Файл: Возможности использования игры в процессе преподавания психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Однако несмотря на это в разные времена характер их взаимоотношений кардинально менялся. Так, с введением А. П. Усовой обязательного обучения в детских садах игра стала рассматриваться как главный антипод обучения, как самый главный его враг. От педагогов и родителей можно было услышать фразы: «Ты уже большой, хватит играть, пора заняться серьезным делом и начать учиться». Следствием такого подхода стало «изгнание» игры не только из школы, не говоря уже о вузах, но и из детских садов. Фактически это привело к тому, что и дети, и взрослые в значительной степени разучились играть.

В противовес такой точке зрения существовала другая, сводившаяся к мысли, что между обучением и игрой имеется довольно тесная связь, особенно актуальная при обучении маленьких детей.

Сейчас существует много разного рода пособий и методик, предлагающих с помощью игры освоить с малышами практически всю программу начальной школы. Помимо дошкольного и начального школьного образования принцип совместимости игры и обучения стал распространяться и на обучение в более старшем возрасте. Так, широко известен игровой метод обучения иностранному языку детей и взрослых, появилось много новых игровых способов и методов обучения, ориентированных на отдельные предметы.

Основная часть

Как ни парадоксально, одним из основных последствий такого подхода к взаимосвязи игры и обучения стало исчезновение спонтанной, свободной, творческой игры не только из образовательных учреждений, но и из жизнедеятельности детей и взрослых. Хотя многие взрослые охотно используют свободное время для участия в разных видах игр, как показывает анализ их деятельности, эти игры лишь внешне бывают похожи на игру, но не имеют никаких (или имеют недостаточное количество) ее сущностных характеристик. Это связно в первую очередь с тем, что в деятельности, содержащей одновременно игровые и реальные (для обучения) характеристики, обучающемуся очень трудно их рефлексировать. Таким образом, страдает не только игровая деятельность, но и сам процесс обучения.

Возникшее сравнительно недавно третье направление в понимании взаимосвязи игры и обучения сочетает в себе предыдущие два подхода, только теперь придерживающиеся этих взглядов ученые отмечают, что взаимосвязь игры и обучения меняется — в одних случаях игра сочетается с обучением, в других — игра уступает место обучению, в третьих, особенно при решении задач на расслабление, релаксацию, предпочтение отдается игровой деятельности.


С одной стороны, это направление помогает решить возникающие проблемы, связанные с предыдущими подходами. С другой стороны, оказывается, что в этом случае тоже страдают и игра, и обучение, главным образом потому, что между игрой и обучением существует многообразная генетическая связь и зависимость.

При условно названном «неосознанном» обучении игра может быть одним из видов деятельности, в которой это обучение происходит. Например, принимая участие в коллективных играх, человек, сам часто не подозревая, учится общаться с другими людьми, учится взаимодействовать с ними, учится подчиняться мнению других или, наоборот, быть содержательным лидером и руководить действиями других участников игры, он даже в такой деятельности может получить знания и навыки, касающиеся нового предметного содержания. В этом случае можно вообще игру и обучение не разделять, так как первая служит некоторым материалом, условием, деятельностью, в которой субъект принимает участие, а второе — некоторым следствием, результатом этой деятельности. При этом необходимо иметь в виду, что для одних людей такое обучение оказывается более эффективным, а у других практически не приводит ни к каким значимым результатам (изменениям в себе). Помимо этого, обучение может осуществляться и в других видах деятельности, никак не связанных с игрой, например, в рисовании, музицировании, конструировании и т. д.

Чтобы не дать обучающимся «наломать дров», всю реальную практику можно и нужно осуществлять в игре, — конечно, особой игре, процесс которой не будет условен и которая не только предполагает реализацию реальных навыков обучающегося, но и поможет ему лучше, осмысленнее и рефлексивнее освоить все то, чему учат в детском саду, школе, колледже, институте.

Заключение

Итак, игра имеет разные стадии развития и в зависимости от них помогает или мешает учащимся учиться. Однако и обучение гоже неоднородно. Мы уже говорили о разных видах обучения, но теперь, учитывая специфику будущих преподавателей вузов, мы предложим вам еще одну классификацию обучения, с которой, ориентируясь на специфику работы, вам в большей степени придется иметь дело.