Файл: Психология и общечеловеческие ценности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Встречается большое количество работ по теме ценностей и их взаимосвязи с психологией. Многие ученые-исследователи пытаются сформировать психологическую систему ценностей, которая четко отражет природу человека. Некоторые из них опирались на интуицию, то есть врожденную способность всех живых существ выбирать для себя наиболее полезные продукты питания или наиболее безопасное жилье. Еще, они отталкиваются от потребностей человека в питательных веществах (витаминах и минеральных солях). Существуют классификации, основанные на желании людей к самореализации и развитию. В системах ценностей прослеживается прямая связь с потребностями человека, которые подробно описал Абрахам Маслоу – основатель гуманистической теории психологии. Его пирамида включает в себя 5 уровней: физиологические потребности, потребность в безопасности, в причастности, уважении и в духовном развитии. В некоторых российских гуманитарных университетах, на факультетах посвященных изучению психологии, преподают дисциплину под названием «Психология ценностей», в которой ценности анализируются в социально-психологическом и культурно-историческом контексте.

Сейчас тема ценностей очень актуальна, так как сменяются поколения и ценности меняются вместе с ними. Данный аспект очень важен для коммуникации, так как на некоторых должностях находятся люди старшего поколения и необходимо правильно подобрать подход для установления крепких (даже дружеских) связей. Поэтому нужно научиться понимать, что дорого для таких людей, и чем они могут пренебречь, то есть определить их систему ценностей.

В этом эссе будут рассмотрены основные понятия психологии ценностей, концепции и какое место занимают ценности в человеческой деятельности. Для начала, необходимо дать определения понятию «ценность».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основные понятия

Ценность – человеческая идея, воспринимаемая в виде субъективного образа или представления, является отражением культурно-исторических норм. Выступая индивидуальным и социальным ориентиром, она ассоциируется с типом «достойного» поведения, определяющим конкретный стиль жизни.

Ценность – основа и результат выбора направления и способа управления деятельностью, интегрирующая систему мотивов личности, то есть ценность выступает основополагающим критерием выбора вектора профессионального развития, служит основой самореализации личности.

Ценность – основа механизмов социальной регуляции поведения и деятельности, связанная с социально-психологическим климатом общества и социальных групп. Как механизм социальной регуляции, ценности определяют социально-психологический климат общества и социальных групп.


Всестороннее исследование жизненных ценностей охватывает все уровни анализа: культурно-исторический, социально-экономический, индивидуально-психологический. Как «знаки» культуры, ценности существуют в форме артефактов, в виде традиций, закрепленных в предметах живописи, музыки, литературы. Как регуляторы социальных отношений, ценности задают критерии должного, желательного для различных сфер социальной активности через общественные или групповые установки и оценки, императивы и запреты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливости, красоте, честности и т.д. На уровне индивидуального сознания, «отраженные» ценности являются основой организации и управления жизнью и деятельностью человека, они лежат в основе любых оценок и влияют на любые решения человека.

Отличительной особенностью индивидуально-психологического подхода к рассмотрению ценностей является выделение субъективного компонента в структуре ценностей, их «отраженность» в индивидуальном сознании. Ценности имманентны деятельности и поведению, они органично вплетены в ее структуру (планирование – реализация – оценка результата) и требуют своей жизненной реализации. Невозможность реализации личностных ценностей лежит в основе внутренних противоречий, конфликтов, «напряжений», разрешением которых может стать как прогрессивное развитие личности, так и ее разрушение, проявляющееся в девиантном, делинквентном, криминальном поведении. Жизненные кризисы, резкие перемены, ситуации неопределенности и социальной нестабильности меняют не только привычную социальную среду человека, снижают его личностный потенциал, но и нарушают ценностные параметры жизнедеятельности, ведут к искажению жизненной картины мира, затрудняют самореализацию личности в целом.

Перейдем к более глобальному, к ценностным ориентациям и системам ценностей.

