Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
Ценности выступают в роли важнейших условий на стадии планирования (замысла) деятельности, реализации и оценки результатов. Так, на стадии постановки и принятия цели действия, одним из оснований для выбора цели, выступают нравственные ценности человечества. Ценности служат основанием для выбора средств действия в тот момент, когда выбранное средство оценивается на возможные последствия его использования в координатах «плохо – хорошо», «уместно – не уместно» и др. Когда субъект производит выбор средства, он берет (или не берет) на себя ответственность за последствия своих действий для себя и других людей. И наконец, ценности участвуют в оценке (моральной, нравственной, эстетической, эмоциональной) оценке предвидимых результатов деятельности, а также ее последствий.
Следует различать ценность как личностное и ценность как деятельностное образование по аналогии с тем, как различают между собой «мотивы личности и мотивы деятельности», субъективно не всегда совпадающие между собой. Так же далеко не все личностные ценности достигают своей деятельностной реализации (воплощения), однако они продолжают жить в душе человека, придавая смысл его Существованию. Сфера личностного бытия ценностей, конечно же, намного шире их деятельностной реализации. В этой связи следует заметить, что для психологического анализа крайне важным является сопоставительный анализ ценностных представлений со степенью их воплощения в жизни и деятельности. Результатом соответствующего анализа является вскрытие внутренних «напряжений» (противоречий, конфликтов) в системах ценностей различных категорий респондентов, являющихся движущей силой их личностного развития. Невозможность реализации субъективных ценностей, блокировка лежащих в их основе потребностей, может переживаться человеком очень болезненно, приводя к внутренним противоречиям и конфликтам, «напряжениям», «ценностному давлению» результатом разрешения которого может являться как прогрессивное развитие личности так и ее разрушение, проявляющееся в аномальном, девиантном, преступном поведении и пр. Поэтому знание о внутренних противоречиях и конфликтах в системе внутриличностных ценностей позволяет понять движущие силы, условия возникновения и механизмы отклоняющегося поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования по роли психологии в формировании ценностей, мы:
- Дали определения основным понятиям: ценность, ценностный ориентир, система ценностей.
- Рассмотрели 8 концепций, следуя которым формируются классификация и системы ценностей. Сейчас, на основе концепции Р. Инглхарта проводится крупнейший социально-психологический опрос в мире. Во всемирном исследовании уже приняли участие более 300000 респондентов в 97 странах мира. Результаты исследований, которые проводятся более 30 лет, представлены на сайте: http://www.worldvaluessurvey.com или WorldValuesSurvey.org Исследования всемирных ценностей продолжаются под руководством Р. Инглахрта в рамках международной исследовательской сети ЛССИ (лаборатории сравнительных социальных исследований). Актуальные проблемы и результаты некоторых исследований представлены на сайте: http://lcsr.hse.ru/about .
- Установили, что ценности непрерывно связаны с деятельностью человека. Мы не будем делать то, что по общепринятым нормам или ценностям не принято делать, согласитесь. А с помощью знания системы ценностей человека (личностных ценностей), мы сможем найти с ним общий язык.
Человечество как открытая и самоорганизующаяся система с разноуровневой иерархической организацией психических процессов, состояний, свойств, образований включает и подсистему отношений к многообразию внутреннего и внешнего мира. Ценности как элемент данной подсистемы определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов и требований, задавая критерии, используемые для оценки общества и личности, выступая движущей силой и регулятором поведения и деятельности. Общепринятые ценности – это интериоризированные и принятые человечеством критерии должного, позволяющие отделить добро от зла, пользу от вреда, истину от заблуждения, достойное от недостойного.