Файл: Роль психологии в эффективности организации обучения.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 4
Психологизация образовательного процесса – это систематическое и целенаправленное использование знаний из области психологии, разнообразных психологических методов, средств, технологий и приемов в деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса с целью модернизации и инновации системы национального образования.
Особенное значение в образовательном процессе имеет знание законов психического развития детей и их практическое применение. Данные знания и навыки крайне необходимы для разработки новых, более эффективных и действенных методов и средств воспитания и обучения. Кроме того, в настоящее время выявлена определенная зависимость развития психики ребенка и особенностей воспитания и обучения. В этой связи, используемые педагогами методы обучения, разработаны с учетом базовых закономерностей развития мышления, восприятия и памяти, волевой и чувственной сферы ребенка.
Знания по психологии помогут педагогу лучше понять и осознать значимость разнообразных видов детской деятельности, их влияние на развитие, воспитание и обучение ребенка. Кроме того, педагог будет организовывать данные виды деятельности более сознательно, определяя пути не только развивающего обучения, но и пути психического развития ребенка.
Приступая к работе с детьми, педагог должен в первую очередь понять и определить, что каждый ребенок получил от природы (способности), а что у него следует развивать под воздействием внешней среды. Данное знание предусматривает предварительное проведение психодиагностики и выполнение психолого-педагогического эксперимента по выявлению соответствующих свойств и качеств каждого ученика.
Развитие задатков у ребенка и постепенное превращение их в способности, является одной из основных задач воспитания и обучения, решение которой невозможно без знаний из области психологии. В структуру задатков и способностей входит большинство процессов, состояний и свойств человека. Знание психологической структуры способностей, особенностей и законов их формирования очень важно для правильного выбора методов, средств и приемов воспитания и обучения.
Процессы воспитания и обучения представляют особую ценность в том случае, когда они направлены на повышение уровня психологического развития детей. Важным является умение определять актуальный уровень психологического развития ребенка, сопоставлять его с установленной нормой делать выводы о правильности или неправильности развития.
Психологизация образовательного процесса направлена на повышение уровня психологической компетенции тех, кто осуществляет педагогическую работу с ребенком и находится с ним в постоянном взаимодействии (педагоги, воспитатели, родители и т.д.).
Психологизация образовательного процесса подразумевает овладение педагогам комплекса фундаментальных психологических знаний (закономерности развития психики ребенка, уникальности и индивидуальность развития каждого ребенка, особенности развития базовых познавательных процессов и т.д.).
Задачи, стоящие перед психологией в образовательном процессе:
- Осуществление психологического и психолого-педагогического измерения и оценка «школьного функционирования» детей и подростков.
- Осуществление активного вмешательства штатного психолога в образовательный процесс, с целью обеспечения полноценного влияния учебного заведения на аффективное, когнитивное и социальное развитие детей.
- Оказание своевременной и комплексной помощи педагогическому персоналу и родителями (учащихся, воспитанников), в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
- Организация штатным психологом специальных программ, обучение персонала учебного заведения и родителей, с целью повышения их уровня знаний в области психологии.
- Оказание консультативной помощи педагогическому коллективу и родителям по разнообразным вопросам и проблемам, связанных с учебой, воспитанием, развитием и т.п.
Задачи психологического сопровождения родителей (воспитанников, учащихся):
Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) и их психологической компетентности.
Оказание всесторонней поддержки родителями при возникновении сложных и кризисных ситуаций.
Оказание необходимой психологической помощи в вопросах выстраивания детско-родительских и эмоционально-благоприятных отношений.
Оказание родителям психологической помощи в приобретении опыта индивидуального и группового обсуждения проблем по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
Оказание содействия родителям по обмену опытом между собой, предупреждение возникновения возможных ошибок в вопросах воспитания и трансляции собственного положительного примера.
В настоящее время проблемы всестороннего развития личности ребенка, в современных динамично меняющихся условиях, выходят на первый план. Особую роль здесь имеет использование знаний из области психологии, а также проведение необходимых психологических исследований. В том случае, если образовательный процесс направлен на «особенного» ребенка, то значимость знаний по психологии значительно возрастает.
Процесс воспитания, обучения и развития «особенного» ребенка, в первую очередь направлен на исследование его психологических особенностей, возможностей и потребностей. Без знаний психологии ребенка с отклонениями в развитии невозможно грамотно организовать коррекционный образовательный процесс. Кроме того, очень важно подготовить ребенка к самостоятельной жизни, то есть его необходимо обучить всем необходимым навыкам по самообслуживанию.
«Особенный» ребенок имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую должен оказывать только специально подготовленный педагог.
Педагог должен понимать психологические особенности и проблемы «особенных» детей, стремление его, тревоги и психические закономерности, уметь направлять, поддерживать, помогать ребенку, помогать преодолеть его проблемы.
Таким образом, значимость психологии в образовательном процессе очевидна. Знания по психологии способствуют разработке и внедрению инновационных методов, средств и приемов воспитания, обучения и развития детей.