ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.12.2020
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
20. Псих-пед хар-ка личности ученика
Схема
псих-пед характеристики личности
ученика.
Общие сведения.
Фамилия,
имя. Дата рождения. Класс, общее физическое
развитие. Состояние здоровья. Условия
жизни в семье. Правильность основной
линии семейного воспитания.
Учебная
деятельность.
1. Успеваемость
(преобладающие оценки, одинаково или
неодинаково успевают по разным предметам).
2. Общее умственное развитие (кругозор,
начитан-ность). 3. Особенности внимания
(степень развития произвольного внимания,
его сосредоточенность, устойчивость,
способность к распределению). 4.
Осмысленность восприятия учебного
материала, быстрота осмысления. 5.
Развитие мышления (отли-чает ли
существенные и второстепенные признаки
предметов и явлений, уровень усвоения
общих и абстрактных понятий, умеет ли
сравнивать, обоб-щать, делать самостоятельные
выводы, быстро ли находит пути решения).
6. Интерес к занятиям и отношение к учению
(с интересом или без интереса учится, к
каким учебным предметам проявляет
инте-рес, отношение к отметке, отношение
к похвале или порицанию учителя и
родителей, основной мотив учебной
деятельности). 7. Умение учиться
(соблю-дение режима дня, организованность,
умение само-стоятельно работать над
книгой, заучивать материал, контролировать
себя, составлять планы, конспекты и
прочее).
Труд.1. Отношение к труду,
любит ли трудиться и что именно привлекает
- процесс работы, сделанная вещь или
овладение навыком работы. 2. Организо-ванность
и дисциплинированность в труде. 3. Есть
ли привычка к длительным трудовым
усилиям? 4. Какие виды труда
предпочитает?
Общественная деятельность
и активность.
1. Отношение к общественной
жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен,
относится отрицательно). 2. Интерес к
общественной жизни страны (читает ли
газеты, слушает ли радио, обсуждает ли
обществен-ные события с учителями и
товарищами). 3. Какие общественные
обязанности имеет (постоянные,
эпизодические, никаких не имеет) и как
их выполня-ет?
Направленность личности
учащегося и специальные способности.
Интересы
(перечислить, чем интересуется учащийся,
отметить характер интересов с точки
зрения их глубины и активности). 2.
Отметить, есть ли особен-ные способности
к какой-либо деятельности (музы-ке,
рисованию…), в чём они проявляются. 3. О
чём мечтает и что намеревается делать
в будущем
Дисциплинированность.
1.
Общая характеристика поведения (ведёт
себя спокойно, сдержанно или проявляет
излишнюю подвижность, непоседливость).
2. Выполнение тре-бований взрослых
(выполняет охотно или по прину-ждению,
часто ли отказывается выполнять
требова-ния и какие). Отметить наиболее
типичные наруше-ния дисциплины.
Взаимоотношения
с коллективом и отношение к школе.
1.
Положение в коллективе. 2. Отношение к
товари-щам по классу. 3. Дорожит ли
пребыванием в школе (что особенно ценит
в ней?). 4. Отношение к воспи-тателям и
учителям (есть ли контакт, любит ли,
уважает ли их).
Особенности характера
и темперамента.
1. Ярко выраженные
положительные и отрицатель-ные черты
характера: а) черты направленности
лич-ности (по отношению к людям, труду,
самому себе; чуткость, доброта,
коллективизм, эгоизм, черствость,
добросовестность, зазнайство, скромность
и т.д.); б) волевые черты характера
(настойчивость, самостоя-тельность,
упрямство, лёгкая внушаемость,
уступчи-вость и т.д.). Преобладающее
настроение (весёлое, грустное, подавленное),
чем вызываются смены настроения.
Общие
психолого-педагогические выводы.
Основные
достоинства и недостатки формирую-щейся
личности учащегося. Причины (внутренние
и внешние) имеющихся недостатков (условия
семейного воспитания, болезни, отсутствие
определённых способностей, отсутствие
навыков работы и т.д.).
Определение
важнейших психолого-педагогических
задач, стоящих перед учителем, пути
дальнейшей работы с учащимися.
КРАТКИЕ
МЕТОДИЧ-Е УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ШКОЛЬНИКА.
Предлагаемый план изучения
школьника надо рассматривать в качестве
ориентировочного. План может по отдельным
своим частям изменяться в зависимости
от конкретных обстоятельств. Так, если
характеристика составляется на слабо
успевающего ученика, то, естественно,
всё, связанное с данным фактом, должно
быть предметом особого внимания.
рекомендуется
постепенно накапливать материал об
особенностях личности изучаемого
школьника. Для этой цели лучше всего
завести дневник, в котором отмечать
все, связанное с занятиями и поведением
ученика. На страницах дневника в первой
графе ставится дата, во второй описывается
тот или иной факт поведения ученика, в
третьей даётся объяснение (истолкование)
факта с указанием непосредственной
причины, его вызвавшей.
Основным
методом изучения школьников является
систематическое наблюдение за их
действиями и поступками на уроках, при
выполнении трудных заданий, общественных
поручений и т.д. Но метод наблюдения сам
по себе, взятый изолировано от других
методов и приёмов изучения, не всегда
позво-ляет установить причину того или
иного поступка. Поэтому наблюдение
необходимо сочетать с опросом и беседой.
Беседу можно вести не только с изучаемым
школьником, но и с его товарищами,
особенно друзьями, с которыми он проводит
значительную часть времени в школе и
на улице. Много ценных сведений можно
почерпнуть из бесед с родителями и
старшими членами семьи. Также можно
использовать метод изучения продуктов
деятельности, эксперимент.
Характеристика
ученика не должна быть односторонней.
При многих недостатках в личных качествах
ученика у него найдутся и положительные
черты. И, наоборот, при многих личных
достоинствах есть и какие-то недостатки,
которые надо заметить и оценить.
Задача
учителя состоит в том, чтобы, опираясь
на положительные особенности личности
школьника, развивая и укрепляя их,
преодолевать недостатки.
Характеристика
школьника не будет полноценной, если
не познакомиться с условиями жизни и
воспитания детей в семье. Неоднократно
беседуя с родителями школьника и лично
наблюдая домашний уклад жизни семьи,
можно составить довольно правильное
представление о положительных и
отрицательных сторонах семейного
воспитания ребёнка.
Характеристика
должна быть насыщена конкретными
сведениями о действиях и поступках
ученика.