Ценностные ориентации – наиболее обобщенные и иерархически организованные отношения личности к ценностям той культуры, в которой формировалась данная личность.

Ценностные ориентации – структурированная система обобщенных ценностных представлений, выражающая субъективное отношение личности к объективным условиям жизни

В любых интерпретациях ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, именно в них аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, и отражаются все следы внешних воздействий со стороны природы и общества. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы, испытываемые потребности и актуальное поведение. Особенно важно, что в пространстве социальной коммуникации личности ценностные ориентации становятся объектом передачи социального и индивидуального опыта, тем самым становясь важным механизмом процесса ценностной регуляции и саморегуляции систем различного уровня – от личности и до общества. Таким образом, понятие «ценность» применяется при характеристике отношения человека к миру, взятого не только с интеллектуальной, но и с аффективной стороны в самом широком смысле этого слова. Ценность как бы распределена между человеком и окружающим его миром, она существует только в их отношении. Носителем ценности может выступать любая личность, любой предмет, явление, которые втянуты во взаимодействие с сознанием человека. Особое место в этом смысле занимает концепция «личностного смысла» А.Н. Леонтьева. По мнению ученого, деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности.


На основании анализа психологической литературы можно выделить 3 пути генеза системы ценностей:

1) в процессе воспитания, обучения и самостоятельного усвоения социального опыта в ходе включения субъекта в разнообразные виды деятельностей, преломления этого опыта через его индивидуально- психологические особенности.

2) в результате осознания индивидом своих ценностей, их эмоционального принятия, логического обоснования, упорядочения.

3) в ситуации самоопределения, когда совершается выбор, последствия которого будут иметь жизненно важное значение.

Концепции психологических ценностей

В 1949 г. К. Клакхон вместе с Парсонсом и рядом ученых инициировал Гарвардский проект по изучению ценностей (Harvard Comparative Values Project). Развитие проекта привело к созданию Центра по изучению ценностей (The Kluckhohn Center for the Study of Values). Основной метод исследования – «Метод ценностных ориентаций» (Value Orientation Method – VOM), используется для изучения особенностей принятии ценностных решений в традициях разных культур (Russo, 2000, Kohls, 1981). Ценность – это концепция желаемого, внешняя и явная или скрытовнутренняя, сугубо индивидуальная или характеристика группы, которая влияет на выбор из имеющихся способов, средств и конечных целей действия (C.Kluckhohn,1951)

Широкую известность и наибольшую популярность приобрела классификация ценностей Милтона Рокича. Его книга «Природа человеческих ценностей» (1973) дала огромный импульс эмпирическому изучению ценностей. Ценности – это «устойчивое убеждение в том, что определенный способ действия или определенные жизненные цели наиболее предпочтительны для индивида и общества другим способам деятельности или другим конечным целям» (Rokeach, 1969). Система ценностей – это иерархическое упорядочивание ценностей по степени их важности, построенное на основе ранжирования ценностей на континууме важности. М. Рокич различает установки и ценности. Установка – это «долговременная организация нескольких убеждений, которая касается определенного объекта или ситуации, предрасполагающая субъекта действовать определенным, предпочтительным для него способом».

По теории Г. Хофстеде, исследование ценностей является необходимым условием понимания реального поведения человека и деятельности групп людей, поскольку объединяющая их культура – это «коллективное программное обеспечение человеческого мозга, которое отличает членов одной группы людей от другой». Культура – это система ценностей, которая одновременно близка многим людям в группе. В качестве основных параметров измерения культуры были выделены семь ценностных критериев: династия власти, избегание неопределенности, индивидуализм, маскулинность (гендерное разделение ролей, агрессивность), долговременная ориентация, потакание желаниям/самообладание, монументализм/самоуничижение.


