Файл: Биография и научно-практическое наследие Анри Файоля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Родился Файоль 29 июля 1841 в пригороде Стамбула, Турция; там его отец – контролировал работы по строительству моста через бухту Золотой Рог. Во Францию Файоль вернулись лишь через шесть лет, в 1847-м; вскоре Анри устроился в горную школу в городе Сен-Этьен.

Уже в 19 лет Анри сумел устроиться инженером в горнодобывающую компанию «Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville» в Комментри. В 1888-м он уже был директором – к тому времени в компании трудилось более тысячи человек. Занимал руководящий пост Файоль тридцать с лишним лет – до 1918-го; под его руководством компания стала одним из главных поставщиков железа и стала на национальном уровне.

В 1916-м Анри подытожил свой руководящий опыт в книге «Общее и промышленное управлени»; вышла она в свет за несколько лет до публикации теории научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора.

Согласно трудам Файоля, в разумно построенной компании на руководящий состав должно быть возложено шесть обязанностей – предсказание, планирование, организация, командование, координация и контроль. Особое внимание Анри уделил последнему пункту – по его мнению наличие качественной обратной связи, позволяющей оперативно отслеживать результативность тех или иных мероприятий, является одним из важнейших признаков действительно грамотной организации труда.

Помимо шести обязанностей, Файоль выделил и целый ряд важных принципов управления. Анри отметил большую важность разделения труда – во многом повторив идеи Адама Смита по данному поводу; отметил он также важность умения грамотно – и в меру жестко – распоряжаться имеющейся властью. Сотрудники по Файолю должны подчиняться своему руководству – и уважать правила, по которым функционирует компания. Разумеется, по-настоящему крепкая дисциплина просто невозможна без грамотных действий лидеров – лишь полное взаимопонимание между
сотрудниками и руководством гарантирует высочайшее качество работы.

Развил и углубил ряд важных концепций научного управления. Важнейшие идеи Файоля изложены в книге «Общее и промышленное управление» (1916). Файоль заложил основы функционального управления. Разделил весь комплекс работ на шесть основных групп: адм. деятельность управленческого аппарата (планирование, организация, руководства, координация), коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен), технико-производственная деятельность (производство, отделка, опробование, контроль), финансовая деятельность (осуществление финансового контроля), деятельность по охране труда и технике безопасности, деятельность по учету положения дел на производстве. Разработал процессную концепцию управления,
выделил 6 управленческих функций (предсказание, планирование, организация,
распределение, координация, контроль).


Файолю принадлежит ставшее общепризнанным разделение менеджмента на четыре функции. Эти функции представляют собой самые общие направления, каждое из которых относительно самостоятельно, но, в то же время, соотносится с другими направлениями в рамках процесса управления. Вот эти функции.

  1. Планирование: менеджер должен вырабатывать определенные картины будущего для своей организации, причем это должны быть не просто голубые мечты, но вполне реалистичные и в то же время не слишком заниженные цели и задачи.
  2. Организация: менеджер должен создать такую структуру, которая будет отвечать выработанным целям и задачам в максимальной степени.
  3. Мотивация: менеджер также должен подумать и о персонале, а именно – создать такие условия, чтобы работники, как и он сам, стремились к достижению
    поставленных перед организацией целей и задач.
  4. Контроль: наконец, менеджер не должен ни на минуту пускать организационные процессы, что называется, на самотек, постоянно контролируя деятельность организации и производя корректировки в планах, организационной структуре или работе в области мотивации, если они, как покажет практика, не будут удовлетворять сложившейся ситуации.

Однако Файолю принадлежит еще один внушительный список. Этот список – не что иное, как правила эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «14 правил Файоля». Некоторые правила, существовавшие задолго да Файоля, были всего лишь обобщены, некоторые – сформулированы впервые. Формулируя эти правила, Файоль ориентировался на основную задачу административной школы, а именно – выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать. Вот эти правила:

  1. Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.
  2. Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.
  3. Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.
  4. Справедливость во всем: справедливость – доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время сделать принять беспристрастное решение.
  5. Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.
  6. Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.
  7. Единство цели – единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
  8. Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть,
    безусловно, централизованы, однако этот принцип – не догма, а поэтому степень
    централизации зависит от корректного случая.
  9. Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль - «скалярную цепь», по терминологии Файоля.
  10. Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
  11. Порядок: всему свое место и свое место для всего.
  12. Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию,
    следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
  13. Корпоративный дух: сплоченность работников – еще одно непременное условие достижения целей организации.
  14. Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения
    замыслов менеджера, в разумных пределах должны присутствовать и инициатива.
  15. Иерархия – организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.

Не менее важным Файоль назвал и принципы единства руководства и единства направления. У каждого сотрудника должен быть лишь один руководитель; все
подразделения компании должны преследовать единую цель. Внутренняя конкуренция, хотя и ведет к повышению личностной мотивации, изрядно вредит компании в целом. Личные интересы каждого конкретного сотрудника – или даже целого отдела – ни
в коем случае не могут встать превыше интересов компании. Тем не менее, важно следить, чтоб труд рабочих вознаграждался по достоинству – необходимо обеспечить служащим достойную заработную плату и приличные условия труда. Попытка
выжать из каждого работника максимум возможного, разумеется, даст определенный прирост производительности; в перспективе, однако, разумнее не нагружать исполнителей больше положенного.