Файл: Эпоха возраждеия в Италии (накопления капитала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эпоха Возрождения представляет собой переход западноевропейской культуры от Средневековья к Новому времени, от феодального общества к буржуазному. Это время первоначального накопления капитала, когда начинает формироваться система ценностей новоевропейской культуры, отличающаяся от средневекового традиционализма. В это время происходят географические открытия Христофора Колумба (1451-1506 гг.) и Америго Веспуччи (1454-1512 гг.), меняющие представления о мире. Изобретение в 1440 г. немецким книгоиздателем Иоганном Гутенбергом (ок. 1399-1468 гг.) книгопечатания позволило сделать печатную книгу доступной для достаточно широких кругов. Гелиоцентрическая теория Николая Коперника (1473-1543 гг.) противопоставила средневековой модели мироздания прообраз научной концепции [1].

Мировоззренческой основой ренессансной культуры стало философское направление гуманизма, объединявшее таких ярких мыслителей, как Эразм Роттердамский (1466-1536 гг.), Мишель Монтень (1533-1592 гг.), Томас Мор (1478-1535 гг.). Теоцентризм средневековой картины мира заменяется в мировоззрении принципом антропоцентризма. Человек, по мнению Н. Кузанского, есть «второй бог», а Христос – это максимальная личность. Человек рассматривается как бесконечная мера космоса, поскольку он «стягивает в себе» весь космос, его потенциал неизмерим. Вера в земное, а не небесное предназначение человека, в его способность самостоятельно творить свою судьбу противопоставляет новую систему ценностей господствующей средневековой культуре. Таким образом, система ценностей Возрождения возникает как явление антикультуры в недрах еще феодального общества, однако в своем развитии именно она определяет переход Западной Европы к Новому времени, ознаменовавшему победу буржуазии над феодализмом.

Исследователи Возрождения обычно выделяют в нем два направления: Итальянское и Северное; к последнему относят изменения, происходившие под влиянием распространения гуманистических идей за пределами Италии (в странах, расположенных севернее Италии).

Специфику Итальянского Возрождения видят в увеличении светского начала в мировоззрении, в своеобразном эстетизме, выраженном в более тесной связи с искусством, в ориентации на связь человека с природой, в поиске гармонии духовного и телесного в человеке, в особом интересе к античному наследию, ориентации на античность как на идеальный образец. Человек в этой культуре равен Богу, он – творец, демиург. Бог становится ближе к человеку, он мыслится пантеистически: Бог одухотворяет мир, поскольку растворен в природе, слит с ней в некое Единое. Итальянские мыслители, с одной стороны, обожествляли человека и природу, а с другой стороны, очеловечивали природу и Бога. Ведущими смыслами культуры Итальянского Возрождения выступают: природа, гуманизм, гармония, идеал. Носителем новой системы ценностей становится новый слой общества, близкий к аристократам-меценатам, люди, профессионально занимающиеся наукой и искусством, своеобразная протоинтеллигенция, а также нарождающийся слой протобуржуазии (ростовщики, купцы, ремесленники, нотариусы) в раннебуржуазных северных республиках Италии, прежде всего Флоренции и Венеции, бурно развивавшихся как центры торговли на Средиземном море.


Термин «Возрождение» был введен итальянским живописцем и архитектором Джорджо Вазари (1511-1574 гг.) как обозначение своеобразного возврата европейской культуры к истокам классической античности. Традиционно культуру Итальянского Возрождения делят на ряд этапов: Предвозрождения (Проторенессанс), или в обозначении названиями столетий – дученто (ХIII век) и треченто (ХIV век). Это период, когда возникает тенденция к духовному освобождению личности от церковного диктата, выдвигается принцип свободы духа, выраженного в критическом отношении к действительности, отказе от слепой веры, призыве опираться в своей деятельности и в религиозных вопросах на разум; зарождаются светские элементы в традиционно религиозной живописи.

Выдающимися представителями этого времени были поэты-гуманисты Данте Алигьери (1265-1321 гг.) и Франческо Петрарка (1304-1374 гг.), живописец Джотто ди Бондоне (1266-1337 гг.), поэт и писатель-гуманист Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.) [3].

