Файл: Понятие и основные критерии классификация управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень четвертый: инновационный. Эти проблемы наиболее сложны и требуют наибольшего внимания среди всех, с которыми сталкивается менеджер. Здесь для достижения удовлетворительного результата нужен совершенно новый подход. Зачастую такой проблемой может быть та, которую плохо поняли ранее и для решения которой необходимы абсолютно новые представления и методы. Руководитель должен уметь понимать эти новые непрогнозируемые проблемы и развивать в себе способность мыслить новаторски, чтобы успешно их решать.

Уровень принятия решений

Ключевые навыки

Уровень первый: рутинный.

Неукоснительное следование процедуре

Разумная оценка ситуации

Гуманное лидерство

Контроль/мотивация

Уровень второй: селективный.

Установление целей

Планирование

Анализ/развитие

Анализ информации

Уровень третий: адаптационный.

Идентификация проблем

Систематизированное решение проблем

Создание рабочих групп

Анализ возможного риска

Уровень четвертый: инновационный

Творческое управление

Стратегическое планирование

Системное развитие

Классификация управленческих решений

В научной литературе предлагается достаточное количество классификаций управленческих решений. Обобщив данное многообразие, рассмотрим виды управленческих решений по общим классификационным признакам:

  1. По функциям управления – управленческие решения могут быть плановые; организационные; мотивационные; координационные; контрольные.
  2. По содержанию – управленческие решения могут подразделяться на социальные; экономические; технические; политические и т.д.
  3. По содержательно-функциональному признаку – управленческие решения принимаются относительно финансов; производства; снабжения; персонала; маркетинга.
  4. По лицу, принимающему решения – индивидуальные; групповые. В теории принятия решений есть специальный термин – лицо, принимающее решение (ЛПР). Индивидуальные решения принимаются единолично. Индивидуальное ЛПР, как правило, это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение, и на ком лежит ответственность за его выполнение. Но встречаются ситуации, когда проект решения готовит группа экспертов, в этом случае речь идет о коллективном или групповом ЛПР.
  5. По управленческой ситуации – принятие решения может происходить как процесс, а может происходить как выбор.
  6. По степени полноты информации – управленческие решения могут приниматься в условиях определенности, в условиях неопределенности и в условиях риска.
  7. По количеству целей – выделяют одноцелевые и многоцелевые решения.
  8. По сроку действия – управленческие решения принимаются на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Стратегические решения связаны с разработкой стратегических документов (концепции развития, стратегические планы и программы). Такие решения ориентированы на длительную перспективу. Тактические решения направлены на детализацию стратегических решений и связаны с выбором способа, метода реализации стратегических решений. Оперативные решения непосредственно воздействуют на процесс реализации стратегических и тактических решений. Они определяют содержание текущей деятельности организации и лежат в основе оперативных планов.
  9. По возможности программирования – программируемые и непрограммируемые.
  10. По обязательности выполнения – директивные и рекомендательные.
  11. По срочности решения – срочные и несрочные, это необходимо знать для расстановки приоритетов.
  12. По уровню управления – УР могут приниматься на региональном уровне, на уровне отдельных организаций и внутри организации.
  13. По уровню творчества – выделяют рутинные и творческие управленческие решения. Рутинные УР принимаются по проблемам, часто повторяющимся в организации. Такие решения принимаются быстро, без особых раздумий. Творческие УР основаны на инновациях, на умении нестандартно взглянуть на проблему. Альтернативы для таких решений заранее не известны.
  14. По подходу к принятию решения – УР могут приниматься на основании трех подходов:

  • первый подход – «интуитивный». Представляет собой выбор, при котором не используются методы, не проводится оценка вариантов, т.е. решение принимается интуитивно, посредством одномоментного подсознательного вывода, основанного на воображении и предшествующем

опыте, чутье и проницательности ЛПР. Однако при таком подходе высока вероятность неудачи;

  • второй подход – «основанный на суждениях». Такие решения принимаются на основе прошлого опыта. Логика не очевидна, но чрезмерная ориентация на прошлый опыт может привести к исключению новых альтернатив;
  • третий подход – «рациональный». Рациональные решения принимаются как процесс, т.е. поэтапно, исходя из логики и расчетов.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Условия и факторы качества управленческих решений

Процесс разработки и принятия решения должен соответствовать ряду требований, а именно:

