Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 6
Скачиваний: 2
Прежде всего, напомним самую общую модель коммуникативного процесса, одной из форм которого и является публичное выступление:
♦ кто (инициатор, субъект) — коммуникатор (лектор, докладчик);
♦ что (информация) — сообщение (лекция, доклад);
♦ как (средства передачи) — канал (вербальный, невербальный);
♦ кому (адресат, объект) — аудитория (сотрудники, подчиненные, слушатели, студенты);
♦ с каким результатом (критерии оценки) — эффективность (низкая, высокая).
Публичное выступление (лекция, доклад и т. д.) представляет собой социально ориентированное, когда общественные отношения выражены наиболее ярко, либо групповое предметно ориентированное, когда четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, общение. В качестве средств его используются различные знаковые системы и подсистемы, подробно рассмотренные нами в первой главе, в первую очередь вербальные.
Оно предполагает, прежде всего, использование внешней устной монологической речи со следующими, характерными для нее признаками:
♦ протекание в меняющихся условиях;
♦ сокращенное количество слов;
♦ относительная простота грамматической конструкции;
♦ развернутость и связность;
♦ тщательность отбора слов и оборотов;
♦ предъявление высоких требований к выступающему.
Публичная речь в деловом общении всегда сугубо прагматична и, как всякая коммуникация в общении, воздействует на слушателей не только вербальными средствами — словами, но и невербальными. К их числу относятся средства, принадлежащие к нескольким невербальным подсистемам, а именно: проксемические, визуалистические, пара- и экстралингвистические, то есть расположение, поза, визуальный контакт, интонации, паузы, темп, ритм, динамика, громкость и т. д. Все это требует от выступающего выбора адекватных средств влияния и владения соответствующими техниками, использующимися во всех видах коммуникации, о которых мы подробно говорили выше, в теоретической части. Поэтому здесь мы остановимся лишь на специфике публичного выступления в рамках деловой коммуникации.
Итак, публичная речь требует в своем произнесении и подготовке соблюдения конкретных правил и следования определенной технологии, включая при этом, согласно риторическому канону, несколько этапов:
♦ инвенция — нахождение — сбор и систематизация материала, определение направленности влияния в процессе выступления;
♦ диспозиция — расположение — обдумывание, структурирование и комментирование материала, подбор средств влияния, способствующих повышению продуктивности воздействия речи;
♦ элокуция — оформление — первая редакция, стилистическое оформление, формулирование выступления и заключение, выбор конкретных техник и приемов влияния;
♦ меморио — запоминание — освоение написанного текста, в том числе и риторически, выделение мест пауз, модуляций, интонаций, определение ритма и темпа, мимики и жестикуляции;
♦ выступление — произнесение.
При этом существуют различные виды речи в публичном выступлении в формате делового общения, которые могут сочетаться в рамках одного выступления.
Однако при решении современных практических задач выявляется недостаточность старых подходов риторики, уделявших внимание логической выстроенное речи, убедительности аргументации и направленности на публичные выступления ораторов. Исходя из современных представлений, ситуация речевого общения выступает как сложное системное образование с многочисленными компонентами. Особенностью этого подхода следует считать принципиально важный поворот к коммуникативной стороне речи, когда именно взаимодействию коммуникаторов в процессе разговора и общения уделяется основное внимание.
Основные используемые в процессе публичного выступления манипулятивные техники и виды психологического влияния — это:
♦ техника увещевания и внушения;
♦ техника введения в заблуждение и манипулирования;
♦ техника приманивания и расположения;
♦ техника лести и поощрения;
♦ техника эмоционализации и заражения;
♦ техника запугивания и понуждения.
Далее мы попробуем привести имеющиеся сведения о видах и структуре выступления в деловом общении и приемах психологического влияния, адекватных для каждого из видов публичной речи.
1. Информационная — направленная на обогащение слушателей новыми знаниями и представлениями. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Условия — актуальность темы. Цели и задачи — пробуждение интереса, удовлетворение запросов. Формы — повествование, описание, объяснение.
2. Убеждающая — направленная на доказательство или опровержение утверждения, возбуждение у слушателей новых чувств, формирование определенного отношения. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Условия — актуальность темы и наличие интереса аудитории. Цели и задачи — удовлетворение интереса, обсуждение проблемы, демонстрация возможных путей решения, обозначение разных вариантов действий. Формы — объяснение, аргументация.
3. Призывающая — направленная на побуждение слушателей к новому действию или прекращению прежнего. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, увещевание, понуждение, заражение, манипулирование. Условия — актуальность темы и быстрота ее изменения вслед за событиями. Цели и задачи — отождествление представлений оратора и слушателей, актуализация мотивов и потребностей слушателей, пробуждение активности. Характеристики — краткость, эмоциональность, экспрессивность, конкретность.
4. Протокольная — направленная на представление, приветствие, выражение благодарности, признательности. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение. Цели и задачи — представление, приветствие, выражение благодарности. Характеристики — формальность, краткость, лаконичность.
5. Торжественная — направленная на создание психоэмоционального подъема, повышение настроения. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Характеристики — формальность, краткость, лаконичность.
6. Траурная — направленная на побуждение слушателя к переживанию чувства скорби, возникновение ощущения утраты. Виды используемого психологического влияния — внушение, заражение. Характеристики — формальность, краткость, эмоциональность.
7. Неформальная — направленная на объединение слушателей на неформальной основе, повышение групповой сплоченности. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение, манипулирование. Характеристики — эмоциональность, оригинальность, экспрессивность, конкретность, благожелательность.
Таким образом, основными правилами публичного выступления считаются следующие:
♦ ориентация на слушателей с учетом их личностных или групповых особенностей;
♦ наблюдение и контроль за невербальными сигналами слушателей, дающих обратную связь;
♦ использование в выступлении широкого спектра средств влияния, вербальных, невербальных, экстра- и паралингвистических;
♦ использование в выступлении широкого спектра видов психологического влияния, техник и приемов;
♦ конструирование речи, создание оптимальной структуры, содержащей вступление (почему выступаю), основную часть (что было, есть, будет, должно быть, как добиться) и заключение (побуждение к действию и изменению ситуации).
Надо заметить, что выступление перед большой аудиторией имеет свою специфику (см. эффекты и феномены группового восприятия). Как мы уже упоминали выше, особенностями восприятия большой группы являются:
♦ безразличие к противоречию, связанное с «автоматичностью» мышления, наполненного стереотипами и клише;
♦ чувствительность к актуальности предлагаемых идей, проявляющаяся в реакции лишь на то, что вызывает ее непосредственный интерес;
♦ необходимость многократного воспроизведения, превращающего идею-понятие в идею-действие, когда люди не в состоянии рассуждать, а лишь подвергаются внушающим воздействиям. Понятно, что деловое межличностное общение не сводится только к взаимодействиям массового характера, а представлено и межперсональным общением, в рамках которого рассматриваются факты и приводится логическая аргументация.