Гарри Караламбос Триандис (Harry Charalambos Triandis) исследуя ценности, нормы и установки в контексте культуры, ввел термин «культурный синдром», разработал классификацию культур в соответствии с ценностями «индивидуализма-коллективизма». Культура – это общие установки, убеждения, категоризации, ожидания, нормы, правила, самоописания, ценности и другие подобные элементы субъективной культуры, обнаруженные среди инивидов, чье взаимодействие было 29 облегчено с помощью общего языка, исторического периода и географического региона. Элементы культуры передаются от одного поколения к другому через социализацию, моделирование и другие формы коммуникации и содействуют адаптации к окружающей среде. Культурный синдром – это набор элементов субъективной культуры, организованный вокруг темы. Если речь идет об индивидуализме, организующая тема – это центрированность на автономности индивида; в случае коллективизма – в центре стоит коллектив: семья, клан, рабочий коллектив, потребительская группа, государство, этническая группа или религиозная группа. Наиболее важные значения индивидуалистов выражаются в предложениях, в которых используются слова «я», «мое», «мне»; а коллективистов – предложения, которые включают «нас», «мы» и «наше».

Наиболее используемой на настоящий момент представляется структура ценностей, разработанная в «теории универсального содержания и структуры ценностей» Ш. Шварца и У. Билски. Ценности – это «желаемые, выходящие за рамки конкретных ситуаций цели, отличающиеся друг от друга по значимости и являющиеся руководящими принципами в жизни людей» (S.H. Schwartz, 2007). Основные базовые ценности: власть (богатство), достижения, гедонизм, риск-новизна, самостоятельность, универсализм, благожелательность, традиция, комфортность, безопасность.

Концепция В.С. Магуна выстраивает ценности в соответствии с принципом иерархии благ и потребностей К. Менгера. Исследование ценностей проводилось в рамках Европейского социального исследования. Ценности – это убеждения человека в значимости или важности для него некоторого объекта или состояния как цели или средства (Магун В.С., 2010). Ценности – это стандарты, с которыми человек соотносит реальное положение вещей. Результат соотнесения выражается в оценках удовлетворенности – неудовлетворенности. В системе ценностей может быть выделена категория «базовых ценностей». Базовые ценности – это конечные, «целевые» ценности человека, на основе которых формируется всё множество инструментальных (оперативных, текущих) ценностей, направляющих его жизнедеятельность.


В рамках диспозиционной теории личности В.А. Ядова ценности выступают одним из основных элементов становления и развития личности. В.А. Ядов разработал теорию иерархической системы диспозиций. Низший ее уровень составляют фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Второй уровень представляет система социальных установок. Третий уровень связан с общей направленностью интересов личности в определенную сферу социальной активности – базовые социальные установки. И, наконец, высший уровень составляет система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими условиями жизни данного индивида.

Рональд Иглхарт на основе концепции А. Маслоу выделяет «материалистические» и «пост – материалистические» ценности, преобладание которых в том или ином обществе задает стадию его общего экономического и социального развития. Делит ценности на постматериалистические и материалистические.

Мы рассмотрели самые известные концепции формирования систем ценностей, следует перейти к вопросам их проявления в человеческой деятельности.

Проявления ценностей в человеческой деятельности

Активность является всеобщей характеристикой жизни, условием существования любых живых существ. По мнению А.Н. Леонтьева, «деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, то есть на психологическом уровне, это единица жизни, опосредствованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». «Деятельность, – отмечает Б.А. Сосновский, – это система активных процессов, которые отвечают определенной потребности, подчиняются мотиву и реализуют самостоятельное отношение человека к миру».

В.А. Иванников выделяет два типа анализа деятельности, сложившихся в отечественной психологии. Первый тип анализа – технологический. В нем рассматриваются условия и алгоритмы, технология достижения промежуточных и конечных результатов деятельности. Технологический анализ должен выделить в деятельности объективные (предметное содержание, структура деятельности) и субъективные (мотивационные – потребности, мотивы, смыслы, ценности и операционально-технические) составляющие. Второй тип анализа направлен на выяснение и описание той активности, где не только достигается предмет потребности, но которая переживается самим субъектом как часть его жизни, как активность, отвечающая его жизненным интересам.