Файл: Взаимосвязь и взаимозависимость экономики предприятия и других экономических наук.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
Основой второго вопроса, причиной, побуждающей ставить его сразу и жестко, является неизбежная ограниченность ресурсов. Постоянно возрастающие и изменяющиеся общественные потребности побуждают предпринимателя развивать дело, увеличивать состав и объем выпускаемой продукции. Для этого необходимо привлечение дополнительных ресурсов. Такую задачу решают и другие предприятия.
В то же время источники ресурсов объективно имеют предельные размеры, идет ли речь о возможностях природы, количестве вовлекаемых в деятельность работников или накопленном ранее имуществе. Для разрешения складывающегося противоречия между планами и возможностями их выполнения, между потребностями и возможностями их удовлетворения возникает со всей значимостью и во всем величии задача наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
Какие же ресурсы следует назвать, чтобы охватить интересы всего многообразия сфер предпринимательской деятельности? Отвечая на этот вопрос, можно предложить следующий перечень ресурсов:
- природные ресурсы - естественные, имеющие в природе экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира;
- трудовые ресурсы - трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными возможностями к трудовой деятельности и производящая материальные блага или оказывающая услуги;
- финансовые ресурсы - представленные денежными средствами, принадлежащими субъекту, учитывая, в том числе, и средства в иностранной валюте;
- капитальные средства - олицетворяемые вещной формой недвижимого и приравниваемого к нему имущества в виде техники, технологии;
- материальные ресурсы - предметы труда; сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, топливо, незавершенное строительство и отходы производства, а также запасные части машин, предназначенные для ремонта оборудования, тара и тарные материалы;
- научно-информационные ресурсы, выраженные в сведениях о знаниях человечества, о ситуации в рыночной сфере, состоянии законодательства и т.п.;
- личностные параметры предпринимателя, отражающие его возможности на основе знаний и опыта;
- организационные параметры предпринимательской структуры, состоящие в возможностях как мобилизации внутренних сил предприятия, так и привлечения сил извне.
В дополнение к этому перечню следует отметить, что природные ресурсы подразделяются на восполнимые и невосполнимые, что диктует внимание общества к их расходованию. Что касается материальных ресурсов, то предприятие может иметь в качестве дополнительного источника использование отходов своего производства, т.е. обращаться к вторичным ресурсам.
В общей постановке вопроса справедливо утверждение, что все виды ресурсов необходимы и используются во всех видах предпринимательства. Различие состоит не в перечне видов потребляемых ресурсов, а в их конкретных проявлениях, в масштабах потребления каждого из них, в соотношении этих масштабов. Еще одно отличие обнаруживается в возможности непосредственного из природы либо опосредованного привлечения ресурсов. Все экономические ситуации состоят не только во взаимодействии человека с природой, но и людей между собой. Это вызывает в самом широком масштабе приобретение ресурсов у их собственников.
Приведенный перечень ресурсов побуждает дополнить некоторые суждения. Можно рассмотреть перечень позиций важности ресурсов в различных сферах предпринимательской деятельности.
Природа предоставляет для производственного использования земельные угодья, недра, водные бассейны и богатства их, воздушный бассейн, растительный и животный мир, климатические особенности регионов. Все эти проявления природы иногда для краткости терминологии обобщают в одном слове - «земля». Очевидно, что некоторые природные факторы напрямую лежат в основе организации предпринимательства. Это относится к добыче природных ископаемых, запасы которых, как бы ни были велики, в конце концов, ограничены, охоте, рыболовству, звероводству, лесозаготовкам, производству электроэнергии с использованием силы движения воды или воздуха, а также солнечной энергии.
В иных случаях природные факторы обеспечивают возможность осуществления деятельности, иногда в зависимости от сезона года или состояния погоды, например, в части организации водного (речного и морского) или воздушного транспорта, спортивного или медицинского использования климатических характеристик регионов. Сельскохозяйственное производство целиком базируется на использовании продуктивной функции земельных угодий.
Наряду с этим надо отметить, что для осуществления любой предпринимательской деятельности, а для производственной особенно, необходима определенная площадь земельного участка, подчас весьма значительная. Отсутствие возможности занять такой участок исключает возможность осуществления предпринимательства на этой территории даже при наличии всех других ресурсов.
