Файл: Понятие и основные критерии классификация управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принятие решений — ключевое звено любой управленческой деятельности. Каждый человек на рабочем месте сталкивается с проблемами, принимает решения в рамках своей должности, компетенции, квалификации. Но решения, которые принимают управленцы, сказываются на поведении других индивидов, групп, организации в целом, а в случае государственного и муниципального управления — целых общностей людей.

Решения, которые принимают руководители, находятся под пристальным вниманием как подчиненных, так и многочисленных наблюдателей, которые на этом основании судят о квалификации и качестве руководства организации, делают прогнозы относительно ее будущего. Большинство руководителей это хорошо понимают и стремятся ответственно подходить к принятию решений, особенно таких, которые имеют долговременные последствия для организации, тщательно просчитывать последствия таких решений. Однако нередки случаи, когда несмотря на большие усилия, потраченные на подготовку и принятие решений, воплотить в жизнь их не удается или результат реализации решения не оправдывает ожидания. Чаще всего это про исходит потому, что лица, принимающие решения, не использовали или не в полном объеме использовали возможности повышения качества принимаемых управленческих решений, которые предоставляет теория правления или, точнее, ее раздел, посвященный теории принятия управленческих решений.

Теория принятия решений строится как обобщение практики лучших методов принятия решений, рождающихся в сфере государственного управления, бизнеса, в системе некоммерческих, общественных организаций. Лучшие из них, доказавшие на практике свою эффективность, быстро подхватываются, обобщаются, адаптируются и активно применяются. Так, в частности, бизнес получил из государственного управления широкий спектр методов принятия стратегических решений (да и сам термин «стратегия» пришел из сферы военного строительства и управления). В свою очередь, именно в бизнесе были разработаны современные высокоэффективные методы планирования, контроля, бюджетирования, без которых в настоящее время не может обойтись ни одна организация государственного управления. Структуры гражданского общества породили сначала интерес, а затем и насущную необходимость учитывать моральные аспекты принимаемых решений. Они же способствовали системному видению проблем и решений как в государственном управлении, так и в коммерческой деятельности.

Управленческие решения


    1. Основные понятия и сущность управленческих решений

Среди многообразия проблем в современном менеджменте одной из важнейших на сегодняшний день является разработка, принятие и реализация управленческого решения (УР), являющегося основным инструментом управленческого воздействия.

Процесс принятия управленческих решений находится на центральном, иерархически главном месте во всей структуре управленческой деятельности, так как именно он определяет и содержание этой деятельности, и ее результаты.

Исследование науки принятия решений начато еще в первой половине XVIII века. В это время ученые установили, что функция полезности имеет нелинейный характер. В дальнейшем Пьер-Симон де Лаплас доказал, что эта функция имеет логарифмическую форму. Большой вклад в разработку и принятие управленческих решений внес профессор математики Джон фон Нейман, обосновавший теорию игр. Он утверждал, что многие игры с использованием теории вероятности могут разрешаться вполне рационально.

Достаточно большой вклад в развитие науки об управленческих решениях внесли и советские ученые. Так, в 1939 г. советский математик и экономист, академик Л.В. Канторович не только сформулировал задачу линейного программирования, но и разработал алгоритм её решения.

Необходимость решения сложных стратегических, геополитических задач ХХ века обусловила интенсивное развитие науки принятия решений. В дальнейшем она, расширив границы понимания, была распространена и на область экономического управления.

Обобщая научную литературу и взгляды специалистов, можно заключить, что теория управленческих решений в своем становлении прошли три этапа.

Первый этап (начало 40-х годов XX века) – группе английских ученых было поручено принять решение по проблемам, связанным с боевыми действиями и обороной. В это время был разработан кибернетический подход к разработке решений, который в дальнейшем получил название «теория принятия решений».

Именно этот период ученые считают началом развития теоретических основ принятия управленческих решений.

Второй этап (50-60-е годы XX века) – Герберт Саймон и Джеймс Гарднер Март создают новое научное направление, которое в американском менеджменте было обозначено как «школа принятия решений». В этот период уже сформированная система разработки и принятия управленческих решений была сформулирована и представлена во многих экономических дисциплинах.


Третий этап (последняя четверть ХХ века) – данный этап характеризуется оформлением теории управленческих решений в самостоятельное направление научного знания. В это время в развитии теории принятия решений принимают активное участие математики и философы, психологи и социологи, экономисты и юристы. Необходимость в принятии решений с применением научного подхода возникает на всех этапах процесса управления. Принятие решений рассматривается как составная часть управленческих функций.

Многообразие научной литературы и взглядов специалистов на понятие «решение» позволяет представить его как произвольный акт выбора варианта в человеческом поведении; выбор альтернативы действия или направления действия; акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения, формула действий, вариант воздействия; действие руководства, ведущее к разрешению противоречия и изменению ситуации; результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели; один из центральных процессов управления организацией; основанный на оценке издержек выбор из совокупности альтернативных действий.

Несмотря на достаточное количество взглядов на разнообразие формулировок управленческого решения, основные положения просматриваются через все определения. Абсолютно очевидно, что любое управленческое решение составляет основу процесса управления.