  • управленческое решение должно быть реальным, то есть исходить из реально достижимых целей, реально имеющихся ресурсов, времени и возможностей для реализации;
  • управленческое решение должно содержать механизмы его реализации, то есть содержание решения должно включать такие разделы, как планирование, организация, координация, мотивация и контроль;
  • управленческое решение должно быть устойчивым к допущенным ошибкам при сборе и обработке информации для принятия решений;
  • управленческое решение должно готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют;
  • управленческое решение должно быть реализуемым, т.е. ЛПР должно учитывать все ограничения и обеспечить возможность его реализации;
  • управленческое решение должно быть гибким, то есть несмотря на измените условий в процессе принятия решения, должна оставаться возможность его корректировки. При этом цели и задачи должны реально соотноситься с располагаемыми ресурсами, способами и технологиями.

Одной из проблем в принятии управленческих решений является обеспечение его высокого качества. Управленческое решение, которое соответствует установленным требованиям, признается качественным.

Качество управленческого решения определяется как степень соответствия параметров определенной альтернативы установленной системе

характеристик.

На качество управленческого решения влияет:

- научное обоснование альтернатив;

- исследование влияния экономических законов на эффективность решения;


- сбор полной, достоверной, насыщенной информации и ее объективная интерпретация;

- применение методов прогнозирования, математического моделирования и экономического обоснования каждой альтернативы;

- применение структурированного подхода к разработке и принятию управленческого решения;

- правовое обеспечение реализации управленческого решения;

- автоматизированные системы управления;

- правильное распределение прав, полномочий и ответственности;

- наличие систем мотивации исполнителей;

- функционирование механизма реализации решения;

- наличие альтернатив решений (не менее трех).

Таким образом, можно сделать вывод, что в управленческой деятельности функции управления тесно взаимосвязаны с процедурой принятия управленческих решений. Знание научных методов управления, эффективное определение средств и выбор оптимальных критериев являются необходимыми условиями для принятия качественного решения.

Заключение:

Принятие решений — основа процесса управления. От качества принимаемых решений в конечном счете зависит достижение целей отделом, департаментом, организацией в целом. В организациях государственного управления спектр принимаемых решений весьма широк: это решения в сфере планирования, организации деятельности, мотивации работы персонала, контроля и проверки исполнения решений.

Различают обыденные и административные решения. Обыденные принимаются в повседневной жизни и не основываются на конкретной, представленной в явном виде методике, а их качество зависит от индивидуального опыта лица, принимающего решения, и его «житейской мудрости».

Административные решения подразделяются на экспертные и управленческие. Первые носят рекомендательный характер и принимаются специалистами, внутренними и внешними консультантами. Вторые принимаются непосредственными руководителями подразделений, организации в целом.

Решения, принимаемые руководителями организации, классифицируются по разным основаниям: по степени субъективности-объективности отношений, отражаемых в решении; по содержанию и форме решений; по времени действия решений.

Решения различаются также по степени рациональности: интуитивные решения, основанные на суждениях; рациональные.

В зависимости от того, на каком уровне в управленческой вертикали находится руководитель, меняется сложность задач по принятию решений, его ответственность, последствия для организации, наступающие в том случае, если принято неправильное решение, неверно были определены критерии или выбрана не лучшая альтернатива.


Важно различать запрограммированные и незапрограммированные решения. Решения запрограммированы в той степени, в которой они повторимы и рутинны, и выработаны определенные процедуры для их принятия. Решения рассматриваются как незапрограммированные, если они являются новыми, неструктурированными (т.е. их нельзя разбить на ряд простых, запрограммированных). Незапрограммированные решения принимаются для того, чтобы справиться с новыми или неточно определенными проблемами. Именно умение принимать незапрограммированные решения характеризует хорошего менеджера, так как в принятии таких решений необходим высокий уровень интуиции и понимания. Существует несколько степеней незапрограммированности решений. Чем более сложным становится решение, а неопределенность увеличивается, тем в большей степени они становятся незапрограммированными. Различаются также жесткие и мягкие проблемы. Первые имеют одно оптимальное решение, которое может быть как запрограммированным, так и незапрограммированным. Мягкие проблемы относятся к ситуациям с высокой степенью неопределенности характеризующих их параметров или с выраженной субъективной оценкой восприятия проблемы и характеризуются отсутствием единственного оптимального решения.

Эффективным методом управления процессом принятия незапрограммированных решений является метод инкрементализма.