Природные ресурсы требуют их бережного сохранения. Производственные предприятия должны принимать меры по их защите, предотвращению загрязнения воздушного пространства, водных бассейнов, земельных территорий путем создания очистных сооружений, использования оборотного водоснабжения, утилизации отходов.
Трудовые ресурсы определяются совокупностью физических и духовных способностей населения, находящегося в трудоспособном возрасте и состоянии принимать участие в трудовых процессах. Эти способности определяются рядом факторов, среди которых в первую очередь отмечаются демографические - численность, средний возраст жизни, половозрастная структура, распределение по территории страны, миграционная мобильность. Большое значение имеет образовательный уровень и уровень профессиональной подготовки. Проблема трудовых ресурсов тесно связана с уровнем безработицы, явной или скрытой. Трудовые ресурсы относятся к числу воспроизводимых.
Вопросы финансовых ресурсов, капитальных средств и материальных ресурсов рассмотрены в последующих юнитах дисциплины. Оценка личностных параметров предпринимателя может быть сделана на основе его психологических черт и философских воззрений. Существенные организационные параметры предприятия зависят от организационно-правовой формы предприятия, размеров уставного капитала и других условий.
- Роль цены в экономике предприятия.
Значение цены в экономике предприятия огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность производства продукции и услуг и, в конечном счете, на уровень жизни общества.
Цена - это денежное выражение товарной стоимости продукции, работ и услуг. С другой стороны цена – это количество денег, которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенного товара или услуги.
Рассмотрим теперь процесс формирования цены. Как показано на схеме, рис. 6.1, цена продавца формируется на основе учета полных издержек и желаемой прибыли. Однако под действием конкурентов маркетинговое пространство ценовой политики продавца сужается, что, в конце концов, приводит к снижению цены продавца.
Структура цены
При совпадении цены продавца и покупателя совершается продажа/покупка товара или услуги. В отдельных случаях продавец вынужден продавать свой товар по цене, не приносящей ему ни прибыли, ни убытков (точка безубыточности).
Цена выполняет следующие основные функции в экономике:
1. Функция учета затрат при производстве товаров и услуг.
2. Стимулирующая функция. Более высокая цена увеличивает заинтересованность в производственном процессе.
3. Распределительная функция цены способствует организации сбыта товаров и услуг предприятия.
4. Функция рационального распределения размещения производства товаров и услуг на рынке.
5. Функция сбалансирования спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена, и наоборот.
Таким образом, роль цены на рынке проявляется в следующих направлениях:
- цена как индикатор рынка, отражающий весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие, взаимодействие;
- цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на поведение субъектов и факторы рынка.
Ценовая политика предприятия — важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.
Существуют три основные цели ценовой политики предприятия: обеспечение выживаемости, максимизация прибыли и удержание рынка.
Обеспечение выживаемости - главная цель предприятия, осуществляющего свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка, и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.
К максимизации прибыли стремятся не только предприятия, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях предприятие делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль.
Удержание рынка состоит в сохранении существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Для достижения этой цели предприятие реализует все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов, а именно, спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить предприятие. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.
Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. Прямые способы — это установление определенного порядка ценообразования, косвенные направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.
- Конкуренция и ценообразование.
1.1. Типы конкуренции и их характеристика
Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком – обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.
Анализ аспектов рынка позволяет выделить важнейший критерий конкурентности рынка – наличие или отсутствие у фирмы рыночной власти.
Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. На основе этого критерия выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – это организационная структура рынков, характеризующихся большим количеством покупателей и продавцов, свободным вступлением и выходом, равным доступом к информации и однородным продуктом, в связи с чем отдельный предприниматель не может влиять на цену. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования.
В современной экономике практически невозможно найти свободный, или совершенно конкурентный, рынок. Рынки, не соответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция – форма организации тех рынков, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. По степени полноты рыночной власти выделяют монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. Производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.
Такая модель имеет свои характерные черты:
- продавец является единственным производителем данного товара (продукта);