Период раннего Возрождения (кватроченто – ХV век) характеризуется усилением ведущих культурных тенденций, определяющих новое отношение к миру. Он связан с именами архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446 гг.), скульптора Донателло (1386-1466 гг.), живописца Мазаччо (1401-1428 гг.), писателей-гуманистов Лоренца Валлы (1407-1457 гг.) и Пико делла Мирандолла (1463-1494 гг.), живописца Сандро Ботичелли (1445-1510 гг.) и др.

Высокое Возрождение (чинквеченто – ХVI век) – время наиболее полного расцвета возрожденческой культуры, предшествовавшее ее кризису. Самыми выдающимися представителями этого этапа были Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Микеланджело Буонаротти (1475-1564 гг.) и Рафаэль Санти (1483-1520 гг.), поистине являвшимися титанами Возрождения, воплотившими в своей жизни идеал всесторонне и гармонично развитых личностей, истинных гениев культуры.

В художественном творчестве каждому был присущ свой индивидуальный стиль, выразивший главную идею творчества каждого: у Леонардо да Винчи – идея разума; у Микеланджело – идея человеческой мощи, героизма, у Рафаэля – воплощение принципа гармонии.

Искусство играло в жизни эпохи Возрождения ведущую роль, а в осмыслении действительности оно часто шло впереди науки и философии, выполняя функцию универсального способа познания мира. В искусстве задача нового отношения к миру была сформулирована как перестройка художественного видения. По мнению Леонардо да Винчи, художник должен беспристрастно отражать среду «как в зеркале», для чего ему необходимо познать и освоить законы перспективы, добиться пластичности изображения, а для этого в основу художественного метода должны быть заложены рациональные принципы математики. Художники и скульпторы всерьез занимались анатомией, измерениями, исчислениями, поиском точки схода в «золотом сечении», постоянно экспериментировали с ракурсами и художественными средствами изображения объекта.


Будучи контркультурой в недрах феодального общества, Возрождение многими нитями связано со Средневековьем. Так, источниками Итальянского Возрождения выступает не только наследие античности (спасенное и сохраненное для нас, прежде всего, усилиями представителей этой новой культуры), но и преемственность религиозным и светским традициями готики. Значительную роль в распространении светского начала в искусстве Возрождения сыграла средневековая лирика южного Прованса, культ Прекрасной дамы (куртуазная поэзия трубадуров), а также вольнолюбивая поэзия вагантов.

Под Северным Возрождением понимают культуру ХV-ХVI веков в европейских странах, лежащих севернее Италии (Нидерланды, Германия, Франция).

Особенность Северного Возрождения исследователи связывают с его религиозной окраской, выразившейся в мощном общественно-религиозном движении Реформации, в большей степени выраженной ориентации на мир городской культуры, на личность среднего городского человека. Северное Возрождение меньше связано с античной культурой, сохранило преемственность традициям высокой готики, ее культу духовности.

Реформация как религиозное по форме и социальное по содержанию движение широких слоев населения за реформу католической церкви и основ христианского богословия явилось исторической формой антифеодального протеста, приведшего к расколу западноевропейского христианства и формированию протестантизма как наиболее адекватной формы мировоззрения зарождающейся буржуазии [2].

Рационализм, выраженный в расчетливости и практицизме, трудолюбие и бережливость, добропорядочность и честность, трактуемая часто как кредитоспособность, успешность в предпринимательском деле как доказательство поощрения индивида со стороны Бога, – выступают ведущими ценностями нового мировоззрения. В протестантизме истина веры оказывается неотделима от работы разума, разуму предоставляется право толковать веру. Самостоятельность и инициативность индивида выступают важными характеристиками человеческой свободы, автономность личности находит выражение в принципе моральной ответственности за свой выбор. Все это способствовало развитию человеческой индивидуальности как основной ценности культуры эпохи Возрождения, объединяющей Итальянское и Северное Возрождение в единый исторический тип культуры.

Итак, Возрождение, или Ренессанс – имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится – в Италии – на начало XIV века (повсеместно в Европе – с XV-XVI веков) – последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях – первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» – так и появился термин.


Список использованных источников

  1. Горелов А. А. История мировой культуры: Уч. пособ. / A. A. Горелов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Флинта: МПСИ, 2011. – 512 с.
  2. Золкин А. Л. Культурология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 583 с.
  3. Копцева Н. П. Теория культуры. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 152 с.