Файл: Взаимосвязь и взаимозависимость экономики предприятия и других экономических наук.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
Важнейшими вопросами, по которым компании необходима информация, являются: конкуренты и конкурирующие товары; производство и затраты; соотношения между выручкой от реализации товара и прибылью; правительственная политика.
Фирма должна принимать все возможные меры для получения указанной информации. Если она не сможет собрать и проанализировать информацию собственными силами, то необходимо обратиться к услугам фирм, которые специализируются на маркетинговых исследованиях.
10. Система налогообложения как инструмент регулирования экономики.
Возникновение и необходимость налогов
Налогообложение является одной из важнейших проблем современности. Оно затрагивает все социально – экономические сферы жизни общества. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. Налоги как общественная категория отражают конкретно-экономические условия жизни людей и государства.
Издавна ученые экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения, но все они сходились в одном:
- тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
- принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;
- участие в экономических процессах общества.
Исторически налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально – экономическая сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства.
Налоги - одна из древнейших финансовых категорий.
Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества. В немецком языке налоги рассматривались как помощь граждан государству, и сегодня сохранилось их название – stauer (поддержка). В Великобритании некоторые налоги до сих пор называются duty – долг, обязанность. Современный термин – tax вытекает из определения ставки налога (таксы). Во Франции термин – import означает принудительный платеж. В русском языке государственные сборы называли подати, т.е. принудительный платеж.
Первое упоминание о налогах относится к IV в. до н.э. В условиях господства натурального хозяйства налоги выступали в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям свободного населения (позже крепостных крестьян), а также дани с покоренных народов. По мере развития товарно-денежных отношений налог приобретает денежную форму. В период политической раздробленности налоги в форме различных поборов становятся доходами крупных землевладельцев – феодалов, а с образованием централизованного государства – казны государства.
Одним из первых денежных налогов был общепоимущественный налог с граждан Римской империи во II в. н.э. – трибут. Все граждане Римской империи сообщали цензору о размерах своего имущества. При отсутствии такого сообщения налог не оплачивался, но гражданин терял все права и становился банкротом. С ростом государственной потребности в средствах в Риме на смену трибуту приходит высокий налог с наследства, введенный императором Августом. Этот налог охватывал все имущество и просуществовал в течение двух – трех поколений. На Руси упоминание о налогах (тягостях) относится к XII в. н.э.
В эпоху первоначального накопления капитала формируются национальный рынок и централизованное государство, что положило начало финансовой и денежно – кредитной системам. Налоги становятся, с одной стороны, средством эксплуатации мелких производителей и крестьянства, превращая их в наемных работников, а с другой стороны, через систему перераспределения национального дохода (налоги – расходы) обеспечивают концентрацию капитала у предпринимателей – промышленников и торговцев – купцов. Этому способствовал также откуп налогов, т.е. передача права сбора налогов частным лицам с предварительной их оплатой государству.
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Оно выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную), требующую средств. В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывались доменами – доходами от недвижимости, главным образом земли, находящиеся в собственности главы государства – короля, императора, монарх, и регалиями – доходами от монопольного права на занятие определенной хозяйственной деятельностью.
По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится) и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства, а значит, возрастают расходы. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства.
Кроме налогов у государства по существу нет иных методов мобилизации средств в казну. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате остается главный доход государства – налоги; других более приемлемых методов в условиях рынка оно не изобрело.
От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо или косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений.
Возможности использования налогов в качестве инструмента регулирования вытекают из самой их природы, сущности и функций. Практическое содержание налогового регулирования предопределено именно регулирующей функцией налога.
Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП и национального дохода страны, воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Налоговое регулирование призвано активно, влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.
Таким образом, налоги являются одной из древнейших финансовых категорий. Тесная связь налогов с государственной властью объясняется тем, что они являются для неё важнейшим источником доходов. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Оно выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную), требующую средств. Налоги носят принудительный характер и осуществляются на основании законодательства. Налоговый механизм применяется для снятия социальной напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста.
Налоги – важная экономическая и финансовая категория
"Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Экономическая категория выражает общественные отношения между людьми при кругообороте капитала, т. е. одну из сторон производственных отношений. Отсюда вытекает, что экономическая категория тесно связана с движением стоимости совокупного общественного продукта (СОП) и его основной части национального дохода (НД). В своем движении СОП и НД проходят четыре фазы: производство, распределение (первичное и вторичное), обмен и использование. Причем каждая из фаз характеризуется особыми производственными отношениями.
Участвуя в мобилизации стоимости СОП и НД для казны, налоги возникают и функционируют не на всех фазах движения, а только на второй фазе – распределения, а точнее перераспределения, и значит входят в систему производственных отношений, хотя в ограниченных пределах.
Функционируя в фазе распределения, налоги отражают определенную сторону объективной экономической деятельности, т.е. выступают своеобразной экономической категорией. Через распределение они тесно связаны с общим процессом производства стоимости СОП и НД. Глубокое и всестороннее познание налогов как экономической категории раскрывает их сущность: внутренние устойчивые свойства, независимо от видов взаимосвязи со всей совокупностью общественных отношений; закономерности развития и отличительные формы правления. Экономическая категория налогов, таким образом, выражает такие реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия стоимости СОП и НД в денежной форме в пользу изменяющихся социальных групп, стоящих в данный момент у власти.
Финансовая категория налогов имеет объективный характер, отображает реально существующие финансовые отношения. Налоги подобно государственному кредиту, расходам государства и др. являются отдельной частностью, воспроизводя в специфической форме одну из сторон финансовых отношений. Налоговая категория находится во взаимосвязи, взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Они как финансовая категория выражают общие свойства, присуще всем финансам, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоги – не только экономическая категория, но и финансовая. Так как процесс перераспределения стоимости СОП и НД в денежной форме, т.е. мобилизация ее с помощью налоговых методов и использование через систему государственных расходов, представляет собой всю совокупность финансовых отношений. Налоги, а точнее налоговые отношения, выступают частью этих финансовых отношений на макроуровне.
Функции налогов в экономической системе
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Можно выделить четыре важнейшие функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная, стимулирующая. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи две функции: фискальная и регулирующая.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Фискальная функция (фиск - государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства. Именно фискальная функция обусловливает реальные возможности для перераспределения части стоимости НД в пользу определенных групп общества. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Рост объема производства, научно–технический прогресс создают реальные возможности для увеличения национального дохода, а следовательно, и финансовых ресурсов государства главным образом за счет налоговых поступлений.
Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, т.е. обусловливает регулирующую функцию налогов.
Регулирующая функция означает, что налоги активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями, предполагающими свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственности за результаты производства. Регулирующая функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.
Социальная функция, т.е. поддержание социальной справедливости и социального равновесия в целях выравнивания доходов между отдельными социальными и доходными группами. Налоги играют важную роль в социальной жизни страны. О них говорят в общественном транспорте, на заседаниях парламентов, правлений компаний и пр. Их обещают снизить в ходе предвыборных кампаний и обычно повышают после выборов. Нет, наверное, людей или групп населения, которые были бы удовлетворены уровнем налогообложения их доходов.