Наиболее четко понятия «решение» и «управленческие решение» сформулированы в работах В.Б. Ременникова. Решение – это выбор альтернативы в деятельности любого человека. Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Любое управленческие решение готовится, разрабатывается и принимается в какой-либо ситуации и, как правило, с целью решения какой-либо проблемы. Этим обусловлена связь понятия «управленческое решение» с такими важными понятиями, как «ситуация» и «проблема».

Ситуация – это некое состояние управляемой системы, оцениваемое целями экономической организации.

Управленческая ситуация – определенная производственная обстановка, создающаяся в силу ряда конкретных условий и обстоятельств.

Проблема – это ведущее противоречие цели и ситуации.

На практике выделяют два аспекта проблемы:

  • Осознание проблемы.

Заключается в установлении факта ее существования. Например, «снижение спроса на конкретный товар» является проблемой. Да, для нас очевидна данная проблема, и мы это осознаем, но в силу каких причин это произошло?

  • Определение проблемы.

Это ответ на вопросы: что действительно происходит в организации и каковы причины происходящего? Так по каким же причинам произошло снижение спроса на данный товар? Может быть, появился конкурент? Может, изменились предпочтения потребителей? Может, изменилась покупательская способность? Безусловно, невозможно решить проблему, не осознав ее и не определив причины происходящего.

«Управленческое решение» может рассматриваться и как процесс, и как явление.

Как процесс управленческое решение представляет собой поиск, группировку и анализ требуемой информации в интересах разработки, утверждения и реализации задуманного.

Как явление управленческое решение – это план мероприятий, постановление, директива, устное или письменное распоряжение.

Сущность управленческого решения характеризуется рядом аспектов

- экономический аспект заключается в том, что на разработку и реализацию любого управленческого решения требуются затраты, соответственно, каждое управленческое решение имеет реальную стоимость;

- организационный аспект заключается в формировании работоспособного коллектива с распределением прав, обязанностей и ответственности. Данный аспект затрагивает механизмы контроля управления и выделение необходимых ресурсов;

- социальный аспект затрагивает систему управления персоналом;

- правовой аспект заключается в соблюдении как требований законодательства, так и требований, установленных самой организацией;

- технологический аспект состоит в обеспечении необходимыми средствами и ресурсами для разработки, принятия и реализации управленческого решения.

    1. Типы и уровни принятия управленческих решений

В зависимости от степени рациональности и ясности критериев оценки альтернатив различают следующие типы решений.

Интуитивные решения.

Это решения, принимаемые на основе ощущения того, что оно правильное. Менеджер сознательно не рассматривает сильные и слабые стороны различных вариантов, зачастую даже не осмысливает их, а просто делает выбор в пользу одного из них, не опираясь ни на какие аргументы, но лишь на интуицию. Такие решения доминируют в повседневной жизни, хотя часто встречаются в решении организационных проблем.


Решения, основанные на суждениях.

Такие решения принимаются на основе знаний и накопленного опыта. В основе решений подобного типа лежит прогноз будущих результатов решения, основанный на аналогии с прошлыми ситуациями и результатами прошлых решений. Преимущества этого метода в скорости принятия решений. Отсутствие неожиданных, инновационных решений, опора на прошлый опыт в какой-то мере гарантирует от грубых ошибок.

Рациональные решения.

Как правило, это лучшие решения. Рациональный подход предполагает формирование всех возможных разумных альтернатив решения, разработку критериев их оценки и выбор на этой основе предпочтительного варианта.

В зависимости от того на каком уровне в управленческой вертикали находится руководитель, меняется сложность задач по принятию решений; его ответственность; негативные последствия для организации в случае принятия неправильного решения, неверного определения критериев или выбора не лучшей альтернативы. Соответствующим образом меняются и требования к мастерству, опыту и навыкам принятия решений руководителя.

Английские исследователи менеджмента М. Вудкок и Д. Френсис выделяют четыре уровня принятия решений, каждый из которых требует от руководителя овладения определенными ключевыми навыками и имеет свои особенности.

Уровень первый: рутинный.

Решения, принимаемые на этом уровне, имеют обыденный, рутинный характер, представляют собой часто повторяющиеся процедуры. Служащий руководствуется инструкцией или имеющейся программой действий. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны. Трудности здесь могут возникнуть, если руководитель не обладает чутьем, неверно трактует имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действует нелогично, нарушает инструкции либо проявляет нерешительность и не может обеспечить эффективных действий в нужное время.

Уровень второй: селективный.

На этом уровне требуется инициатива и свобода действий, но в ограниченных пределах. Здесь руководитель оценивает достоинства и недостатки альтернатив и старается выбрать лучшую. Результативность зависит от способности руководителя выбрать такое направление действий, которое с максимальной вероятностью окажется приемлемым, экономичным и эффективным.

Уровень третий: адаптационный.

На этом уровне встречаются дополнительные трудности, так как здесь менеджер должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. На адаптационном уровне обычно имеется набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех менеджера зависит от его личной инициативности и способности выдвигать новые идеи. Подобные решения дают ответ на проблемы, который мог существовать и ранее, но в иной конкретной форме. Руководитель ищет новое решение известной проблемы.