, как добиться) и заключение (по­буждение к действию и изменению ситуации).


Надо заметить, что выступление перед большой аудиторией имеет свою специфику (см. эффекты и феномены группового восприятия). Как мы уже упоминали выше, особенностями восприятия большой группы являются:

♦ безразличие к противоречию, связанное с «автоматичностью» мышления, наполненного стереотипами и клише;

♦ чувствительность к актуальности предлагаемых идей, проявля­ющаяся в реакции лишь на то, что вызывает ее непосредствен­ный интерес;

♦ необходимость многократного воспроизведения, превращающе­го идею-понятие в идею-действие, когда люди не в состоянии рассуждать, а лишь подвергаются внушающим воздействиям. Понятно, что деловое межличностное общение не сводится только к взаимодействиям массового характера, а представлено и межперсо­нальным общением, в рамках которого рассматриваются факты и при­водится логическая аргументация.